https://www.traditionrolex.com/8
<p>Постоянный автор издательства "Рифтур" Христофор Хилькевич хорошо знаком читателям "Туризма и отдыха" по статьям, в первую очередь, о Минске - как открыватель еще неизвестных, но таких важных для страны в целом и туризма в частности страничек белорусской истории. <br /> <br /> Однако что общего и в чем разница между работой журналиста и автора путеводителей? Какие путеводители нужны сегодня Беларуси? Насколько уместна в них мифологизация и тенденциозность? Об этом и другом - наш сегодняшний разговор. Совсем недавно в издательстве "Рифтур" вышел написанный Хилькевичем путеводитель по Бобруйску. С него, пожалуй, и начнем.</p>

48-4 Постоянный автор издательства "Рифтур" Христофор Хилькевич хорошо знаком читателям "Туризма и отдыха" по статьям, в первую очередь, о Минске - как открыватель еще неизвестных, но таких важных для страны в целом и туризма в частности страничек белорусской истории.

Однако что общего и в чем разница между работой журналиста и автора путеводителей? Какие путеводители нужны сегодня Беларуси? Насколько уместна в них мифологизация и тенденциозность? Об этом и другом - наш сегодняшний разговор. Совсем недавно в издательстве "Рифтур" вышел написанный Хилькевичем путеводитель по Бобруйску. С него, пожалуй, и начнем.

- Христофор, с учетом необычности образа Бобруйска (во многом он сатиричен), путеводитель вышел довольно серьезным. Остается ощущение, что часть материала, возможно, фривольного, осталась за бортом. Это так?

- Наверное, стоит начать с того, что первым появилось название. Дада, прежде всего на ум пришел "двуслойный" заголовок - "Таки Бобруйск". Поначалу в моих замыслах был даже не путеводитель, а некая книжица. Но история ее написания оказалась непростой - в организационном смысле. Вначале не было заказа, потом он появился, затем снова исчез. В итоге, когда заказчиком стал отдел спорта и туризма горисполкома, естественно, пришлось выбирать определенный формат и название, приемлемые для заказчика. "Путеводитель по городу Бобруйску" - достаточно, так сказать, "строгая" книжка. Хотя, если говорить в сослагательном наклонении, путеводитель по Бобруйску мог быть и другим. Все эти забавные элементы, оставшиеся за кадром и являющиеся частями той мозаики, из которой складывается Бобруйск: тот же интернет-штамп "Ф Бабруйск, жЫвотнае" - это уже часть имиджа этого города...

- Как, кстати, ты понимаешь, эту фразу?

- Ну, это же так называемый "падонкаффский" язык, тема специфическая. Я думаю, кто и как бы ни истолковывал это вроде бы дикое выражение, а оно действует в пользу Бобруйска. Работая над путеводителем, я обнаружил в Интернете огромное количество отзывов о Бобруйске: люди пишут, что вот, мол, так долго мечтали поехать туда, наконец поехали и остались очень довольны - практически все отзывы благоприятные, все - в пользу Бобруйска. Не исключено, что когданибудь появится возможность написать книгу, которая охватит моменты, не вошедшие в нынешний формат путеводителя. Например, расскажет о штэтле. Так называется еврейский квартал Бобруйска, где находится бывшая улица Инвалидная (сейчас - Энгельса), населенный колоритными персонажами Эфраима Севелы, вроде Зямы-портного, который "шьет лучше, чем в Одессе".

Кроме того, что Бобруйск - сам по себе необычный город, это еще и город необычных событий. Например, с конца 80-х и до середины 90-х здесь проходил дурслет - альтернативный туристический фестиваль (аббревиатура, кстати, расшифровывается - "Давайте учиться радоваться!"). Отдельно хотелось бы рассмотреть такой момент, как культ бобра. В Бобруйске несколько бронзовых памятников бобру, не говоря уже о бесчисленных фигурках из дерева, чугуна. Ну, а самое главное, что есть в Бобруйске и чему, возможно, уделено недостаточно внимания в путеводителе, - это люди.

Новая книга могла бы начинаться так: "Бобруйск - это единственный город на земле, где сосредоточено максимальное количество бобруйчан:" А вообще, у меня с Бобруйском родственные отношения. К слову, я тоже считаю себя бобруйчанином. Родители приехали в Бобруйск незадолго до моего рождения и уехали вскоре после него - по сути, чтобы произвести меня на свет.

- Написание путеводителя - это по большей части работа с документами?

- Конечно, хотелось бы сказать, что вот я взял диктофон, записную книжку и пошел по городу составлять маршрут, имея готовую информацию. Но в Беларуси такое не скоро будет. У нас пока еще толькотолько начали информационные стенды устанавливать в крупных городах. Сегодня подойди к какомунибудь зданию в Верхнем городе Минска и ты не поймешь - ни какого оно века, ни чем знаменито. Стоит старый домик, в лучшем случае - покрашен. Показательный пример - дом на площади Свободы, 23 - бывший монастырь базилиан, начало XVII века - понятно, что история такого здания не может быть нищей.

Но на здании еще недавно была только доска, повествующая о том, что здесь выступал Калинин. Можно подумать, что этот дом специально построили, чтобы здесь с балкона толкнул речь "всесоюзный староста"! На самом-то деле дом потрясающий - с 400-летней драматической историей. Сначала здесь был монастырь базилиан, потом - резиденция православного архиепископа, школа, в которой учились Станислав Монюшко, Томаш Зан, Янка Лучина, затем - присутственные места, где проходил суд над Якубом Коласом, после чего его посадили в Пищаловский замок. В этом же здании находился наркомат труда, там же размещалась первая минская сберегательная касса, первым почетным вкладчиком которой был Янка Купала, и там же разместили первый музей Купалы, а потом - первый музей Великой Отечественной войны. Даже на сугубо тезисное перечисление того, что было в этом здании, нужно много времени. Естественно, те же туристы вправе рассчитывать на специальный информационный стенд, рассказывающий о том, что же здесь было. И таких домов в Минске - немалое количество. Но, прежде чем преподнести интересные факты читателю, их еще нужно раскопать. И тут вспоминается фраза Валентина Катаева, которую можно применить и к сочинителю путеводителей: автор должен иметь чугунный зад.

То есть он должен сидеть и работать с документами: архивными бумагами, книгами, путеводителями, газетными статьями - все это нужно проверить и свести в одну картину. По моему опыту, написание путеводителя - это на три четверти рутинная работа по собиранию и обработке различных материалов.

Иногда работа с документами позволяет разработать новый маршрут. Однажды приятель дал мне книжку немецкой исследовательницы Гертруды Стаф о Дзержинском, в ней рассказывалось, как в Минске был арестован террорист No1 Борис Савинков, которого называли "артистом террора". Арест произошел в доме по адресу Захарьевская, 33.

Сопоставив данные с путеводителем по Минску за 1930 г., я выяснил, что это здание, которое позднее размещалось по адресу Советская, 33, оказывается, сохранилось. Сейчас оно находится на площади Независимости и там размещается управление капитального строительства Мингорисполкома. Таким образом, фактически случайно сопоставив архивные материалы, мы вытаскиваем из небытия еще один исторический объект. А рядом находится здание бывшего губернского жандармского управления, которое занималось поиском террористов, тут же - бывшее городское полицейское управление, рядом - места, связанные с бомбистом Пулиховым: Сам собой появляется новый столичный маршрут: "По следам террористов". Но этот маршрут - не следствие того, что я прошел по Минску, а результат работы с материалами. Сегодня именно архивные документы дают возможность пробить скважины в нашем "городе-айсберге", который на 90- находится под водой.

- Складывается впечатление, что мы все еще "открываем Беларусь", пытаясь заинтересовать читателя самим фактом существования прошлого страны и как бы снова и снова доказывая его ценность. От этого все сегодняшние путеводители воспринимаются как некие пособия по истории городов, но не как гиды с набором полезной информации, с описанием инфраструктуры, с необходимыми туристу контактами и т.д. В то же время западные путеводители обычно делают упор на прикладную информацию. Ты согласен с этим мнением?

- Просто на Западе очень много путеводителей. У нас их тоже когданибудь будет много, но только тогда, когда мы сами, образно говоря, станем Западом, имея в виду некие цивилизованные стандарты. Ведь, по сути, нынешние путеводители, которые выходят в том же "Рифтуре", - это открытие Беларуси прежде всего для белорусов, то есть для себя. И я, когда пишу, откровенно говоря, прежде всего для себя открываю что-то важное. Я для себя открывал нашу столицу, когда писал "Минск за один день", и продолжаю открывать ее ежедневно (теперь готовится к печати уже третье дополненное издание). У белорусов такая же богатая история, как у других европейских народов, и в нашем прошлом - время, где все происходило. Если народ знает свою историю - у него под ногами твердая почва. Если ее нет, если прошлого нет, то и в будущем ничего не будет!

- Уместен ли в путеводителях авторский взгляд, некоторая тенденциозность?

- Путеводители должны быть разные, и их должно быть много. Читатель сам выберет то, что ему необходимо. Могут быть путеводители по Минску социалистическому, по Минску периода БНР, по Минску посткоммунистическому и т.д. Но человека нельзя обманывать - он должен четко понимать, что он покупает. Я, честно говоря, приобрел бы все. Не так давно я был в Боснии. Казалось бы, еще в прошлом десятилетии в стране была война. А сегодня в магазинах и отелях - огромная масса путеводителей. Может быть, бумага похуже, чем у "Рифтура", но выбор какой! А все потому, что боснийцы понимают - им есть что показать и рассказать. Наверное, любой путеводитель - это сдержанная, интеллигентная форма хвастовства.

Посмотрите, какие мы - все у нас есть! Иногда, работая над путеводителем, откапываешь такие факты, которые складываются в некую мистическую картину. Так случилось у меня с Минском. Сейчас в "Рифтуре" готовится к изданию книга "Минск. Вечный город", где наша столица подается с неожиданной стороны.

Например, нечто мистическое связано у Минска с цифрой "три". Столица, по сути, сейчас живет третьей жизнью. Сначала был летописный Менск на Менке, второй Минск начал свою жизнь вместе с замком на Немиге и просуществовал до Великой Отечественной войны, третий Минск - наш, современный, послевоенный. "Тройка" в датах буквально преследует Минск. Первое упоминание о городе - 3.03 - битва на Немиге. Март (третий месяц) 1499 - получение магдебургского права, март 1898 - рождение РСДРП, которая изменила ход истории, март 1918 - провозглашение БНР, март 1994 - принятие конституции. Самое знаменитое предместье Минска называется Троицкое - вот вам снова "тройка".

- О каких городах хотелось бы написать, кроме Минска и Бобруйска?

- Было бы интересно составить путеводитель по белорусским местам Москвы. Фактуры много - и лобное место, где жгли книжки Скорины, и Литовский (Панский) двор, где останавливались послы ВКЛ, и Петропавловский костел, где венчался Янка Купала, и гостиница "Москва" (к сожалению, уже снесенная), где Купала покончил с собой либо ему "помогли" это сделать, и легендарная Царь-пушка, которую отлил белорусский мастер Андрей Чохов: В общем, есть над чем работать.

Хотелось бы написать путеводитель по Слуцку - уникальному белорусскому местечку, богатому брендами: слуцкие пояса, Слуцкое восстание, Анастасия Слуцкая. Слуцк дольше всех (до XVIII века) был частновладельческим - принадлежал Радзивиллам. Этот город когдато называли "городом солнца" из-за округлой формы, в нем находилось три замка, масса интересных сооружений. К сожалению, от того Слуцка не осталось ничего. В свое время город был фактически "рассечен" пополам Варшавским шоссе, и за 200 лет российского правления большинство памятников были утрачены.

- В таком случае, часто ли приходится сталкиваться с тем, что история того или иного города, местечка выглядит бедновато, не хватает красивых легенд? И стоит ли добавлять романтики "искусственно", сочиняя несуществующие мифы?


- Мифологизация и романтизация просто необходимы Беларуси. Все страны пользуются этим приемом. Некоторые государства даже построили на нем свою политику и идеологию. Все производят мифы. У нас, впрочем, задача посложнее - мы еще должны производить антимифы. Например, несколько столетий белорусов называли лапотной нацией, а, оказывается, археологи находили в городищах Полоцка, Бреста, Слуцка, Минска все, что угодно, только не лапти: А раскручивать надо наши мифы-бренды про Геродотово море, про самый старый лес Европы, про "страну замков", про "страну кладов", про "могилу империй", про "партизан-ленд".

Кстати, материальное подтверждение наших мифов можно реконструировать или создать. Простой пример. Мы сейчас находимся в редакции "Туризма и отдыха" на проспекте Победителей. Рядом - Юбилейная площадь. Это место в древности называлось Змеевая или Змеиная гора. Согласно легенде, внутри этой горы жил дракон, которому регулярно приносили жертвы. Однажды появился богатырь, который дракону настучал и бросил труп в Свислочь. Такова легенда, но, оказывается, не все в ней вымысел.

Профессор Штыхов обнаружил, что в XIX веке на Татарском болоте (сейчас на этом месте стоит Дворец спорта) водились: крокодилы. В длину они были около полуметра и являлись, по описаниям известного путешественника XVI века Герберштейна, домовыми божествами белорусов. Очевидно, существует какая-то связь между этими "крокодилами" и мифическим драконом. То есть мы вправе сопоставить реальные свидетельства и вымысел и совершенно по-другому относиться к этому месту. Тут уж можно и маршрут сочинять, и ресторан с соответствующим названием открывать, и аквариум сооружать. Получается, что мифы на самом деле реальны. И в Беларуси огромное количество брендов и мифов, которые можно и нужно раскручивать.

Беседовала Лилия КОБЗИК

https://www.traditionrolex.com/8