https://www.traditionrolex.com/8
<p>На прошлой неделе шведский город Мальме принимал популярный песенный конкурс «Евровидение», а равнозначный белорусский город Витебск принимал корпоратив «Газпрома» «Факел». Собственно говоря, кроме этого предложения, можно было бы ничего и не писать. Тут уже есть ответ на вопрос, заключающийся в заголовке.</p>

Лилия КОБЗИК

На прошлой неделе шведский город Мальме принимал популярный песенный конкурс «Евровидение», а равнозначный белорусский город Витебск принимал корпоратив «Газпрома» «Факел». Собственно говоря, кроме этого предложения, можно было бы ничего и не писать. Тут уже есть ответ на вопрос, заключающийся в заголовке.

Но все-таки присмотримся к прошедшему газпромовскому мероприятию и к тому, какое отношение все это имеет к турбизнесу.

Совершенно темным для меня, как, впрочем, и для знакомых туроператоров, занимающихся въездным туризмом, остался вопрос: зачем организаторы грандиозного турслета российской компании-магната давали рекламу в Беларуси? Рекламы было достаточно много – на билбордах по пути из национального аэропорта, в центральных СМИ. Давали общую программу фестиваля, в котором участвовали самодеятельные творческие коллективы 36 дочерних обществ «Газпрома», потом чуть ли не каждый день публиковали отчеты о прошедших мероприятиях. Это при том, что город на неделю оказался просто закрыт для туристов. Да и самим жителям Витебска в эти дни в городе было достаточно неуютно. Невозможно было попасть ни в один ресторан, ни в один музей. Все парковки в городе были зарезервированы для россиян – участников и гостей фестиваля. Как говорят, куплено было все в радиусе 30 км вокруг Витебска, включая такие базы отдыха, как «Крупенино», – все места, где можно «спать, есть и развлекаться». В прошлый раз подобным образом «Газпром» гулял в Геленджике.

Впрочем, неудивительно, что россиянам пришлось бронировать в Витебске все подчистую, ведь инфраструктуры здесь, несмотря на хваленый «Славянский базар», не так уж и много. Всего четыре гостиницы – «Лучеса», «Эридан», «Витебск», «Ветразь» – и еще небольшое количество номеров в бизнес-центре под названием «Золотой теленок». В ситуации с «Газпромом» Витебск принял приблизительно 2300 российских гостей (1300 непосредственных участников, 1000 гостей фестиваля). На «Славянский базар» обычно съезжаются тысяч пять туристов, но там уж в ход идут общежития, квартиры, агроусадьбы – в общем, все то, что мы запланировали предложить непритязательным фанатам в будущем году на ЧМ-2014.

Как рассказывают в турфирмах, оте­ли встали на «стопы» задолго до приезда российских гостей, и разместить там обычных туристов было нереально уже за месяц до фестиваля.

Поэтому, собственно, и возник вопрос: зачем россиянам было вбухивать деньги в рекламу? Какое-то нелестное компенсационное вливание денежек белорусским резидентам взамен на «блокаду» целого города? Или просто обычная пиар-компания процветающей корпорации? Типа – эх, «Газпром» гуляет! Радуемся, братцы! Но нам-то чему радоваться? Мы-то пока еще номинально живем в другой стране…

Хотя, строго говоря, «гулянкой» «Факел», конечно, не назовешь. Формально все очень чинно: около 40% участников фестиваля – дети, глава жюри – Святослав Бэлза, в отчетах, публикуемых в белорусских СМИ, – поздравления газпромовским сотрудникам по поводу личных ДР.

Правда, при этом в городе, конечно, было полно и сильно подвыпивших туристов, и отдельные россияне, как утверждают очевидцы, ездили на своих джипах прямо по тротуарам и в полной «амуниции» – с газпромовскими флагами и георгиевскими ленточками. В общем, все, что сопутствует отдыху российских туристов, все в Витебске присутствовало.

В целом же вопрос «что это было?» так и остался загадкой этой весны для нашего въездного туризма. Но глава «Газпрома» Миллер пообещал Витебску сделать его постоянной площадкой для своих корпоративов. Впрочем, по моим сведениям, «Газпром» – это не единственная российская компания, которая периодически будет «резервировать» Витебск  для своих мероприятий. Есть и другие претенденты. Да, и не только на Витебск…

Честно говоря, еще лет пять назад представлялось, что в Беларуси въездной туризм (в целом) и event-сегмент (в частности) могут развиваться таким же образом, как в остальной Европе. Но уже ясно, что мы пошли совершенно другим путем. Этот невероятный крен в сторону России, абсолютное доминирование российских инвестиций в инфраструктуре – все это в ближайшие же годы скорее всего превратит всю Беларусь в сплошную площадку для санаторного, корпоративного, активного, индивидуального, охотничьего, игрового и прочего отдыха исключительно россиян. Грустно проводить такие аналогии, но сравнение давно напрашивается: Беларусь рискует стать для России тем, чем когда-то Иордания являлась для Римской империи, а в более поздние времена Гаити – для США.

Печальна участь таких стран, когда протекторат заканчивается. Недаром же существует поговорка о яйцах в одной корзине. Говоря современным языком, нам бы хоть как-то диверсифицировать наше представление о въездном туризме, а заодно о себе и о своей стране.

Но, кажется, мы свой выбор сделали и на других туристов даже не рассчитываем. Для сравнения: на берлинскую турбиржу и в Лондон ездят 2-3 небольшие турфирмы, ну и плюс отели, которым «положено». А на московскую выставку из Минска и других городов Беларуси отправляются сотни посетителей. И это не потому, что наш турбизнес самочинно расставляет такие акценты, а потому что страна оказалась фактически закрыта от всех туристов (визами, имиджем, отсутствием информации и прочим), кроме россиян, ну и казахи, говорят, со временем подтянутся.

Все это в нашей ситуации уже не хорошо, и не плохо. Это просто факт. Не было бы российских туристов, не было бы вообще никаких. С другой стороны, как показали эти майские недели в Минске и Витебске, когда в городе столько россиян, то для других гостей и места нет. Дело даже не в том, что у нас отелей не хватает. Дело в подходах. Ну в каких еще странах отельеры готовы выселять гостей «по звонку» – потому что нужно заселить какую-нибудь «союзную» делегацию и тому подобное? А у нас такое практически в порядке вещей. Это уже не туризм, это что-то другое…

В общем, дело темное. Хотя по существу все ясно. Мне лично на сего­дняшний день интересно наблюдать, как к этим условиям приспосабливается белорусский турбизнес. Кряхтит, конечно, жалуется, но приспосабливается. В меру сил. А силы эти, мягко говоря, весьма скромны. Потому что отечественный турбизнес работает в своем отечестве по многим параметрам на птичьих правах.

К примеру, 80% белорусских санаториев продается россиянам напрямую, без «посредников», именуемых белорусскими турфирмами. Санатории радуются. До поры, до времени…

Или еще один удивительный факт: нонсенс, но ни один белорусский интернет-ресурс не может предоставлять услуги он-лайн-бронирования отелей, туров, экскурсий, билетов и т. д. Потому что, по законодательству, в нашем туризме по-прежнему не действует договор-оферта, все сделки производятся только по типовому договору. Именно поэтому все, что россияне бронируют здесь самостоятельно, они бронируют через российский сервис. Как говорится, что позволено Юпитеру, то не позволено быку…

https://www.traditionrolex.com/8