https://www.traditionrolex.com/8
<p>The Dyatlov Pass Incident, США–Россия, 2013, 100 мин., R. Реж. Рении Харлин («Крепкий орешек 2», «Остров головорезов»).</p>

Рубрика Олега ПАВЛОВА

The Dyatlov Pass Incident, США–Россия, 2013, 100 мин., R. Реж. Рении Харлин («Крепкий орешек 2», «Остров головорезов»).

Жанр. Приключенческий триллер со вкраплениями других жанров, раскрыть которые – означает выдать развязку.

Отсчет. Уверен, многие из читающих эти строки знают о трагическом событии, случившемся в начале февраля 1959 года на Северном Урале с туристической экспедицией, возглавляемой 24-летним студентом Игорем Дятловым. И в СМИ об этом пишут, и Википедия подробно рассказывает, и одноименный российский мини-сериал в 1997 году выходил. Поэтому погружаться в детали не буду, замечу лишь, что при загадочных обстоятельствах погибли 9 молодых человек. Что важно, хорошо подготовленных туристов, тщательно готовившихся к акции. Отсюда, кстати, и приурочивание похода к XXI съезду КПСС, что расширяло возможности. За 16 дней планировалось преодолеть на лыжах 350 км (в местах, которые летом не доступны из-за заболоченности) и совершить восхождения на горы Отортен и Ойко-Чакур. Существует много версий гибели дятловцев, а данная картина фактически предлагает одну из них. Известности события способствует то, что осталось много фотографий из похода и дневниковых записей его участников. Отсюда неудивительно, что в разных странах мира о предприятии Дятлова не просто знают, а исследуют с разных точек зрения, в том числе и вопросов психологии.

Безопасность. Просмотр картины дает возможность поговорить о том, как туристу не следует себя вести. Тем более что за рамками сценария гостям из-за океана скорее всего и не позволили бы многие из ошибок. Судите сами, трое юношей и две девушки из США, получив грант в рамках студенческого проекта, приезжают в российскую глубинку, не имея никакой поддержки, не зная русского языка и даже не бронируя ночлеги и транспорт. Хотя обычная работа над фильмом все это предполагает, как и вовлечение в проект консультантов, переводчиков и т. д. Конечно, это предполагает затраты, но без них все может обернуться куда большими расходами и проблемами. За наших же героев волнуешься еще до того, как они добираются до старта непосредственно похода, начиная с переезда в плацкартном вагоне. Потом туристы в весьма угрюмом поселке ищут попутку. И находят, попивая крепчайший самогон (тот самый, что пили дятловцы) в местном баре. Ехать, правда, приходится в открытом (!) кузове грузовика, но туристов это почти не смущает.

Холод. Да-да, словно советские экстремалы, холеные янки передвигаются по зимнему северу, подставляя ветру лица, что опасно. Не говоря уж про уши и щеки, которые в таких ситуациях моментально обмораживаются. Впрочем, кино создается по своим законам, которые не всегда совпадают со здравым смыслом. К примеру, всякая палка на экране запросто становится идеальным факелом, а любой фонарик может светить сколь угодно долго (на зависть шахтерам, таскающим увесистый аккумулятор). В соответствии с этими клише отношение к морозу в кино традиционно легкомысленное. Поэтому можно не застегивать куртку, а в палатке спать даже без белья. В реальной же жизни приходится бороться за сохранение тепла и энергии, а без понимания этого даже суть подвига дятловцев (и постдятловцев) нельзя оценить адекватно.

Прочая информация. Фильм снимался не на Урале, а в Хибинах, на Кольском полуострове, что было проще с точки зрения логистики и надежнее в отношении нужной погоды, при том что природа этих мест схожа, особенно зимой. Базой съемочной группы был Кировск, где нашелся подходящий отель. Сборы в России $2,6 млн.

https://www.traditionrolex.com/8