<p>Прекрасная Чехия обладает неисчерпаемым туристическим потенциалом. С этим утверждением согласится каждый, кто хотя бы раз побывал в красавице Праге, посетил какой-нибудь из многочисленных средневековых замков Богемии или отдохнул на одном из знаменитых на весь мир бальнеологических курортов Чехии. Среди миллионов туристов, ежегодно посещающих Чехию, есть и такие, кто предпочитает знакомиться с достопримечательностями страны самостоятельно, не полагаясь на интересы массового туриста и заученный рассказ гида. Ведь столько всего интересного остается в стороне от проторенных туристическими автобусами маршрутов и мест современного туристического «идолопоклонства»! Мы надеемся, что этот материал будет интересен не только самостоятельным путешественникам, но и сотрудникам турфирм, занимающимся разработкой автобусных маршрутов, и сопровождающим автобусных групп, которые могут обогатить путевую информацию упоминанием представленных ниже фактов.</p>

Илья МЕЛЕШКЕВИЧ,
менеджер чешской туристической компании ROLAND PRAGUE
(www.rolandprague.com)

Прекрасная Чехия обладает неисчерпаемым туристическим потенциалом. С этим утверждением согласится каждый, кто хотя бы раз побывал в красавице Праге, посетил какой-нибудь из многочисленных средневековых замков Богемии или отдохнул на одном из знаменитых на весь мир бальнеологических курортов Чехии. Среди миллионов туристов, ежегодно посещающих Чехию, есть и такие, кто предпочитает знакомиться с достопримечательностями страны самостоятельно, не полагаясь на интересы массового туриста и заученный рассказ гида. Ведь столько всего интересного остается в стороне от проторенных туристическими автобусами маршрутов и мест современного туристического «идолопоклонства»! Мы надеемся, что этот материал будет интересен не только самостоятельным путешественникам, но и сотрудникам турфирм, занимающимся разработкой автобусных маршрутов, и сопровождающим автобусных групп, которые могут обогатить путевую информацию упоминанием представленных ниже фактов.

В этом материале мы поделимся идеей для тематической поездки на юго-восток Чешской Республики: в южный моравский городок Велеград (Velehrad). Именно здесь, как полагают исследователи, в IX веке возникло первое славянское государство Великая Моравия. Именно здесь зарождалась славянская письменность и старославянский язык. И именно в этот городок 1150 лет назад пришли христианские проповедники – ученые братья из греческих Салоников Константин, перед смертью принявший схиму и новое церковное имя Кирилл, и его старший брат Мефодий. В этом году Чешская Республика, а вместе с ней и весь культурный мир, отмечают этот юбилей целым рядом мероприятий под патронажем ЮНЕСКО.

Velehrad

Княжество Великая Моравия

Около 30-х годов IX века моравский князь Моймир I объединил под своей властью славянские племена в бассейне реки Моравы и основал державу, которая вошла в историю под именем Великоморавского княжества. Центр княжества находился в области современных городов Микулчице (Mikul?ice) и Старе Место (Starй M?sto), земли княжества включали в себя области Паннонии (территории современной западной Венгрии, восточной Австрии и частично Словении и Сербии), Силезии (территории Польши, Германии и Чехии), части Словакии и Чехии. Население княжества составляли наши предки славяне, занимавшиеся прежде всего земледелием и жившие в простых жилищах. Древние славяне поклонялись природным богам, говорили на праславянском языке, который не оставил после себя никаких письменных следов.

Начала христианства в Европе

Христианство начало распространяться среди славянского населения Центральной Европы в начале IX века. Большое значение в распространении христианской веры на этих территориях имело массовое крещение чешских князей в баварском Регенсбурге, решающую роль сыграл приход в княжество Великая Моравия братьев Константина и Мефодия в 863 году. В это время среди богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трех языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Однако великоморавский князь Ростислав через своих послов попросил, чтобы из Константинополя были присланы учителя, которые могли бы объяснить славянам христианскую веру на понятном народу языке. Архиепископ Константинополя для этой ответственной миссии выбрал братьев Константина и Мефодия, которые до этого уже совершали подобные миссии в Болгарии и Хазарском каганате и которые начали работать над переводом богослужебных книг на старославянскую азбуку, которую сами же и создали примерно в то же время.

Великоморавская миссия братьев Константина и Мефодия имела значение, равное культурной революции: они стали учителями, которые указали славянам путь к мудрости, научили читать и писать. По образцу греческого алфавита составили первую славянскую азбуку глаголицу и на основании славянских наречий создали старославянский язык. На старославянский язык они перевели Библию и литургические тексты, что позволило впервые проводить литургии на понятном славянам языке. Подобная «вольность» в проведении священной литургии вызвала настороженность в Риме, и братья были вызваны к Папе Римскому. В Риме Константин передал Папе Римскому Адриану II обретенные им в своем херсонесском путешествии мощи Святого Климента и получил одобрение проведения богослужений на славянском языке. Папа также велел положить переведенные книги в римских церквях. Также по велению Папы Мефодий был рукоположен в епископский сан. В Риме Константин тяжело заболел, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл и через 50 дней скончался. Он был похоронен в Риме в церкви Святого Климента. Мефодий же с несколькими учениками вернулся на землю Великоморавского княжества.

Латинско-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка церкви и организовало несколько процессов против Мефодия, добившись на некоторое время запрета на богослужения на славянском языке. Однако Мефодий, несмотря на запрет, продолжал богослужение на славянском языке, крестил чешского князя Борживоя и его супругу Людмилу. Запрет вскоре был отменен, и епископ Мефодий продолжал свою просветительскую деятельность вплоть до своей смерти.

Памятники времен Кирилла и Мефодия в Моравии

В южной Моравии, в городках Велеград (Velehrad), Микулчице (Mikul?ice) и Старе Место (Starй M?sto) до сих пор сохранились памятники, которые относятся ко времени Великоморавского княжества и к тем годам, когда на его территории трудились братья Константин и Мефодий.

Велеград

Несмотря на то, что мы не можем точно определить, где изначально располагался юго-моравский город Велеград в то время, когда в нем жил епископ Мефодий, и где, с очень большой долей вероятности, он был похоронен, сегодня местоположение исторического Велеграда принято отождествлять с одноименным широко известным местом паломничества неподалеку от юго-моравского города Угерске Градиште (Uherskй Hradiљt?).

Каждый год 5 июля здесь проходят торжества, посвященные святым Кириллу и Мефодию. Этой традиции уже более ста лет, не смогли ее разрушить даже десятилетия коммунистического режима. Для Чехии, известной своим сдержанным отношением ко всему религиозному, это своего рода уникальное явление. День славянских апостолов Кирилла и Мефодия – это самый массовый христианский праздник и единственный церковный праздник, который также является государственным. Велеград посетил и Папа Иоанн Павел II. Сегодня в городке находится романский монастырь цистерцианского ордена с костелом Успения Богородицы, который был основан в 1205 году и последнее столетие находится в ведении отцов Общества Иисуса, или, проще говоря, иезуитов.

Угерске Градиште, Модра, Освентиманы и Микулчице

Неподалеку расположены также достойные внимания объекты: в старой части города Угерске Градиште был найден обширный комплекс поселений времен княжества Великая Моравия; в поселке Модра (Modrб) был обнаружен фундамент, по-видимому, самого старого христианского храма на этих землях: его основание относят к границе VIII-IX веков, теперь тут находится археоскансен. Поселения времен Великоморавского княжества можно найти также и в поселке Освентиманы (Osv?timany). Самым значительным по своим масштабам является археопарк в городке Микулчице (Mikul?ice), который на площади около десяти гектаров составляют фундаменты княжеского дворца, двенадцати храмов и прочих построек. Кроме того, на территории археопарка находится уникальное славянское захоронение. Комплекс  – один из самых обширных археологических памятников на территории Чехии – является кандидатом на внесение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пути православной традиции в Чехии

Не стоит забывать, что Константин и Мефодий, хоть и были представителями восточного типа христианства в Европе Раннего Средневековья, не могут быть полностью отождествлены с православием как таковым, потому что во время их деятельности восточные патриархаты составляли единое целое с западной церковью, которую возглавлял Папа Римский. Раскол случился только в 1054 году, уже после распространения христианства в Центральной и Восточной Европе.

Собственно проявления духовной жизни православной церкви в чешских землях мы начинаем встречать только в относительно недавнее время. Одно из направлений православия приходит в XIX веке вместе с русскими отдыхающими на знаменитых минеральных курортах западной Чехии, чуть позже, после революций начала XX века, сюда покатилась волна эмигрантов из России, в конце того же века в Чехии появилось много православных христиан из стран бывшего Союза. Отцом чешского православия считают бывшего римско-католического священника Матея Павлика, который в 20-х годах прошлого века перешел к сербскому епископату и под именем Горазда II получил в качестве главного храма церковь Святых Кирилла и Мефодия на улице Ресслова в Праге, в двух шагах от Карловой площади. Таким образом, православное христианство на территории Чехии и Словакии сознательно относит себя к традиции апостолов Кирилла и Мефодия.

В 1942 году после покушения на «Пражского мясника» Рейнхарда Гейдриха были арестованы староста и члены клира кафедрального собора Святых Кирилла и Мефодия. Позже к ним добровольно присоединился вернувшийся из поездки епископ Горазд, который заявил, что готов разделить наказание, которое понесут его клирики, за предоставление храмового убежища парашютистам, которые принимали непосредственное участие в покушении на рейхс­протектора. Все они были 4 сентября 1942 года расстреляны.

Сегодня крипта кафедрального храма Святых Кирилла и Мефодия в Праге служит напоминанием о героическом поступке настоятеля храма Горазда Пражского и подвиге борцов с немецким протекторатом. Сам же епископ Горазд Пражский был канонизирован как священномученик Чехословацкой Церковью, и в его память каждый год 4 сентября во всех православных храмах служат заупокойную литургию.