https://www.traditionrolex.com/8
<p>Этому технологическому чуду без малого две сотни лет, но долгое время оно было интересно лишь историкам и заядлым любителям путешествий по Беларуси. И всего несколько лет назад о нем заговорили массы.</p>

Вероника РАМУК

Этому технологическому чуду без малого две сотни лет, но долгое время оно было интересно лишь историкам и заядлым любителям путешествий по Беларуси. И всего несколько лет назад о нем заговорили массы.

Когда в 1824 году было решено начать строительство Августовского канала, в мире существовало лишь два подобных объекта – еще возводившийся на тот момент в Швеции канал Гота и уже работавший в Шотландии Каледонский канал. Однако сегодня лишь белорусско-польский аналог является претендентом на включение в Cписок объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Открытый-канал_1

Любопытно, что своим появлением эта судоходная система обязана политическому скандалу: сооружение должно было стать транспортным коридором из Польши в Литву в обход Пруссии – последняя ввела таможенные пошлины на транзит товаров из Российской империи, что и привело к идее постройки.

Проект канала, включавший более 500 листов карт, планов и чертежей, был разработан группой военных инженеров во главе с полковником Игнатием Прондзинским и полностью соответствовал прогрессивным техническим стандартам того времени. Его стены были посажены на мощные сосновые сваи; камеры выкладывались из полевых валунов и облицовывались красным кирпичом; ворота шлюзов изготавливались из дуба с железными оковами, а берега укреп­лялись слоем песка, смешанного с глиной, и засеивались травой.

Именно для Августовского канала изобрели специальную марку гидротехнического цемента и стали производить его в промышленном масштабе. На большую стройку, обошедшуюся польской казне в 14 миллионов злотых, в течение 15 лет ежедневно выходили 7000 свободных крестьян. В 1839 году Августовский канал протяженностью 103 км (23 из них – на территории современной Беларуси), с 29 водопропускными плотинами и 18 шлюзами был торжественно открыт.  

Власть меняется 

Стратегическим для внешней политики объектом канал прослужил недолго: уже в конце 1830-х полным ходом прокладывались железные дороги, и его стали использовать для коммерческого, а не политического, судоходства. По каналу пошли деревянные баржи, которые против течения вели конные упряжки, а в труднопроходимых местах – и бурлаки.

Туристической точкой на карте он стал уже в начале XX века: тогда на шлюзе «Домбровка» ежегодно проходил «Праздник моря», а по маршруту Гродно–Августов–Гродно регулярно курсировали два пассажирских колесных парохода. Но на­двигавшаяся Вторая мировая отра­зилась на использовании канала, и о туризме пришлось на некоторое время забыть.

Поднять теплоход!

После войны объект долгие годы оставался в плачевном состоянии, а в 1950-х Минсктранс, на балансе которого находился канал, решил от него отказаться – и технологическое чудо XIX века по сути стало ничьим. К началу XXI века здесь сохранились стенки каналов, ворота, старые цепи, домик смотрителя, и именно тогда была проведена реставрация на белорусской части Августовского канала.

Сегодня большая его часть – это естественные реки и озера, соединенные между собой гидротехническими сооружениями со шлюзами. Последние представляют особый интерес для туристов, дополняя лесистую местность винтажным технологическим колоритом. Преодоление такого шлюза – довольно захватывающее приключение. На самом крупном судоходном шлюзе «Немново», состоящем из четырех камер, этот процесс занимает более часа, на двухкамерных шлюзах «Домбровка» и «Волкушек» – не больше 15 минут. Теплоходы проходят эти сооружения за счет поступающей в них воды: тонны ее срываются в камеру, где «застряло» судно, дополняя атмосферу гулом и мелкими брызгами. Прибавляя по нескольку сантиметров в минуту, теплоход медленно поднимается вместе с водой на 10 метров – это уровень трехэтажного дома.

Открытый-канал_хоровод

Не за горами

Сегодня можно посетить часть канала и Августовские озера на прогулочном речном трамвайчике (или взяв напрокат лодку), проплыть вдоль канала на байдарках и каноэ, а также отдохнуть в одном из трех гостевых домиков и отужинать в корчме.

К тому же ежегодно в последнюю субботу августа здесь, по инициативе местных жителей, проходит фестиваль «Встречи трех культур на Августовском канале»: возле шлюза «Домбровка» собирается несколько тысяч человек, желающих посмотреть на выступления этноколлективов из Беларуси, Польши и Литвы и просто отдохнуть на природе.

Более того, для развития туризма год назад здесь создали рекреационный парк «Августовский канал», занимающий почти 6000 га. На этой территории инвесторам предлагается реализовать весьма любопытные проекты: построить Рыбацкую деревню с гостевыми домиками и баней, создать горнолыжный курорт, возвести санаторий со spa-центром, водолечебницей и аквапарком, соорудить речной вокзал и развлекательно-торговый центр, открыть лодочно-прокатную станцию, кемпинговый комплекс возле шлюза «Домбровка» и даже Музей пива с мини-баром.

Для облегчения жизни инвесторов на территории парка установлен специальный правовой режим, который включает специальные таможенные льготы, снижение налоговой нагрузки для резидентов более чем на 70% и всестороннюю поддержку администрации Гродно, которая обещает пройти путь от идеи инвестиционного проекта до регистрации предприятия в качестве резидента парка в кратчайшие сроки.

Возможности для инвесторов 

Проект парка «Августовский канал» включает в себя три тематические зоны.

В границах первой зоны (для семейного и активного отдыха) предлагаются инвестиционные проекты по созданию комплексов сельского туризма, мини-гостиниц, кафе, кемпингов, туристических и спортивных центров. Вторая зона отдана под развлечения – здесь инвесторы могут создать гостинично-развлекательный комплекс на территории бывшего Гродненского пивоваренного завода, открыть конный клуб, парк аттракционов, теннисные корты и речной порт в Гродно. Третья зона, задуманная как спортивно-оздоровительная, подходит для возведения санатория, аквапарка, spa-центров и даже горнолыжного курорта.

https://www.traditionrolex.com/8