https://www.traditionrolex.com/8
<p>Как на данный момент развивается такой вид активного отдыха, как водный туризм, какие новшества появились в последние годы, а также с какими проблемами приходится сталкиваться в данном виде деятельности, рассказывает заместитель директора компании «Святовит» (г. Лида) Геннадий КОНОН, посвятивший значительную часть своей жизни организации водных походов в Беларуси.</p>

Как на данный момент развивается такой вид активного отдыха, как водный туризм, какие новшества появились в последние годы, а также с какими проблемами приходится сталкиваться в данном виде деятельности, рассказывает заместитель директора компании «Святовит» (г. Лида) Геннадий КОНОН, посвятивший значительную часть своей жизни организации водных походов в Беларуси.

Геннадий-Конон – Геннадий Петрович, про­изошли ли какие-то изменения в организации водных походов в Беларуси? Можно ли подвести предварительные итоги по сезону-2013?

– К сожалению, новых водных маршрутов за это время придумано не было, пока возим туристов по старым отработанным программам. Стараемся улучшать сервис и качество обслуживания клиентов непосредственно в нашей фирме, прогрессировать, но объективно оценить результаты нашего труда, конечно, может только турист.

Основную часть клиентов составляют группы корпоративных туристов. Чаще всего это люди с высшим образованием, которые уже чего-то достигли в жизни и работе. Так как отдых это не дешевый. Я бы даже сказал, что водный поход в Беларуси – это удовольствие для работника умственного труда со средним (и выше) материальным достатком. Среди клиентов есть также семьи, даже с грудными детьми. Есть и пожилые люди – самому старому участнику похода последних лет было 84 года. Есть также и клиенты-иностранцы. В основном заявки поступают из Польши, Литвы, России. Но нельзя говорить, что иностранцы – частые участники наших водных походов. Для того чтобы привлекать иностранного туриста к данному виду отдыха, усилий одной нашей фирмы мало. Это же, по сути, национальный турпродукт, требующий государственной поддержки.

Основной поток наших клиентов из-за границы мы получаем через наших партнеров. Иногда, особенно для клиентов из Москвы и Санкт-Петербурга, помогает интернет. И мы тоже не сидим без дела: стараемся продвигать свои услуги, работаем на выставках. Но продвигать белорусский турпродукт, тем более такой эксклюзивный, как водные походы, довольно тяжело. Во многом, и это не секрет, данный факт связан с имиджем нашей страны. Например, очень сильно этот имидж влияет на поток польских туристов, с которыми мы могли бы очень активно и плодотворно работать. Но, увы, сейчас в Польше существует довольно негативное отношение к Беларуси, соответственно, привлекать клиентов оттуда сложно. К тому же есть дополнительная сложность с открытием виз. Здесь нужна целенаправленная работа не просто на уровне нашей фирмы, но и на уровне государства.

– Стоит ли говорить о конкуренции в данной сфере?

– По моему мнению, конкуренции на этом рынке пока нет. Я бы назвал другие компании, работающие в этом направлении, коллегами. Пока фирмы находятся в нормальных взаимоотношениях и помогают друг другу: одалживают байдарки или ангажируют инструктора – это не конкуренция. Я отвечаю только за нашу компанию, возможно, другие фирмы и соперничают друг с другом, но так или иначе конкуренцией в классическом смысле слова это не назовешь. Конкурировать сложно также потому, что сегмент уж очень специфичный и не всегда главная цель здесь – простое зарабатывание денег. На этот вид отдыха большое влияние оказывают природные факторы, существует большая вероятность несчастных случаев, непредвиденных обстоятельств и т. д. Поэтому я должен быть уверен в людях, которые у меня работают, доверять своим партнерам и товарищам. Подставить друг друга здесь неприемлемо. Страна очень маленькая, и, если работать некорректно, рано или поздно об этом узнают и никто не захочет сотрудничать с тобой.

– Сколько стоит сейчас отправиться в водный поход, и применяются ли здесь скидки?

– Конечно, мы делаем скидки постоянным клиентам, корпоративным организациям. Если какая-то группа отправляется с нами в поход 6–7 раз, то, безусловно, с ними мы будем обсуждать эксклюзивные цены. Также если у меня на складе простаивают суда, я предпочту сдать их по сниженной стоимости, чем оставить на складе. Что касается цен, то стоимость каждого похода рассчитывается индивидуально исходя из количества участников, длительности похода и дополнительных опций. Также сейчас следует учитывать высокий сезон. Если говорить о средней стоимости, то поход выходного дня для группы 10–12 человек будет стоить от 30 евро в сутки на человека. Сюда включено трехразовое питание, ночевка. У нас существует система тарифных планов, также стоимость меняется в зависимости от того, сопровождает ли группу в пути автомобиль.

– Чувствуется ли нехватка инфраструктуры во время походов?

– Идея подобных походов как раз и состоит в том, что люди по своему собственному желанию за свои же деньги позволяют лишить себя комфорта на некоторое время. Группы проживают в довольно удобных палатках, и все же это позволяет сохранять атмосферу похода. С ночевками в гостиницах или агроусадьбах получается уже не тот эффект. И даже если бы мы организовывали ночевки в усадьбах, было бы практически невозможно забронировать проживание на одну ночь. Так как хозяин любой усадьбы всегда предпочтет разместить у себя группу россиян на неделю, а не продавать нам только одну ночь. В остальном для такого похода нужен минимум инфраструктуры: беседки и возможность развести костер. В этом смысле территория возле белорусских рек оборудована достаточно хорошо.

– Можно ли считать организацию водных походов прибыльным бизнесом или это, скорее, дело для души?

– Сверхприбылей в этом бизнесе нет. Очень высокая амортизация и выраженная сезонность делают этот бизнес довольно специфичным. Активно зарабатывать деньги можно только 3 месяца в году, все остальное время нужно содержать склад. Для раскрутки такого вида деятельности требуется как минимум 30 судов. При этом одна хорошая байдарка стоит от 600 евро. Можно, конечно, купить б/у подешевле. Но тогда нельзя быть уверенным в качестве услуг. Также следует учитывать, что каждый сезон что-то ломается, выходит из строя и нужно тратить средства на ремонт. Поэтому, хоть и убыточным этот бизнес назвать нельзя, заработать на нем большие деньги также сложно. Конечно, можно поднять цены на походы, но тогда активизируются коллеги с более экономичными предложениями. При этом я не знаю ни одной фирмы, которая занималась бы только организацией водных походов, так как зарабатывать исключительно на этом направлении сложно.

Беседовала Янина СЕДЕЛЬНИК

https://www.traditionrolex.com/8