О современном рынке авиаперевозок мы беседуем с вице-президентом компании airBaltic Янисом ВАНАГАСОМ.
- Каким образом связано развитие туристического рынка с деятельностью авиакомпании?
- Самым непосредственным. Как только авиакомпания открывает авиасообщение с какими-то странами и городами, сразу же начинает развиваться инфраструктура, появляются рабочие места, и, естественно, появляются пассажиры, в том числе и туристы. Можно рассматривать и такой вариант: потока туристов нет, если нет или пока нет рейса. Несколько лет назад, когда наша компания не летала из Риги в Стамбул, по статистике поток насчитывал 12 человек в месяц, и скептики говорили: видите, спроса нет, и нет смысла открывать авиасообщение. Сейчас наши самолеты даже зимой летают в Стамбул каждый день, и рейсы всегда заполнены. Когда мы начинали полеты из Риги в Минск, говорили то же самое, а теперь зачастую на этот рейс невозможно взять билеты! Конечно, тут присутствует риск, который является обязательной составляющей эксперимента.
Поэтому авиакомпания должна видеть маршрут, оценивать потенциал, если его нет, необходимо быстро закрыть это направление, чтобы не потерять то, что есть. Ведь за убытки на одном рейсе должны платить пассажиры других рейсов, поездка обходится им дороже, и это не является философией нашей фирмы. Наша философия - дешевые билеты.
- Расскажите, пожалуйста, о специфике авиапервозок и мировых тенденциях.
- Последние пять лет развитие авиации характеризовалось быстрым подъемом - эта отрасль развивалась стремительно, особенно в Восточной Европе. К примеру, годовой рост только у нашей компании составлял примерно 40%. Это огромная цифра! Если сравнивать хотя бы со скандинавскими авиакомпаниями, то у них был рост 1-2, а в лучшие годы 3%. В Европе один житель летает в среднем 2,5 раза в год. Подчеркиваю, каждый житель, включая стариков и детей. В Латвии - это 1-2 полета, в Литве - 0,5 полета в год. Если говорить о Беларуси, то здесь цифры такие: из 10 млн жителей аэропорт обслуживает 700 000 человек в год. Получается, что белорусский рынок совершенно не заполнен. Потенциал огромный, рынок авиаперевозок может расти не в десятки, а в сотни раз.
- Проблему можно рассматривать и с другой стороны. Рынок может расти, но будет ли он соответствовать финансовому уровню граждан, станут ли они пользоваться этим рынком?
- Я думаю, что и такой сценарий возможен. Вместе с тем, считаю, что, может быть, не такими быстрыми темпами, но люди все равно привыкнут летать. Эту мысль можно подтвердить некоторыми цифрами. За пять лет латвийский рынок авиаперевозок вырос практически в пять раз. В 2002 году из Риги было всего лишь несколько рейсов, к примеру, наша компания имела только шесть маршрутов, а сегодня - более 60. Из нашей столицы в 2003 году улетело 310 тысяч, а в этом году - 4 млн пассажиров.
- Но это и транзитные пассажиры?
- Да, конечно. Тут есть свои особенности. До нынешнего года транзитных пассажиров тоже было относительно мало - от 5 до 10% в месяц. Сейчас ситуация поменялась, и транзитный поток увеличился. Это дополнительные пассажиры к тем, что уже были. Считаю, что у жителей Беларуси тоже могут быть такие возможности. Этот быстрый рост сопровождается еще несколькими побочными тенденциями. С одной стороны, в Ригу пришли дискаунтерные авиакомпании, а с другой - наша авиакомпания тоже стала в какой-то степени дискаунтерной, и сейчас можно сказать, что 80% пассажиров, улетающих из Риги, старается пользоваться услугами именно таких компаний.
Это дает большие возможности для использования самолетов, и создает новый рынок клиентов, потому что летать самолетами стали те люди, которые раньше пользовались только наземным транспортом. Сейчас они выбирают, отправиться в тур в Италию на автобусе либо полететь на самолете. Анализ показывает, что за ту же цену можно получить как авиабилет, так и отель. Сейчас, когда экономика неустойчива, люди выбирают не только качественные, но и более экономичные услуги. Существуют лояльные клиенты авиации, но эти пассажиры не являются лояльными клиентами одной авиакомпании. Им интересно то, что они могут "попробовать" несколько авиакомпаний, даже в пределах одного путешествия: скажем, из Риги в Лондон полетели с airBaltic, а обратно Ryanair, Norvegian или aerLingus. Ценовая модель "туда-обратно" - это устаревшая схема. Есть билет в один конец, и, так как пассажир использует самолет как автобус, там нет никаких дополнительных сервисов, просто средство передвижения из одного пункта в другой. Захотел напиток или питание - все это можно, но за дополнительную плату. Сервис есть, но он платный. Для тех, кто предпочитает комфорт, в наших самолетах есть бизнес-класс. Есть и дополнительные сервисы: страхование, аренда машин и бронирование отелей, телефонная карта и такси до Риги. Но все-таки первым делом авиабилеты, в том числе он-лайн.
- Продолжающийся экономический кризис, удорожание топлива: Стабильность авиакомпаний, ранее казавшаяся незыблемой, здорово пошатнулась. Многие фирмы-авиаперевозчики стали терпеть колоссальные убытки и разоряться...
- Любой кризис, как это ни парадоксально, дает отрасли новый импульс для развития. Мы наблюдали кризис после 11 сентября 2001 года, когда авиакомпании, которые работали экономически неэффективно, стали банкротами, а индустрия очищалась - выжили сильнейшие, как и положено по законам эволюции. То же самое мы наблюдаем и сейчас, когда многие компании оказались в трудных условиях. Кризис - это хорошая возможность расширить собственное дело, ведь многие компании закрывают свои маршруты, сокращают количество рейсов, то есть дают возможность расти другим, и если те уловят момент и смогут обеспечить конкурентоспособные цены, то могут выиграть.
Простому потребителю, которому нужно лететь, не очень важно, успешная эта авиакомпания или нет. На выбор клиента влияет, по какой цене он получает тот или иной продукт. При кризисе и удорожании топлива принцип нашей компании - не перекладывать эти дополнительные затраты на плечи пассажира, но в то же самое время обеспечивать конкурентоспособные цены. Только при таком условии мы можем расти успешнее, чем конкуренты. В этом смысле наши возможности хороши даже при кризисе - нам становятся доступными ресурсы, которые раньше доступны не были. К примеру, мы использовали кризис 2001 года для того, чтобы заменить практически весь флот самолетов, сейчас мы так же используем кризис. Мы меняем самолеты. В нынешнем году получили новый тип самолета "Боинг 757" на 200 мест, и это дает нам возможность снижать себестоимость одного места. Так что при любом кризисе есть и проигравшие, и выигравшие, это закон рынка. Чтобы авиакомпания эффективно работала, она должна иметь не только оптимальные цены, но еще и обширную сеть маршрутов и хорошие стыковки. Иногда это даже более ценно, и люди готовы больше платить, потому что экономят на отелях, трансферах и т.д. Желание пассажира - вот главная составляющая стратегии авиакомпании!
- Мы знаем, что сейчас вы учитесь на пилота - это необходимость или хобби?
- Это мое хобби. Сейчас я сдаю экзамены, и они очень сложные. По сравнению с вождением машины ответственность гораздо больше. Ты отвечаешь за все - и за самолет, и за людей: При этом должен сказать, что авиация - одна из самых наиболее организованных сфер в мире. В авиации законы писались через опыт, а он не всегда был позитивным. Поэтому, по статистике, авиатранспорт наиболее безопасный. Лететь в самолете в 300 раз более безопасно, чем переходить улицу. Перед началом учебы на пилота у меня был мотоцикл, а теперь я езжу на нем со страхом - гораздо безопаснее находиться в самолете, чем ездить на мотоцикле.
Беседовала Надежда СУСЛОВА