https://www.traditionrolex.com/8
<p>Быть путешественником – значит шагать по свету с широко открытыми глазами и… фотоаппаратом наперевес. Серьезно, все без исключения туристы сегодня в той или иной степени еще непременно и фотографы: а как иначе делиться увиденным и пережитым в путешествии, если не при помощи фотографий?! Головокружительными закатами, буддистскими храмами в розоватой рассветной дымке, одногорбым верблюдом – ленивым «кораблем пустыни», пляшущими на океанской глади солнечными бликами… А может быть, и драматическими моментами экстремальных путешествий – опасных восхождений по отвесным скалам, сплавов по бурным рекам, сложных подъемов по горным перевалам.</p>

Людмила ДРИК, фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА, Сергея МИЛЮХИНА

Быть путешественником – значит шагать по свету с широко открытыми глазами и… фотоаппаратом наперевес. Серьезно, все без исключения туристы сегодня в той или иной степени еще непременно и фотографы: а как иначе делиться увиденным и пережитым в путешествии, если не при помощи фотографий?! Головокружительными закатами, буддистскими храмами в розоватой рассветной дымке, одногорбым верблюдом – ленивым «кораблем пустыни», пляшущими на океанской глади солнечными бликами… А может быть, и драматическими моментами экстремальных путешествий – опасных восхождений по отвесным скалам, сплавов по бурным рекам, сложных подъемов по горным перевалам.

Один удачный снимок «выстреливает» в цель гораздо чаще, чем самый талантливый рассказ о путешествии. Хорошая фотография способна выдернуть из удобного кресла даже самого отъявленного домоседа. Да что там – любовь всей жизни может начаться с одного прекрасного кадра! Единственное, но очень важное условие – кадр должен быть действительно удачным!

Фотография-как-двигатель-туризма

Что же из этого следует? А то, что фотосъемке, как и любому искусству, необходимо учиться. Чтобы фотография действительно «цепляла» и останавливала, недостаточно приобрести навороченную фототехнику. Купив профессиональную фотокамеру, ты не станешь автоматически Анри Картье-Брессоном, Яном Булгаком и Евой Арнольд в одном лице, точно так же, как приобретенная скрипка не превратит тебя в нового Паганини… Нужно учиться на лучших образцах, неуклонно двигаться вперед, искать неизбитые сюжеты и приемы, постоянно совершенствоваться.

Именно эта потребность – учиться и развиваться – и вызвала к жизни Минский фестиваль фотографии, который впервые стартовал в белорусской столице 15 февраля.

Больше месяца наш город жил под знаком фотографии: в рамках фестиваля на разных выставочных площадках прошло несколько фотографических выставок, а 21-22 марта в стенах Института журналистики БГУ состоится международная конференция «Фотография в странах Восточного партнерства: проблемы и решения». Конференция – часть проекта ЕС «Внимание, улыбочку! Семейный фотоальбом Восточного партнерства. Усиление возможностей, создание партнерских связей и продвижение тематической фотографии Восточного партнерства» (Say cheese!). Этот проект финансируется Европейским союзом в рамках программы Восточного партнерства «Культура».

Последним аккордом Минского фестиваля фотографии станет открытие международной выставки фоторепортеров «Документ и образ, или Когда фотожурналистика становится искусством…», которое состоится сегодня вечером в Художественной галерее Михаила Савицкого. 

Если назвать себя фотографом хватает смелости почти у каждого туриста, то на гордое звание фоторепортера осмелится претендовать далеко не всякий. Что не отменяет огромной, я бы даже сказала, всенародной любви к репортажной фотографии. Действительно, можно не любить гламурную, постановочную, fashion-фотографию, но нельзя не любить или по крайней мере нельзя не интересоваться репортажной съемкой. По той простой причине, что такие кадры рассказывают нам правду о том, что происходит на нашей планете, о жизни людей, похожих на нас или совсем на нас не похожих, о нас самих, в конце концов. Это зеркало, в которое тебе нужно заглядывать – хотя бы время от времени. А на зеркало, как известно, нечего пенять…

И, знаете, не будем далеко ходить. Вспомним хотя бы, что происходило в Минске в минувшую пятницу, когда город находился в снежном плену циклона «Хавьер». Фотоснимки на новостных лентах кричали громче тысячи слов. Фотокорреспондент Юлия Дорошкевич снимала толпу людей в подземном переходе метро, а в это время по громкоговорителю объявляли о запрете (?!) на фотосъемку, и бдительные граждане уже начали бить Юлию по рукам и хватать объектив ее фотоаппарата. Об этом она чуть позже расскажет на своей страничке в Фейсбуке. А еще позже эту фотографию можно будет увидеть на новостных сайтах.

Так работает репортер: он всегда на передовой, на линии фронта, даже если время исключительно мирное и никаких боевых действий не ведется. Что уж говорить о тех, кто, верный профессиональному долгу, отправляется в горячие точки планеты, чтобы своими кадрами всколыхнуть мир… И такой подход к работе, высокий профессионализм и гражданское мужество фоторепортера не могут не вызвать самого глубочайшего уважения.

Да, многие из трофеев фоторепортеров совсем не таковы, что вы можете отделаться от них банальным «лайком» в соцсетях: они захватывают вас врасплох, затягивают внутрь, как в воронку, заставляя всматриваться в каждую деталь, даже если хочется поскорее отвернуться и забыть. Не может же, в самом деле, понравиться лицо девушки-мусульманки, изуродованное террористами, или тяжелые страшные танки на улицах города… Упрощенные оценки «нравится – не нравится» тут не подходят. Это вещи другого порядка. Но, в отличие от постановочной фотографии, репортажные кадры задевают за живое, вызывают живой отклик – наверное, потому, что взывают к живому, настоящему, универсально-человеческому в каждом из нас без исключения.

IMG_3363

Может быть, это происходит еще и потому, что сейчас, в эпоху всеобщей доступности технических средств и социальных сетей, мы все – и туристы, и фотографы, и репортеры «в одном флаконе», по крайней мере потенциально? Когда мы с такой легкостью и с таким энтузиазмом размещаем в соцсетях свои фотографии, то прекрасно понимаем, что можем просто поделиться с огромной аудиторией фотографией любимого «котэ», но способны на большее – привлечь внимание к действительно важной социальной проблеме. И, глядя на талантливые репортажные кадры, я слышу, как мое сердце бьется в унисон с огромным сердцем моей планеты…

Хотите ощутить этот пульс, услышать это мерное, гулкое дыхание планеты – обязательно приходите на выставку «Документ и образ, или Когда фотожурналистика становится искусством…» Всматриваясь в работы фоторепортеров, вы сможете совершить путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Представленные на выставке кадры Виктора Драчева сделаны в охва­ченном войной Грозном.

Фотографии Сергея Грица и Сергея Плыткевича перенесут вас в горячие точки конца прошлого столетия: Грузию, Армению, Азербайджан, Боснию, Герцеговину, Афганистан. Цикл «Прерванная игра» Сергея Плыткевича – это кадры, привезенные из Чернобыльской зоны. Глядит в упор на зрителя лежащая в траве старая кукла. Лицо пластмассовой игрушки поломано, носа нет, а глаза, когда-то голубые, яркие, сейчас совершенно выцвели, мертвые, неподвижные… Ее выбросили или просто забыли, когда в спешке снимались с места, уезжали, навсегда покидая родное гнездо? Где сейчас та маленькая девочка, ее хозяйка, как сложилась ее судьба? Вопросы без ответов, не поэтому ли так трудно отвести взгляд от застывших, глядящих в пустоту глаз куклы? 

А вот совсем другие кадры – это африканская серия Сергея Милюхина. Здесь такие экзотические африканские краски, которыми не может похвастаться сдержанная европейская природа, и такие яркие белозубые улыбки, на которые, кажется, просто не способны сдержанные европейцы! Всякий раз, вглядываясь в эти нездешние улыбки на фотографиях Сергея Милюхина, я вспоминаю, как он уверенно говорил, вернувшись из путешествия в очередную африканскую страну, о которой я не знаю ничего, кроме разве что названия:

– Во всем мире люди могут быть счастливыми. Независимо от того, какая там у них национальная политика, какая там денежная реформа, природные условия… Счастье – оно не выбирает. Когда счастье поселяется в доме, оно никогда не спросит: а сколько у тебя квадратных метров, сколько долларов на счету в банке?..

Фото-Милюхин

Эти яркие, фантастические кадры – одновременно и талантливый отчет о путешествии, и пульс нашей планеты, правдивая (фото)летопись человечества…

В фотовыставке принимают участие не только белорусские авторы, но и фотожурналисты Украины, Молдовы, Грузии, Армении, Азербайджана.

Открытие международной выставки фоторепортеров «Документ и образ, или Когда фотожурналистика становится искусством…» состоится сегодня, 21 марта, в Художественной галерее Михаила Савицкого (пл. Свободы, 15) в 18.00. Выставка про­длится по 2 апреля.

https://www.traditionrolex.com/8