https://www.traditionrolex.com/8
<p>На итоговом заседании Республиканского союза туристических организаций (РСТО) на должность председателя этого общественного объединения была избрана Мира Яковлевна Баран, директор туристической компании «Экотур-6». Побеседовать с ней «по горячим следам» не удалось – практически сразу вновь избранная «глава» правления уехала в командировку в Прагу. Кроме того, в телефонном разговоре она попросила перенести беседу, потому что возникла необходимость осмыслить произошедшее.</p>
<p><strong>– Мира Яковлевна, получается, ваше избрание стало для вас сюрпризом?</strong></p>
<p class="OsntextnewNewStyle">– Вот именно. Для меня это было очень неожиданно. Незадолго до итогового собрания членов РСТО мне позвонил Александр Ванюков и сказал...</p>

На итоговом заседании Республиканского союза туристических организаций (РСТО) на должность председателя этого общественного объединения была избрана Мира Яковлевна Баран, директор туристической компании «Экотур-6». Побеседовать с ней «по горячим следам» не удалось – практически сразу вновь избранная «глава» правления уехала в командировку в Прагу. Кроме того, в телефонном разговоре она попросила перенести беседу, потому что возникла необходимость осмыслить произошедшее.

Мира-Баран – Мира Яковлевна, получается, ваше избрание стало для вас сюрпризом?

– Вот именно. Для меня это было очень неожиданно. Незадолго до итогового собрания членов РСТО мне позвонил Александр Ванюков и сказал, что члены правления предлагают мне занять должность председателя. Я попросила дать мне пару дней, подумала-подумала и решила дать согласие. Тем более что заместителем у меня будет опытный Александр Мирский. С другой стороны, как мне кажется, с помощью других членов правления я смогу внести в работу РСТО свежую струю.

– Но вы же не хотите быть просто «свадебным генералом»?

– Ничего подобного у меня и в мыслях не было! Мне захотелось восполнить  или компенсировать те моменты, которые были, на мой взгляд, упущены в последние четыре года, что-то улучшить, исправить… Возможно, причиной сложившейся ситуации была нехватка средств у союза.

– В блиц-интервью после вашего избрания вы отметили, что «приоритетным направлением деятельности РСТО в 2013 году по-прежнему будет разработка законодательных инициатив и проектов нормативных актов по совершенствованию условий развития туризма в стране». Что конкретно имеется в виду?

– Юридическая составляющая – это наше «слабое звено». Разумеется, внимание правления будет направлено на решение именно этих вопросов. Мы в принципе эти проблемы очертили: и защита туристических организаций, и поправки в Закон «О туризме». Почему, скажем, турфирма отвечает абсолютно за все? Когда она арендует автобусы, почему должна брать ответственность за качество транспорта, поломки и пр.? То же самое и с отелями. Считаю, что необходимо разграничить ответственность.

– Если в качестве примера брать последнюю жалобу туристов, то получается, что туроператор не отбирает отели, на которые априори не может быть нареканий, а, скажем, берет у партнера все, что дадут?

– В организованной нашей фирмой туристической цепочке это выглядит так: наши партнеры в Прибалтике, Германии, Чехии знают, какие отели нужны нашим группам. Но бывают разные неожиданности и чрезвычайные ситуации, к примеру, в отличном отеле идет ремонт или нет горячей воды… Случается форс-мажор, когда партнеры из-за таких накладок срочно меняют место проживания, а мы туристу уже сообщили, где он будет жить. Или такая ситуация: заказали отличного грамотного экскурсовода, а он заболел. Заказали хороший автобус, а утром тебе звонят и говорят, что у этой машины полетел… ну, не знаю, кардан. Туристам это объяснить сложно! Поэтому туризм – это теория вероятности. Турфирма не виновата, что из отеля вынесли сейф! Никто не мог такого даже предположить! Вот поэтому необходимы поправки в закон или другие юридические документы, которые бы помогали туристическим компаниям в работе. Любопытно, что в первоначальном варианте закона было прописано, за что турфирма отвечает, а за что – нет. Но затем эти предложения почему-то в документе не по­явились. Еще один серьезный вопрос, связанный с законодательными актами. Взять хотя бы договора, которые мы заключаем с туристами, договора комиссии, возмездного оказания услуг, с зарубежными партнерами… Почему каждая фирма должна ломать себе голову, нанимать юристов и пытаться правильно оформлять эти документы? Считаю, что этот вопрос нужно вынести на правление, обсудить и упорядочить, наконец, форму и содержание подобных бумаг. Понятно, что для решения подобных проблем понадобятся консультации хороших юристов, которые помогли бы все слабые места в туристическом законодательстве ликвидировать. И это будет не бескорыстная помощь. Я считаю, что РСТО должен этим юристам заплатить, потому что сейчас у союза появились некоторые финансовые возможности.

– Получается, что на протяжении 10 лет существования РСТО об этих проблемах не думали?

– Ну почему же! Думали, обсуждали… Но на решение проблем не было средств. А сейчас они появились.

– Возник какой-то новый источник финансирования?

– Нет, все гораздо проще – увеличилось количество членов организации. Если их поначалу было 5, то теперь – 38: 17 – действительных, 19 – ассоциированных. И все турфирмы, входящие в союз, платят взносы. Политика в отношении уплаты взносов очень жесткая, пришлось даже несколько компаний отчислить именно за неуплату.

– Сегодня в Беларуси по приблизительным данным насчитывается около 700 туристических компаний. А в союз входит всего 38. Получается, что РСТО остается в некотором смысле элитарным клубом. Почему, на ваш взгляд, вступать в него фирмы особо не стремятся? Или вообще стремление к объединению у нас в стране среди туристических компаний непопулярно?

– Да, действительно, сейчас наш союз – это элитарный клуб. Мой партнер по бизнесу в Праге рассказывал о туристической ассоциации, созданной в Чехии. В нее входит 480 турфирм! Все платят взносы и активно участвуют в деятельности, причем ставят настолько серьезные и глобальные вопросы, что к ним прислушиваются государственные структуры, идут навстречу! Наш союз не является закрытой структурой, и на каждом заседании вопрос о расширении количества членов ставится. Вместе с тем в стране работает много небольших туристических фирм, для которых обременительно платить взносы. Вот директор такой фирмы посчитал, что должен ежемесячно отстегивать по 30 долларов, умножил на количество месяцев… и сразу отказался от мысли о вступлении в союз. Какие-то фирмы имеют собственных юристов, которые их консультируют. Какие-то фирмы присоединились к ассоциации, организованной Владимиром Булатовым при Союзе предпринимателей. Но мне кажется, что когда фирмы увидят нашу конкретную помощь в решении спорных вопросов, они все-таки присоединятся к РСТО.

– Но это же не значит, что будут приниматься все желающие? Будет определенный отбор?

– Честно говоря, я не помню случая, чтобы фирма подала заявление и ей отказали. Сегодня существует такое правило: если турфирма хочет вступить в РСТО, она должна предъявить два рекомендательных письма от членов союза. И все-таки, для того чтобы организация стала весомой, в ней должно быть не менее половины всех существующих туристических компаний, то есть около 300. Тогда и средств будет больше, и в выставках можно будет совместно участвовать, и юриста брать на постоянной основе… Но пока это дело отдаленного будущего.

– Какие, на ваш взгляд, преимущества и плюсы от членства в РСТО?

– Для меня это очевидно. Мне всегда нравилось участвовать в заседаниях правления, а туда входят 11 членов. Это, так сказать, мозговой центр организации, когда можно высказать все, что наболело, «набросать» проблем и хоть как-то пытаться их совместно решать. Нужно отметить, что сегодня РСТО воспринимают как серьезную туристическую общественную организацию. Ее знают в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, с ней начали считаться. В прошлом году были организованы встречи в МИД Беларуси. Да, следует признать, там ведут свою политику по визам, а мы ведем свою. Пока согласие не достигнуто. Но процесс идет! На последней встрече в консульском отделе было выдвинуто предложение размещать на сайтах посольств Беларуси за рубежом информацию об услугах по приему туристов, предоставляемых нашими турфирмами.

– Намечается ли какая-либо работа, связанная с продвижением имиджа Беларуси за рубежом?

– На мой взгляд, здесь главную роль должны играть выставки. Сего­дня мы можем какой-то процент от наших взносов выделять на участие в тех выставках, которые заинтересуют хотя бы с десяток турфирм – членов союза.

– Год начался, и многие выставки уже прошли или вот-вот пройдут…

– Именно, и мы, так сказать, уже «пролетели»! Остается готовиться к осенним турбиржам. К примеру, про выставку в Израиле мы узнали буквально накануне! В предыдущие годы нам предварительно о намечающихся выставках сообщало Национальное агентство по туризму. Но сегодня, похоже, там этим направлением никто толком не занимается. А к выставкам нужно готовиться хотя бы за полгода! Кроме того, интересы турфирм далеко не всегда совпадают с теми планами, которые готовят Нацагентство или Министерство спорта и туризма. На многих турбиржах, куда сватают нас госструктуры, нам просто нечего делать! Приезжаем, скажем, в Москву на выставку, а там у нас крошечный стендик! Какая-то Новгородская область имеет в десятки раз большую площадь! Если Министерству спорта и туризма интересно представиться на национальной выставке в Индии, то турфирмы этим не заинтересуешь. Поэтому мы будем вести собственную выставочную политику, сами будем определять сферу интересов, составлять свои планы. Возможно, мы выберем для себя форму workshop, презентаций и пр.

– Есть ли планы по сотрудничеству с государственными структурами?

– Любое сотрудничество идет на пользу, это мое глубокое убеждение. После моего назначения мне звонил директор Департамента по туризму Вадим Кармазин, который сообщил о намерении плотно сотрудничать с общественными организациями, в том числе и РСТО, поднять взаимодействие на более высокий уровень. Такое намерение не может не радовать. А вдруг найдутся общие точки соприкосновения? По крайней мере в этом году в контакте с Департаментом по туризму и Национальным агентством по туризму мы планируем провести ряд семинаров по актуальной сегодня юридической тематике.

– В каком формате будет осуществляться сотрудничество с зарубежными союзами и ассоциациями?

– Эту работу РСТО уже начало в прошедшие годы. Направление очень интересное. Мы бы хотели найти какие-либо зарубежные гранты и инвестиции. К сожалению, мы очень мало знаем, у нас практически нет информации! Этот пробел необходимо восполнять. Большое внимание мы собираемся уделить сайту общественного объединения. Он существует, но должен быть усовершенствован. Сайт должен быть не столько имиджевым, сколько деловым и приносить практическую пользу турфирмам.

Беседовала Надежда СУСЛОВА

https://www.traditionrolex.com/8