«БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ» ***
(9, Вс, БТ, 10-10)
Ballad of a Soldier, СССР, 1959, 89 мин, PG. Реж. Григорий Чухрай («Сорок первый», «Чистое небо»); в рол.: Владимир Ивашов (Алеша Скворцов), Жанна Прохоренко (Шура), Антонина Максимова (мама Алеши), Николай Крючков (генерал), Евгений Урбанский (инвалид Вася), Эльза Леждей (жена Васи), Лев Борисов (солдат-балагур), Евгений Евстигнеев (водитель грузовика), Георгий Юматов (сержант), Валентина Телегина (женщина-шофер), Владимир Кашпур (муж Зои), Геннадий Юхтин (Сережа Павлов), Юрий Дубровин, Нина Меньшикова
Военная драма. Прославленная и истинно народная лента. Начинается она со сцены, способной украсить любой голливудский боевик: рядовой Алеша Скворцов практически с перепугу подбивает вражеский танк. Однако вместо заслуженной правительственной награды просит у генерала 2 дня отпуска, чтобы подправить крышу в недалеком отсюда отчем доме. В пути с ним происходит много различных событий. Алексей торопится жить, словно бы предчувствуя скорую трагическую развязку, но при этом не поспешая… Чистый, светлый и немного наивный фильм, ставший событием мирового масштаба, что подтверждается и впечатляющим списком регалий. Номинация на «Оскар» за сценарий (!) Г.Чухрая и В.Ежова. Премия BAFTA за фильм. Номинация – Ивашову, как «иноартисту». Специальный приз жюри на МКФ в Канне. Награды МКФ в Сан-Франциско, Лондоне, Милане и Тегеране. Премии «Золотой лавр» Д.Селзнера и «Давид» (Италия). Премия Bodil (Дания). Номинация Нью-йоркской ассоциации критиков за «инофильм». Гран-при и премия за режиссуру на ВКФ в Минске и, наконец, Ленинская премия. 19-летние дебютанты В.Ивашов («Герой нашего времени») и Ж.Прохоренко («А если это любовь?») сразу же получили звездный статус. Некоторые эпизоды фильма стали классическими. По версии издания «Первый век кино» «Баллада» входит в 100 шедевров мирового кино. «Алеша – символ русского народа, – отмечено в нем. – И вместе с тем, он – живой. Он искренний, естественный. Доверие к нему – теплое, настоящее. Алеша – часть человеческой общности, скрепленной бедой. Его жизнь – только начало жизни. Это безгрешная душа. А лучшие всегда умирают первыми». 11-е место среди советских картин в годовом прокате (30,1 млн зрителей). Рейтинг IMDb – 8/3194 голоса. 14% ответивших оценили фильм в 1 балл. Поразительно, но женская оценка – 5,8/501 голос, а у зрительниц старше 45 лет и вовсе – 3,3. Для меня тут кроется некая загадка. ***
«ВТОРЫЕ»
(8, Сб, РТР, 16-30)
Россия, 2010, 552 мин, PG. Реж. Александр Даруга («Маша и море», «Дорогие дети»); в рол.: Анатолий Пашинин (к-н Павел Кочубей), Владимир Стеклов (комиссар Мирзоев), Игорь Лагутин (пол-к Алехин), Александр Сирин (Штайнер), Алексей Воробьев (Костя Карамышев), Нина Гусева (Катя Седова), Алексей Пашутин (Михаил Седов), Алексей Даруга (Остапчук), Ольга Стрелецкая (Маринка), Александр Робак (Барин), Максим Дрозд (Троянов), Сергей Удовик (Лебедев), Дмитрий Муляр (Серов)
Военно-приключенческая драма для ТВ (8 серий), сюжет которой основан на реальных событиях. Идея создания ленты возникла в 2003 г. после разговора с одним из участников специальной группы «Вторые», которая была образована по приказу Берии в 1941 г. Задачи подразделения: обнаружить немецкую разведшколу и выяснить секрет оружия – панцеркнакке, созданного фашистами специально для уничтожения первых лиц Советского государства. При этом известно, что группа «Первые» была заброшена в тыл врага, где полностью уничтожена. Причем еще на подходе к врагу… Для создателей представляемого мини-сериала особенно интересно было то обстоятельство, что в разведотряде по ходу следования к установленной цели обнаруживается конфликт характеров и интересов. Во многом это связано с тем, что членами «Вторых» волею случая становятся беглые зэки… Итак, 1941 г. В трехстах километрах от Москвы, на маршруте следования первых лиц государства, сотрудники НКВД обезвреживают группу немецких диверсантов, намеревавшихся убить Сталина. В момент задержания врагами применяется неизвестное оружие, похожее на реактивный снаряд. Возникает много вопросов, и в том числе, как фашистам удалось получить совершенно секретную информацию? Съемки проводились летом 2009 г. в Ярославле и области (в т.ч. у села с названием Горе-Грязь). Изначально планировалось отснять 16 серий, но пришлось укладываться в 8. Рейтинга IMDb нет.
«ГОСПОДИН МАКС»
(4, Чт, Лад, 23-10)
Monsieur Max, Франция, 2007, 90 мин, PG. Реж. Габриэль Агион («Любимая теща», «Распутник», «Распутницы»); в рол.: Жан-Клод Бриали (Макс Жакоб), Доминик Блан (Алиса), Гийом Гальенн (юный Макс), Феодор Аткин (Пабло Пикассо), Назим Буджена (юный Пикассо), Жан-Клод Дрейфус (Саша Гитри), Эрик Нагар (кюре), Алексис Мишалик (Жан Маре), Жан-Кретьен Сибертен-Блан (Жан Кокто), Эмманюэль Ле Конте (Рене), Антон Яковлев (Брюннер)
Историко-биографическая драма для ТВ. Лента посвящена французскому поэту, писателю, искусствоведу и художнику Максу Жакобу (12.7.1876 – 5.3.1944 г.), выходцу из семьи немецких евреев. Он работал в разных жанрах, но наиболее значительное влияние оказал на эстетику сюрреализма. Стихи Жакоба использовали многие известные композиторы. Среди друзей Макса было много знаменитостей: Пикассо, Аполлинер, Модильяни, Маре, Кокто, Гитри… Он вел бурно-богемный образ жизни. Еще в 1915 году по ряду причин Жакоб принял католицизм, много лет прожил в бенедиктинском монастыре Сен-Бенуа-сюр-Луар. Но для нацистских захватчиков он все равно оставался евреем и гомосексуалистом. Поэтому даже удивительно, что Жакоб был найден и арестован только 24 февраля 1944 г. Оказавшись в концлагере Дранси, он вскоре умирает от воспаления легких. В 1960 г. Жакоб официально причисляется к поэтам, погибшим за Францию, а его имя начертано на мемориальной доске павшим в 1939–1945 гг. писателям в парижском Пантеоне. В представляемом фильме акцент делается на последних днях жизни Жакоба. Помогает старику только Алиса (48-летняя Д.Блан, «Индокитай»), которую он опекал, когда она была еще ребенком. Дама пытается сделать поистине невозможное, чтобы вызволить поэта из лагеря, но… Важно отметить, что играет Жакоба также прославленная фигура на излете уже своей жизни. Для Ж.-К.Бриали (30.3.1933 – 30.5.2007 г.), запомнившегося по ролям в шедеврах Ренуара, Трюффо, Малля, «Господин Макс» – последний в жизни фильм. Жаль, что он оказался не очень удачным в творческом плане. Музыка Антуана Дюамеля («Насмешка»). Наград нет. Рейтинг IMDb – 6,5/28 голосов. Видеоназвание – «Месье Макс».
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
(8, Сб, РТР, 11-10)
Россия, 2006, 75 мин, PG. Реж.-сцен. Федор Петрухин («Дина», «На Муромской дорожке»); в рол.: Виктор Сергачев (Алексей Привалов), Дмитрий Дюжев (молодой Алексей), Анатолий Кузнецов (Андрей Николенко), Егор Клейменов (молодой Андрей), Сейдула Молдаханов. (Узбек/Шарипов), Олег Васильков (Александр Сергеевич), Игорь Волков (подполковник), Федор Смирнов (Курочкин), Денис Гнедовец (Сальников), Александр Печенин (Петелин), Валерия Скороходова (Люда), Николай Стамбула (Сорокин), Борис Токарев (к-н Круглов), Александр Скляр («афганец»)
Военная драма. События ленты происходят, как во время Великой Отечественной, так и в наше мирное время. Два ветерана войны, конечно же, очень пожилые люди, с трудом, но узнают друг друга во время репетиции очередного парада Победы. Разумеется, это подталкивает их к воспоминаниям, все еще полным эмоций. Ведь после первого боя из всей роты уцелели только они. Зрители фильма знакомятся с тем, как это было. Вот штрафная рота на марше. Люди попали в нее по самым разным причинам, поэтому трений не избежать. Впрочем, до какого-то времени все складывается более-менее по-людски, включая переноску спящего лейтенанта. Да и что все эти трудности в сравнении с атакой, в ходе которой нужно разминировать поле собственными телами… В фильме есть несколько броских сцен, но в целом получилось так себе. Приз фестиваля военно-патриотического кино «Волоколамский рубеж». Рейтинга IMDb нет. *1/2
«ИСЧЕЗНУВШИЕ»
(8, Сб, ОНЬ, 21-05)
Россия, 2009, 208 мин, PG. Реж. Вадим Островский («Лилии для Лилии», «Планета Православия»); в рол.: Егор Пазенко (Гонта), Кирилл Пирогов (м-р Топорков), Владимир Толоконников (Андреев), Николай Иванов (Лёвушкин), Александр Воробьев (Широков), Михаил Трухин (Беркович), Андрей Феськов (Бертолет), Иван Паршин (Степан), Елена Лядова (Галка), Митя Лабуш (Мошкин), Павел Трубинер (Сыромягин), Светлана Чуйкина (Фрося)
Военные приключения с элементами детектива и триллера для ТВ (4 серии) по повести украинца Виктора Смирнова (род. 12.3.1933 г.) «Обратной дороги нет», которая в 1970 г. была удачно экранизирована для ТВ. «Исчезнувшие» – римейк, с сохранением имен и образов персонажей. Хотя, разумеется, есть и отличия. Итак, 1942 г. Бегущего из лагеря пленных майора Топоркова из топи в последний момент вытягивают заметившие его партизаны. Отряд фактически пребывает в блокаде, прячется в болотах и питается крапивой. Ведь у немцев неподалеку размещается аэродром, а значит, имеются серьезные основания для стягивания крупных сил. Топоркова, разумеется, подозревают, но благо, по трем родинкам на макушке его узнает еврейский парикмахер Беркович. Затем майор указывает, где на дне реки припрятана мука и получает под свое командование обоз с бойцами, отправляющийся уничтожить электростанцию, а значит парализовать работу аэропорта. В пути выясняется, что среди выполняющих миссию, точно есть предатель. Но как его вычислить, если подозревать можно каждого?.. Авторами ленты много внимания уделяется сложным взаимоотношениям бойцов отряда, но и батальные сцены вполне добротны. Музыка Руслана Муратова («Каникулы строгого режима»). Рейтинга IMDb нет. *1/2
«КАТЯ»
(8-9, Сб-Вс, СТВ, 13-20)
Россия, 2009, 12 серий, PG. Реж. Эльёр Ишмухамедов («Влюбленные», «Юность гения»); в рол.: Катерина Шпица (Катя Новикова), Николай Кисличенко (Паша Алексеев), Елена Яковлева (Клавдия), Ингеборга Дапкунайте (Мария Алексеевна), Алена Бабенко (Анна Сергеевна), Дмитрий Нагиев (Григорий), Александр Феклистов (Владимир Барсуков), Борис Щербаков (Алексей), Алексей Шевченков (Сергей), Олег Валкман (Петр Михайлович), Анатолий Лобоцкий (Иван Гордеев)
Военная драма по сценарию Валерии Костиной («Летом я предпочитаю...»). Весна 1941 г. Российская глубинка. Ватага пацанов, возглавляемая… 16-летней сорви-головой Катей Новиковой, спешит поиграть в футбол, но удобный для этого пустырь занят командой Рыжего. Выдвигается ультиматум, а решиться все должно в матче. И надо же было такому случиться, что травмированного игрока в команде Рыжего столь успешно заменяет недавно приехавший к тетке сын репрессированного Павел, что Катя сотоварищи, до этого ведя в счете, терпят досадное поражение… Чем не повод для возникновения чувств? Начинается война. Катя (23-летняя К.Шпица, «Синие ночи») дежурит в госпитале. Она провожает на фронт сначала отца, а затем и Павла, которого из-за неправильных родителей отправляют в штрафбат. Недалеко от городка высаживается группа диверсантов… «Мыльная опера» на военный лад. Обратите внимание на актерский состав. Рейтинг IMDb -- 2,9/5 голосов.
«ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК»
(4, Вт, Лад, 22-40)
Bon plan/Great Idea, Франция, 2000, 90 мин, PG. Реж. Жером Леви (единственная постановка известного мастера звука); в рол.: Людивин Санье (Клементина), Тьерри Лермитт (Кнут), Вероник Бальм (Каролина), Мари Жили-Пьер (Бриджитт), Томас Бланшард (Бруно), Паскаль Ренерик (Лайонель), Ролан Жиро (Вагнер), Бранко Тесанович (Фабио), Стипо Желек (Игорь)
Молодежные романтические приключения. Дорожный фильм, который можно назвать и своеобразным рекламным туром. Или антирекламным. Ведь пятерка юношей и девушек, которым немногим больше 20 лет, решают отметить окончание колледжа и вступление во взрослую жизнь гранд-туром по старушке Европе. За месяц ребята должны посетить 15 городов нескольких стран: от Голландии до Греции. Согласитесь, грандиозный план, однако у Лайонеля, Каролины, Бриджитт, Бруно и Клементины не так уж и много денег. Но разве это беда, если все еще ощущаешь себя студентом? В пути наши герои, разумеется, попадают в разного рода переплеты. Чаще смешные, нередко пикантные, но иногда и опасные. Уже в первом пункте поездки – «обкуренном» Амстердаме, вместо отеля наши туристы оказываются в ночлежке, едва унеся оттуда ноги. Зато им порой здорово везет. Встретившийся преподаватель приглашает молодых людей погостить на шикарной яхте своего друга. И разве кто думал, что дойдет до дебоша и вызова полиции? Впрочем, впереди у компании исторические места, музеи и развлекательные заведения Германии, Италии и Эгейского побережья. Любопытно, как видят события ленты профессионалы турбизнеса? Ведь молодые люди, кажется, поступают вопреки любой логике, пытаясь самостоятельно и бессистемно решать задачи по переездам, размещению в гостиницах, посещению музеев и т.д., почти ничего не успевая и тратя денег больше, чем могло быть изначально. В фильме хорошо продемонстрированы различные психологические типажи и ментальность представителей различных стран. А еще затронуты различные социальные аспекты. Как следствие, трудно понять каков жанр картины, что именно ей хотят сказать авторы, но смотреть тем не менее его приятно. Звезда фильма – популярная 20-летняя Л.Санье («Бассейн») – не упустила случая продемонстрировать публике и актерский темперамент, и роскошный обнаженный бюст… Съемки проводились в Амстердаме, других местах Голландии, Греции и Италии (Болонья). Во Франции ленту посмотрели 33 тыс. зрителей. Рейтинг IMDb – 5,3/77 голосов. Видеоназвания: «Вояж, вояж», «Хороший план». **1/2
«ЛЕЙТЕНАНТ СУВОРОВ»
(6, Чт, БТ, 12-10)
Россия, 2009, 90 мин, PG. Реж.-сцен. Алексей Козлов («Азиат», «В сторону от войны»); в рол.: Александр Ляпин (Александр Суворов), Алексей Байдаков (Прохоров), Светлана Смирнова-Марцинкевич (Анюта), Константин Панченко (поваренок), Сергей Паршин (Самохин), Дмитрий Аверин (Тимоха), Игорь Ключников (Перфилов), Сергей Русскин (Николай Петрович), Сергей Кочевых (офицер СС), Татьяна Бедова (мама Александра), Артем Гайдуков (Ляушин), Наталья Шостак (воспитательница)
Военно-приключенческая драма. Присоединяюсь к призыву российского оппозиционного политика приостановить конвейер по выпуску фильмов и сериалов о Великой Отечественной. В большинстве своем они давно являются продуктом технологии, набором клише. Причем эти штампы сочетают как идеологические приоритеты власти, так и каноны «мыльных опер». И отношение зрителей к большинству подобных лент проходное, как к убиению времени. И чего на этом фоне удивляться, например, случаю с плакатом ко Дню Победы, выпущенном в Перми, на котором дизайнеры в качестве победителей разместили фотографии… гитлеровцев. Мол, они эстетически лучше смотрелись, а в форме одежды и знаках различия – мы не разбираемся (хотя бравые реконструкторы, кажется, прикладывают для этого массу усилий, имея много работы в подобных фильмах). На мой взгляд, подобное происходит, в том числе и потому, что тема войны затрепана донельзя дежурным, банальным подходом к военному кино, в котором на детали, нюансы, а то и логику событий частенько не обращают внимания. Мол, тема – великая, подвиг – бессмертный, поэтому съедите и наш сиропчик. Складывается ощущение, что для авторов главное внедрить в ткань фильма обязательные высокие материи про русский народ и православную религию (как раньше про коммунистическую партию). Конечно же, исходя из принципа: пафоса мало не бывает. А приспешников сталинщины, наоборот, теперь принято преподносить не только зловеще, но и карикатурно. Обо всем этом особенно остро подумалось, когда по долгу службы посмотрел два подряд фильма о начале войны. Представляя их сегодня трудно не запутаться… И уж совсем не хочется разбираться в экранных несуразицах, слишком много чести для развлекаловки, но куда от этого денешься. Итак, 1941 г. Уже третью неделю идет война, Красная Армия отступает по всему фронту, неся огромные потери. Разгромлены и пленены полки и дивизии, а на участке, где служит недавний выпускник военного училища лейтенант Александр Васильевич Суворов (!) не просто тишина, а натуральная пастораль со звонко купающимися в озерце солдатами (они, кстати, в этом фильме и на пляже, и в бане, и даже в одной из атак: в белоснежных кальсонах). Нашему герою сильно достается от командира полка за непонятную робость. Ведь за кашей он становится в очередь вместе с солдатами. И как же после этого в бою командовать? Воспитательную работу прерывает налет вражеской авиации (режет глаз, что не предпринято даже попыток замаскироваться). Паника, оторванные конечности. Однако каким-то чудом спустя некоторое время Суворов с шестью совершенно здоровыми бойцами (а куда делись раненые?) движется в сторону фронта. В маленьком городке он объявляет привал с помывкой, а сам спешит к… маме. Да, да, это малая родина Суворова. Мы знакомимся со здешней жизнью. Местный партийный босс, собрав добро и посадив в машину огромного пса, спешит в Москву, бросив и умудрившуюся приехать на каникулы племянницу Аню, и красногалстучный детдомовский детский хор, почему-то давно снятый с довольствия. Дети поют хиты социалистического реализма, а на них добро поглядывает местный деклассированный изгой Самохин, в прошлом штабс-капитан русской армии. Он едва ли не в каждую фразу вкладывает что-нибудь про любимого кота Котовского. Украшает городок храм, который ныне является музеем с личными вещами Дениса Давыдова. Так что есть основание поговорить и о высоком. Причем и в непосредственном смысле этого слова. Ведь во многом благодаря именно тому, что на колокольне своевременно установлен пулемет, отряду Суворова удается уничтожить мотоциклетную группу немецких разведчиков. Это дает основания для торжества и желания организовать настоящую оборону населенного пункта. Призвав всех кого возможно в народное ополчение. А пока суть до дело, Суворов добивается взаимности от Анюты, которую любит со школы. По отношению же к остальным, лейтенант превращается даже не к командира, а в начальника, гораздого произносить грозные речи и пугать недругов, включая Самохина. Попытка создать укрепрайон выглядит наивной, зато искренней. Осталось узнать, что будет, когда сунутся фрицы?.. Стоит заметить, что не обходится без юмора, вплоть до туалетного. Из блогового отзыва: «Суворов часто слушает сводки с фронта по радио, однако в «гоблинском переводе» – их читает не Левитан, как положено, а какой-то бодрый диджей. Видимо «Европу плюс» удалось поймать школьному другу лейтенанта с внешностью хакера. В конце фильма лейтенант совершает подвиг – останавливает немецкое наступление, в котором участвуют (судя по знакам различия) танковая дивизия СС «Тотенкопф», 8-я танковая дивизия и 11-я пехотная дивизия. Однако, судя по тому, что «Мертвую голову» представляли лишь два мотоцикла и машинка, 11-ю дивизию – бронеавтомобильчик, а 8-ю танковую – одинокий Pz-38 чешского производства, можно сделать вывод – да это дезертиры какие-то были, испугавшиеся советской военной мощи! Иначе объяснить всю эту немецкую «солянку» не представляется возможным». Рейтинга IMDb нет. *
«ОДИНОЧКА»
(7, Пт, НТВ, 21-35)
Россия, 2010, 105 мин, PG. Реж. Сергей Щербин («Литейный», «Страховщики»); в рол.: Данила Козловский (Андрей Громов), Ян Цапник (Петр Добров), Андрей Кузнецов (Максим Фролов), Сергей Кудрявцев (Марат Самсонов), Эдуард Цензор (прокурор), Яков Шамшин, Мария Капустинская, Татьяна Тарасова, Павел Исайкин, Александр Степин
Детектив для ТВ по сценарию Андрея Тумаркина («Отставник»). Сотрудник спецслужб Андрей Громов осуществляет «глубокое внедрение» в криминальную среду. Будучи задержанным во время нападения на сберкассу, обернувшегося гибелью жены оперуполномоченного Фролов, он получает 12 лет колонии строгого режима. Чем не повод для обретения новых связей в преступном мире? При этом руководитель операции майор Петр Добров обещает Андрею, что из тюрьмы он выйдет максимум через три года. Однако по ряду объективных и субъективных причин его намеренно «забывают» и приходится «отматывать» весь срок. Оказавшись на воле, Громов желает отомстить коллегам. Те предпринимают ответные меры, но ликвидировать Андрея сложно – он служил в спецназе, а в тюрьме (криминальном университете) набрался опыта и физических кондиций. Актер Д.Козловский («Мы из будущего», «Покушение») так рассказывает о своём герое: "Его посадили в лихие 90-е, а на волю он вышел уже в новом веке. Изменился он, изменилась страна - все изменилось. Сценарий зацепил меня сразу именно этим - как это больше чем на десять лет "выпасть" из обычной жизни, а затем выйти в мир, который неузнаваемо изменился". Рейтинга IMDb нет.
«ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ БОГА»
(8, Сб, БТ, 23-20)
Россия, 2005, 97 мин, PG. Реж. Василий Чигинский («Красный стрептоцид», «Зеркальные войны. Отражение первое»); в рол.: Дмитрий Орлов (Александр Маринин), Елизавета Боярская (Танька), Сергей Горобченко (Галиев), Ирен Бьерклунд (Анна), Владимир Гостюхин (комбриг), Нина Русланова (зав. столовой), Михаил Гомиашвили (м-р Шарабидзе), Юрий Степанов (боцман Подопригора), Виктор Сухоруков (акустик), Сергей Рубеко (Старпом Рогатко), Виталий Абдулов (Осыка), Дмитрий Тихонов (Колька), Екатерина Вуличенко
Военно-приключенческая драма по сценарию Игоря Евсюкова («Игра в шиндай») и Ильи Авраменко («Золотой теленок»). Сюжет основан на биографии легендарного капитана-подводника Александра Маринеско, которого Гитлер объявил своим "врагом номер 1". Впрочем, знатоки находят в Маринине и черты, присущие другим известным подводникам. Об этом фильме уважительно говорили, но крупным событием он не стал. Как пишет топ-критик С.Кудрявцев (его оценка 6 из 10) «лента получилась, в общем-то, честной и человечной. Пусть и не лишена некоторых просчётов, прежде всего -- на уровне сценария. И не случайно, наиболее удачными и практически не вызывающими критических возражений кажутся коллективные сцены — на берегу или в море, когда герои действуют вместе и заодно, будь то пьяная гулянка после успешного похода или же очередная подводная операция, где выживут далеко не все. В «Первом после Бога» схвачен и передан на экране некий «дух команды», поневоле сплотивший и актёров, и технический персонал -- всех тех, кто работал, подчас преодолевая неимоверные физические трудности, над картиной, которая проникнута искренней и незаёмной любовью к людям, воевавшим не за страх, а за совесть». Итак, среди подводников Маринин – настоящая звезда, первый после Бога, лидер по тоннажу потопленных кораблей. А еще он красив, статен, умеет быть душой компании. Женщины так и вовсе дружно сохнут по нем. Так что, если кому Александр и не нравится, так только гэбистам, представителям структуры, которая, если исходить из фильмов новой эпохи, и являлась главным врагом трудового народа. Неуемная подозрительность сотрудников НКВД запросто могла бы лишить Красную Армию лучшего подводника, если бы он не был настолько совершенен. Отчаянно рискуя, Маринин всегда приводил свою С-113 в победную гавань, что вынуждало гэбистов терпеть и дворянское происхождение, и отца-адмирала (расстрелянного большевиками), и исчезнувшего за рубежом брата… Но стоит Маринину единожды подставиться, быть ему репрессированным, хотя он, еще чтобы поступить в училище, официально отрекся от родных и на борт подлодки пошел, имея возможность служить в штабе. Майор Шарабидзе устраивает ему провокации, а наш герой еще и словно лезет на рожон, сгущая тучи над своей головой. Но, разумеется, не обходится и без романтических линий. Основное действие происходит в конце 1944 года на территории Финляндии, где базируются советские подводные лодки. Маринин здесь расслабляется между походами, крутя роман с красавицей-шведкой Анной (32-летняя шведка И.Бьерклунд, «В тылу врага»), владелицей местного отеля. В него же влюбляется недавняя блокадница Танька, которой повезло стать работницей офицерской столовой… Сопродюсер – топ-режиссер Михаила Калатозишвили («Дикое поле»). Съемки проводились на Кольском полуострове (Мурманск, Полярный), в Санкт-Петербурге, Кронштадте и в Тбилиси. Орлов отмечен премией фестиваля актеров кино «Созвездие». Номинации на премии MTV-Россия: экшн-сцена и 19-летняя Е.Боярская («Адмирал»), как «прорыв года». Сборы в России $1,5 млн. В Чехии фильм посмотрели 6,6 тыс. зрителей., а в Латвии – 4,4 тыс. Бюджет $3,4 млн. Рейтинг IMDb – 5,1/162 голоса. **
«ПОКУШЕНИЕ»
(5-9, Ср-Вс, БТ, 20-00 и т.д.)
Беларусь -- Россия, 2010, 416 мин, PG. Реж. Александр Ефремов («Наш человек в Сан-Ремо», «Дунечка»); в рол.: Данила Козловский (к-н Евгений Костин), Алина Сергеева (Джан), Дмитрий Певцов (ген. Данилов), Александр Феклистов (Чертов/ Майер), Алексей Шлямин, Станислав Дужников, Магдалена-Анна Гурска (Рада), Андрей Попков (лейтенант Герберт), Владас Багдонас, Павел Делонг, Иван Мацкевич, Анатолий Терпицкий, Игорь Сигов, Павел Харланчук, Валерия Арланова, Анатолий Котенев, Геннадий Овсянников, Александр Тимошкин, Елена Дубровская (старшая связистка)
Военные приключения для ТВ (8 серий) по сценарию Глеба Шпригова. Представляя (в «ТиО» №16/09) мини-сериал «Снайпер. Оружие возмездия», я писал следующее -- «Давно обратил внимание, что в руководстве «Беларусьфильма» с придыханием относятся к предыдущим мини-сериалам продюсера и сценариста Глеба Шпригова («В июне 41-го», «Последний бронепоезд», «Майор Ветров»), которые принесли куда больше дохода и авторитета, чем прокатные ленты. Сейчас этот выходец из Беларуси, представляющий российскую киноиндустрию («Централпартнершип»), предлагает публике совсем свежий проект». Все подходит и в данном случае. В основе сюжета «Покушения» - история гибели генерала армии, дважды Героя Советского Ивана Черняховского (16.6.1906 – 18.2.1945 гг.), который был смертельно ранен осколками артиллерийского снаряда на окраине города Мельзак в Восточной Пруссии, не успев получить звание Маршала. Много лет не утихают споры, было ли произошедшее случайностью или организованным покушением? Впрочем, представляемая картина не биографическая и речь идет о собирательном образе – генерале Данилове. При работе над сценарием, активно изучалось множество разнообразных материалов, включая мемуары Майера – немецкого агента, готовившего покушения на Сталина, Черчилля, Рузвельта в Тегеране в 1943 году. Они и помогли создать собирательный образ предателя Чертова, личности многогранной и деятельной. Но сколь бы все это ни было интересно и самодостаточно, учитывая, что мини-сериал рассчитан на широкую аудиторию, его события начинаются с рассказа о романе очаровательной певицы Джан и капитана Евгения Костина. Они любят друг друга, но генерала Данилова это не останавливает, и он готов стать как минимум гранью любовного треугольника. Вскоре начинается Великая Отечественная война и город, в котором живет Джан, захватывают фашисты. Дивизия Данилова отступает с боями, а раненный в бою Костин, чтобы спастись, переодевается в мундир немецкого офицера, воспользовавшись его документами. Он преодолевает огромное расстояние, чтобы попытаться найти Джан. Увы, вместо этого оказывается в плену. Сотрудник абвера Чертов решает, что столь смелого воина стоит завербовать. Костину ничего не остается, как стать учащимся разведшколы. Разумеется, с планами вырваться на волю и разыскать Джан. Аналогичное желание есть и у Данилова, а между тем девушка уже не та, что была раньше… 27-летняя россиянка А.Сергеева («Снайпер. Оружие возмездия») перед съемками занималась с белорусскими оперными исполнителями, изучала их сценические жесты, мимику. Ныне популярный 25-летний Д.Козловский («Garpastum») является выпускником Кронштадтского морского кадетского корпуса. Многие больше всего помнят его по роли в фильме «Мы из будущего», за которую он был номинирован на премию «Золотой орел». В этой связи стоит отметить, что актер проявил гражданскую позицию, отказавшись от участия в сиквеле этой ленты, так как посчитал его антиукраинской агиткой. Но главная звезда «Покушения» – 46-летний Д.Певцов («По прозвищу «Зверь»), вновь продемонстрировавший отменную физическую форму. Съемки проводились в Минске, в доме-музее Якуба Коласа, в Гродно и в старинной усадьбе Святск. Именно в Святске снимали эпизоды с перестрелкой и погоней, когда группа диверсантов абвера нападает на штаб генерала Данилова. Трюки на старинных авто выполняют московские каскадеры. Съемки Александра Рудя («Жажда страсти»). Музыка Виктора Копытько («Анастасия Слуцкая»). Рейтинга IMDb нет.
«ПРИСТУПИТЬ К ЛИКВИДАЦИИ»
(9, Вс, НТВ, 21-35)
СССР, 1983, 132 мин, PG. Реж. Борис Григорьев («Петровка, 38», «Кузнечик»); в рол.: Олег Стриженов (Иван Данилов), Михаил Жигалов (Михаил Никитин), Василий Лановой (Вадим Чистяков/Алтунин), Валерий Войтюк (Сергей Белов), Георгий Юматов (Серебровский), Александр Филиппенко (Андрей Блинов/«Копченый»), Надежда Бутырцева (Лариса Анатольевна), Ольга Сирина (Зоя), Леонид Белозорович (Токмаков), Александр Галибин (Кузыма), Александр Пашутин (Платонов), Люсьена Овчинникова (Климова), Виктор Шульгин (Одинцов), Борис Григорьев (милиционер)
Приключенческий ретро-детектив по сценарию Эдуарда Хруцкого («По данным уголовного розыска»), известного журналиста и писателя-детективщика. По объективным причинам не стоит подходить к событиям этого фильма с точки зрения исторической правды. Сегодня мы уже знаем, что многое было не так, но таковыми были идеологические каноны тех лет. Итак, весна 1945 г. Западная Беларусь только что вновь стала советской. Но в окрестностях Гродно все еще действует вооруженная банда, возглавляемая матерым уголовником и, разумеется, экс-пособником нацистов Круком. Опергруппа МУРа проводит специальную операцию, привлекая к ней бывшего летчика Алтунина. Во время войны он стал дезертиром, потом бандитом, а сейчас получает шанс искупить свою вину... 10-е место (23,2 млн зрителей) среди советских фильмов в годовом прокате. Рейтинг IMDb – 4,6/12 голосов. *
«РИОРИТА»
(9, Вс, ОНТ, 18-20)
Россия, 2008, 97 мин, PG. Реж.-сцен. Петр Тодоровский («Интердевочка», «Какая чудная игра»); в рол.: Константин Воробьев (Анатолий Бархатов), Иван Криворучко (Александр Пичугов), Дмитрий Ульянов (Арсентий Пичугов), Анатолий Гущин (Сергей Пичугов), Яков Шамшин (Павел Пичугов), Алексей Горбунов (комбат), Светлана Зеленковская (немка), Алексей Шедько (Виктор Климович), Виктор Рыбчинский (Палеев), Иннокентий Сичкарь, Петр Юрченков-мл., Михаил Гилевич
Военная драма в постановке не только известного режиссера, но и фронтовика П.Тодоровского (род. 26.8.1925 г.). По его словам, лента посвящена «людям, которые пережили оккупацию и затем с Советской Армией шли на фронт». Итак, начало 1945 г. Беларусь уже освобождена. Отец и три сына из крестьянской семьи Пичуговых призваны в Красную Армию. И сталкиваются с деятельностью профессионального провокатора, «сочетающего личную корысть с партийной бдительностью». Хитроумные интриги ефрейтора Бархатова, в прошлом надзирателя лагеря политзаключенных, становятся для Пичуговых сродни вражеской пуле… Блоговый отзыв: «Странное кино. Вроде и режиссер хороший, и задумка неплохая, но фильм выглядит, как несмешная комедия. Героям совершенно не хочется сопереживать. Их трагедии должны вызывать слезу, но вызывают улыбку. Нелепость, именно нелепость, происходящего особенно раздражает». Съемки проводились в Беларуси и в них занято много наших актеров. Сборы в России $7,5 тыс. Рейтинга IMDb нет.
«РЯБИНОВЫЙ ВАЛЬС»
(9, Вс, Лад, 14-50)
Россия, 2009, 98 мин, PG. Реж. Алена Семенова (дебют, «Обитель»), Александр Смирнов (дебют); в рол.: Карина Андоленко (Полина), Сергей Горобченко (Егор), Владислав Ветров (следователь), Леонид Бичевин (Смирнов), Елизавета Арзамасова (Лена), Дарья Мельникова (Синица), Сюзанна Акежева (Вера Митина), Мария Бердинских (Маркова), Валерия Ланская (Маруся Городецкая), Полина Ражникова (Комарова), Дарья Колпикова (Осипенко)
Военная драма по сценарию Татьяны Мирошник («Виртуальный роман») и Алены Семеновой (дебют). Сюжет основан на реальных событиях Великой Отечественной войны, а рассказывает фильм об уникальном подвиге юных минеров, которые ценой своей жизни в течение трех лет обезвреживали минные поля, луга, леса и дороги. Они ежедневно выходили на свою войну, которая для них не окончилась и с Днем Победы. Сравнение с рябиной использовано потому, что ее цветы нежные и хрупкие, угасают менее чем за 10 дней. Вот и судьбы ряда героинь ленты оказываются в человеческом преломлении столь же короткими. А ведь они так хотели жить и любить… Блоговый отзыв: «Рябиновый вальс» похож на советские фильмы, которые трогали за душу. Реально красивая стилизованная картинка и непростой сюжет: трагическая любовь, преступления против собственной совести, невинные смерти. Кино цепляет. Интересно было смотреть на Бичевина, который совершенно не таков, каким мы видели его в картинах Балабанова. Здесь он человек с внутренним конфликтом, непомерным обаянием, храбрым сердцем и собственными страхами. Он готов на подвиг. Порадовала работа девочек из «Папиных дочек». Здесь они совершенно неузнаваемы, как будто стали старше. Играют с сильным эмоциональным посылом. В общем, я даже всплакнула в конце фильма». Как заявлено режиссерами, «Рябиновый вальс» – это попытка напомнить современной молодежи о непреходящих ценностях и духе героизма. 22-летняя В.Ланская («Тариф новогодний») – дочь легендарного советского фигуриста Александра Зайцева. 21-летняя К.Андоленко запомнилась по фильму «Розы для Эльзы». Музыка Е.Доги. В конкурсе «Российские дебюты» на фестивале «Дух огня» (Ханты-Мансийск) фильм удостоен гран-при «Золотая тайга», а 24-летний Л.Бичевин («Морфий») – приза имени А.Абдулова. Рейтинга IMDb нет.
«СМЕРТЕЛЬНАЯ СХВАТКА»
(9, Вс, РТР, 19-35)
Беларусь – Россия, 2010, 4 серии, PG. Реж. Александр Франскевич-Лайе («Майор Ветров», «В июне 41-го»); в рол.: Владимир Епифанцев (Белов), Александр Тютин (Жаров), Анна Тараторкина (Ольга), Инна Франскевич (Светлана Жильцова), Виктор Васильев (Фадеев), Виталий Кравченко (Войцек), Сергей Белякович, Виталий Котовицкий, Иван Мацкевич,
Военные приключения для ТВ по сценарию Андрея Курейчика («Любовь-морковь», «Юленька»), популярного сценариста и колоритной личности. По словам Андрея, в «Смертельной схватке» он попытался исследовать сразу несколько тем. И прежде всего: «женщина на войне» и «интеллектуалы на войне». «Ведь не всегда война выигрывается только оружием, кто-то же разрабатывал гениальные операции, сложнейшие шифры, делал математические расчеты. Об этих людях практически не снимали». Предполагаю, что это высказывание драматурга относится к «отечественному» кино, ибо на Западе не счесть фильмов про военные шифры. Итак, октябрь 1944 г. Западная Беларусь. Желая помешать наступлению советских войск на Восточную Пруссию, немецко-фашистское командование концентрирует здесь значительные силы и пытается действовать как можно активнее. Координация ведется по радио, а защищается связь с помощью нового секретного кода. Его скорейшая расшифровка поручается Секретному центру, возглавля