https://www.traditionrolex.com/8
<p>Киев - мать городов русских, а Полоцк - отец белорусских. В 862 году город появляется на страницах летописей. Ни о каких поселениях, существовавших ранее Полоцка, не известно. Если, конечно, не считать раскопанных археологами городищ, возраст которых отсчитывается с периода до нашей эры. Однако для нас важно, что именно Полоцк первым появляется в письменной истории. Конечно, это не случайно. Также не случайно, что здесь строится Софийский собор - вслед за Константинополем, Киевом и Новгородом. Это говорит о том, что Полоцк был не только первым, но и лучшим, престижным и влиятельным городом на Руси, во всей Восточной Европе.</p>

Киев - мать городов русских, а Полоцк - отец белорусских. В 862 году город появляется на страницах летописей. Ни о каких поселениях, существовавших ранее Полоцка, не известно. Если, конечно, не считать раскопанных археологами городищ, возраст которых отсчитывается с периода до нашей эры. Однако для нас важно, что именно Полоцк первым появляется в письменной истории. Конечно, это не случайно. Также не случайно, что здесь строится Софийский собор - вслед за Константинополем, Киевом и Новгородом. Это говорит о том, что Полоцк был не только первым, но и лучшим, престижным и влиятельным городом на Руси, во всей Восточной Европе.

49-6a

Отсюда же на наших землях начинало распространяться христианство - в 992 году была основана Полоцкая епархия, первая на территории Беларуси. Первый-лучший - таким он был, таким должен стать в будущем на туристической карте страны, это было бы справедливо. Пока же вспомним, чем еще, кроме первенства по праву рождения, отметился Полоцк на протяжении своей более чем тысячелетней истории.

1044-1101 годах здесь правил Всеслав Брячиславич, прозванный Чародеем. Этот князь был единственным властителем в Восточной Европе и одним из немногих в Старом свете, кто бессменно руководил государством на протяжении 57 лет!

2007 году в Полоцке был установлен единственный в стране памятник князю Всеславу, и он же является единственной конной статуей в Беларуси.

49-6

Полоцке с XII века стоит почти нетронутая временем Спасо-Преображенская церковь. Она единственная в стране, уцелевшая с той поры не только снаружи, но и изнутри: фресковую роспись храма, основанного Евфросинией Полоцкой и построенного по проекту зодчего Иоанна, теперь раскрывают реставраторы. А еще в начале ХХ века в полоцком предместье Бельчицы существовали две церкви XII века - святой Параскевы (Пятницы) и святых Бориса и Глеба, разрушенные в 30-е годы.

Полоцке создано величайшее произведение мирового искусства - Крест Евфросинии Полоцкой. Так он именуется потому, что исполнен для Спасо-Преображенской церкви по заказу Евфросинии. Работа была поручена мастеру Лазарю Богше в 1161 году: крест вырезан из кипариса и украшен драгоценными металлами и камнями.

Богша - первый в нашей истории светский "простой" человек, чье имя дошло до сегодняшнего дня. Крест же стал главной белорусской реликвией - он задумывался как мощевик и содержал частицы Пречистой Крови, Животворящего Креста Христова, камень от Гроба Богородицы, частицы святых мощей первомученика Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и целителя Пантелеймона. До XIII века крест хранился в Полоцке, а после был перевезен в Смоленск. В 1841 году реликвия, после пребывания в Москве и Петербурге, была возвращена в Полоцк. В 1928 году из Полоцка крест был перевезен в Минск, а в 1929 году в Могилев, откуда бесследно исчез в начале Великой Отечественной войны.

Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии (1992 год) было решено святыню восстановить. По благословению Патриарха Иерусалимского Диадора II и Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета работу "по следам" Лазаря Богши начал брестский ювелирэмалировщик, член Союза художников Беларуси Николай Кузьмич. В 1997 году восстановленный крест был освящен в Свято-Симеоновском соборе Бреста и торжественно перенесен в Полоцк.

Николай Кузьмич восстановил также раку - гробницу, в которой покоятся мощи святой Евфросинии. Гробница является точной копией той, которая стояла в Спасо-Евфросиньевском монастыре в начале прошлого века. На ее изготовление ушло более 100 кг серебра.

Внешнюю сторону раки украшают барельефы, отображающие перенесение мощей преподобной из Иерусалима в Киев и закладку СпасоПреображенского храма. Виноградная лоза и узор орнамента из цветной эмали окантовывают раку по периметру. Верхнюю крышку надгробия, как и в оригинале, знаменует писаный лик преподобной Евфросинии. Оригинальная рака Евфросинии Полоцкой в виде древнего саркофага, выполненная в византийском стиле по проекту художника Павла Зыкова, была изготовлена в 1910 году в Москве на пожертвования верующих ко дню перенесения мощей преподобной из Киево-Печерской лавры в Полоцк. В 1921 году по постановлению Комиссариата юстиции РСФСР рака с мощами была вскрыта и вывезена в ходе кампании по изъятию церковных ценностей.

Мощи святой некоторое время демонстрировались на атеистической выставке в Москве, затем были отправлены в краеведческий музей Витебска, а в 1943 году возвращены в полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, где и покоятся в настоящее время. О судьбе оригинального саркофага, как и Креста Евфросинии Полоцкой, неизвестно по сей день.

В конце XV столетия в Полоцке находился один из крупнейших центров фальшивомонетчиков. В 1493 году в Риге задержали двух полочан, признавшихся, что вместе с подельниками изготовили более миллиона фальшивых монет Ливонского ордена (государства на территории современных Латвии и Эстонии).

До XVI века Полоцк являлся самым большим городом Беларуси. В начале того же столетия Полоцк выплачивал в государственную казну самые большие налоги. Это говорит не только о культурной, но и экономической мощи города. Историки в архивах собрали документы, по которым подсчитали, что за 1506-1507 годы Полоцк внес в казну Великого княжества Литовского 1519 коп литовских грошей, в то время как Брест, Гродно, Новогрудок и Минск все вместе - всего 900 коп.

Из Полоцка родом великие просветители: первая белорусская святая - преподобная Евфросиния, первый белорусский издатель книг и переводчик Библии - Франциск Скорина. Также отсюда Самуил Петровский-Ситнианович, более известный как Симеон Полоцкий - один из первых русских поэтов, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, также один из создателей Славяно-греко-латинской академии в Москве - первого российского вуза (с 1687 года), где позже учился Михаил Ломоносов.

В Полоцке основан первый на территории нашей страны вуз - Полоцкий иезуитский коллегиум, в 1812 году получивший статус академии, приравненной по статусу к университету. К слову, здесь учились художник Валентий Ванькович и писатель Ян Барщевский.

Печально, но факт: Полоцк с округой первым из наших крупных городов вошел в состав России - еще в 1563 году - и пробыл под властью московского царя до 1579 года. Будучи отнятым у Великого княжества Литовского, город "вернулся" уже в состав Речи Посполитой. Когда в 1569 году была заключена Люблинская уния между Польшей и ВКЛ, Полоцк фактически являлся частью державы Ивана Грозного. Повторно к Московскому государству Полоцк присоединял в 1654-1667 годах царь Алексей Михайлович, а окончательно подчинила древнюю столицу Беларуси российской короне императрица Екатерина Вторая, в 1772 году. Тогда же Полоцк впервые был понижен в статусе: из центра воеводства (области) Речи Посполитой он стал центром Полоцкой провинции (района) Псковской губернии. В 1944-1954 годах город являлся центром Полоцкой области.

С 1773 года, после запрета Папой Римским ордена иезуитов в Западной Европе, Полоцк становится столицей Общества Иисуса. Город уже принадлежал России, а Екатерина Вторая лично, в пику папе, поддержала иезуитов: царица повелела считать буллу понтифика о запрете ордена несуществующей! В 1801 году папа признал Общество Иисуса на территории России и, соответственно, в Полоцке. В 1814 году орден иезуитов был восстановлен во всем мире. В 1816 году царь Александр Первый повелел изгнать иезуитов из Санкт-Петербурга в Полоцк, а в 1820 году запретил деятельность Общества Иисуса во всей России, члены ордена были высланы из Полоцка, закрыт и первый в Беларуси вуз - Полоцкая академия.

В Полоцке открыт самый необычный памятник в стране - в честь чисто белорусской буквы "ў", отличающей наш алфавит от азбук других славянских языков.

В Полоцке в 1974 году был установлен первый в стране памятник Франциску Скорине. Это был, пожалуй, единственный в ту пору монумент в честь белорусского исторического деятеля, не члена коммунистической партии и не революционера. В начале 90-х годов памятник Скорине был открыт в Лиде, а только затем в Минске - целых два: первый в университетском городке, второй - у здания Национальной библиотеки. Также монументы в честь первопечатника установлены в Праге и Калининграде.

В 2008 году Полоцк был признан Центром Европы. Расчеты провели специалисты Белаэрокосмогеодезии. Они применили методику, по которой Европу приняли за одно целое, включая водное пространство Белого и Балтийского морей, а также островные земли. Центральная точка этого пространства (Полоцк) была найдена с помощью специально разработанной компьютерной программы. А правильность вычислений подтвердили российские специалисты из Центрального научно-исследовательского института геодезии, аэросъемки и картографии. 31 мая на проспекте Карла Маркса, недалеко от памятника Франциску Скорине (55 градусов 30 минут северной широты и 28 градусов 48 минут восточной долготы), появился мемориальный знак в честь эксклюзивного статуса Полоцка.

И, наконец, вполне вероятно, что из Полоцка были совершены первые в нашей истории путешествия за границу. Во-первых, в 907 году полочане вместе с киевлянами участвовали в походе на Константинополь - в весьма далекое по тем временам зарубежье. А во-вторых, в 1167 году из Полоцка отправилась в паломничество в Иерусалим (через Константинополь) монахиня Евфросиния, будущая святая. Она совершила первое известное путешествие по столь протяженному маршруту в истории белорусского туризма.

https://www.traditionrolex.com/8