Рубрика Олега ПАВЛОВА
Пишет ilya_moskva (Московская область):
«Что нам Европа, когда до нее 1200 км? А она нам – радость. Правда, как оказалось, не вся.
Собственно, с Беларусью границы-то и нет никакой. Просто табличка стоит. И время надо отмотать назад. На часик. Заправки редко. Бензин по 7800 литр. Это в зайцах. В наших – где-то 28 рублей. Платил 1500 наших за полный бак, дали сдачу 500 зайцев. По-нашему – меньше 2-х рублей.
Оставил для коллекции (нумизмат я, что такого). А еще на заправках нельзя сначала налить, а потом оплатить. Когда картой платишь – неудобно. Откуда я знаю, сколько точно мне литров? Мне до полного надо!
Зато через 300 км нас ждал обед в расхваленной кафешке (ни фига себе «кафешка» – ресторанище!) – харчевне «Талака».
Это место, пожалуй, самое яркое и приятное впечатление от Минска. Цены не московские, конечно, но на 650000 мы покушали. Вдвоем. Чувство было, что мы олигархи. Интерьер прекрасен.
Сортиры достойны пера поэта. Впрочем, поэты там отмечаются на стенах регулярно. Все исписано типа «Маша+Вася тут были, привет из Казани». Душевно. В дверь вместо ручки вбит настоящий топор. Очень рекомендую!
Весь Минск – СССР. Все чисто, аккуратно. Народ тормозной*. Цены не низкие, вопреки тому, что утверждают многие знакомые. Колбасы «гостовской» давно нет, тоже красители и загустители с ароматизаторами.
* Ребята, не обижайтесь, но вам не хватает ритма. Капитализм заставил нас крутиться и бегать, а у вас пока все медленно и предсказуемо.
Ничего, думаю, все наладится.
После обеда, забыв купить магнитиков (а вот не встретились нам!), поехали дальше, в Брест.
Жители Бреста живут контрабандой. И вообще приграничным положением пользуются как могут. Самая фишка – расширение топливного бака. Дело в том, что бензин провозить нельзя никак: ни в канистрах, ни в бутылках. А стуит он тут 28 рублей, а там уже 55. Вот и делают ребята баки по 100 литров. Таможня это знает и дерет белорусов как сидоровых коз. Причем поляки более гуманны, чем свои.
Город сам по себе гораздо живее: может, веет Европой, а может, просто тут народ побогаче. Дома интересные, машинки получше немного. Даже как-то красиво все кругом.
Но наше дело – границу перейти.
Оказалось, что Варшавский мост чуть левее Брестской крепости. Но кто ж знал-то. В результате мы за 7 часов прошли границу. Расчет оказался верным. Мы приехали вечером воскресенья, когда все, кто взял 2 отгула между выходными, уже уехали, а те, кто не взял, будут только через 2 дня. Но 7 часов только из-за того, что в Польше в «неправильный» коридор встали. Там один таможенник на 2 ряда оказался. Так бы вообще часа за 3-4 прошли. А за день до этого народ по 14 часов стоял. Получив штамп о въезде в «шенген», мы были уверены, что обратно мы в этом месте не вернемся. Но...
Вердикт: Беларусь уныла. Да, проездом. Да, мы не были в Мирском замке, и с погодой вообще не повезло. Но желания возвращаться пока нет».
Пишет бизнесмен Валерий Солонбеков (Тверская область):
«Так получилось, что в мае проехал более 5000 километров на автомобиле по бедным и не очень богатым странам Европы. Сначала, на вторые майские праздники, это были Беларусь и Литва, позднее Словакия и Чехия. Грустно, но самой бедной страной среди всех перечисленных выглядит... Россия.
Беларусь. Идея посетить эту страну формировалась около года. Наконец желание посмотреть салют в честь Дня Победы стало той критической каплей, которая идею превратила в реальность. Оказывается, до Минска не так далеко и ехать. Выехав из дома в пять часов утра, в обед я уже селился в минскую гостиницу, забронированную через букинг.
Первое впечатление от Беларуси, которое осталось и по возвращении, – бедненько, но чистенько. Идеальные дороги, и магистральные, и проселочные (грунтовых я не нашел, хотя искал), 100% возделанные поля, отсутствие заброшенных домов создавали впечатление, что находишься не в бывшей братской республике, населенной жителями со схожим с нашим менталитетом, а в какой-то из стран Запада.
Батька. На удивление, несмотря на усталость видеть одно и то же лицо, руководящее страной долгие годы, местные жители довольно трезво смотрят на своего президента. Видят и недостатки, но видят и его достоинства. К недостаткам относят практически царский авторитаризм, нелюбовь к частному бизнесу, ломку психики младшему сыну Николаю, непростые отношения со старшим сыном Виктором, имеющим вес среди определенной части силовиков и распоряжающимся ими зачастую по своему усмотрению. К достоинствам относят порядок в стране, хорошие дороги, титанические усилия по продвижению товаров, произведенных в Беларуси, на внешние рынки, благодаря чему страна, не имеющая ни сырья, ни нефти с газом, умудряется поддерживать вполне сносный платежный баланс. Судя по всему, Батька, в отличие от нашей «элиты», растаскивающей достояние России по своим частным заграничным счетам, все заработанное страной, выцыганенное у России, отжатое у Запада, вкладывает в Беларусь, за что ему респект и уважуха! Другое дело, что сложно представить позитивный для Александра Григорьевича сценарий ухода из власти, ведь не вечно он будет править, хотя непросто спрогнозировать безболезненный уход из власти и для его российского коллеги.
Бизнес. В Беларуси крупный частный бизнес может существовать исключительно, если его существование одобрил лично Батька. А с мелким бизнесом Батька вообще не понимает, как работать, поэтому над ним, где в меру, где не очень, глумится вся чиновничья братва. Несмотря на это, над Минском возвышается лес башенных кранов, а в городе масса кафешек, магазинчиков, парикмахерских и прочих примет работы малого бизнеса. Лично для меня индикатором развитости потребительского рынка является то, сколько можно прожить в стране, не покупая местную валюту, расплачиваясь только кредитной картой. Я был удивлен, но за два дня местные деньги мне потребовались лишь для оплаты массажа в гостинице Минска.
Cхематично структуру бизнеса Беларуси можно представить следующим образом: в основе экономики Минска, областных и районных центров – крупный и средний государственный бизнес. Жители приграничных с Польшей и Литвой районов зарабатывают еще и контрабандой. В южных районах развито фермерство по выращиванию овощей как на внутренний, так и на внешний рынки. Ну и основа всей Беларуси – это государственные предприятия в сельском хозяйстве. Много делается по внедрению на этих предприятиях прогрессивных технологий, но зарплаты до 200$ делают работу в этом секторе экономики неперспективной, в результате чего молодежь стремится уехать из села.
Государство пытается развивать и нетрадиционные для страны виды бизнеса. Например, закрыла Россия казино, а в Беларуси пытаются привлечь предпринимателей для открытия этого вида бизнеса, и, надо сказать, у них это неплохо получается. В сфере туризма республика пытается использовать свое выгодное транзитное положение, реконструируя замки и другие достопримечательности, строя новые гостиницы.
Люди. Встретил много интересных людей, а такого количества позитивной молодежи, которая повстречалась в Минске, я вообще не встречал нигде ранее! И еще интересный момент: за двое суток, проведенных в стране, я вообще не встретил гастарбайтеров из южных республик. Видимо, если страна настроена на созидание, то резко снижается в ней спрос на неквалифицированную рабочую силу».