Окончание.
Сергей МОРОЗОВ
Копты
Путешествуя по Синайскому полуострову и желая прикоснуться к древнейшим христианским святыням, неизменно сталкиваешься с одной из христианских конфессий – египетскими коптами. В их монастырях и храмах покоится немало мощей святых и реликвий, одинаково почитаемых всеми христианскими конфессиями. Основателем коптской церкви и ее первым патриархом считается апостол-евангелист Марк, принявший мученическую смерть в Александрии. Его мощи сейчас хранятся в патриаршем соборе Святого Марка в Каире. Само слово «копт» начало использоваться арабами в VII веке в отношении всех египтян, а потом окончательно закрепилось только за египетскими христианами. В середине V века на Халкидонском Вселенском Соборе среди христиан произошел раскол, египтяне не приняли его установлений и образовали собственную церковь со своими литургической и богословской традициями. Возглавляет ее Папа, избираемый из наиболее известных монахов. Несмотря на то, что она именуется Восточно-Православной церковью, исповедают они только Божественную ипостась Христа – Его человеческая природа как бы полностью растворилась в Его Божестве, есть некоторые другие особенности. Естественно, Евхаристического общения у нас с ними нет. Но, как уже говорилось выше, в их храмах и монастырях присутствует достаточно много древних общехристианских святынь, паломники непрерывным потоком стекаются к ним со всего мира.
Но наиболее впечатлило меня посещение их обыкновенного приходского храма, находящегося в стороне от паломнических маршрутов. Несмотря на предшествующую насыщенность графика путешествий, в последние сутки пребывания мы решили посетить его самостоятельно. Знакомый парень из обслуживающего персонала отеля посоветовал сделать это поздним вечером, так как приходские храмы и мечети закрываются за полночь. Он же вызвался нас сопровождать.
Уже издали храм нельзя было перепутать с каким-либо другим зданием. Высокий, монументальный, многокупольный, увенчанный внушительного вида крестами, он четко выделялся на фоне ночного неба. Залитый яркими лучами подсветки, храм казался как бы сотканным из света, только чуть затемненные купола и 20-метровые полотнища святых на белых стенах указывали, что он имеет материальную основу. В архитектуре храма есть что-то католическое, но в то же время усматривается и изысканный восточный колорит. Построенный около 7 лет назад, он резко отличается от храмов средневековой постройки. Непривычен вид коптского креста: на центральном основании две основные поперечины расположены друг к другу под углом 90 градусов, их концы ориентированы по четырем сторонам света. Так что с любой стороны, с верха и низа можно увидеть полный профиль крестного знамения.
На входных воротах нас встретили несколько молодых парней, собирающих пожертвования и осуществляющих так называемый «фейс-контроль». Плечи и ноги паломников должны быть прикрыты, здесь можно взять напрокат накидки. Для нашего сопровождающего, оказавшегося мусульманином, тоже вход свободный, но в храм он не пошел.
На огороженной территории храма плотно расположились магазинчики с одеждой, иконные лавки, небольшие кафе с прохладительными напитками, чаем, кофе и скромной закуской, библиотека и детская школа богословия. Тихо звучит музыка. Многолюдно, подавляющее большинство составляет молодежь примерно до 35 лет. Сразу видно, что живут они тесной общиной, сюда приходят не только помолиться, но и провести свой досуг, обсудить насущные дела. Чтобы войти в храм, нужно преодолеть 10 ступенек вверх и пройти мимо двух каменных львов, увенчанных царской короной.
Как снаружи, так и внутри все залито светом. Искусно выполненные витражи, обрамления из перламутра, множество хрустальных люстр, висячие балконы, объемное пространство, отполированные мраморные панели и пол, многометровые иконы Богородицы, архангелов и святых – все вызывает неподдельное восхищение. По сторонам длинного центрального прохода установлены длинные ряды скамеек с высокими спинками. Ближе к алтарю они были заняты молодыми парнями и несколькими девушками. На царских вратах размещен большой экран, на нем демонстрируются картинки библейского содержания, тексты на арабском языке, из динамиков звучит какая-то песня, часть присутствующих подпевает. Как нам потом объяснили, это проигрываются псалмы и церковные песнопения. Любой желающий может их слушать и подпевать. Как было видно по сосредоточенным и внимающим лицам, прихожане благоговейно относятся к такому служению. Запомнилась еще одна деталь: в храм вошла девочка лет 7, ведя за руки двоих меньших братьев, они привычно разместились на скамейке и тоже, не по-детски серьезно, стали внимать песнопениям. В храме, кроме них, было еще несколько маленьких прихожан.
Нас встретили дежурные по храму, один из них хорошо знал русский язык, так как два года специально обучался на курсах в Каире для общения с русскоязычными паломниками. Он же стал нашим гидом. Вообще система дежурств-послушаний хорошо развита в коптских храмах, молодые люди делают это бесплатно, в свободное время.
К слову, в коптских общинах совершенно особое, дружеское отношение к русским. Там гордятся тем, что наш Патриарх Алексий II встречался с их Папой, ценят, что Русская Православная Церковь оказывает им всяческую поддержку. Коптская церковь – церковь-мученица, как и сотни лет назад, постоянно гонимая и преследуемая у себя на родине. Из 90-миллионного населения египтян немногим более 2 миллионов исповедует христианство, из них от рук иноверцев ежедневно погибает несколько человек на почве агрессивной религиозной неприязни. У нашего нового гида на запястье правой руки вытатуирован крест, что показывает его готовность принять мученическую смерть за веру. К счастью, здесь отношения между мусульманами и христианами вполне дружелюбные и уважительные.
Выяснилось, что копты могут налагать на себя три вида крестного знамения: большой вытянутый палец означает Бога-отца, им налагают начертание креста на лоб; когда к большому пальцу прилагается согнутый указательный, чтобы образовался крест, – это означает христианскую готовность принять страдания за веру; и третий вид – наше троеперстие, Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух.
Экскурсия получилась очень интересной. Иконы и настенные фрески в храме в основном размещены в верхней части. Они выполнены по всем канонам, более зрело, чем те, которые приходилось видеть в старых храмах. Размеры некоторых икон 3-4 метра. Нет привычных для нас подсвечников и лампад. Алтарный иконостас состоит только из двух больших икон – Христа и Пресвятой Богородицы. Несмотря на скамейки, литургия проводится стоя. В свободное от службы время храм становится школой богословия или местом собрания общины. Мощи святых и реликвии хранятся в небольших боковых приделах, закрываемых витражами, на поклонение выставляются на время литургии и особых молений. Богослужения проводятся на коптском языке, который в разговорной речи давно не используется.
Пока мы были увлечены красотами храма и рассказами гида, для нас сделали исключение и открыли боковые приделы. В храме можно поклониться святым частичкам апостола Марка, священномученика Георгия Победоносца, Антония Великого, святого Павла-отшельника и других святых, мне неизвестных. Наверное, это были святые коптской церкви. Обращаясь за помощью к святым, прихожане приносят к мощам записочки, здесь их рвут и разбрасывают клочки: считают, что так быстрее будет услышана молитва. Как и мы, когда ставим у икон свечи…
Время было полуночным, но храм закрывается после ухода последнего прихожанина. Нам пора. Наш сопровождающий из отеля терпеливо ожидал нас в одном из кафе. Душистый горячий кофе на дорогу – и вот мы в пути. Несколько раз оглядываюсь, пока виден храм. Несмотря на канонические разногласия, ощущается, что все-таки мы ростки одних корней. И нам есть чему у них поучиться, что-то перенять, чем-то восхищаться и о чем-то сожалеть. Пока наша Церковь ведет с коптами диалог, есть надежда, что они вернутся в лоно истинной Православной Церкви. Очень этого хотелось бы.
…Самолет уносит нас в обратный путь. Каково было мое восхищение, когда с небесной высоты на несколько минут еще раз смог увидеть места, в которых осталась частичка меня. А уносил с собой чувства необычные, светлые…