https://www.traditionrolex.com/8
<p>Боюсь, что мы нечасто ходим в музеи во время поездок за границу. Вечная нехватка времени, не столь частые поездки, как хотелось бы. Да и, как известно, нельзя объять необъятное. А музеи, тем не менее, не стоят на месте, а развиваются, пытаясь найти новые методы привлечения посетителей. Думаю, опыт скандинавских музеев вполне применим в Беларуси.</p>

Ксения ДЬЯЧЕНКО

Боюсь, что мы нечасто ходим в музеи во время поездок за границу. Вечная нехватка времени, не столь частые поездки, как хотелось бы. Да и, как известно, нельзя объять необъятное. А музеи, тем не менее, не стоят на месте, а развиваются, пытаясь найти новые методы привлечения посетителей. Думаю, опыт скандинавских музеев вполне применим в Беларуси.

45-9

Музеи Хельсинки

Европейские музеи соревнуются, как сделать свои экспозиции наиболее зрелищными и интересными. В музее города Хельсинки (www.helsinkicitymuseum.fi), расположенном в двух шагах от Сенатской площади, бесплатный вход. Однако посетителей ждет увлекательная экспозиция, буквально напичканная сенсорными мониторами. Даже не зная ни одного иностранного языка, просто тыкая пальцем в монитор, можно проследить историю города в картинках.

Скучные документы под стеклом, которые заинтересуют только "продвинутого" посетителя, постепенно вытесняются наглядными картинками из жизни города прошлых веков - вот ужинает семья богатого купца,
а вот прачка с натруженными руками полощет белье у колодца.

Никто не оспаривает факта, что для развития полноценной гармоничной личности необходимо приобщать детей к истории и культуре с самого нежного возраста. Финны это понимают и активно воплощают в жизнь. При входе в музей естественной истории Хельсинки организована стоянка для колясок, в туалетах наряду со знаменитой финской сантехникой соседствуют обычные горшки для юных посетителей.

Серьезные экспонаты типа скелетов доисторических ящеров лучше руками не трогать, однако для желающих рядом стоит ящик, наполненный вполне "правдоподобными" костями, с которыми можно поиграть. Для тех, кто перегрузил мозг информацией, есть специальный шкаф с закрытой дверкой, которую предлагается открыть. А там - скрюченный скелет мужчины в трусах. Образчик финского юмора.

45-9a

Музеи Таллинна

Старый город Таллинна - это старинные здания, большинство из которых было возведено в XI - XV веках и сохранилось во многом благодаря крепостной стене. Здесь вас охватывает ощущение, что вы очутились в настоящем Средневековье! Но какая высокотехнологичная начинка таится в древних башнях и под нарядными черепичными крышами домов! Входим в средневековый купеческий дом, ныне - Таллиннский городской музей (www.linnamuuseum.ee).

Кажется, устройство музея совсем не нарушило уклад жизни благопристойной купеческой семьи. У входа горит очаг, на нем греется котел с водой, у лестницы - хозяева в нарядных одеждах (разумеется, куклы, но эффект путешествия во времени присутствует). На дальней стене - огромный мультимедийный экран, демонстрирующий слайды из истории города. На втором этаже вы погружаетесь в мир звуков портового города - кричат чайки, мяукают кошки, скрипят по мостовой колеса карет, слышны резкие окрики моряков. Тут же - местные жители в виде манекенов и уменьшенная копия средневекового дома в разрезе, выполненная местными лицеистами под руководством учителя труда. Можно заглянуть в сундуки, открыть двери, словом, почувствовать себя Гулливером в Стране лилипутов.

В музее есть кинозал, где каждый час демонстрируются тематические фильмы. На самом верху - экспозиция о Таллинне времен СССР, она решена просто, но эффектно: вот одежда детей - болоньевые куртки грязно-зеленого цвета и резиновые сапожки, тут же - целлулоидные игрушечные пупсы, кримпленовые платья и серые пальто советских женщин, деревянные счеты и прочие предметы быта простой советской семьи.

Поднимаясь на 6-й этаж башни Эппинга (www.epping.ee), построенной в XV веке, с горечью вспоминаю одну из центральных башен родного Мирского замка: подниматься на нее дело довольно рискованное - деревянные ступени с трещинами, подозрительно трясутся и скрипят, а под бойницами на галерее такие зазоры, что можно вполне провалиться взрослому человеку. Здесь же все прочно и добротно, по мере подъема включается свет на фотоэлементах. Сейчас в башне интерактивный музей, где можно примерить средневековые латы, подержать в руках макеты оружия, причем стилистика Средневековья выдержана даже в костюме служителя на входе.

В том, что все гениальное просто, убеждаешься при подъеме и спуске на башню церкви Олевисте (самое высокое сооружение в мире!). Между крутыми лестничными пролетами - откидные сиденья, чтобы перевести дух. Подниматься удобнее, держась за перила, а вот для спуска посреди башни висит толстый канат, держась за который, чувствуешь себя намного увереннее.

Звуковое сопровождение в виде ненавязчивой средневековой музыки и театрализованные зарисовки присутствуют и в Эстонском историческом музее (www.eam.ee), размещенном в знаменитом здании Большой гильдии. Мне больше всего запомнилась безутешная вдова из древних языческих времен, оплакивающая молодого красавца-мужа, тело которого возлежит на костре, готовое к ритуальному сожжению. Все фигуры в натуральную величину, на лицах манекенов видны эмоции.

Музеи Стокгольма


Пожалуй, я не ошибусь, если напишу, что самый потрясающий шведский музей - это музей корабля Ваза (www.vasamuseet.se), где можно увидеть королевское военное судно Ваза, затонувшее в 1628 году и поднятое на поверхность через 333 года. Cегодня это единственный в мире сохранившийся корабль XVII века, украшенный более чем 700 резными скульптурами. Разумеется, этот уникальный объект интересен сам по себе.

Но шведы пошли дальше - они полностью воссоздали фигуры двух мужчин и женщины, затонувших на корабле. Причем добились такой естественности, что на лицах видны морщинки, расширенные поры и капельки пота. Смотреть на эти бюсты достаточно жутко, качество фигур на порядок выше, чем в знаменитых музеях мадам Тюссо.

В музее есть небольшие кабинки, где можно послушать шведскую речь XVII века, знатоки шведского узнают, о чем говорили на корабле за несколько часов до гибели.

Добавлю, что стильные кафе, рестораны, сувенирные лавки - неотъемлемая часть мало-мальски уважающего себя европейского музея. Что касается финансовой стороны вопроса, то среднюю цену билета (5-10 евро) может уменьшить по крайней мере вдвое: покупка "музейной карты", которая, кроме бесплатного входа в музеи, дает массу бонусов и преимуществ. Музеи Заславля

А теперь для наглядности позволю себе предложить, как можно без существенных капиталовложений оживить и модернизировать этнографический комплекс в Заславле. Как известно, он состоит из довольно интересных объектов: паровой мельницы начала ХХ века, "Хаты завознiка" - своеобразной гостиницы того времени, амбара и кузницы. Начнем с того, что существует единственный указатель на комплекс, который стоит не у дороги, а в глубине газона, так что заметить его сможет только очень ловкий и зоркий. Вывод: больше указателей - ярких и читаемых. Билеты непосредственно в комплексе не продаются, купить их можно в другой части города. Моя мечта - "Карта гостя Заславля" на 3, 6, 8 часов, чтобы купить ее можно было в любой торговой точке города, как билет "Суперлото". Идем далее - туалет, кафе. А то нонсенс получается - мельница есть, а пирожка или пряника не купишь...

А дальше все просто: все объекты наполняем звуками - "мясцовымi гаворкамi i лаянкамi" позапрошлого века, ржанием лошадей, мычанием коров, да просто белорусской этнической музыкой. В "Хату завознiка" приглашаем постояльцев - одни на полатях спят, вторые чай пьют, третьи - что покрепче. В мельницу - мельников, на кузницу - кузнецов. В обычные дни эти роли могут играть манекены. Для особых случаев - театрализованные представления. Кажется, они и проходили здесь когда-то, жаль, что в последнее время все поутихло...

Радует только, что в амбар чучело кота сажать не надо. Он уже есть там - живой, между прочим.

https://www.traditionrolex.com/8