https://www.traditionrolex.com/8
<p>Николай ЧИРСКИЙ, председатель Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков, пишет о своем видение белорусского туризма.</p>

Слухи о грядущих переменах в отечественном туризме в туристических кругах страны то появляются, то утихают. О туризме Беларуси только ленивый не писал. Кто спешил свести счеты, кто – подставить плечо, у кого, как водится, хата с краю. Не хватает лишь серьезного анализа и опыта по структурированию туристической сферы.

Николай-Чирский Создание Управления туризма в КВЭС, а затем в МВЭС, впоследствии (с 1996 г.) – в МСиТ можно разделить на три периода:

1991–1995 – МВЭС; 1996–1999 – Министерство спорта и туризма (период создания нормативно-правовой базы туризма); 2000–2012 – Министерство спорта и туризма (период застоя и разговоров о развитии туризма).

Создание МСиТ, принятие Закона «О туризме» и Государственной программы развития туризма и др. послужили отправной точкой по созданию правового регулирования туризма в Республике Беларусь.

В 1995 году перемены проявились в том, что туризм передали в Министерство спорта и туризма. Но радоваться этому решению не следует. Теперь туризм растворен уже в целом конгломерате из спорта и физической культуры. Принципиальным решением по совершенствованию управления туризмом могло бы быть лишь одно – создание самостоятельного специализированного органа. И неважно, как он будет именоваться.

У туротрасли всех регионов страны есть серьезные проблемы. Одна из них в том, что большинство существующих средств размещения в регионах не отвечает современным требованиям. Строительство новых пока не предвидится. Такая ситуация приводит к тому, что туры по Беларуси пролегают от столицы до областного центра. Пока города Беларуси могут предложить только экскурсионные программы из-за отсутствия средств размещения.

Выход в этой ситуации один: искать инвесторов и строить средства размещения. Наиболее выгодное направление – строительство небольших двух-, трехзвездочных гостиниц, в которых могли бы разместиться туристы из 2-3 автобусов.

Нужно просто проявить гостеприимство. Заманить нас в путешествие по Беларуси. Любовь к родине может стать успешной индустрией. Мемориальные комплексы, национальные парки, замки и дворцы, храмы, белорусские местечки и провинция – ходовой товар. Для того чтобы заманить в путешествие, надо развить туристическую инфраструктуру и привить навыки профессионального гостеприимства – чтобы туриста/экскурсанта можно было посадить в комфортабельный автобус, накормить, напоить и спать уложить. Пока же туристы/экскурсанты, отправляясь на экскурсию или в путешествие, отказываются от привычного комфорта.

Странные мы люди! Хотим, чтобы иностранный гость оплатил наши услуги по европейской цене, а что мы ему предоставляем? Устаревший, созданный в 1970–1980-х годах гостиничный сервис? У нас нет комфортабельных автобусов, слаба индустрия развлечений, в музеях – устаревшие экспозиции. И вот на этих устаревших взглядах мы хотим поднять туризм? Никогда этого не будет! Сами жители Беларуси не хотят отдыхать дома, а это самый знаковый показатель.

Дудутки

Все «преобразования» сказались на интеллектуальном потенциале отрасли. Мы «освободились» от науки и научных работников в туризме, методистов. Эти последствия не преодолены в туризме до сегодняшнего дня. А ведь культура и культурно-познавательный туризм – фундамент идеологии государства и туризма.

Процесс создания экскурсии длительный и трудоемкий, требующий интеллектуального потенциала в туризме. К сожалению, нам надо начинать в этом деле с чистого листа. Контрольные тексты экскурсий не должны быть объектом политической и идеологической борьбы. В экскурсии должны быть отражены только факты нашей истории.

Следует повысить качество проводимых экскурсий. А для этого надо сменить несовершенную форму подготовки экскурсоводов, гидов-переводчиков, которые являются представителями нашей страны. В настоящее время экскурсоводами пытаются стать люди, не имеющие специальной подготовки и навыков проведения экскурсий, они обращаются в аттестационный орган для получения аттестации. Как мне представляется, до тех пор пока в стране не будет создан Белорусский экскурсионно-методический центр на бюджетной основе с региональными отделениями, что-либо изменить в экскурсионном деле будет сложно.

Прежде всего необходимо создать национальный туристический продукт высокого качества, адаптировать его под белорусских потребителей. Прежде чем он будет предложен на внешний рынок, он должен получить признание на внутреннем рынке. Особое внимание следует обратить на организацию экскурсионно-познавательного туризма в Беларуси. Это наш приоритет. Культурно-познавательный туризм – основа создания национального туристического продукта Республики Беларусь. У нас сложилось неправильное представление о развитии туризма в стране. В средствах массовой информации и среди чиновников Минспорта культивируется идея (ее же вложили и в уста высшему руководству страны), что единственным приоритетом белорусского туризма является сельский туризм. Это глубокое заблуждение.

Туристические выставки называют не только деловыми праздниками туризма, но нередко и его барометром. Что же показывает этот барометр в последнее десятилетие? Минск превратился в то место, где зарубежные страны успешно и беспрепятственно продвигают на белорусский рынок свой продукт и приобретают все большее число туристов из Беларуси. Минск с его турвыставками остается тем местом, где зарубежные страны успешно завоевывают местный рынок.

Огромная проблема для въездного туризма – граница. Необходимо значительно упростить прохождение пограничного и таможенного контроля. Кроме того, для развития туризма нужны серьезные инвестиции. Наступила эпоха трех «и» – «инвенции, инновации, инвестиции».

В нашем туризме совершенно не используется потенциал белорусских рек. Могучие Днепр и Западная Двина, Буг и Мухавец не задействованы в туристических целях. Мы недавно зарыли в землю 40 миллиардов белорусских рублей на воссоздание Августовского канала, но туризма там нет. Не туда направили деньги. Если мы хотим развивать водный речной туризм, необходимо обратить внимание на транспортный речной коридор север–юг: Одер – Висла – Днепр с использованием Днепровско-Бугского канала – Балтика – Черное море. Трансъевропейский речной коридор будет интересен как европейцам, так и нам. Второй речной маршрут: Смоленск–Орша–Могилев – Туров – Пинск – Брест – может стать одним из популярных круизов в Беларуси. Туристические рейсы судов нашей восточной соседки России расписаны на год вперед. Да, это трудно, требует больших финансовых затрат для создания инфраструктуры вдоль судоходных рек (причалы, места отдыха туристов и т. д.), но этот проект вдохнет новую жизнь на участке от Бреста до границы с Украиной и привлечет в страну капитал, товары и услуги. Проработав в России на туристических судах директором круизов по маршруту Москва – Астрахань – Москва, я все это знаю не понаслышке.

Кроме того, следует направить свои усилия на создание единого туристического пространства с нашими соседями. Например, три граничащих друг с другом государства принимают документ, по которому все три страны считаются единым туристическим направлением. Представители трех стран (профессионалы турбизнеса, транспорта, авиакомпаний, туроператоры) вырабатывают общую стратегию продвижения туруслуг, участия в международных выставках и совместного использования своих туристических представительств за рубежом.

Правительству Беларуси, на мой взгляд, следует создать крупный туристический холдинг (куда войдут автопредприятия; экскурсионные организации, занимающиеся развитием туризма внутри страны, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров, офис-менеджеров; гостиницы; точки питания; индустрия развлечений и т. д.). В дальнейшем можно планировать расширение кластера за счет минских и региональных экскурсионных предприятий. Идея состоит в том, чтобы создать крупнейшего национального игрока в Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Сегодня на многих предприятиях дела обстоят где-то лучше, где-то хуже. Но на многих из них возможности для роста уже исчерпаны. Чтобы противостоять крупным иностранным туркомпаниям, требуется создание подобных объединений, предприятий у себя в стране. В таком узком сегменте, как, например, экскурсионная деятельность или прием туристов в Беларуси, сложно создать глобального игрока. Однако если мы объединим несколько активов, то можем получить действительно крупный холдинг в туристическом секторе экономики, который сможет создать конкурентоспособный туристический продукт в ЕЭП.

Неоднократно высказывал точку зрения, что туристический сектор – это не та область экономики, где государство должно быть собственником, держать все под своим контролем. Оно здесь должно быть скорее регулятором. Поэтому, мне кажется, главная цель государства – создание крупного национального игрока в регионе ЕЭП. Менеджмент и инвесторы будут чувствовать себя комфортнее, если им будет принадлежать контрольный пакет акций.

Нам, с небольшой по европейским меркам территорией, население которой сокращается, но которая очень удачно расположена, нужны передовые технологии гостиничного и ресторанного бизнеса, индустрии развлечений и путешествий.

Если ХХ век был техногенный, то ХХI – век развития сферы услуг. Как мы сумеем этим шансом воспользоваться и распорядиться?

https://www.traditionrolex.com/8