«ВСЕ УМРУТ, А Я ОСТАНУСЬ»
(29, Сб, НТВ, 0-55)
Everybody Dies But Me, Россия, 2008, 80 мин, R. Реж. Валерия Гай Германика (игровой дебют, сериал «Школа»); в рол.: Полина Филоненко (Катя), Агния Кузнецова (Жанна), Ольга Шувалова (Вика), Инга Стрелкова-Оболдина (мама Жанны), Донатас Грудович (Алекс), Юлия Александрова (Настя), Гарольд Стрелков (папа Жанны), Максим Костромыкин (Саша), Алексей Багдасаров (папа Кати), Дмитрий Межевич
Подростковая драма по сценарию ныне модных молодых авторов Юрия Клавдиева («Кремень», «Школа») и Александра Родионова («Сумасшедшая помощь», «Свободное плавание»). Изначально сценарий назывался «КВЖ», рабочим названием фильма было «Три девочки», а «Все умрут» появилось уже после завершения монтажа в марте 2008 г. Про замысел ленты по ТВ рассказывал Клавдиев: «Лера предложила сделать нормальное, честное кино о том, как все происходит. Не кино какого-то 40- или 50-летнего дяденьки, который давным-давно забыл о том, как все бывает и снимает при этом прекрасные фильмы, но отстраненно. А мы делали кино о том, через что нам, действительно, пришлось всем пройти. Никакие родители, какими бы ни были прекрасными, ничего с этим не сделают. Потому что их власть заканчивается на пороге дома твоего. А когда выходишь за порог, то оказываешься в мире, о котором родители не имеют ни малейшего понятия. И ничего там сделать не могут – ни родители, ни милиция, ни Бог... Ты один здесь – вот о чем мы делали фильм…» Теперь логично представить Германику, которая сериалом «Школа» заставила бурлить российскую Думу. Она родилась в Москве 1.03.1984 г. как Валерия Игоревна Дудинская. Имя получила благодаря бабушке, поклоннице романа «Спартак», в честь жены римского диктатора Луция Корнелия Суллы. При получении паспорта изменила данные, включая отчество (по имени отчима). Валерия Гай — это имя, а Германика – фамилия. Она выпускница факультета зооинженерии Тимирязевской академии: кинолог и селекционер-зоотехник. Окончила Школу кино и ТВ «Интерньюс». С 19 лет снимает кино. Утверждает, что якобы «работала оператором на порно-студии». Вегетарианка. Растит дочь Октавию. Добившись успеха документальными лентами («Девочки», «Мальчики» и др.), юная Германика умудрилась получить право на постановку полнометражного игрового фильма, да еще и привлекла в него завидные творческие силы. Об этом можно судить, исходя из того, как развиваются карьеры большинства участников ее съемочной группы. В программе А.Гордона «Закрытый показ» Валерия откровенно, даже цинично поведала, почему перешла в игровой формат: «Я могла очень легко снять такой документальный фильм, но это был бы подло с моей стороны. Я и ушла из документального кино, потому что должна была провоцировать героев на нужные мне действия. А здесь актеры профессиональные, у нас профессиональные отношения, и они воплощают как бы меня. Я разложила себя на трех этих девочек». Услышав это Гордон возликовал: «За эти слова я готов расцеловать режиссера. Почему? Потому что в наше время, когда никто не стесняется в документальном кино делать постановочные подставы, когда все эмоции персонажей прописываются, когда камера ходит за ними день и ночь как за этими бедными животными, режиссер вдруг говорит: «А мне нужно было расписать, чтобы сделать это отвлеченным, отстраненным». Замечательно». Так что Германика вполне осознанно пригласила на роли подростков квалифицированных актрис (трех выбрала из почти ста претенденток), которые старше их на 8-9 лет. Они и руки заламывали по системе Станиславского, и настоящий алкоголь в кадре пили, имея на это полное право. Но самое главное – Германика своего добилась. Фильм задевает, увлекает и «взрослость школьниц», как и многие другие откровенно искусственные обстоятельства, уходят на десятый план. Конечно, все воспринимают события «Я умру» по-разному, но мне они показались реалистичными не для того общества, в котором я живу, а более глупого, примитивного. Ведь мне трудно понять, почему для учащихся московской (!) школы столь стратегически важна школьная же дискотека. Ведь сейчас не эпоха застоя и развлечения, как мне видится, не в дефиците. Да и не пытаются подруги Катя, Жанна и Вика как-то особенно выглядеть, хореографически подготовить себя. У них нет американских амбиций стать королевой бала… Неужели все сводится к желанию отдаться некому парню, пусть даже в замызганном подвале? Но разве для организации этого без дискотеки никак? А вот причины озлобленности девочек прописаны хорошо. Не повезло им с родителями, да и воспринимаются их действия дочерями гипертрофированно остро, что типично для 15-летних. Отсюда фразы типа: «Хорошо было бы, чтобы все взрослые сдохли», словно они сами всю жизнь собираются быть детьми... Да и многие другие слова и поступки героинь больше подходят 8-летним. Только сбитым в стаю. Впрочем, о сюжете на этом – все. В фильме много насилия, есть сцены с обнаженкой, звучит ненормативная лексика (если на ТВ не «запикают»), так что имеется много оснований для того, чтобы его проигнорировать. Но если уж решаетесь на просмотр, то попытайтесь разобраться, чем так прихватила (и со знаком «плюс», и со знаком «минус») киномир режиссер Германика, не исключено, кумир будущего российского кино. Замечу, что мне понравился в ленте юморок. Например, такой диалог подруг. «А может быть туалетной бумаги в лифчик?» «Ты еще усы себе отрасти, чтобы все видели, какая взрослая». Да, да, когда героини не в состоянии истерики, они не чужды и самоиронии. Съемки лауреата Венецианского МКФ А.Хамидходжаева («Бумажный солдат»), которого Германика, по ее признанию, 3 месяца уговаривала. Известно, что со стороны его работа иным казалась непрофессиональной. Ведь большинство сцен снималось с рук, словно документальная зарисовка. Решение об этом оператор принял самостоятельно. Он также умышленно снимал длинные планы, чтобы не было нужды в «клиповости» монтажа. В фильм вошел план продолжительностью 6 минут. Съемки заняли 35 дней и велись на узкую пленку. В качестве павильона использовались две московские школы. Драки в ленте почти реальные, оставлявшие массу синяков. Саундтрек состоит из песен группы «Звери» «Районы-Кварталы» и «Дожди-пистолеты». Костюмы Александра Петлюры. На МКФ в Канне: Golden Camera – Special Mention и Prix Regards Jeune. Приз CineVision на МКФ в Мюнхене. На Еврофестивале в Брюсселе премии удостоилась троица исполнительниц главных ролей. Премия «Ника» «Открытию года». Номинации на премии «Золотой орел»: фильм и звук. Специальный диплом премии «Белый слон» (РФ). Номинация на премию блогосферы «Жорж» за фильм. Приз за дебют на правозащитном МКФ «Сталкер» (Москва). Масса других регалий. Сборы в России $0,24 млн. Рейтинг IMDb – 7/573 голоса. В российском «Кинопоиске» рейтинг ниже – 6,2/10755 голосов. **1/2
«ГРЯЗНЫЕ ТАНЦЫ» ** 1/2
(29, Сб, Лад, 17-45)
Dirty Dancing, США, 1987, 100 мин, CD. Реж. Эмили Ардолино («Цыганка», «Сестры по несчастью»); в рол.: Патрик Суэйз (Джонни Кэстл), Дженнифер Грей (Фрэнсис «Бэби» Хаусман), Джерри Орбах (д-р Джейк Хаусман), Синтия Роудс (Пенни Джонсон), Джек Уэстон (Макс Келлерман), Джейн Брукер (Лайза), Лонни Прайс (Нил), Макс Кэнтор (Роббм Гулд), Нил Джонс (Билли Костецки), Келли Бишоп, Эмили Ардолино (камео)
Музыкально-хореографическая ретро-мелодрама по сценарию Эленоры Бергстен («Пусть это буду я»), которая фактически изложила историю из собственного прошлого. В начале 60-х, будучи младшей дочерью еврейского врача из Нью-Йорка, она провела лето с семьей в пансионе «CatsKills» и участвовала в соревнованиях по «Грязным танцам». В первой версии сценария, сочиненной в 1980 г., была слишком значима эротическая подоплека, что отпугнуло, в том числе и Майкла Дугласа. Поэтому пришлось переносить упор на танцы. События фильма происходят летом 1963 г. В основу непритязательного сюжета положена история романтической привязанности молодых танцоров, которая по ходу изнурительных репетиций перерастает в сильное взаимное чувство. Он – Джонни – учитель танцев в загородном пансионе и зрелый мужчина, искушенный в вопросах любви. Она – 17-летняя Фрэнсис – приехавшая сюда с богатыми родителями и сестрой на отдых. Однажды сия невинная и избалованная девушка решается войти в помещение, предназначенное только для обслуживающего персонала и обнаруживает там совсем не те танцы, которым Джонни обучает клиентов, а смелые, раскрепощенные, вызывающие, короче говоря, грязные... Но это не отвращает Фрэнсис от них. Она становится Бэби – ученицей-партнершей Джонни, как в танцах, так и в любви. Хотя и осознает объективную неразумность такого поведения, противоречащего слишком многим канонам. И ведь правда, ни к чему хорошему это не приводит… В фильме много танцев, музыки, песен в стилях, модных на рубеже 50–60-х гг. Хореография Кенни Ортеги, известного в т.ч. и сотрудничеством с Майклом Джексоном. Именно он срежиссировал посмертный фильм о нем – «Вот и все». Постановщик «Грязных танцев» Э.Ардолино, завоевывавший «Оскар» за документальный фильм, умер в возрасте 50 лет от СПИДа. Увы, нет на свете и П.Суэйза (18.8.1952 – 14.9.2009 г.), которого доконал рак поджелудочной железы. О том, что у него смертельный недуг миру было сообщено за 1,5 года до кончины. Тело Патрика было кремировано, а прах развеян над излюбленным местом время препровождения актера – на ранчо «Счастливые дни» в Нью-Мексико. Для фильма Суэйз исполнил собственную песню «She's Like the Wind». На главные роли претендовали и другие актеры. Но Вэл Килмер подумав отказался, а Билли Зейн недостаточно хорошо танцевал. 27-летняя Д.Грей («Чужой билет») при прослушивании получила 5 минут, дабы доказать, что способна сыграть героиню, которая моложе ее на 10 лет. И Дженнифер шансом воспользовалась. И сегодня ее ассоциируют прежде всего с «Грязными танцами», а ведь на ее месте могла быть Сара Джессика Паркер. Интересно, что танец влюбленных Патрик и Грей исполнили во время проб. По сценарию его не было, но режиссеру настолько понравилась эта импровизация, что ее включили в картину. Похожая история и со знаменитым планом, в котором актеры передвигаются друг к другу на коленях. Ее не прописывал хореограф, так получилось между танцами, когда актеры дурачились, а режиссер взял, да и уловил. Любопытно, что этот фильм подтолкнул к созданию международной федерации «Грязных танцев» – своеобразного хореографического джаза. Естественно, что П.Суэйз (и его мама) были гуру этого движения. Считается, что для успеха в «грязных танцах» лучше не иметь классического хореографического образования. На протяжении всего фильма Джонни и Бэйби постоянно носят одежду контрастных цветов. Съемки проводились в курортных местах в Вирджинии и Северной Каролине. Премии «Оскар» и «Золотой глобус», а также номинация на Grammy за песню «(I've Had) The Time of My Life». Номинации на «Золотой глобус»: фильм, Суэйз и Грей. Премия «Независимый дух» за режиссерский дебют. Премия «Amanda» (Норвегия) за «инофильм». Сборы в США $64 млн. Сборы за рубежом $150 млн. Продажи на DVD в США $9 млн. Бюджет $6 млн. Фильм стал одним из наиболее доходных в истории кинематографа. Рейтинг IMDb – 6,2/39636 голосов. Женская оценка на 1,9 (!) балла выше мужской. Каждый пятый из ответивших оценил фильм в 10 баллов. **1/2
«ДЖЕК ХАНТЕР: НЕБЕСНАЯ ЗВЕЗДА»
(29, Сб, НТВ, 5-55 и 14-10)
Hunter and the Star of Heaven, США, 2009, 94 мин, PG. Реж. Терри Каннингем («Хакер», «Глобальная угроза»); в рол.: Иван Сергей (Джек Хантер), Джоэнн Келли (Надя Рамадан), Туре Рифенштайн (Литтманн), Сьюзэн Уорд (Лиз), Марио Шон Лоулор (Фредерик Шэффер), Теоман Кумбарашибаши (Петровский), Марио Наим Бэссил (Тарик), Мехмет Полат (Дориданов)
Приключения для ТВ. Завершающая часть мини-сериала. 35-летний американец Иван Сергей Гаудио («Опасные умы»), насколько способен, «играется» в Индиану Джонса (в его фирменной шляпе), да еще и с примесью Джеймса Бонда. События ленты развиваются весьма динамично, но… малобюджетно. Среди врагов заядлого охотника за приключениями, типичного мачо и квалифицированного археолога Джека Хантера – и арабские головорезы, и жуткая русская мафия. И тем не менее даже в критических моментах он не теряет присущей ему ироничности. На этот раз Джек Хантер и три агента национальной безопасности, получив важную информацию, отправляются в нейтральные румынские воды, где Альберт Литтманн, желающий найти Глаз Небесной звезды, должен встретиться с боссом русской мафии Михаилом Петровским. Разумеется, важны археологические моменты. Джек показывает Лиз монету, которую он взял из могилы Эхнатона. Она подтверждает предположение, что сокровища и Глаз Небесной звезды были вывезены в Константинополь, а затем проданы на черном рынке. Джек продолжает идти по следам… Основные съемки проводились в Турции. Наград нет. Рейтинг IMDb – 4,3/55 голосов. *
«КОРОВЫ»
(30, Вс, СТВ, 23-25)
Vacas/Cows, Испания, 1992, 96 мин, R. Реж. Хулио Медем («Земля», «Люсия и секс», «Беспокойная Анна»); в рол.: Эмма Суарес (Кристина), Кармело Гомес (Мануэль, Кармело и Перу), Анна Торрент (Каталина), Карра Элехальде (Лукас), Клара Бадиола (Мадлен), Пилар Бардем (Паулина)
Драма. Полнометражный дебют культового, харизматичного режиссера Х.Медема (род. 21.10.1958 г.). История бурных отношений двух баскских семей – Иригибель и Мендилусе – на протяжении трех поколений. Они живут в маленькой долине Гипускоан, разделенные лишь рощицей, что приводит к столкновениям, вплоть до проявлений безграничной ненависти. Действие фильма разложено на три временных отрезка, начиная с гражданской войны 1875 года и заканчивая гражданской войной 1936 года. С помощью заведомого эпатажа, приемов символизма и сюрреализма, экспериментов с цветовым решением Медем выстраивает картину не для слабонервных. Причем во всем, вплоть до заглядывания в коровьи глаза: огромные, облепленные мухами и бездонные. Эти большущие животные регулярно появляются по ходу событий фильма, являясь безмолвными свидетелями всех происходящих конфликтов и страстей. Кажется, что коровы выше всех их, ибо почитаются людьми, словно святые… Это тонкий и глубокий фильм о казалось бы прописных истинах: что война это ужасно, а любовь не знает границ. О сексе, цикличности бытия, сельском труде, гордых басках и многом другом. Специальная премия МКФ в Монреале за дебют. «Золотой приз» МКФ в Токио. Приз МКФ молодого кино в Турине. Премия Goya (Испания) за режиссерский дебют. Номинации: сценарий, спецэффекты и талантливая музыка Альберто Иглесиаса («Разомкнутые объятия»). Премия Британского киноинститута «Sutherland Trophy». Премия Sant Jordi (Каталония). Другие награды. Сборы в Испании 0,37 млн евро. Рейтинг IMDb – 7,2/1550 голосов. В карьере Медема это 5-й результат из 8.
«НА КРАЮ СТОЮ…»
(30, Вс, ОНТ, 22-45)
Россия, 2008, 87 мин, R. Реж. Рауф Кубаев («Псевдоним «Албанец»), Мунид Закиров («Хорошо сидим!»), Эдуард Тополь (дебют); в рол.: Артур Смольянинов (Андрей Стахов), Светлана Устинова (Алеся), Равшана Куркова (Фируза), Фатых Джалалов (ген. Товжедаев), Сейдулла Молдаханов (чабан), Фуркат Файзиев (лысый), Миразбек Азизов (главный бандит), Марат Башаров (подполковник Власов), Дарья Чаруша (Анжела), Азза Бегматова (ясновидящая)
Приключенческая мелодрама с политическими мотивами по роману Эдуарда Тополя (род. 8.10.1938 г. в Баку), события которого основаны на реальных событиях службы современной российской 201-й дивизии на границах среднеазиатских республик. Известный писатель и сценарист Тополь («Юнга Северного флота», «Монтана») в данном проекте выступил и генпродюсером, и худруком, и сорежиссером. Несмотря на социальную значимость затронутой темы и патриотические порывы, в творческом плане фильм мне показался настолько беспомощным, что рассказывать о нем так и тянет с чуть издевательским «черным» юмором. Итак, несомненно одаренному обнаруживателю наркотиков, российскому контрактнику Андрею, желающему не армейской карьеры, а заработать денег на квартиру, ужасно не везет. Басмачи из азиатского наркотрафика в качестве мести отрезают ему половые органы, самого бросают в воду, а ноги воина затем склевывают роскошные вороны. Причем почему-то только ниже колена. Потом с экрана демонстрируются ужасы инвалидной жизни, беды связанные с тотальной коррупцией, антироссийские настроения и, наконец, подвиги Андрея, который исключительно ловко передвигается на инвалидной коляске. Однако красной нитью проходит даже не тема протезов ног, не возможности ходить, а нового пениса. В конце картины Андрей, разумеется, его получает. И что важно, китайского производства. Хоть и не патриотично, зато дети после этого пошли косяком, а жизнь наладилась. Стоит предположить, что Тополь (не ракета, а писатель) решится и на сиквел. Съемки проводились в Узбекистане, прежде всего в Ташкенте. Музыка М.Дунаевского. На фестивале «Золотой Феникс» Тополь удостоился премии им. А.Папанова за создание органичного актерского дуэта Смольянинов-Устинова. Награды военно-патриотического фестиваля «Волоколамский рубеж»: 24-летний А.Смольянинов («Жара»), премия зрителей и Специальный Приз жюри «За воплощение на экране темы нравственной красоты человека». Сборы в России $4,8 тыс. Рейтинга IMDb – нет. *
«НАСЛЕДНИКИ»
(30, Вс, Лад, 12-55)
Россия, 2008, 90 мин, PG. Реж.-сцен. Константин Одегов («Парижская любовь Кости Гуманкова», «Игра на вылет»); в рол.: Павел Юрченко (Тимофей Трофимов), Екатерина Редникова (Ирина Трофимова), Денис Карасев (Георгий Трофимов), Владимир Толоконников (дядя Степа), Леонид Куравлев (глава администрации), Александр Голубков (Миша), Юлия Галкина (Надя), Александр Баширов (мужичок с балалайкой), Игорь Гузун (Исса), Константин Одегов (директор школы), Игорь Гаспарян (нувориш), Карэн Бадалов (врач)
Приключенческая драма по мотивам книги «Мальчик без шпаги» тюменца Сергея Козлова (род. 28.5.1966 г.). Режиссер Одегов, представляя данный фильм, выражал надежду, что он поможет привлечь внимание к творчеству хорошего, но не слишком популярного литератора, что важно, истинного христианина. Поэтому съемки благословляла Тюменско-Тобольская епархия, а перед монтажом режиссер за духовными силами ездил в Грецию, в мужской монастырь Святого Пантелеймона на горе Афон. Как мне видится, святыни и духовное очищение в творческом плане Одегову не слишком помогли. Хотя настроенные на его волну люди возможно считают иначе. Например, автор такого блогового отзыва: «Это лучший фильм, который я когда-либо видел. Фильм о Русском народе и для Русского народа. Снят с любовью к людям, которые существуют в этом долбанном (и таком любимом) государстве. Ведь уже надоели фильмы про Рублевку со счастливым концом». Итак, таежный поселок. Раньше это была хорошая семья. Папа Георгий – буровик, мама Ирина – медсестра, а их сын Тимофей – школьник. Каждое лето они позволяли себе ездить к бабушке в Крым. Но, увы, сия идиллия оказывается хрупкой, ибо вмешиваются обстоятельства социального и личного плана. Для папы неприятности по работе становятся веским поводом, чтобы спиться. Впрочем, подобное случается со слишком многими. Разумеется, дом Трофимовых превращается в арену жестокого выяснения отношений, что больно ранит Тимофея. Как следствие он пускается в том же направлении: забрасывает учебу и пытается добыть денег на пропитание и развлечение. Но в отличие от многих других, мальчик не желает погружаться в пучину вместе с родителями. Их ошибки на самом деле служат ему уроком. Тем не менее краденым он торгует, благо, что подельник Миша не только сильный, но и относительно интеллигентный юноша. Однажды тот дарит Тимофею уникальную пуговицу. Скорее всего, она была на мундире убиенного цесаревича Алексея. Будучи умным и проницательным для своего возраста, наш герой после неудачных попыток «толкнуть» раритет, начинает в нем разбираться и это здорово помогает ему в жизни… Съемки проводились в Увате Тюменской области (1,5 месяца), Тобольске (2 дня) и на «Мосфильме» (месяц). В Увате мороз достигал сорока градусов, однако группа еще и увлекалась… горнолыжным слаломом. Но не обошлось и без забастовки осветителей из-за перебоев в оплате труда. Музыка знаменитого А.Рыбникова. Премии детского МКФ «Алые паруса» (Севастополь): 12-летний П.Юрченко (было просмотрено 500 претендентов на эту роль) и «за самый мудрый фильм». Голубков отмечен премией фестиваля «Литература и кино» (Гатчина). Внеконкурсный показ на МКФ в Москве. Заявленный бюджет $2 млн, ходя Одегов утверждает, что реально было на $1,5 млн больше. Рейтинга IMDb нет. *1/2
«НА ТРЕЗВУЮ ГОЛОВУ»
(25, Вт, СТВ, 23-45)
Swing Vote, США, 2008, 120 мин, PG-13. Реж Джошуа Майкл Штерн («Неудачник», «Выживший»); в рол.: Кевин Костнер (Бад Джонсон), Мадлен Кэрролл (Молли), Паула Патон (Кейт Мэдисон), Келси Грэммер (Эндрю Бун), Деннис Хоппер (Дональд Гринлиф), Натан Лейн (Арт Крамб), Стенли Туччи (Мартин Фокс), Джордж Лопес (Джон Свини), Джадж Райнхолд (Уолтер), Чарльз Истен (Льюис), самих себя играют: Ричард Петти, Вилли Нельсон, Ларри Кинг
Сатирическая драма с политическими мотивами и пародийными приемами. Весьма оригинальная лента, затрагивающая, казалось бы, банальные темы. И поэтому, несмотря на объяснимую чужеродность, ее действие таки захватывает. Итак, в городке штата Нью-Мексико крайне скромно, в вагончике, проживают папа и дочь-подросток. Выпивоха Бад работает на предприятии, сортируя и упаковывая куриные яйца. Частенько опаздывает, систематически нарушает трудовую дисциплину, зато деньги у начальства выбивает словно танк. А между тем руководство может запросто заменить его на одного из многочисленных исполнительных мексиканских эмигрантов, был бы только повод. Политикой Бад, разумеется, не интересуется. А шумиха вокруг предстоящих выборов президента только раздражает его. Он не верит, что речь в действительности идет о социальном договоре между народом и властью, поэтому и не собирается голосовать. А вот напрочь политизированная Молли, таки надеется затянуть папу на избирательный участок. Когда же у нее это не получается, девочка тайком пользуется за него электронной системой голосования, правда выполнив процедуру не до конца. В результате его голос регистрируют, но как ошибку. А между тем кандидаты идут нос в нос и выясняется, что все решит голос Бада, который может повторно проголосовать. Как же теперь ублажают теперь этого простого работягу действующий президент и его оппонент. Бад оказывается в эпицентре внимания всего мира, вокруг его лачуги буквально толпятся представители СМИ… Полагаю, что нашим зрителям посмотреть такой фильм даже полезно, дабы вспомнить о том, что есть выборы. Обратите внимание на актерский состав. 12-летняя М.Кэролл («Шпион по соседству») номинировалась на премию «Юный актер». Сборы в США $ 16,3 млн. Сборы за рубежом $1,3 млн. Продажи в США на DVD $4,3 млн. Бюджет $21 млн. Рейтинг IMDb – 6,1/7233 голоса. Видеоназвание – «Решающий голос». **1/2
«ПАРЕНЬ, ТЫ ПОПАЛ!»
(27, Чт, Лад, 23-05)
Suckers, США, 1999, 87 мин, R. Реж. Роджер Нигард («Треки 1-2», «Природа существования»); в рол.: Джо Янетти (Джо), Джейк Джоханнсен (Лэнс), Дэниел Бензали (Реджи), Дэвид Экерт (Шамин), Юта Блю (Майк), Эли Дэнкер (Мохаммед), Уэйн Дювалл (Рэндалл), Луис Мэндайлор (Бобби Делука), Давид Поланд (Али), Майкл Д.Робертс (Эдди), BT (JJ)
Производственно-социальная комедия с криминальными мотивами. Живая, бойкая лента, которая, впрочем, едва ли запомнится. Итак, в предприятии по продаже автомобилей довольно странный начальник Реджи. Он всегда недоволен, даже если его подчиненные – обходительные парни в белых рубашках – делают все возможное, чтобы обаять потенциальных покупателей. Словно сержант из фильма про подготовку солдат, Реджи буквально размазывает по стеклу и своих работников, и даже зашедших покупателей. Его мотивы становятся понятнее, если знать, что автосалон лишь прикрытие для наркобизнеса. И все его продажи – мелочь в сравнении с оборотом дури. Но Бобби это неведомо, да и больше волнует долг перед крутыми парнями, которые могут от угроз перейти к делу. Нужно срочно раздобыть деньжат. Супруга Бобби устраивает его в автосалон, в котором работает сама, рассчитывая, что ее умный и красивый муженек сумеет «обобрать» покупателей, словно липку. И ему, кажется, это удается, но его интересует уже более денежная цель… Специальный приз жюри на МКФ в Сан-Хосе. Премия DVD Exclusive (США) за сценарий. Рейтинг IMDb – 5,9/573 голоса. *1/2
«ПОЛТОРЫ КОМНАТЫ, ИЛИ СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА РОДИНУ»
(28, Пт, ОНТ, 23-10)
Room and a Half, Россия, 2008, 130 мин, PG. Реж. Андрей Хржановский (игровой дебют); в рол.: Алиса Фрейндлих (мама Бродского), Сергей Юрский (Aлeкcaндp Ивaнoвич, папа Бpoдcкoгo), Григорий Дитятковский (Иocиф Бpoдcкий), Артем Смола (начинающий поэт Бродский), Евгений Оганджанян (Иocиф в дeтcтвe), Сергей Дрейден (дядя Бродского), Алексей Девотченко (Дмитpий Шocтaкoвич), Александр Леньков (голос кoта), Светлана Крючкова (Aннa Aхмaтoвa), Сергей Барковский (Бeнкeндopф), Александр Баргман (Евгений Рейн), Сергей Русскин (Денисов), Дмитрий Хоронько, Борис Шитников
Биографическая ретро-драма по сценарию Юрия Арабова («Телец») и А.Хржановского. Поставил фильм 67-летний А.Хржановский, признанный мультипликатор, лауреат «Ники» за «Полтора кота». Так что не удивительно, что в ткань представляемой картины вплетены анимационные сцены. А вот кто бы мог подумать, что игровой дебют ветерана станет кинособытием? При этом крайне важно, что «Полторы комнаты» – это рассказ не столько об эпохе, сколько о великом поэте И.Бродском (24.5.1940 – 28.1.1996 г.), гонимом в СССР (где он считался психом, тунеядцем и антисоветчиком) и почитаемом на Западе, вплоть до вручения Нобелевской премии. Хотя Хржановский, к слову, фактически ровесник своего героя, не хотел бы, чтобы «Полторы комнаты» воспринимали как фильм о Бродском: «Это фильм по литературным сочинениям Бродского, по его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он инспирирован прозой Бродского, которая меня окрылила и вдохновила на эту работу…» Но ведь не будь в картине самого гения, да и некоторых других гениев (см. титры), не уверен, что она вызвала бы аналогичный интерес. Тем более что фильм кажется неровным. Романтически-мифологизированная линия, отражающая творчество Бродского, на мой взгляд, диссонирует с бытописанием. И чем далее по сюжету, тем более. Многое преподнесено в лоб, как это было многократно сделано в других лентах (разбитый бюст Сталина, буги на костях и т.д.). Но если судить в целом, с желанием отнестись позитивно, то просмотр фильма оставляет ощущение соприкосновения с высокой поэзией, а большинству из нас, еще и расширяет познания о великой Личности. Блоговый отзыв от Петра: «В «Полторы комнаты» намешали столько всего, что на выходе должен бы получиться невкусный винегрет. Эклектические экзерсисы Хржановского порой переходят всякие границы, но это никак не мешает повествованию, а даже помогает ему. К мультипликации (совершенно различной) примешивается игра «в цвет», плюс фильм располосован документальными и псевдодокументальными кадрами, а также дополнен изобразительно совершенным символизмом. Так что, если хочется узнать про Бродского, лучше прочитать книгу или найти документальный фильм, а «Полторы комнаты» – это кино для интеллектуалов, любящих старую актерскую школу, хороший юмор, потрясающие кадры, готовые в любую минуту стать фотографиями, смесь из изысков и простоты, в общем, любящих все хорошее, но с известной долей вкуса и в меру. Бродского там мало и в то же время его бесконечно много. Фильм хочется пересматривать и пересматривать. Нет, это не шедевр, но когда устаешь от великого, хочется окунуться в такой вот теплый приятный мир, где о сложном – просто, о простом – сложно, о Бродском как о человеке, о стране как о доме и о стихах как о стихах». Премии «Ника»: фильм, сценарий и режиссура. Номинации: 73-летняя А.Фрейндлих («Служебный роман»), декорации и звук. Номинации на премии «Золотой орел»: сценарий и 73-летний С.Юрский («Золотой теленок»). Кандидат (в числе 9 лент) на выдвижение на «иноОскар» от России. Две поощрительных награды на МКФ в Мар-дель-Плата (Аргентина). Специальная премия блогосферы «Жорж» за «Лучшую наработку российского фильма в ограниченном прокате» – 3 копии, каждая из которых принесла 1 млн руб. Мировая премьера состоялась на МКФ в Роттердаме. Сборы в России $88 тыс. Рейтинг IMDb – 7,4/106 голосов. ***
«ПОРОКИ И ИХ ПОКЛОННИКИ»
(25-28, Вт-Пт, БТ, 15-55)
Россия – Украина, 2006, 168 мин, PG. Реж. Владимир Попков («Год теленка», «Пепел Феникса»); в рол.: Владислав Галкин (Владимир Архипов), Глафира Тарханова (Маша Тюрина), Дмитрий Бикбаев (Макс Хрусталев), Галина Польских (Лизавета Огус), Грегори-Саид Багов (Расул), Ольга Волкова (Елена Тихоновна), Евгений Князев (Добромир/Пророк), Лариса Руснак (Катя), Олег Треповский, Игорь Ясулович (Гаврила Романович)
Детектив для ТВ (4 серии) по одноименному роману Татьяны Устиновой («Запасной инстинкт»), с экранизациями которой нас неустанно знакомят. Увы, все они однозначно проходные, даже если сыграны хорошими артистами и затрагивают объективно значимые темы. На мой взгляд, больно уж густо у Устиновой кладутся значимые события. В данном случае, если герой, то уж гениальный хакер, если уж секта, то на редкость креативная, если уж обнаружились картины, то такие находки не каждый век случаются, если уж сосед – «божий одуванчик», то Чикатило отдыхает… Итак, совладелец солидной компьютерной фирмы Владимир Архипов живет в роскошной холостяцкой сталинке вместе с грозным, но умным буль-мастифом Тинто Брассом. Он много занимается спортом, но вынужденно, иначе будет инвалидом (и тут у Устиновой крайности). Всегда вежлив, выдержан, кажется, не падок на женщин, по манерам напоминает экранного дореволюционного офицера. В этом образе он остается и при дежурных контактах с соседями, и в крайне сложных, опасных для жизни ситуациях. А за ними, конечно же, дело не становится. Важно отметить, что Владимир решительно игнорирует милицию, борясь со злом с помощью шантажа, выстраивания системы мер и противовесов. В определенной мере, он даже не детектив-самоучка, а супермен, правда, не имеющий волшебных приспособлений. Вместо описания сюжета приведу положительный блоговый отзыв: «Интересный фильм. Вечером перед телевизором с семьей в самый раз. Сюжет легкий и захватывающий, не могла оторваться. Много забавных моментов». Сценарий Марины Зверевой («Странные взрослые»), кстати, супруги Павла Чухрая. Молодым зрителям особенно интересно участие 17-летнего Д.Бикбаева («Кадетство»), ныне больше известного по «Фабрике звезд» и дуэту «БиС». Музыка О.Кивы. Съемки проводились в Киеве. Рейтинга IMDb нет. *1/2
«РЕАЛЬНЫЙ ПАПА»
(30, Вс, РТР, 0-40)
Россия, 2008, 87 мин, PG. Реж. Сергей Бобров («Мужчины не плачут», «Последний забой»);
в рол.: Михаил Пореченков (Романа Шило), Светлана Ходченкова (Людмила), Анжелина Карелина (Таня Шило), Алексей Горбунов (Сафрон), Александр Дедюшко (Игорь), Евгения Добровольская (Светлана Васильевна), Алексей Огурцов (Виктор Субботин), Владимир Пермяков (учитель химии), Алексей Шевченков (Гоша), Дмитрий Бобров (Леха), Александра Скачкова (Вика), Дмитрий Дедюшко (Сергей), Любовь Руднева (Тамара)
Эксцентрическая криминальная комедия для семейного просмотра по сценарию Олега Маловичко («Тиски», «Домовой»), отсылающему и к рассказу О.Генри «Вождь краснокожих», и к ряду картин вроде «Детсадовского полицейского». Получилось весьма мило, с ожидаемо броскими диалогами, но определенно пресновато. Итак, «разводящий» местной криминальной группировки Роман Шило, привыкший к образу жизни, соответствующему его статусу, однажды становится многодетным папашей. Словно посланием из прошлого становится появление 14-летней дочери Тани, плода несложившегося брака. Да еще и вместе с 5-летним братиком Сережей и 2-летней сестренкой, которых мама Тани произвела на свет от других мужей. Суровому братану, угрюмому костолому Роме крайне трудно входить в образ заботливого родителя, тем более что и детишки на редкость проказливы… В фильме снялись отец и сын Дедюшко, наши земляки, вместе погибшие в автокатастрофе в 2007 г. Номинации на премии MTV-Россия: дважды Пореченков (в т.ч. как комик) и за самую зрелищную сцену. 25-летняя А.Карелина («Шпильки») отмечена премией за детскую роль на фестивале «Киношок». Кстати, у нее серьезное актерское образование, в том числе и заокеанское. Она 8 лет занималась балетом, обладает коричневым поясом в каратэ-до, была чемпионкой Москвы по тайскому боксу, танцевала в шоу танца живота, исполняет собственные рэп-композиции под псевдонимом Анжелина Не Джоли. Сборы в России $1,9 млн. Рейтинг IMDb – 4,9/16 голосов. *1/2
«СЕМЬ ДНЕЙ ДО СВАДЬБЫ»
(29, Сб, СТВ, 17-45)
Украина, 2007, 95 мин, PG. Реж Сергей Лысенко (полнометражный дебют, «Граница на замке»); в рол.: Ольга Чурсина (Катерина), Владимир Горянский (Андрей Андреевич), Алексей Огурцов (Михаил), Сергей Чирков (Валера), Владимир Башкиров (Фома), Ксения Николаева (Марья Антоновна), Инна Цымбалюк (Вилена), Леонид Титов (Георгий Константинович), Осип Найдук (кобзарь), Савик Шустер (нотариус), Борис Барский (работник гольф-клуба), Камалия
Эксцентрическая комедия ситуаций с сатирическими мотивами. Селянин Андрей Андреевич разводит страусов. Огромные птицы едят хорошо, а вот любовью заниматься не хотят. Жена уверена, что все его подопечные – мальчики, которым даже драться нет из-за кого. И без того забравшийся в долги фермер, покупает еще одно яйцо, уверенный, что теперь будет девочка. Но, увы, его фактически разбивает залетный мотоциклист Валера, засмотревшийся на Катю, дочь Андрея Андреевича. Он несся после того, как наконец-то отшил манерную и богатую красотку Вилену, которая уже изменяла практически при нем, уверенная, что этот парень все равно никуда не денется. А он между тем, придя в себя после аварии, тут же делает предложение Кате. Все бы ничего, да в это самое время пафосно умирает ее канадский дедушка, знаменитый кобзарь, завещавший внучке 10 млн у.е. Она их получит после свадьбы, а до этого капиталом могут распоряжаться ее родители. Андрей Андреевич не успевает порадоваться, что есть откуда одолжить денег на развитие страусиного бизнеса, как узнает – через неделю свадьба. Он просит соседа – могучего бизнесмена Михаила, относящегося к Кате, как к ребенку, которого знал с пеленок, сбить ее с пути истинного, расстроить свадьбу за гонорар в десятую часть завещания. Этим же озабочена и Вилена, коварно расставляющая свои сети. А вот Валера более всего занимается прощанием с холостяцкой жизнью, порой упиваясь до безобразия. Родители жениха и невесты, принадлежащие к разным социальным слоям, ведут себя словно герои сериала «Сваты». И все это происходит с регулярным намеренным перебором эмоций и медийными персонами в эпизодических ролях. Как набор забавных сценок, все сложилось неплохо, а вот как кинокартина – едва ли. Поставил фильм тот самый С.Лысенко, который в 1986 году в качестве дипломной работы снял «Конец каникул» – короткометражку с участием группы «Кино», ныне приобредшую культовый статус. Рейтинга IMDb нет. *
«СУМАСШЕДШАЯ ЛЮБОВЬ»