https://www.traditionrolex.com/8
<p>Недавно в столичном пятизвездочном отеле Crowne Plaza прошла вторая конференция, посвященная различным аспектам делового туризма. Организатором мероприятия, как и в прошлом году, выступило представительство авиакомпании airBaltic в Беларуси. Своих представителей на конференцию отправили около пяти десятков известных, брендовых частных и государственных предприятий Беларуси. Выступления докладчиков - профессионалов турбизнеса из Беларуси и Латвии - касались как общемировых тенденций развития корпоративного трэвел-менеджмента, так и особенностей его продвижения у нас, в Беларуси.</p>

Отдел информации

41-6 Недавно в столичном пятизвездочном отеле Crowne Plaza прошла вторая конференция, посвященная различным аспектам делового туризма. Организатором мероприятия, как и в прошлом году, выступило представительство авиакомпании airBaltic в Беларуси. Своих представителей на конференцию отправили около пяти десятков известных, брендовых частных и государственных предприятий Беларуси. Выступления докладчиков - профессионалов турбизнеса из Беларуси и Латвии - касались как общемировых тенденций развития корпоративного трэвел-менеджмента, так и особенностей его продвижения у нас, в Беларуси.

Бум делового туризма в мире

На сегодняшний день деловой туризм в мире консолидирует огромные ресурсы: финансовые и людские. В этом секторе, по официальным данным, в ежегодном обороте 280 млрд долларов. На счету делового туризма 610 млн поездок в год, в активе - 150 стран. Темпы роста составляют 20% в год, что заставляет говорить о настоящем буме делового туризма в мире.

Чиновникам, определяющим государственную туристическую политику в стране, а также туркомпаниям наверняка небезынтересно знать, что деловой турист тратит в стране в три раза больше средств, чем обычный путешественник, бизнес-турист очень выгоден в плане приема. Но, строго говоря, белорусским турфирмам сегодня одинаково важен как сегмент приема, так и отправки. Везде наблюдается некий этап развития, который в той или иной степени относится все же ко вхождению в рынок и первоначальному овладеванию технологиями. Так, среди 600 лицензированных белорусских турфирм продажей авиаперевозок занимаются лишь 3% компаний, инкамингом (реально) - 5%, глобальные бренды в виде франшизы представляет 1% фирм, специализацией же incentive не обладает ни одна белорусская фирма!

В то же время нельзя сказать, что Беларусь находится где-то на обочине общемировых процессов, частью которых является деловой туризм. Уже то, что в стране присутствуют такие глобальные бренды делового туризма, как Carlson Wagonlit Travel, BCD travel, American Express, Amadeus, TUI и другие игроки "первой лиги" мирового турбизнеса, говорят о "включенности" страны в маршруты движения деловых туристических потоков. Самое важное, что нам предстоит сделать, - пожалуй, овладеть соответствующими технологиями. Этому вопросу, то есть собственно обучению (ликбез, к счастью, уже в прошлом), и была посвящена конференция, состоявшаяся в Crowne Plaza.

Идеология делового туризма

До определенного времени действующими субъектами туристического процесса в Беларуси были, с одной стороны, турфирма (представляющая интересы поставщиков услуг - отелей, перевозчиков и т.д.), с другой - клиент. С развитием делового туризма (в современном понимании) в "игру" вступили фирмы-заказчики, корпорации, готовые грамотно организовать выезды своих сотрудников в командировки, на корпоративные мероприятия и т.д. Естественно, встал вопрос о собственном трэвел-менеджменте данных предприятий. Фактически это можно назвать новым витком белорусского турбизнеса.

Фактор присутствия турфирм на рынке и их роль в том числе и в организации делового туризма никто не отменяет, но в стране в определенный момент появился класс специалистов, штатных сотрудников различных предприятий, которые хорошо разбираются в отелях, авиаперевозке, ценах, в целом - в туриндустрии. Да, штатный трэвелменеджер - пока еще своеобразная "экзотика" для стандартного белорусского предприятия. Чаще такой специалист работает в отделе кадров, секретарем, офис-менеджером или даже бухгалтером. Но соответствующий апгрейт штатных расписаний - это, конечно, дело времени. Познавательным и насыщенным конкретными примерами был доклад на конференции, подготовленный Марией Юровской, трэвел-менеджером "Стим-систем". Подробно, шаг за шагом, г-жа Юровская рассказала присутствующим, как организовывается поездка сотрудника на деловое мероприятие. Наивно думать, что дело лишь в перенесении некой дополнительной организационной нагрузки с самого командированного на специального менеджера. Дело, как всегда, в идеологии. Она у делового туризма есть и заключается в очень жесткой взаимосвязи всех этапов поездки: от обоснования целей участия в данном (допустим, зарубежном) мероприятии до покупки авиабилета у определенной авиакомпании. Все должно быть рентабельно, приносить максимальную пользу, экономить время. За соблюдением этих "правил игры" на предприятиях и следит трэвел-менеджер, чья задача - поддерживать "идеологию" делового туризма на местах.

Правда, общие задачи трэвел-менеджера (которого можно назвать туристическим специалистом широкого профиля) совершенно не исключают участия турфирмы в организации конкретной поездки. Как раз о полезности привлечения турагентства к бронированию авиабилетов рассказала участникам конференции один из ассов авиапродаж Виолетта Лойко ("Смок Трэвел").

По словам г-жи Лойко, "только в агентстве предложат весь спектр авиакомпаний, возможных для данного перелета, билеты - от самых дешевых до самых дорогих, дополнительные услуги - трансфер, гостиницу, визу:" То есть турфирма - это прежде всего комфорт для трэвел-менеджера, профессиональный советчик, структура, готовая "сдать объект под ключ". Но если трэвелменеджер решил самостоятельно, скажем, заняться организацией перелета, то на этот случай на конференции прозвучали три железных правила, которым должен следовать специалист: - бронировать заранее; - если перевозчик неизвестен заранее, воспользоваться сайтом-коллектором; - если перевозчик известен сразу - бронировать на сайте.

Авиа "правит бал"

Вообще вопросы авиаперевозки - одни из самых актуальных для делового туризма (да, пожалуй, и не только для делового - посмотрите, какую дельту составляет перелет в любом турпакете, и вы поймете, кто "правит бал" в туризме). Поэтому выступление на конференции в Crowne Plaza вице-президента авиакомпании airBaltic Григория Померанцева было актуальным и необходимым для собравшихся трэвел-менеджеров.

В целом коммерческая авиация переживает сейчас не лучшие времена. Можно заметить, что сегодня ее существование - это преодоление целого ряда актуальных проблем, таких как: - рост цен на топливо;
- общий спад экономики и глобальный финансовый кризис;
- экологические препоны;
- перенасыщение рынка;
- пробки в небе.

Кризис мировой системы авиаперевозок случился, как все знают, в 2001 году - после террористических актов в небе Америки. Люди стали летать настолько неохотно, что в коммерческой авиации появилась новая философия. Это философия low cost - бюджетные перевозки. Не в последнюю очередь, конечно, кризис был связан с совпавшим с этими событиями по времени неожиданным резким увеличением цены на топливо. Так, если в 2001 году в общих расходах на перевозку топливо составляло скромную дельту в 13%, то в 2008 году эта дельта "распухла" до 36%. Естественно, началось и продолжается сокращение прочих расходов на перевозку - комфорт, персонал и т.д.

По словам господина Померанцева, уже видна тенденция частичной переквалификации авиаперевозчиков в стандартных туроператоров, предлагающих дополнительные услуги клиентам: трансферы, гостиницы. Хорошо это или плохо? Наверное, время покажет. В настоящий же момент авиаперевозчики, не желающие приспосабливаться и искать выходы из проблем, охвативших коммерческую авиацию, терпят крах и банкротятся.

В 2008 году обанкротились: - ALONA airlines;
- ATA;
- Bigsky airlines;
- Focus Air;
- Ski Bus.
В 2008 году приостановлена деятельность: - Frontier Airlines;
- Kitti Howk;
- Max Jet;
- ALITALIA (под вопросом).

Одним из логичных выходов из сложившейся ситуации для многих авиакомпаний стали альянсы. Что можно противопоставить негативным факторам? Естественно, консолидацию и объединение усилий. Такие альянсы, как SH Brusels - Lufthansa, Malev - Air Union, Iberia - British Airways, показали, что выстоять вместе и иметь коммерческий успех можно. С другой стороны, не глядя на все кризисы, мощный коммерческий рычаг low cost двинул авиацию на новый уровень.

Сегодня low cost это: - низкая цена;
- продажа в основном через интернет; - размещение во второстепен ных аэропортах; - стоянка на земле 2530 минут;
- отдельная плата за сервис;
- один класс сервиса;
- отсутствие раннего бронирования;
- реклама на борту.

Авиакомпания airBaltic сумела найти в этой цепочке собственную философию и предложить пассажирам комплексный подход, совместив предложения обычной и бюджетной авиакомпании. Один из "хитов" продаж airBaltic - многогранная тарифная политика, сегодня компания готова предложить клиентам 15(!) тарифов на перелет (туристический, корпоративный и т.д.). Это значит, что при умелом подходе в airBaltic можно заказывать билеты в 5 - 10 раз дешевле, чем стандартные. По сообщению Татьяны Белоусовой, директора представительства airBaltic в Бе ларуси, в настоящий момент авиакомпания предлагает целый спектр дополнительных услуг on-line: - провоз багажа;
- различные страховки;
- бронирование гостиницы и авто; - покупка готового турпакета;
- покупка телефонной карты;
- оплата питания на борту;
- регистрация на рейсе.

Философия комплексного подхода airBaltic оказалась стопроцентно оправданной. Об этом говорит активный рост авиаперевозок на рынке стран Балтии. В том числе оправдала себя ставка на использование Риги как транзитного порта. Сегодня каждый третий пассажир в рижском аэропорту - это транзитник. Это очень хорошо, прокомментировал данный факт г-н Померанцев. Транзитное положение Риги способствует большей узнаваемости Латвии. Часто транзитные пассажиры бронируют отели, остаются на ночь, возможно, пользуются развлекательной инфраструктурой латвийской столицы. В конце концов, эти люди просто читают бортовой журнал, общаются с пассажирами. В итоге Латвия привлекает все больше и больше туристов".

Рецепты удачного инсентива

Ну, а наши, белорусские туристы (в том числе и деловые), пока в основном заняты изучением зарубежных маршрутов. В последние годы все чаще целью деловых путешественников становится Латвия, предоставляющая неограниченные возможности для корпоративного туризма. Этой теме были посвящены доклады представителей двух латвийских компаний: Baltic Travel и MAKS. Признанные лидеры в приеме и обслуживании корпоративных групп, в организации удачного инсентива, - конечно, Рига и Юрмала.

Роскошные отели с великолепными площадками для конференций, всевозможные развлечения и огромный выбор spa для последелового времяпрепровождения - на всем этом курортная и административная столицы Латвии давно специализируются. Однако в последнее время лидеры, пожалуй, готовы слегка потесниться, принимая в свою компанию менее раскрученную, но динамично развивающую инфраструктуру туризма Лиепаю. При этом у Лиепаи есть одно важное преимущество: она дешевле - есть о чем подумать белорусским путешественникам, в том числе и деловым.

Скандинавским маршрутам посвятила свое выступление директор туристической компании "Аль фаТур" Оксана Хмель. Скандинавию в целом дешевым направлением не назовешь, но фактор новизны, близости сделал Стокгольм и Хельсинки весьма востребованными у белорусских туристов. Впрочем, мода на направление зависит от многих составляющих. Трудно переоценить здесь значение прессы, в том числе - специализированной туристической.

О деловом контенте журнала о путешествиях "Pro отдых" (изда тельство "Рифтур") рассказала присутствующим редактор изда ния Юлия Атрощенко. Каждый номер журнала непременно содержит несколько публикаций, посвященных туристическому рынку, авиабилетам, продажам через интернет, новым технологиям, появляющимся в туризме. В конце концов, новые технологии - это то, чего нам действительно не хватает для успешного, по-настоящему динамичного развития туризма. Не будем забывать, что деловой туризм и трэвелменеджмент целиком построены на технологиях. Видимо, когда все процессы в соответствующем сегменте туризма станут высокотехнологичными, тогда профессия трэвел-менеджера на предприятии перестанет восприниматься как экзотика и нечто деликатесное в сравнении с "хлебом" обычной турфирмы.

https://www.traditionrolex.com/8