<p>На прошлой неделе закончился срок, отпущенный Арбитражным судом Москвы для принятия заявлений на присутствие в реестре кредиторов обанкротившейся компании «Ланта-тур Вояж». На сего­дняшний день в списке находится 21 юридическое лицо, в том числе банки и несколько туркомпаний. Но у белорусского туристического рынка, похоже, получилось достаточно быстро и спокойно закрыть историю с банкротством крупного российского туроператора. И хотя ходят слухи, что по сей день компенсации были выплачены не всем нашим туристам, жалоб от белорусских путешественников не поступало.</p>

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Янина СЕДЕЛЬНИК

На прошлой неделе закончился срок, отпущенный Арбитражным судом Москвы для принятия заявлений на присутствие в реестре кредиторов обанкротившейся компании «Ланта-тур Вояж». На сего­дняшний день в списке находится 21 юридическое лицо, в том числе банки и несколько туркомпаний. Но у белорусского туристического рынка, похоже, получилось достаточно быстро и спокойно закрыть историю с банкротством крупного российского туроператора. И хотя ходят слухи, что по сей день компенсации были выплачены не всем нашим туристам, жалоб от белорусских путешественников не поступало.

Напомним, что уполномоченным агентством «Ланта-тур Вояж» в Минске являлась компания «Софитель», которая еще в мае объявила о том, что все белорусские туристы, забронировавшие туры российской компании «Ланта-тур Вояж» через их агентство в Минске, получили 100%-ное возмещение ущерба.

«Мы входим в сеть офисов продаж «Горячие туры» и оплачивали заявки наших клиентов через офис в Минске. Компания «АльфаСтрахование», где застрахована ответственность туристической сети, полностью возместила убытки нашим клиентам, отдых которых не состоялся по вине «Ланта-тур Вояж», – заявила учредитель агентства «Софитель» Елена Васильева в интервью tio.by в мае этого года. Компания «АльфаСтрахование» в свою очередь будет выставлять требования ОСАО «Ингосстрах», где была застрахована ответственность туроператора «Ланта-тур Вояж».

Как рассказал директор компании «Софитель» Руслан Парфенов, данная процедура заняла длительное время, и поэтому туристы смогли получить свои деньги только в мае. «Представители страховой компании «АльфаСтрахование» приезжали в Минск, где в течение двух дней подробнейшим образом отдельно рассматривали случай каждого туриста, по результатам чего и было принято решение вернуть деньги каждому в полном объеме, – поясняет Руслан Парфенов. – На тот момент, когда было объявлено о банкротстве «Ланта-тур Вояж», один наш турист уже успел вылететь в Индию, и ему пришлось возвращаться обратно, двоих туристов пришлось снять с поезда, а остальные выехать по турпутевкам еще не успели. Каких-либо прецедентов с туристами или жалоб от них не было, так как информация о банкротстве компании на тот момент транслировалась во многих СМИ, и туристы вошли в ситуацию. Но по сути нас и наших туристов спасло то, что мы входим в сеть офисов продаж «Горячие туры», благодаря которой туристы и смогли получить полную компенсацию».

Однако напомним, что всего от компании «Софитель» путевками тур­оператора «Ланта-тур Вояж» воспользовались 6 туристов. В то время как число белорусов, по оценкам Департамента по туризму МСиТ, оказавшихся заложниками ситуации, – 20 человек. Получили ли остальные 14 туристов такие же компенсации, неизвестно.

«Не хочу называть все турфирмы, через которые туристы бронировали туры компании «Ланта-тур Вояж». Знаю только, что одна компания просто бросила своих туристов. Хотя в СМИ открыто заявлялось, что компенсацию в полном объеме получили все белорусы, кто забронировал туры у «Ланты», – добавляет Руслан Парфенов.

Чтобы узнать, получили ли все остальные туристы компенсацию, мы обратились в ОСАО «Ингосстрах», где нам ответили, что «в реестре страховых случаев по компании «Ланта-тур Вояж» были туристы из Беларуси, и страховое возмещение им было выплачено».

Также за ходом событий обещало следить Министерство спорта и туризма, а в случае необходимости – помочь туристам вернуть деньги. Чтобы защитить белорусов от таких ситуаций в будущем, в Минспорта в том числе предлагали ввести обязательное страхование ответственности компаний и дополнить кодекс об административной ответственности. Тогда фирмы можно будет штрафовать или лишать права заниматься туристической деятельностью.

На вопрос о том, все ли белорусские туристы, купившие туры компании «Ланта-тур Вояж», получили компенсации, в Министерстве спорта и туризма ответили следующим образом: «У Департамента по туризму министерства не было необходимости вмешиваться в данную ситуацию и оказывать правовую либо другую помощь гражданам, так как туристические фирмы смогли урегулировать данный вопрос со своими туристами самостоятельно и мирным путем. Напрямую в Министерство спорта и туризма никто из туристов за какой-либо помощью не обращался. Все решилось без эксцессов. В противном случае Минспорта пришло бы на помощь. Поэтому сказать точно, были ли возмещены компенсации всем пострадавшим туристам, мы не можем, но обращений конкретно к нам по этим вопросам от туристов не поступало».

P. S. Сейчас, спустя почти год после банкротства «Ланты», тихо (каждый по-своему) урегулировав вопрос с возмещением компенсаций туристам, белорусские турфирмы продолжают в прежнем режиме сотрудничать с московскими компаниями, хотя и говорят о возросшей осторожности в работе. «Ланта-тур Вояж» определенно не первый и не последний туроператор, кого постигла участь банкрота. Тем не менее российский и белорусский туристические рынки продолжают активно взаимодействовать, помня о том, что идеальной процедуры, позволяющей избежать рисков в туристическом бизнесе, пока не найдено.