https://www.traditionrolex.com/8
<p>Не пропустите: «В ГОД ТРИНАДЦАТИ ЛУН», «ЖИЗНЬ КАК ЧУДО», «ИГРА В ЧЕТЫРЕ РУКИ», «ЛЕГЕНДА», «ЛИЧНОЕ ДЕЛО СУДЬИ ИВАНОВОЙ», «ПУТЕШЕСТВИЕ С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ», «РОДИНА ЖДЕТ»</p>

«В ГОД ТРИНАДЦАТИ ЛУН» ***1/2

(25, Вс, СТВ, 23-40)

tv1 In einem Jahr mit 13 Monden/In a Year with 13 Moons, Германия, 1978, 129 мин, R. Реж. Райнер Вернер Фассбиндер («Лола», «Лили Марлен»); в рол.: Фолькер Шпенглер (Эрвин/Эльвира), Ингрид Кавен (Рыжая Цора), Готтфрид Джон (Антон Зайц), Элизабет Триссенар (Ирена), Ева Маттес (Мари-Анна), Гюнтер Кауфман (Смолик), Лило Пемпайт (сестра Гудрун), Изольда Барт (Сибиль), Карел Шейдт (Кристоф), Вальтер Бокмайер

Психологическая драма. Лента талантливая и глубокая, исполненная множества смыслов. Смотреть ее непросто, но это вовсе не авангард, а вполне житейская история. А начинается все с того, что один из геев, тусующихся на реке Майне, обнаруживает, что его потенциальный партнер в мужской одежде, о ужас, женщина. Сбегаются его коллеги по сексуальной ориентации и подвергают избиению несчастную даму, сильно похожую на мужчину… Такая вот интригующая завязка, но выявления главного секрета ленты не придется долго дожидаться. С одной стороны Фассбиндер и не прячет сущность центрального персонажа, но с другой раскрывает ее постепенно и многосторонне. В мужской одежде Эльвира (38-летний Ф.Шпеглер, «Сатанинское зелье») ходит снимать мужиков, иначе ей жаль тех из них, которым платит женщина. Вернувшись с синяками и спущенными штанами в свою уютную квартиру, Эльвира обнаруживает в ней любимого мужчину Кристофа. Она делает все возможное, чтобы угодить ему, а он в ответ унижает ее и морально и физически. Например, предлагает посмотреть на себя в зеркало, чтобы убедиться в отвратительности. Да и к умственным способностям подруги у него масса претензий. Уже из рассказа подруге мы узнаем, что в прошлой жизни Эльвира была забойщиком скота. Пошла учиться на него потому, что не получилось стать ювелиром. Поначалу было трудно, но постепенно от кровавого процесса стало возникать эстетическое удовлетворение. Сие повествование иллюстрируется страшными натуралистичными кадрами убиения-разделки коров на мясобойне. Да, да, Эльвира тогда была Эрвином, который женился на Ирене, родившей ему дочь Мари-Анну. Правда, потом брак расстроился. У Эрвина было необычное детство, о котором в качестве Эльвиры он было почти забыл, но вспоминает в потрясающей сцене с участием пожилой монашки Гудрун. В первые годы после операции по смене пола Эльвира была красивой женщиной, а что ее довело до жизни такой и чем в итоге все обернулось, узнаете по ходу просмотра фильма. Его название объясняется в самом начале, но, на мой взгляд, эта зацепка едва ли была всерьез нужна Фассбиндеру. Если, конечно, он не всерьез попал под ее мрачное обаяние… Некоторые из диалогов фильма буквально завораживают, что бывает довольно редко. И в такие моменты особенно ярко понимаешь, что за талантом был его молодой постановщик. Как пишет критик С.Кудрявцев (7 из 10), «можно по-разному относиться к этому фильму Фассбиндера, но трудно не согласиться с тем, что истинный художник часто оказывается пророком своей судьбы, предчувствуя скорый исход жизни. «В год тринадцати лун» примыкает к тем его произведениям, которые рассказывают об изгоях. Будучи неприятной и раздражающей для ряда зрителей, картина является составной частью в портрете воссозданной режиссером Германии». Фассбиндер был также продюсером, оператором и художником-постановщиком фильма. Съемки проводились во Франкфурте-на-Майне. Приз МКФ в Чикаго. Бюджет 0,7 млн DM. Рейтинг IMDb – 7,7/1196 голосов. ***

«ЖИЗНЬ КАК ЧУДО»

(24, Сб, БТ, 21-50)
Zivot je cudo/Life is a Miracle/Hungry Heart, Югославия – Франция, 2004, 155 мин, R. Реж. Эмир Кустурица («Время цыган», «Аризонская мечта»); в рол.: Славко Стимач (Лука), Весна Тривалич (Ядранка), Александар Берчек (Велья), Наташа Солак (Сабаха), Вук Костич (Милош), Мирьяна Каранович (Нада), Никола Койо (Филипович), Стрибор Кустурица (Алексич), Бранислав Лалевич (Радован), Дана Тодорович (телерепортер)

Лирическая эксцентрическая трагикомедия. Ради реализации мечты – строительства железной дороги – серб Лука (43-летний С.Стимач, «Подполье») отправляется с женой и 18-летним сыном Милосом в деревню, затерянную в горах Боснии. Уйдя с головой в дело жизни, Лука просто не замечает все более угрожающих социально-политических метаморфоз, готовых вот-вот обернуться войной. Супруга, мечтающая о музыкальной карьере, его покидает, а призванный в армию сын, который если бы не папина наивность, мог бы отсидеться в престижном футбольном клубе, попадает в плен. Местная милиция предлагает Луке обменять сына на спасенную им от местных насильников мусульманскую девушку Сабаху (28-летняя Н.Солак, «Улечу в Лимасол»). Но ведь Лука и Сабаха уже полюбили друг друга... Вот что о сути фильма сказал сам Кустурица (для film.ru): «Лука долго не верит, что уже идет война. Целое поколение людей в Югославии не могло осознать, что – война. Лука – из них. Он оптимист: у него впереди большая любовь. Но все прочее ужасно. Мы все, конечно, не должны предаваться пессимизму, но нужно быть реалистами. ХХ век был полон конфликтов и войн, но надежды там было больше, чем теперь, когда смерть стала обычным делом и мы ее наблюдаем ежедневно. В этом нашем мире нет утопии, но, чтобы выжить, эту утопию должен создать каждый для себя». Как пишет А.Васильев, «на Каннском фестивале такого Кустурицу не приняли: мол, повторяется. На самом деле это каннские зарапортовались. Давали «Пальмовую ветвь» несобранному «Подполью»; приз за режиссуру – безыдейным «Черной кошке, белому коту». Теперь – впервые – все встало в фокус: абсурд войны, анималистические тенденции, музыкальное варенье. Кустурица снял народное кино – почти индийскую трехчасовую мелодраму с песнями и танцами, убитыми и убившими, с войной, которая виделась в телепередачах, а теперь – жизнь». Съемки проводились в Сербии. Номинация на «Сезар» за европейский фильм. Приз Французской системы национального образования на МКФ в Канне. На МКФ в Софии премия за балканский фильм. Участие в МКФ в Вальядолиде. Премия «Золотой Орел» за лучший зарубежный фильм в российском прокате. Номинация на премию блогосферы «Жорж» за независимый фильм. Сборы во Франции $3,4 млн. Сборы в Италии 0,66 млн евро. Сборы в России $0,38 млн. Сборы в Югославии 0,33 млн евро. Бюджет $8 млн. Рейтинг IMDb – 7,6/5163 голоса. «Этот фильм ни в чем не удивит тех зрителей, которые знакомы с творчеством Кустурицы», – пишет посетитель этого сайта. В режиссерской карьере Э.Кустурицы (род. 24.11.1954 г.) это 6-й результат из 15-ти. Кстати, он был еще и сокомпозитором ленты. **1/2

«ИГРА В ЧЕТЫРЕ РУКИ»

(23 и 25, Пт и Вс, СТВ, 20-25 и 7-45)

tv2 Le guignolo, Франция – Италия, 1980, 90/108 мин, PG. Реж. Жорж Лотнер («Профессионал», «Веселая пасха»); в рол.: Жан-Поль Бельмондо (Александр Дюпре), Жорж Жере (Жозеф), Шарль Жерар (Фарад), Карла Романелли (Джина), Мишель Галабрю (Ашиль Сюро), Паоло Боначелли (Камаль), Анри Гибе, Мишель Бон (Луи Фреше)

Авантюрная комедия. Наделенный пылким воображением, прирожденный аферист Александр, казалось бы, идеально точно расставляет «силки страсти» на состоятельных вдовушек, но при этом постоянно оказывается в пренеприятных ситуациях. Вот и на сей раз, досрочно выйдя из заключения, он тут же влипает в историю, связанную с международным промышленным шпионажем. Волею случая в руках Александра оказывается чемоданчик с затрагивающими стратегические интересы государства секретными документами о технологии нового вида горючего. Впрочем, для него эти бумаги – «филькина грамота». Ему бы только выпутаться. Заканчивается «гонка с чемоданчиком» лишь в президентском дворце, где Александр получает орден, одновременно узнав, что вместо него мог иметь три миллиарда... 47-летний Ж.-П.Бельмондо («Борсалино») выглядит замечательно, особенно в белых трусах в горошек, поэтому его поклонники получат большое удовольствие от (очередного) просмотра ленты. «Игра в четыре руки» – название для советского проката, в котором фильм посмотрели 31,5 млн зрителей (10-е место). Во Франции фильм посмотрели 2,9 млн зрителей (9-е место), а в ФРГ – 1,1 млн. Наград нет. Музыка Ф.Сарда («Тэсс»). Рейтинг IMDb – 5,3/513 голосов. Варианты перевода названия: «Шут гороховый», «Воришка-неудачник», «Марионетка» и др. **

«ЛЕГЕНДА» **

(24, Сб, НТВ, 14-00)

Legend, США – Великобритания, 1985, 89/94 мин, CD, PG. Реж. Ридли Скотт («Чужой», «Бегущий по лезвию бритвы», «Гладиатор»); в рол.: Том Круз (Джек), Миа Сара (Лили), Дэвид Беннент (Гамп), Элис Плейтен (Бликс), Тина Мартин (Нелл), Тим Керри (Властелин тьмы), Питер О’Фэррелл (Покс), Аннабель Лэньон (Уна), Роберт Пикардо (Мег), Билли Барти (Сумасброд), Киран Шах

Волшебные приключения по мотивам произведений братьев Гримм. Властелин тьмы посылает самого подлого из гоблинов за рогом уникального зверя, благодаря которому с солнечным светом будет покончено навсегда. Единственная приманка единорогов – невинность. Юная фея Лили (15-летняя М.Сара, «Патруль времени») даже не поняла, что помогла злу. И единственной надеждой жизни на Земле становится влюбленный в нее лесной юноша Джек (21-летний Т.Круз, «Миссия невыполнима»). Добро и Зло вступают в смертельную схватку... Эта яркая, красочная, романтическая сказка знаменитого Р.Скотта подверглась ожесточенным нападкам за скуку и невнятность сюжета. Правда, топ-критик С.Кудрявцев (его оценка 7,5 из 10) не присоединился к ним: «Эту ленту можно определить как эстетизированную романтическую фантазию. Картина Скотта, который всегда придает громадное значение именно изобразительной, визуальной стороне собственных произведений, безумно красива, поэтична и лирична. И она оправдывает стиль возвышенной легенды, искрометной фантазии, величественного сказа о далеких временах, когда люди, единороги, эльфы, феи, злые чудовища и даже сам Дьявол как Князь Тьмы, существовали почти на равных, вступая в поединок за то, чтобы прервался или, наоборот, продлился Вечный Свет. Поэтому трудно согласиться с «Видео Муви Гайд», где сказано, что этой «абсолютно пустой фантазии» присущ «горький триумф стиля над сутью». Звучание единорога позаимствовано у китов. На роль Джека претендовали Д.Депп, Р.Дауни-мл. и Д.Керри. Сценарий Уильяма Хьортсберга («Сердце Ангела»). Музыка группы «Tangerine Dream», заменившей, как показалось продюсерам, неудачные сочинения Джерри Голдсмита («Основной инстинкт»). Впрочем, существуют две монтажные версии, отличающиеся по продолжительности и музыкальной палитре. Выражение лица Бликса навеяно внешностью Кейта Ричардса из «Rolling Stones». Скотт создал и режиссерскую версию (114 мин). Номинации на премии «Оскар» и Saturn за грим. Номинации на BAFTA: спецэффекты, костюмы и грим. Номинации на премии «Юный артист»: фильм и Беннент. Сборы в США $15,5 млн. Бюджет $30 млн. Рейтинг IMDb – 6,1/20415 голосов. Ниже всего фильм оценивают юные зрители. В карьере Р.Скотта это 20-й результат из 22. **1/2

«ЛИЧНОЕ ДЕЛО СУДЬИ ИВАНОВОЙ»

(25, Вс, БТ, 12-10)

СССР, 1985, 85 мин, PG. Реж. Илья Фрэз («Первоклассница», «Вам и не снилась»); в рол.: Наталья Гундарева (Любовь Григорьевна), Сергей Шакуров (Сергей Иванов), Оксана Дацкая (Лена Иванова), Лилия Гриценко (мама Любы), Марина Зудина (Ольга Николаевна), Алексей Гуськов (Володя), Татьяна Пельтцер (Анна Николаевна), Сережа Кравчук (Митя), Александра Турган (подруга Ольги), Татьяна Догилева (Михайлова), Сергей Скрипкин (Михайлов), Аристарх Ливанов (незнакомец в аэропорту), Ирина Метлицкая (учительница литературы), Гарри Бардин (заседатель), Надежда Семенцова

Мелодрама по сценарию Галины Щербаковой (10.5.1932 – 23.4.2010 г.), более всего известной по повести и картине «Вам и не снилось». 12-летняя дебютантка Оксана Дацкая, так затем и не ставшая актрисой, играет роль пионерки Лены Ивановой, которая долго считала себя счастливой. Именно ее глазами (что критикой было воспринято как новинка) мы видим житейскую коллизию, разыгранную многими популярными актерами. Будучи успешной ученицей и в общеобразовательной, и в музыкальной школах, ладя и с одноклассниками, и тем более, родителями, девочка с уверенностью смотрела в завтрашний день. Особенно на фоне печальных историй о семейных разладах среди окружающих. У Ивановых ведь совсем другое дело: мама и папа любят и уважают друг друга, а также свою дочь. К тому же, Любовь Григорьевна работает народным судьей и провела множество бракоразводных процессов. Чем не основание учиться исключительно на чужих ошибках? Но ощущение прекрасного и органичного треугольника в миг рушится после того, как Лена слышит в телефонной трубке сообщение, адресованное ее матери. Неизвестная «доброжелательница» сообщает ненавистной судье, что ее муж встречается с другой женщиной. И ведь действительно, Сергей завел роман с молоденькой учительницей музыки. Ужасно расстроенная девочка решает попытаться вернуть папу маме. Она выслеживает его во время свиданий и бурно высказывает свой протест «захватчице»... Блоговый отзыв: «Типичная, к сожалению, жизненная история: сердце ребенка разрывается на части, оттого что мама с папой собираются разводиться. Ключевая фраза в фильме: «Нет у меня родителей, если они не вместе». Одинаково любящие и маму, и папу дети в принципе не могут понять, как возможно такое, чтоб папа и мама разлюбили друг друга? Трудно, почти невозможно после такого искренне верить в любовь и семейное счастье. Этот фильм надо смотреть всем, кто собирается разводиться». Второй блоговый отзыв: «Хороший фильм. Серьезный, значительный. Но сейчас я его стала воспринимать по-другому. Посмотреть на судью Иванову – замотанная, суровая, почти лишенная женственности дама. Без улыбки на лице. И рядом с ней молодой красивый мужик, который иногда поднимает голову и оглядывается вокруг. Ведь оба молоды! Оба красивы! И любят друг друга. В те времена, когда фильм вышел, я очень была «на стороне» Ивановой, а сейчас, глядя на Шакурова, думаю – это он еще сколько терпел. И жаль их обоих. А жизнь ведь так коротка...» Музыка Марка Минкова. Рейтинг IMDb – 8,2/8 голосов.

«ПУТЕШЕСТВИЕ С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ»

(22, Чт, БТ, 22-05)

tv3 Travelling with Pets, Россия, 2007, 97 мин, R. Реж. Вера Сторожева («Небо. Самолет. Девушка», «Греческие каникулы»); в рол.: Ксения Кутепова (Наталья), Дмитрий Дюжев (Сергей), Михаил Ефремов (Чекан), Анна Михалкова (Клавдия), София Дударчик (Оля), Борис Петров (Глеб), Евгений Князев (отец Петр), Вадим Афанасьев (хозяин, муж Натальи), Тимофей Трибунцев (мент), Максим Зимин (Гриша)

Мелодрама-притча по сценарию Аркадия Красильщикова («Рогоносец»). Сторожева прочитала его еще 10 лет назад, затем забыла о нем, тем более что автор эмигрировал в Израиль. Но затем вспомнила, осознав, что сценарий свеж и своевремен. Как рассказывает Вера, «это история путешествия человека из какого-то небытия, полусознания к обретению своего «я». Мне интересны внутренние состояния человека. В ленте мало героев, мало разговоров, но много внутренних монологов. Рядом с героями живут гениальная собачка, корова, коза... Отсюда и название, с одной стороны, бытовое, а с другой – загадочное». Сюжетно – это камерная история Натальи (34-летняя К.Кутепова, «Мелкий бес»), которая в 16-летнем возрасте, прямо из детдома, была скоропалительно выдана замуж за нелюбимого человека. 19 лет она прожила на заброшенном полустанке, в странном доме, со стрелочником: жестоким и ограниченным человеком. Даже с домашними животными Наталья общалась чаще. Это было «одиночество вдвоем», закончившееся смертью супруга в тот момент, когда он бегал от вагона к вагону, продавая молоко. Сердце взяло, да остановилось. Теперь Наталья имеет возможность открывать мир, а знакомство с водителем грузовика Сергеем (27-летний Д.Дюжев, «Остров»), помогшим перевезти мертвое тело, наполняет душу ожиданием настоящей любви. Поэтому не удивительно, что когда этот разбитной парень приходит к ней жить, Наташа принимает его, но потом изгоняет с винтовкой в руках. Хотя на этом их странный роман не заканчивается, несмотря на то, что его представление о любви, ей заведомо не подходит. Наташа часто ведет себя, словно дикарка, бывает бесстыжей, что дает основания создателям картинки для «обнаженки». От мужа у нее осталось довольно много денег, так что можно позволить и капризы. Она заводит шикарную корову Шалаву, козу, пса, а ближе к концу фильма появляется еще и мальчик. Наташа не плачет на похоронах. И даже удивляется: «А это обязательно нужно?» Многое в ленте замешано на утонченном абсурдизме, поэтому в голову приходят сравнения с фильмом «Парад планет». И поэтому тот факт, что в обе стороны реки Наташа плывет по течению, воспринимается спокойно. Как и то, что дрезина в этих местах почти личный автомобиль, а надутый ртом шарик летает, словно бы в нем гелий. Да и объективно странная история с церковью в этом контексте съедается. Как заметил на обсуждении «Путешествия» писатель Э.Тополь, это «кино для женщин, которые ненавидят мужчин. Муж сдох с самого начала, дюжий мужчина для временного пользования и не надо рожать». А.Гордон так сказал о «Путешествии с домашними животными»: «Мне показалось, что Сторожева сняла очень хороший этюд или набросок к фильму, но самого фильма здесь еще нет. Потому что, как в любом этюде в отличие от полноценной картины, задано несколько путей, по которым можно пойти. Названы правила игры, слишком разные, чтобы можно было исследовать увиденное, – огромный простор для толкования любому, кто захочет толковать. Степень условности в фильме превосходит все, что я видел до сих пор». На мой взгляд, в ленте нет баланса между притчевостью и «бытовухой», очевиден перебор с красивостью и цитатами, но тем не менее «Путешествие» смотреть стоит, ибо это отнюдь не беспомощное кино, коего так много в программе передач. В тему и такой блоговый отзыв: «Такая красота! Восторг! «Финал сопливый» – пожалуются снобы, а в этой «сопливости» и весь фильм – новая жизнь, возрождение. Вот лейтмотив этой прекрасной фрески о романтической жизни в деревне». Визуальный ряд ленты насыщен разного рода фишками-деталями, чаще уместными. Съемки производились на озере Селигер, в Осташкове, Переславле-Залесском, в Бологом, где много поездов. Интерьеры и детский дом снимались в старинном Боровске, что на реке Протве. Отдельные сцены – в разных городках: где-то площадь понравилась, где-то – церковь, где-то – река. Музыка Ильи Шипилова («Скоро весна»). Фильм сенсационно стал триумфатором ММКФ, завоевав «Золотой «Святой Георгий». Но это не принесло успеха в прокате, не сделало название фильма раскрученным. Номинации на премии «Ника»: фильм, Кутепова, съемки и звук. Номинации на премии «Золотой орел»: фильм, сценарий, Кутепова, Дюжев, съемки и звук. Оператор О.Лукичев выдвигался на «Белый квадрат». Множество других российских регалий. Сборы в России $48 тыс. Рейтинг IMDb – 7/152 голоса. **

«РОДИНА ЖДЕТ»

(24, Сб, Лад, 12-00)

Россия, 2003, 6х52 мин, PG. Реж.-сцен. Олег Погодин («Триумф», «Непобедимый»); в рол.: Валерий Николаев (Виктор Быстролетов), Юрий Соломин (ген. Рокотов), Дмитрий Дюжев (Николай Ковчугин), Мария Кивва (Рита Новоселова), Владимир Турчинский (Иван Ковчугин), Павел Деревянко (Леня Маршанский), Сергей Никоненко (Борис Казимирович), Игорь Ливанов (Сергей Строев), Наталья Бортникова (Эллен Горн), Василий Мищенко, Лев Прыгунов, Олег Штефанко, Игорь Гаспарян

Шпионский боевик для ТВ. Один из наиболее дорогостоящих телепроектов тех лет. Главный герой – по сути российский Джеймс Бонд – носит имя Виктор Быстролетов. Он мастер не только в рукопашном бою, но и в языках. Владеет английским, арабским, французским. Защитил докторскую диссертацию на тему «Фонетические параллели в языках тюркской группы». Прозвище «Путник». Работает под прикрытием, разумеется, склонен к авантюрам, неоправданному риску и импровизациям. А ля «какой русский не любит быстрой езды». Виктор обаятелен и остроумен, ловко вербует молодых агентов, удостоен ряда правительственных наград. Его лучшие операции стали классикой жанра и учебным пособием. Конечно же, он убежденный холостяк и заядлый бабник. Не хочет семьей портить карьеру. Итак, Ближний Восток. Богатая нефтью страна. Быстролетов прибывает сюда как журналист. В его планах установить контакт с экс-террористом Джавадом, отошедшим от «священной войны с неверными» и где-то спрятавшимся. Джавада ищут и бывшие соратники, чтобы примерно наказать… Блоговый отзыв: «Удивительная смесь (намеки, цитаты) из бондианы, советских и западных романов про разведчиков – Погодин это своего рода российский Тарантино. Талантливейшее вступление, броская музыка и много известных артистов». Съемки проводились в Бухаре и Праге. Рейтинга IMDb нет.

https://www.traditionrolex.com/8