https://www.traditionrolex.com/8
<p>На улице изрядно припекает, но самая горячая пора в ВУЗах и других образовательных учреждениях закончилась. Поступившие счастливчики готовятся грызть гранит науки, родители облегченно вздыхают, а те, кому не повезло, строят планы на следующий год. Пользуясь относительным затишьем перед новым учебным годом, мы попросили заместителя декана факультета «Высшая школа туризма» БГЭУ Зою Горбылеву ответить на несколько вопросов.</p>

На улице изрядно припекает, но самая горячая пора в ВУЗах и других образовательных учреждениях закончилась. Поступившие счастливчики готовятся грызть гранит науки, родители облегченно вздыхают, а те, кому не повезло, строят планы на следующий год. Пользуясь относительным затишьем перед новым учебным годом, мы попросили заместителя декана факультета «Высшая школа туризма» БГЭУ Зою Горбылеву ответить на несколько вопросов.

Зоя-Горбылева – Зоя Михайловна, анализ кадров, работающих в туристической сфере, показывает, что многие менеджеры и специалисты успешно трудятся в турбизнесе, не имея не только высшего специального образования, но и высшего образования вообще. Возможно, туристическое образование и вовсе не нужно?

– На мой взгляд, образование в туризме нужно однозначно! В общем-то, смысл и заключается в слове «специалист», то есть это человек, который не только автоматически «продает» ту или иную страну. Он должен быть всесторонне  и широко образован, должен знать психологию, должен быть контактен, мобилен… Да и знание страны, которую он предлагает туристам, необходимо глубокое: не только географическое расположение, но и особенности менталитета жителей, нравы, обычаи, кухня и многое другое. Кроме того, не в обиду средним учебным заведениям, которые сегодня взялись за организацию среднего специального образования в туризме, скажу: это крайне неправильная тенденция. Специалист в сфере туризма обязан иметь фундаментальное высшее образование. Более того, мой опыт работы в приемных комиссиях показывает, что уровень этой «средней» подготовки оставляет желать гораздо лучшего. Анализ учебных планов колледжей и техникумов демонстрирует, что специальных туристических дисциплин в них – раз-два и обчелся. А затем эти «специалисты» приходят в турфирму, и это, по моему мнению, негативно сказывается на качестве предоставления туристических услуг.

– У нас в стране около 20 только высших учебных заведений куют кадры для туризма. И вот какую картину можно наблюдать ежегодно: турфирмы размещают объявления, содержание которых примерно одинаково: «требуются, требуются, требуются!» Как можно объяснить этот постоянный дефицит кадров, не кроется ли здесь некий парадокс?

– Мне кажется, что так происходит и в любой другой сфере: специалисты выпускаются, а затем они находят себе применение в каких-то других сферах. Если взять конкретно наш факультет, то мы готовим профессионалов по специальности «Экономика управления туристской индустрией». Это очень широкий спектр, поэтому сегодня наши выпускники работают не только в туристических компаниях, но и в гостиничном бизнесе, да и в других областях, связанных с социально-культурной сферой. Кроме специальных дисциплин, мы даем студентам большой блок экономических знаний. Мы постоянно анализируем ситуацию, и оказывается, что процентов 40 работают аудиторами, экономистами, в налоговых инспекциях, банках, занимаются финансовыми расследованиями. Многие выпускники – толковые и сильные ребята – находят себе применение за рубежом. Эта тенденция год от года увеличивается, и к нам довольно часто приходят просьбы подтвердить, что эти студенты учились в нашем ВУЗе. С другой стороны, и это опять же результат мониторинга, наши выпускники хотят получать за свой труд деньги, но, учитывая сезонность турбизнеса, далеко не всегда желаемое совпадает с действительным. Отсюда и разочарования, а затем и смена сферы деятельности.

– Сколько всего специалистов было подготовлено за годы существования факультета?

– Наш факультет был образован в 1995 году. Однако уже в 1993 году существовал договор института туризма при Белсовете по туризму и экскурсиям и экономическим университетом, согласно которому мы начали готовить заочников в рамках специальности «Коммерческая деятельность на рынке услуг». Так что в нынешнем году нашему факультету исполнилось 20 лет. Разумеется, мы ведем статистику всех наших выпусков. Поэтому могу с уверенностью сказать, что за эти годы из стен факультета вышло без малого три тысячи специалистов.

– Отслеживаете ли их дальнейший путь?

– Конечно, пытаемся отслеживать, контактировать с ними… К примеру, Алексей Пономатько стал директором фирмы «Виктория-тур». Наша выпускница возглавляет турфирму «Л-турс». Очень многие имеют свой частный туристический бизнес. Да и вообще часто можно и в гостиницах, и в турагентствах видеть знакомые лица.

– А бывает так: поступили абитуриенты на факультет, а потом пришли к выводу, что выбрали не ту специальность, и отсеялись. Или, возможно, учеба показалась слишком тяжелой?

– Хочу отметить, что такого практически не бывает. Судите сами: если в нынешнем году по всей стране в ВУЗы недоборы, на нашем факультете был конкурс три человека на место. Нам даже разрешили взять студентов сверх плана! И вообще – на протяжении последних пяти лет на факультете сохранялся самый большой конкурс по университету и самый высокий проходной балл. В частности, в нынешнем году на дневную форму обучения он составил 327.

Естественно, когда я начинаю работать с первым курсом, то задаю им вопрос: «Каков мотив выбора специальности?» И в подавляющем большинстве случаев слышу: «Это интересно, дает возможность путешествовать…» и все в этом же духе. Меня это, конечно, настораживает, однако за эти годы ни один студент не ушел из ВУЗа потому, что ошибся в выборе профессии. Считаю, что причина такого явления заключается в том, что у нас они получают как бы три в одном: хорошую экономическую подготовку, хорошую специальную подготовку (гостиничный или туристический бизнес или санаторно-курортные учреждения) и два обязательных иностранных языка на выбор из четырех: английский, немецкий, испанский и французский. Причем обучение проходит по четырем аспектам, и те ребята, которые ответственно подходят к процессу, в идеале этими языками владеют. Можно отметить еще и такой фактор: абитуриенты, которые приходят в «Высшую школу туризма», а затем и студенты – это ребята творческие, хорошо подготовленные, толковые, развитые, и они на факультете в буквальном смысле проживают очень интересную жизнь. У нас проходит масса разнообразных мероприятий, в которые вовлекаются все студенты дневной формы обучения. Стало хорошей традицией отмечать наш профессиональный праздник – Всемирный день туризма, причем не один день 27 сентября, а целую неделю. Отмечаем недели иностранных языков, во время которых каждый день проходят мероприятия с приглашением представителей посольств, с дегустацией национальных кухонь, показом мод и пр. Это праздник «Виват, первокурсники!» и много других увлекательных проектов.

В общем, скучать некогда, поэтому и разочарованных нет.

– На факультет всегда набирается одно и то же количество студентов?

– Уже несколько лет подряд мы набираем 125 человек с учетом новой специализации «Экономика управления санаторно-курортными и оздоровительными организациями». Специализация эта для нашей страны новая. Документы для специализации были подготовлены несколько лет тому назад, но сегодняшняя ситуация на рынке ускорила процесс. Санаторно-курортные услуги сейчас чрезвычайно востребованы, а специалистов в Беларуси не готовят. Мы восполнили этот пробел, и в нынешнем году третий раз набрали группу из 25 человек на платной основе.

25 человек принято на бюджетной основе, из них 10 будут специализироваться на гостиничном бизнесе, а 15 – на туризме.

– А какая специализация пользуется наибольшим спросом?

– Большее количество абитуриентов желают обучаться гостиничному бизнесу, особенно интерес обострился в преддверии ЧМ по хоккею, когда строится большое количество отелей. Да и прошлые годы конкурс на эту специализацию доходил до 14 человек на место, а проходной балл был 350.

– Во время вступительной кампании в прессе было очень много разговоров о чрезвычайно низкой базовой подготовке абитуриентов. Это действительно так заметно?

– На наш факультет поступали ребята с результатами тестов по математике, русскому (белорусскому) и иностранному языкам. Мы проанализировали эти тесты, и оказалось, что из этих трех предметов абитуриенты лучше всего знают иностранный язык, как это ни странно. И большинство поступающих срезалось, то есть не смогло преодолеть порог, на математике. Зато, если судить по аттестатам, в школе они учились хорошо, потому что ниже «восьмерки» аттестатов не было. Мы отметили, что с каждым годом растет количество абитуриентов с золотыми медалями, правда, далеко не все смогли эту медаль, так сказать, подтвердить.

– Поступающие на факультет – это минчане или приезжие?

– В последнее время, на протяжении трех лет, мы наблюдаем тенденцию к увеличению количества иногородних ребят. Особенно подготовленные абитуриенты приезжают из Витебской области и из Барановичей. У минчан, скорее всего, больше выбора, поэтому создается такая ситуация.

– Выпускники факультета, приехавшие когда-то из других городов, уезжают домой или остаются в столице?

– Чаще всего стараются остаться и закрепиться в Минске.

– Для того чтобы устроиться на работу, необходимо сначала «показать себя». На каком курсе у студентов начинается практика?

– Особенность этого года заключается в том, что все ВУЗы, и наш в том числе, переведены на четырехлетний срок обучения. Поэтому мы будем работать по новым планам. Четыре года – это будет первая ступень подготовки специалистов, вторая – магистратура. К счастью, мы по-прежнему сохранили два языка. Совершенствуется и практическая сторона обучения: первая, ознакомительная, двухнедельная практика состоится уже на первом курсе. На третьем курсе практика будет длиться два месяца весной – в апреле-мае. И на выпускном курсе у студентов будет трехмесячная преддипломная практика. Так что возможность проявить себя у ребят есть.

– Туристические фирмы, гостиницы или санатории с охотой берут студентов на практику или отбиваются от них ногами и руками?

– С санаториями мы пока только нарабатываем связи и базу, с отелями работаем очень серьезно, особенно в этом смысле мне хочется отметить отель «Минск», там отбор идет по специальной схеме, каждый студент себя презентует, и, как правило, потом этих ребят приглашают на работу. Что касается турфирм, то проблем нет: студентов приглашают, присылают запросы… Те студенты, которые практикуются и взаимодействуют с турфирмами, нарабатывают опыт, так что после окончания это готовые специалисты.

– Есть какие-то базовые туристические компании для практики?

– В этом как раз есть проблема. От нас требует этого Министерство образования, и, более того, обозначен статус этих базовых предприятий. В свое время мы пытались их определить с помощью Минспорта.

В итоге выделили порядка 15 турфирм, но сотрудничества не получилось, и каждый остался при своих интересах. Сейчас сохранили хорошие деловые отношения с «Топ-Туром», «Турлюксом», мы приглашаем руководителей, они выступают перед аудиторией, затем в эти фирмы идут большие группы студентов, а в результате отсева остаются те, кому это интересно и кто устраивает компанию.

– Если вернуться к переходу на четырехлетнее обучение, то возникает вопрос: пострадают ли в результате специальные дисциплины?

– К сожалению, да. В этой концепции предполагается, что только на второй ступени обучения, то есть в магистратуре, будет более прикладная учебная программа, поэтому спецдисциплин, касающихся специфики турбизнеса, гостиничного хозяйства и санаторно-курортных учреждений, на первой ступени станет меньше.

– В следующем году состоится ЧМ по хоккею. Готовятся ли ваши студенты стать волонтерами или просто попробовать свои силы в качестве специалистов по туризму?

– Дело в том, что «Высшая школа туризма» определена оргкомитетом чемпионата одним из основных участников в обслуживании гостей соревнований, в том числе и в качестве волонтеров. В сентябре мы будем отбирать группу и начнем готовить ребят к следующему году, учитывая специфику предстоящего события. 

– Благодарю за беседу.

Беседовала Надежда СУСЛОВА

https://www.traditionrolex.com/8