https://www.traditionrolex.com/8
<p>С 1 июля нынешнего года, согласно Указу президента №168 от 12 апреля «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и негосударственных организаций, а также численности их работников», произойдет существенная реорганизация органов управления. Эта очередная «перестройка» пройдет и в туристической сфере. Правда, в большей степени реорганизация коснется городских и районных отделов по физической культуре, спорту и туризму, которые сливаются с отделами образования.</p>

Надежда СУСЛОВА

С 1 июля нынешнего года, согласно Указу президента №168 от 12 апреля «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и негосударственных организаций, а также численности их работников», произойдет существенная реорганизация органов управления. Эта очередная «перестройка» пройдет и в туристической сфере. Правда, в большей степени реорганизация коснется городских и районных отделов по физической культуре, спорту и туризму, которые сливаются с отделами образования. 

Туризм

Если вспомнить историю создания туристической вертикали управления, то она выглядит так: в 1995 году было создано Министерство спорта и туризма, а в 1996 году – управления по физической культуре, спорту и туризму в областях и соответствующие отделы в городах и районах. В Положении об их деятельности было записано: осуществление государственной политики в сфере физической культуры, спорта и туризма. Эти подразделения отвечали за три основных блока: спорт, спортивно-массовая работа и все, что касается привлечения населения к здоровому образу жизни, и туризм – как коммерческий, так и спортивный. В настоящее время существует 146 отделов в районах и крупных городах, где трудится 247 государственных служащих, из них освобожденных специалистов по туризму около 15 процентов. То есть вертикаль выстраивалась достаточно четкая, хотя и малочисленная. В большинстве районов отдел по физической культуре, спорту и туризму – это один сотрудник, у которого обязанностей столько, что их даже трудно перечислить. Многие занимались и благоустройством территорий, и даже сельским хозяйством, то есть были настоящими многостаночниками. С 2004 года систему управления туризмом старались усилить, потому что вопрос: кто же будет заниматься туризмом в регионах, становился все более актуальным.

 Ни для кого не секрет, что сотрудников в районах брали с целью, чтобы они закрывали в первую очередь вопросы спорта и физической культуры, поэтому и образование у них было соответствующим. Чтобы исправить ситуацию, в областных управлениях, в том числе в Гомеле, Гродно, Могилеве, ввели ставки заместителей начальников, которые должны были заниматься конкретно туризмом. Был создан туристско-информационный центр «Минск». Для того чтобы укрепить связи между различными ведомствами, в 2001 году появился межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совмине. В 2007 году созданы рабочие группы при исполкомах по развитию агроэкотуризма, где основную техническую работу выполняет отдел по физической культуре, спорту и туризму.

 Можно назвать ряд районов, где проводилась и хозяйственная деятельность: к примеру, в Логойском районе отдел имеет на балансе гостиницу, Мозырский – горнолыжный центр, Березинский и Крупский – свои турбазы и пр. Выстраивалась такая система, чтобы начальник отдела не оставался одним воином в поле, а у него была структура в подчинении. Отделы ходатайствовали о выделении земли для туристической инфраструктуры. Занимались организацией выставок, соревнований, инвестиционных форумов, конкурсов, фестивалей и пр. Активно продвигали агроэкотуризм, выполняли планы по платным туристско-экскурсионным услугам. Неслучайно была введена номинация в конкурс «Познай Беларусь» – «За вклад в развитие туризма». Примеров, когда этот вклад местной вертикали был на самом деле значительным, очень много: Лидский, Логойский, Воложинский, Молодечненский, Кобринский, Поставский, Миорский, Щучинский, Ивановский, Петриковский, Чечерский районы, города Брест, Витебск, Полоцк, Мозырь, Пинск  и другие.

По мнению директора Департамента по туризму Вадима Кармазина, сейчас ситуация, безусловно, изменится. «К счастью, удалось отстоять наш департамент с численностью 10 человек (например, в Польше департамент по туризму насчитывает 26 человек, в Литве – 19). Остаются областные управления с сокращением на 25%. Главный «удар» приняли на себя районные и городские отделы по физической культуре, спорту и туризму. Согласно Указу эти отделы сливаются с отделами образования, и получается странный конгломерат под названием «отдел образования, спорта и туризма», – сказал он.

Кроме того, по словам Вадима Кармазина, возникают различные проблемы, часть из которых можно назвать фундаментальными. Первое: конфликт интересов, сущность которого заключается в ведомственных подходах к определению как системы физической культуры и спорта, так и туризма. Представления отделов образования о развитии туризма базируются на имеющихся в их подчинении центрах детского туризма и краеведения, занимающихся подготовкой юных туристов, организацией походов и соревнований. Данный вид туризма вписывается в Закон Республики Беларусь «О туризме», по сути, лишь как однокоренное слово. Второе. В ходе оптимизации возможны противоречия системного плана. Разумеется, возникают большие сомнения, будут ли такие отделы управляемыми. Возникнет двойное подчинение – с одной стороны МСиТ, с другой – Минобразования. Не отработан механизм передачи более 800 спортивных сооружений (ледовых дворцов, горнолыжных центров, бассейнов), 245 спортивных школ, 167 районных и городских центров физкультурно-оздоровительной работы с населением, 10 диспансеров спортивной медицины и многого другого. Третье. Кадровые и финансовые последствия. Потребуется значительное время для адаптации вновь пришедших специалистов. Переоформление собственности на здания, транспорт, изменение печатей потребует значительных финансовых затрат.

На взгляд руководителя департамента,   все-таки прежнюю систему целесообразно было бы оставить: «Как минимум, мы бы хотели, чтобы специалист по туризму занимал должность заместителя начальника отдела, а не рядового работника». Весьма показательно, что решение о слиянии с МСиТ никто не согласовывал, поэтому ведомству приходится реагировать и пытаться исправить ситуацию, так сказать, вдогонку.

Впрочем, в нашей стране, как говориться, возможно все. Как рассказал заместитель начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Гродненского обл­исполкома Михаил Кажуро, все области Беларуси сейчас готовят письма за подписями губернаторов в вышестоящие органы с просьбой оставить отделы по физической культуре, спорту и туризму в районах без изменений. Работники системы образования тоже с этим согласны: все-таки каждый должен заниматься своим делом.

P. S. Альтернативное мнение Юрия Акудовича по поводу данной реорганизации в сфере туризма вы можете прочитать здесь.

https://www.traditionrolex.com/8