https://www.traditionrolex.com/8
<p>В Янчжоу я приехала во второй раз: люблю такие китайские города – с богатой историей и где кое-что от этой истории сохранилось. Больше всего город знаменит блюдом «рис по-янчжоуски», которое вам подадут практически в любом ресторане любого уголка Поднебесной.</p>

Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ, Фото Михаила ПЕНЬЕВСКОГО
Янчжоу – Пекин, специально для газеты «Туризм и отдых»

В Янчжоу я приехала во второй раз: люблю такие китайские города – с богатой историей и где кое-что от этой истории сохранилось. Больше всего город знаменит блюдом «рис по-янчжоуски», которое вам подадут практически в любом ресторане любого уголка Поднебесной.

Это блюдо могло бы по праву претендовать на звание бренда Янчжоу, если бы местные власти объявили такой конкурс. Но конкурс никто не объявлял, а городские власти ставку решили делать не столько на рисовое блюдо (уже раскрученное, так что на его пропаганде много не заработаешь), сколько на водные ресурсы – город стоит на берегу Великого канала, который, кстати, к рису имеет самое непосредственное отношение – еще со времен династии Суй (581–618 гг.) по нему возят рис из Ханчжоу в Пекин. Сегодня канал тоже активно используется, но в основном для перевозки угля.

Янчжоу более 2500 лет, в Древнем Китае он был важным транспортным узлом (благодаря Великому каналу).

Инициатор строительства канала император Суйян (569–648 гг., правил 604–618 гг.) так вдохновился красотой этих мест, что добровольно отрекся от престола и провел в Янчжоу остаток жизни, здесь его и похоронили.

Долгое время город был крупным учебным и религиозным центром. Во времена династии Тан (618–907 гг.) здесь жило несколько тысяч иностранцев, в том числе много арабских купцов. Сохранилась гробница одного из потомков пророка Мухаммеда Пухадина – он прибыл в эти края в XIII в., чтобы проповедовать ислам. Судя по всему, был в этом деле успешен, и после смерти в 1275 г. его похоронили в богатом мавзолее на берегу Великого канала, где он покоится до сих пор. 

Есть легенда, что три года Янчжоу управлял знаменитый венецианский путешественник Марко Поло (1245–1324 гг.). Легенда очень нравится местным жителям и особенно городским руководителям, которые таким образом говорят о космополитичной (в Китае это не ругательство, а, на­оборот, похвала) природе своего муниципалитета. В честь Марко Поло построили музей и установили мемориальную табличку в здании бывшего почтового двора, сохранившегося практически в первозданном виде с 1375 г., в пригороде Янчжоу.

Но на самом деле никаких документальных свидетельств о том, что Марко Поло действительно был здесь губернатором, не сохранилось. Скорее всего, говорят исследователи, он был как-то занят в соляной торговле. Итальянская диаспора здесь в XIII-XIV вв. действительно была – это доказанный факт.

Основой экономического процветания города была не только транспортировка зерна в Пекин по каналу, но и монополия на соль. Когда из-за частых разливов Янцзы и затруднения судоходства канал утратил свое значение, а в торговле солью произошли изменения, значение Янчжоу стало падать. Сегодня это популярный у туристов районный центр в богатой провинции Цзянсу. 

Главная достопримечательность города – Узкое западное озеро (названное так по аналогии с куда более широким и знаменитым Западным озером в городе Ханчжоу).

Нужно взять лодку и отправиться на водную прогулку, глазеть по сторонам – здесь типичный южнокитайский пейзаж: ивы, свесившие ветки над водой, мостики с башенками и без них.

Рыбаки, вдохновленные примером императора Цяньлуна (1711–1799 гг., правил 1735–1796 гг.) и сегодня приходят сюда каждое утро в надежде выловить рыбку в мутной (увы, это правда) воде. У императора был такой клев, что он от радости выделил дополнительные субсидии городу. Как потом выяснилось, клев ему обеспечивали местные ныряльщики – точно, как в фильме «Бриллиантовая рука».

Улица Дунгуань – главное место для всех, кто любит старый Китай.

Таких улиц, сохранивших облик времен династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.), немало по всей стране. Это и сегодня активный торговый квартал, над которым витает дух истории. Здесь же расположен сад Ге Юань, перестроенный в XVIII в. богатым соляным купцом Хуан Чжиюнем (1770–1838 гг.).

Заросли бамбука напоминают (китайцам, мы это вряд ли сможем увидеть) иероглиф «ге», который символизирует прямоту, скромность и инициативность – практически то же, что в Китае традиционно символизирует бамбук, отсюда и название сада. Поднебесная знаменита своими садами, местные жители утверждают, что лучшие – в Янчжоу (хотя в Список всемирного наследия ЮНЕСКО входят не они, а сады города Сучжоу), а лучшие декоративные каменные горки – именно в саду Ге.

И хотя купцы, торговавшие солью, жили очень неплохо, в чем мы убедились в саду Ге, таможенники, эту и другую торговлю контролировавшие, жили еще лучше.

Начальник городской таможни Хэ Чжидао построил себе дом-сад во второй половине XIX в. – он считается самым красивым садом времен поздней династии Цин. Пользуясь служебным положением, он привез чугунные решетки для змеящегося вдоль второго этажа коридора из самого Парижа, причем рисунок на решетках – традиционно китайский.

Дом сделан в смешении стилей – традиционного китайского и модного тогда западного.

Младшей дочери бывшего таможенника сейчас 102 года, ее иногда привозят в родовое гнездо, а многие личные вещи, принадлежавшие семье, стали экспонатами музея (и это, кстати, спасло их от полного уничтожения во времена Культурной революции 1966–1976 гг.).

Вот такой он, чудесный город Янчжоу на берегах Великого канала и Узкого западного озера. Будете на юге Китая – смело заезжайте.

MLP_0033

MLP_0037

MLP_0045

MLP_0048

MLP_0150

MLP_0187

MLP_0207

MLP_0210

MLP_0229

MLP_0247

MLP_0272

https://www.traditionrolex.com/8