https://www.traditionrolex.com/8
<p>Побывав во многих паломнических поездках по святым местам, неожиданно почувствовал желание прикоснуться к древнейшим христианским святыням непосредственно на Святой земле, в Иерусалиме. Как много значит это место для каждого христианина!</p>

Сергей МОРОЗОВ

Побывав во многих паломнических поездках по святым местам, неожиданно почувствовал желание прикоснуться к древнейшим христианским святыням непосредственно на Святой земле, в Иерусалиме. Как много значит это место для каждого христианина!

Изучив предложения паломнического центра «Пилигрим», остановился на возможности совершить поездку в апреле. Тем более имелся реальный шанс получить хотя бы часть отпуска на это время. Позвонил по указанному телефону. На другом конце провода женский голос сообщил, что группа паломников формируется, места есть. Мне перечислили необходимые для оформления поездки документы, назвали сумму пожертвования. Предлагаемый маршрут и условия меня устроили, тем более апрель в Израиле является благоприятным по погодным условиям месяцем для путешествий.

jerusalem

Я постепенно прирастал будущим багажом из поминальных записочек и денежных средств от знакомых на приобретение свечей, иконок и даже некоторых греческих богослужебных книг. Периодически созванивался с центром, и вдруг за неделю до назначенной даты мне сообщили, что часть паломников забрала документы, группа не сформирована, отправки не будет, и порекомендовали отложить поездку до августа – на Преображение Господне, но такая отдаленная  перспектива меня не устраивала. Мечта созрела, настрой на поездку был сильным, откладывать очень не хотелось.

Испросив еще раз помощи у святых, отложил все дела и приступил к просмотру сайтов туристических агентств. Пришел к выводу, что есть приемлемые варианты  попасть в Израиль через курорты Египта. Оставалось выбрать ближайший. Несколько волновала перспектива отправиться в путешествие в одиночку, но возможность, кроме паломнических поездок, провести еще пару свободных дней на солнечных пляжах Красного или Средиземного морей, заинтересовала мою дочь. Документы в турфирму подали вдвоем.

Выбор пал на курортный город, имеющий прямое авиационное сообщение с Борисполем и экскурсионное автобусное – с Израилем.

Курортный городок встретил нас 42-градусной жарой и, к сожалению, некоторыми неприятностями. Мой багаж почему-то остался в аэропорту Борисполя, пришлось заполнять дополнительные документы на его доставку. Разместившись в отеле и уладив все формальности, приступили к изучению маршрутов и ценовых предложений отельного турагента. Мы, к слову, заранее были предупреждены, что предложения в отелях очень дорогие. Так оно и вышло. Поэтому, выяснив цены, отправились пешком в город. Палящее солнце было в зените, но сухость воздуха позволяла без проблем переносить жару. Интересующей нас информации на русском языке оказалось достаточно. Отвлекали назойливые таксисты. Складывалось впечатление, что в этом городе каждая встречная машина – это такси.

За час поисков определились с выбором турфирмы, предложения которой по цене и маршрутам нас вполне устроили. Хозяин-араб хорошо знал русский язык, так как пять лет учился, а затем работал поваром в Санкт-Петербурге. Узнав о проблеме с багажом, обеспечил меня напрокат своей одеждой – майками, теннисками, легкой обувью и такой необходимой в этом климате шляпой. Потом оказалось, что и в отеле обслуживающий персонал тоже собрал для меня некоторую одежду…

Следующим вечером состоялся выезд из отеля по маршруту «Мертвое море – Иерусалим – Вифлеем». Предстояло преодолеть весь Синайский полуостров и немалый путь по Израилю. Только к Мертвому морю планировалось приехать около 5-6 часов утра. Свободных мест в автобусе не было, кто-то ехал с паломнической миссией, кто-то в познавательных целях. Большинство пассажиров – русскоязычные, было несколько англичан, французов и арабов.

Водитель, лихой парень, сразу дал понять, что он не Моисей, и водить нас по Синаю долго не собирается. Из всего устройства автобуса ему хорошо была известна только педаль газа. На поворотах, наверное, не издавали звука лишь оконные занавески. Благо, что состояние дорог оказалось хорошим. Но не успели толком испугаться, как через 250 километров пути уже стояли перед пограничным шлагбаумом.

На ту сторону границы прошли пешком, там нас ожидал другой автобус. Израильские пограничники долго и придирчиво рассматривали документы, все время что-то уточняли, переспрашивали, здесь же открывали въездную визу. Девушка-пограничник, медленно подбирая правильные слова, спросила у меня, не перевожу ли я оружие и взрывчатые вещества. Честно ответил, что нет. Впечатленная таким ответом, она открыла мне визу не на сутки, как всем, а на три месяца.

Постепенно автобус заполнился, и мы тронулись в путь. На заправке все попытались выйти и размять ноги, но быстро вернулись назад. Из ночной пустыни дул сильный и горячий ветер. В ту сторону нельзя было даже повернуться лицом. Создавалось ощущение сауны, в которой кто-то включил мощный вентилятор и погасил свет. Лучше уж сидеть в автобусе при кондиционере.

С первыми солнечными лучами преодолели узкую горловину между горами и выехали на берег Мертвого моря. Дальше путь пролегал по побережью, окольцованному отвесными скалами. Это было первое библейское место, воочию увиденное мною. Это здесь Бог объявил Авра­аму, что Содом будет уничтожен. Авраам молился за этот грешный город, но не нашлось в нем и десяти праведников, нужных для спасения содомлян. Здесь праведный Лот принял у себя  ангелов, содомляне окружили его дом и пытались выломать дверь. Здесь ангелы взяли за руку Лота и жену его, и двух дочерей его и вывели их, и поставили вне города. Здесь Господь пролил на Содом, Гоморру, Адму и Севоим дождем серу и огонь с неба. И здесь жена Лота оглянулась – и стала соляным столпом. А выражение «содом и гоморра» употребляется с тех пор для определения разврата, включая и тот грех, из-за которого Бог так сильно разгневался и который под прикрытием свободы личности все более распространяется на земле.

В южной части побережья мы побывали на остатках фундаментов древних зданий, раскопанных археологами, прослушали интересную лекцию. По информации гида, уничтоженные города предположительно на этом месте и находились: на некоторых камнях здесь были обнаружены следы высокого температурного воздействия.

Оставив накопившуюся ночную усталость в целебных водах Мертвого моря, тронулись в Иерусалим. Жаль, что сейчас море быстро мелеет из-за большого потребления воды из Галилейского озера и Иордана. Внешне Иордан не впечатлил, в реке действительно мало воды. Лишь по гладким камням можно предположить, каким бурным потоком она была во времена Христа. Но какой бы она сейчас ни была, для меня она сокровенна. Здесь крестился Господь, здесь он принял на себя все грехи мира, здесь «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»... Это Святая Река, открывшая путь к жизни вечной! 

Водитель-еврей вел автобус бережно, по правилам, а нам под впечатлением ночной гонки казалось, что мы стоим. И все же, пару часов спустя, мы перевалили горную гряду и увидели Иерусалим. В автобусе возникло оживление. За окнами мелькали храмы, мечети, древние крепости, долина Кедрон, древние еврейские кладбища на Елеонской горе и другие не менее интересные виды.

Иерусалим, являющийся колыбелью трех мировых религий, оказался очень контрастным и тесным городом.

К храму Соломона подходили с той стороны, где, по преданию, были ворота, через которые Христос въезжал в храм на молодом осле. Чтобы мы не обманулись, гид предупредил, что стоящая перед нами стена c воротами осталась от более позднего арабского владычества. Сам храм и стены вокруг него были разрушены римлянами. Археологические раскопки обнажили здесь древние фундаменты, на которых устроилось множество более поздних построек, но больше раскопок делать нельзя: мусульмане могут посчитать себя оскорбленными, а чем это может закончиться, нетрудно предсказать. Фактически же на месте храма давно находится мечеть Омара.

А вот знаменитая «Стена плача» – место свершения молитв и особого религиозного поклонения иудеев. Сложена она из больших прямоугольных каменных блоков, плотно подогнанных друг к другу, высотой более 20 метров. Историческую ценность представляет нижнее основание высотой 2-3 метра, которое являлось фундаментом перестроенного храма во время Ирода Великого, избившего Вифлеемских младенцев. Все, что выше – поздняя надстройка. На другой стороне стены – мусульмане, и когда она была ниже, между ними и иудеями частенько устраивались камнеметания. Пришлось сделать стену выше, чтобы молящиеся не видели друг друга. Вообще иудеев допустили сюда не так давно, после их победы в арабо-израильском конфликте, до этого они молились на Елеонской горе.

Верующие рядами стояли лицом к стене, часто кланялись и читали по талмудам молитвы. Здесь же располагаются книгохранилища с какими-то свитками, дощечками и благовонными палочками. Небольшие щели между блоками на уровне поднятой руки плотно заполнены записочками. Приступая к молитве, иудеи омывают руки в маленьких фонтанчиках, отходят от стены метров на 10–15, не поворачиваясь к ней спиной. Они верят, что к ним придет Мессия, новый храм будет ниспослан Богом прямо с небес, и их царство и власть распространятся на весь мир.

Но вот наша группа собралась и, растянувшись по узким улочкам, медленно двинулась в сторону храма Гроба Господня. И хорошо, что медленно. Гид комментировал известные библейские истории, пока за поворотом не показался сам храм. Остановился, чтобы привести в порядок свои мысли и внутренне собраться: войти в неустроенном состоянии в такое место было бы кощунством. А вот и колонна, разбитая Божественной молнией во время известных нам событий, вот условный порог Яфских ворот, через который нужно пройти, вдохнул – и вот  несколько первых шагов по храму...

На большее благоговейности не хватило, все рассыпалось и растерялось, когда оказался у Камня Помазания. Возложив на него руки, эмоционально воспринял: на этом камне был положен Иисус, здесь Иосиф и Никодим обвили его тело пеленами с благовониями, отсюда отнесли его в гроб, в котором еще никто не был положен.

Через несколько минут смог осмотреться. Отчасти все знакомо, не раз приходилось видеть на видео и снимках. Шумная масса людей, многоголосие и многоязычие – ощущение станции метро в час пик. Вот с площади впорхнула группа русскоязычных паломников-женщин: зашли, вдохнули, перекрестились и забыли выдохнуть. Опытный гид быстро собрала всех в стайку и торопливо повела вглубь храма. Мне с ними по пути, к центру храма – Кувуклии. Дотронувшись до ее стены, взамен получил какой-то посыл, уничтоживший всю мою суетность и приведший в стройный и благодатный порядок внутреннее состояние.

Еще несколько дней назад я даже не предполагал, что увижу место, где материальное и духовное соединилось для меня воедино – плиту, где лежало тело Спасителя и на которой произошло непостижимое Чудо Воскресения. Отполированная трепетными прикосновениями сотен миллионов рук, она, как губка, принимала и продолжает впитывать в себя наши молитвы и сокровенные просьбы, укрепляет наш дух, наполняет верой и радостью. Все задумчивы и сосредоточенны. Вспоминаешь, как сюда рано утром, в первый день недели, пришли мироносицы, как Ангелы возвестили: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его здесь нет: Он воскрес!..», как явился к ним воскресший Христос, как Петр и Иоанн вошли во гроб и уверовали, «ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых». Боговдохновенный Павел вразумляет: «ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших».

Позади у Кувуклии есть маленький грот, где находится небольшая часть изголовья Священной плиты, открытого для паломников. Чтобы прикоснуться к ней, нужно на коленях или лежа втиснуться в небольшую каменную нишу древней стены и протянуть руку. Очередь сюда не такая большая, поэтому не избежал соблазна побывать у изголовья дважды.

Следующее место – Голгофа. Здесь, как и у Кувуклии, самые большие очереди. Вспомнил, что у меня есть фотоаппарат и нужно делать снимки. Тянусь выше, фотографирую каждый метр. Над людской очередью лес из рук с фото- и видеокамерами. Вот на стене большая икона, указывающая место распятия Христа, вот статуэтка скорбящей Богородицы, далее Иоанн Богослов, вот открылась для взора укрытая стеклом вершина Голгофы, представляющая собой огромный цельный камень с глубокой трещиной. Не эта ли трещина свидетельствует о землетрясении и знамениях, происшедших здесь после смерти Христа? Ведь что-то повлияло на грубые сердца римских солдат-язычников, видевших Его смерть, которые устрашились и говорили: «Воистину Он был Сын Божий». А находившиеся у гроба фарисейские стражники, видевшие Воскресение, тоже устрашились, но, как и учителя Израилевы, свидетельства не приняли, и «они, взяв деньги, поступили, как научены были», и распространили ложь. «Пришел к своим, и свои Его не приняли»… Для одних Его смерть обнажила истину, а для других укрыла.

Постепенно продвигаемся к установленному у стены большому распятию, у подножия которого – выложенная из мраморных плит ступенька с отверстием над местом казни Христа. Стоя на коленях, опускаю туда руку, ощупываю камень и стараюсь, насколько это можно, задержаться. Ощущаешь теплоту камня и свое ничтожество: как бесконечно долго еще предстоит трудиться над собой, чтобы распять и умертвить в себе ветхого человека, осознать и принять в себя Спасителя. Это трудно, но легкой брани не бывает.   

В храме, кроме православных христиан греческого обряда, служат католики, армяне, копты, сирийцы, имеются их приделы. Паломников православного обряда в поведении отличает некоторая скромность, скованность. «Западники» ведут себя более уверенно, как дома. Вот такой конгломерат христианских конфессий сложился в этих стенах.

Впереди ожидал Вифлеем. Арабская часть города, где находится храм Рождества Христова, огорожена высоким железобетонным забором. Въезд через КПП, охраняемый вооруженными полицейскими. Предхрамовая площадь оказалась заполненной: арабы-мусульмане проводили намаз около мечети, находящейся напротив храма. Вели себя возбужденно, поэтому присутствие здесь большого количества полицейских не лишнее. Такие намазы нередко заканчивались бросанием камней в машины с еврейскими номерами, их поджогами. Арабы требуют полной независимости и создания палестинского государства.

Полиция организовала проход для паломников, требуя от гидов долго не задерживаться на площади. Вход в храм – это дверь ниже среднего роста в высокой каменной стене. По кладке видно, что когда-то ворота были достаточно высокими и широкими, чтобы сановные лица могли въехать верхом на коне или в колеснице. Когда возникла угроза разорения храма со стороны мусульман, монахи заложили ворота, оставив небольшой проход таким, чтобы при входе нужно было присесть или склонить голову. Кажущаяся простота оказалась для мусульман непреодолимым препятствием: считалось, что, присев или склонив голову, они поклонятся чужому Богу. Не вошли – и с тех пор попыток разорить храм больше не предпринимали. Но построили напротив свою мечеть: соседство беспокойное и непредсказуемое.

Весь комплекс храма представляет собой крепость. Сердце Храма – Святой Вертеп. Над ним метра на полтора возвышаются амвон и алтарная часть. На амвоне находятся греческие монахи, к ним можно подниматься за благословением. Построенный в IV веке на месте гостиницы над Святой пещерой, храм внутри перестраивался, расширялся и не раз горел. Даже сейчас верхняя часть храмовой колоннады в саже. В полу имеются открытые для осмотра раскопы, открывающие мозаичные плитки полов первого храма и более поздней перестройки VI-VII веков. По ним можно проследить, что в раннем христианстве главными символами были хлеб, рыба и виноградная лоза, а к VI-VII векам они сменились крестным знамением.

jerusalem-stone-of-anointing

Камень помазания (на заднем плане фрески с изображением оплакивания и погребения Христа)

И вот – Святая пещера – вертеп, где родился Христос. Евангелие кратко говорит об этом событии, но очень понятно, как в те далекие времена Иосиф и беременная Мария пришли в Вифлеем, как ни один хозяин дома, даже за деньги, не захотел впускать роженицу, и на окраине города, в пещере для скота, наступило Марии время родить,  «и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли», – читаем в Евангелии. Вот в такой непривычной даже для человека обстановке пришел в мир наш Бог и Творец. Теперь мало что здесь напоминает ту древнюю пещеру: место яслей обозначено Вифлеемской звездой, под которой Спаситель родился и указавшей волхвам путь к Нему. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». Впрочем, Рождество Христово было предопределено еще до сотворения мира на Троичном Совете, когда Сын, зная о предстоящем грехопадении людей, соглашается принять на Себя человеческую природу и восстановить наше падшее естество.

…Вот и перевернута еще одна страница жизни. Длинные ночные километры обратного пути уносят нас все дальше от Святой земли. Можно бесконечно долго говорить об увиденном и пережитом, делиться впечатлениями и чувствами. Не ощущалось усталости, не было сна и волнения. Мечта сбылась, в сердце безраздельно царила благодать. А впереди ожидали другие интересные паломничества…

Святая Екатерина

Монастырь Святой великомученицы Екатерины – известная и почитаемая во всем христианском мире святыня египетской земли. Древнейшая обитель внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как архитектурный памятник Раннего средневековья. Находится у подножия горы Синай, известной из ветхозаветной книги «Исход». Поэтому следующий маршрут – именно сюда. К тому же и дочь мою зовут Екатериной. Выезд назначен на раннее утро, обитель расположена в центре Синайского полуострова, поэтому за несколько часов пути есть возможность рассмотреть пейзажи знаменитой Синайской пустыни. Дорога петляет среди невысоких гор, за окном в лучах восходящего солнца открываются неповторимые пейзажи. Фактически назвать Синай пустыней в том смысле, в котором мы ее представляем, нельзя. Здесь нет необозримых пыльных долин и песчаных дюн. Перед собой видишь огромное количество камней, чуть-чуть песка, а над ними – голые горы разной окраски, размеров и очертаний. Пустыней это место назвали из-за отсутствия рек, воды, растений, животных и птиц. Вдоль дороги встречаются редкие поселения с военными блокпостами. Проехав узкую расселину между утесами, автобус делает остановку перед бедуинскими шатрами и лавочками. Далее около километра идти пешком. Сразу атакуют дети лет 5–8, требуют подарков. Предлагаем им еду из наших походных пакетов, но они недовольны, каждый заученно требует «уан доллар». Кто-то дал – и сразу сделался объектом повышенного внимания всей детской толпы. В лавках предлагается разнообразный церковный товар, но при внимательном рассмотрении можно понять, что все это неизвестно где и кем изготовленные неуклюжие поделки. К слову, в монастыре имеется иконная лавка с товаром, соответствующим всем церковным канонам.

Небольшой переход – и в плотном кольце скалистых гор открывается небольшой оазис с тесно прижатыми друг к другу строениями. Это обители монахов, паломнические гостиницы, хозпостройки. Монастырь немного далее. Построенный в Раннем средневековье, он до настоящего времени сохранил очертания некогда грозной и неприступной крепости. В то время на территорию монастыря посторонние не допускались, ворот и проходов не было, с внешним миром сообщались с помощью спускаемой со стены корзины. Сейчас обитель равнозначно почитается христианами разных конфессий и, как ни странно, мусульманами. На крепостной стене рядом с христианскими символами выбиты суры из Корана. Оказывается, на территории монастыря имеется мечеть. В начале XI века исламские завоеватели решили разрушить святыни христиан, но насельники заранее узнали о подходе вражеских войск и одно из своих зданий самостоятельно превратили в мечеть. Так это место стало святым и для мусульман. За время своего существования монастырь ни разу не закрывался и не был разорен.

Далее находится подножие библейской горы Моисея. Ее высота – около двух километров. Однажды, когда израильский народ расположился здесь станом, Моисей взошел для молитвы на гору и получил от Бога скрижали Завета, которые должен был соблюдать его народ. Теперь каждую ночь паломники поднимаются к ее вершине, чтобы встретить там первые лучи восходящего солнца. Считается, что тот, кто совершит восхождение, получает прощение всех грехов. Это немалый подвиг, но не забываю, что прощение грехов можно получить только участием в церковных Таинствах.

Проходим на территорию монастыря через небольшие ворота. Отдаем несколько мелких монет сидящим здесь в тени деревьев бедуинам. Это их повседневная обязанность – зарабатывать на туристах. Служитель на воротах следит, чтобы у женщин были прикрыты плечи и ноги ниже колена. Далее узкими проходами попадаем к монастырскому храму Преображения Господня. У его стен  находится  другая известная библейская святыня – Неопалимая Купина. Строительство Преображенского храма началось в IV веке на месте корней Неопалимой Купины, где пророку Моисею в пламени явился Бог. Сам куст был пересажен за алтарь, сейчас он огорожен и растет во дворе на высоком постаменте. К нему паломников не всегда допускают близко, чтобы не обрывали листья. Понятно, что каждому хочется иметь частичку такой святыни, но это может привести к ее усыханию. Здесь же, во дворе, находится колодец, по преданию, выкопанный Моисеем. Вода из него используется для монастырских нужд, раздается паломникам. Не так давно была произведена его очистка, так как паломники набросали столько монет, что возникли трудности с поступлением воды.

Над храмом возвышается изящная колокольня, построенная в середине XIX века на русские пожертвования. Колокола для нее тоже были доставлены из России. Оказывается, еще в XVII веке русские цари передавали большие денежные средства на устройство обители и брали ее под свою опеку. В церкви хранятся мощи святой Екатерины, молодой девушки, казненной в 305 году в Александрии за исповедание христианства. После казни тело исчезло, спустя некоторое время монахи нашли его на одной здешней горе, теперь носящей имя святой.

Мы успевали к началу службы. Перед входом в храм есть возможность взять свечи и здесь же поставить их перед иконой великомученицы. За свечи жертвуешь, сколько пожелаешь. В самом храме ставить свечи не принято. Фотографировать не благословлялось. Из бокового придела на поклонение выносятся святые мощи. Богослужение не начинается до тех пор, пока не поклонится последний паломник. Рядом устанавливаются большие блюда для сбора поминальных записок и пожертвований.

Прикладываемся прямо к открытой теменной части головы святой, источающей тонкий благоуханный аромат мира, остальная часть закрыта белоснежной тканью. Рядом – кисть правой руки, помещенная в стеклянный ларец. Она меня поразила больше всего: по своему внешнему виду и состоянию практически ничем не отличалась от моей руки – такие же живые розовые ногти, бледно-белая нежная кожа, видны мельчайшие капиллярные узоры и складки – и это несмотря на постоянную жару и прошедшие 1700 лет. На каждом пальчике надеты дорогие перстни – знак обручения со Христом.

Каждый поклонившийся, а нас было около 300, получил на память алюминиевое колечко с вензелем монастыря. После небольших приготовлений началась служба. Греки служили обедню. По стилю и манере служба велась своеобразно и интересно. По окончании все благословились всеобщим крестным знамением.

После отдыха в тенистом саду и прогулки по узким улочкам среди монастырских зданий начинаешь понимать здешних насельников: зачем куда-то спешить, зачем куда-то бежать – здесь благодать. За тысячелетия молитв здесь сконцентрировалось столько живительной энергии, что связь с прошедшими временами ощущаешь буквально дыханием и кожей. Здесь мир не властен, нет мирской суеты. Идеальное место побродить, подумать, поразмышлять о Вечном. Жаль, что мы подвластны времени и нужно уезжать…

Окончание в следующем номере

https://www.traditionrolex.com/8