https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Реставрация Несвижского замка закончится Днем Победы?<br /></strong>9 мая 2010 года - такова определенная на официальном уровне дата возрождения бывшей резиденции знаменитого магнатского рода. День выбран символичный, хотя и непонятно, как он связан с историей Радзивиллов, Несвижа. Меж тем, капитальный ремонт памятника архитектуры продолжается: над зданием возвышается кран, территория огорожена,- а забор завесила растяжка с надписью большими буквами: "Ордена Октябрьской революции".</p>

Виктор КОРБУТ, фото автора

9 мая 2010 года - такова определенная на официальном уровне дата возрождения бывшей резиденции знаменитого магнатского рода. День выбран символичный, хотя и непонятно, как он связан с историей Радзивиллов, Несвижа. Меж тем, капитальный ремонт памятника архитектуры продолжается: над зданием возвышается кран, территория огорожена,- а забор завесила растяжка с надписью большими буквами: "Ордена Октябрьской революции".

Ирония судьбы: на дворе дей ствительно октябрь, и зрели ще, предстающее перед взо ром изумленных посетителей во дворе замка, кроме как ре волюцией -иначе говоря - раз рухой), никак не назовешь.

40-1b

Князи в грязи

Противоречие возникает между двумя подходами в работе по восстановлению замка Радзивиллов - административным и научно-практическим. Административный подход обусловлен четкой установкой, зафиксированной на въездной браме дворца в надписи "Renovatum anno Domini 2010" -в переводе с латинского, "восстановлен в год Господень 2010-й"). К этому времени закончить восстановительные работы вряд ли удастся. "Нигде в мире не было такого прецедента, чтобы реставрационные работы в таком большом по площади и исторически значимом объекте проходили в столь сжатые сроки", - констатирует Сергей Друщиц, с сентября 2003 года являющийся научным руководителем Несвижского дворца. По настроению Сергея Александровича, однако, можно понять, что уложиться в отведенное время он с коллегами все-таки постарается, однако он лично намерен добиваться более мягких условий "сдачи объекта": "Внешне замок должен быть готов к приему туристов, но внутренние работы по восстановлению интерьеров, реставрации живописи требуют особой тщательности, ни в коем случае не допускают спешки, а посему должны и могут продолжаться в отдельных залах и после 9 мая 2010 года".

Но пока спешка налицо. 26 сентября я лично стал свидетелем того, как рабочие ОАО "Солигорскпромстрой" -того самого, что "Ордена Октябрьской революции"), пинали ногами кусок стены с мемориальной таблицей на латинском языке, снятой краном с фасада. Насколько можно было понять из увиденного, часть кладки главного фасада дворца оказалась непрочной, ее пришлось демонтировать. Вместе с тем стояла задача сохранить уникальную таблицу, на которой отчетливо прочитываются имена трех польских королей и великих князей литовских - Жигимонта Августа, Генриха Валуа и Стефана Батория. К счастью, оглашенная трехэтажными восклицаниями церемония спуска памятника эпиграфики с фасада на пыльную стройплощадку прошла успешно. Но зачем кладку, оставшуюся сзади таблицы, нужно было бить как беспомощного лежачего - на этот вопрос, заданный руководителям города Несвижа, заповедника "Несвиж", я, ставший свидетелем варварского поступка, ответа не получил. "У нас низкая культура производства", - ответил С. Друщиц. И это при том, что солигорский трест считается лучшим в стране, намного более квалифицированным, чем работавший в прошлом году в Несвиже трест No 25 из Брестской области и генподрядчик замка в 2004-2005 годах - трест No 19 из Гродненской области.

Кадры решают все

Кроме недостаточной культуры производства, С.Друщиц озвучил еще одну проблему: нехватку профессионалов, знающих не только основы, но и тонкости реставрации стен, живописи, в общем, узких специалистов, владеющих ювелирными приемами работы на особо ценных памятниках зодчества. Сейчас в Несвиже простые рабочие "делают" монолит здания, а реставраторы занимаются лишь облицовкой стен. А требуется филигранная работа и снаружи, и внутри.

Но где взять специалистов? Петр I, русский царь и реформатор, когда в его стране не хватало знатоков в той или иной области искусства, приглашал мастеров с Запада. Но мы почему-то пренебрегаем помощью со стороны -были ведь предложения от польских специалистов). То ли денег жалко, то ли гонору чересчур много: В результате, как точно подметила Алла Сташкевич, один из ведущих специалистов в стране в области музейного дела, Несвижский дворец стал "экспериментальной площадкой" по отработке национальной методики реставрации и сохранения историко-культурного наследия. Здесь апробируется пресловутый метод "научного тыка", проб и ошибок. "Это наша общая белорусская беда", - говорит А.Сташкевич и разводит руками...

Однако все может измениться. Как и С.Друщиц, инициирующий продолжение реставрации замка после 2010 года, А.Сташкевич предлагает тем временем решать как можно оперативнее вопрос с кадрами - обучать основам реставраторского дела больше способных ребят. Нужно на государственном уровне разработать программу отправки студентов на учебу за границу. Не зря ведь у каждого мастера по старине и на Западе, и в России свой "послужной список": этот стажировался в Британском музее, тот обучался в Лувре. Возможно, необходимо пригласить в Несвиж и на другие наши наиболее ценные архитектурные объекты хотя бы нескольких заграничных специалистов, которые обучали бы деревенских парней из солигорского треста, показывая, как обращаться со столетним кирпичом, кованым металлом, настенной живописью. А еще не хватает своих копиистов, мастеров, которые могли бы "подделывать" антикварные вещи так, чтобы невозможно было отличить копию от оригинала. Дел невпроворот.

40-1a

Миллиарды замурованных рублей

Любая инициатива энтузиастов нуждается в поддержке сверху, иначе благие намерения так и останутся словами. Но государство и без того выделяет немалые суммы на реставрацию, хотя в стране масса нерешенных социальных проблем. Валерий Столярчук, директор Национального историко-культурного музея-заповедника "Несвиж", озвучил и более конкретные цифры: на восстановление замка запланирова но выделить из бюджета страны 83,4 миллиарда рублей в ценах 1991 года, что соответствует нынешним примерно 140 миллиардам.

Меж тем, хотя Несвижский замок внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, эта международная организация практически устранилась от активного финансирования реставрации памятника по одной, может, и формальной, но существенной причине. Дело в том, что международные эксперты, будучи в курсе того, как рабочие во дворце "разбрасывают камни", весьма халатно относятся к сохранению каждого аутентичного кирпича, ответили белорусам: "Вы ходите по золоту, что вам еще нужно?"

Разрушение год назад так называемой восточной галереи дворца -слева от главного фасада) подлило еще больше масла в огонь споров о качестве реставрации радзивилловской резиденции. Сейчас галерея наполовину отстроена. Но, как говорит С.Друщиц, на ее восстановление пошел очень дорогой кирпич, который специально изготавливается в Витебске по старинным образцам. А что же старые кирпичи? Сотрудники заповедника "Несвиж", насколько позволяли силы, собирали разбросанные камни, чтобы потом рабочие могли использовать оригинальный стройматериал при реставрации замка. Но, увы, в новой кладке заметно лишь несколько "радзивилловских" кирпичиков, не делающих погоды...

Восточная галерея слишком слабо держалась в земле, под ней была прослойка торфа, не позволявшая установить фундаменты новых подпорок для старой кладки, как планировалось изначально. Именно такова официальная версия окончательного решения по сносу части дворца. С.Друщиц обнародовал еще более тревожные данные. По его словам, когда из радзивилловских покоев отселился санаторий и еще не пришли реставраторы, казалось, что здание довольно хорошо прошло сквозь испытания временем, стены крепкие и ничего не стоит их в краткие сроки облагородить. Но, начав раскрывать кладку от штукатурки, зондировать стены, специалисты увидели другую картину: трещины, слабые фундаменты. В результате до 70% стоимости всех работ на объекте - это меры по усилению конструкций корпусов. Прогуливаясь вдоль Несвижского дворца, я не раз ловил себя на мысли: с одной стороны, памятник не уничтожен, и, если не считать восточной галереи, ставшей притчей во языцех, все не так уж плохо. С другой стороны, даже невооруженным глазом неспециалиста видно, что реставрация - слишком громкое название происходящего в резиденции Радзивиллов. Здесь идут ремонтные работы: добротные, с заменой всего ветхого и красивой покраской всего восстановленного.

"Мы, беларусы..."

Происходящее во дворце - уже само по себе памятник: свидетельство подхода белорусов к своему национальному достоянию. Как тут не согласиться с Александром Коваленей, директором Института истории Национальной Академии наук! Оценивая процесс восстановительных работ в замке в общем положительно, глава историков "отдельные недочеты" попытался объяснить философски: "Мы - белорусы, люди своей страны". Каждый из нас, белорусов, уверен, небезразличен к Несвижу, Радзивиллам и их наследию. Все мы хотим знать подробности: как идет реставрация, почему то делается так, а чтото иначе, чем оправданы разрушения старого и возведение нового. Во время торжественного открытия восстановленных корпусов замка 26 сентября я попросил некоторых высокопоставленных лиц провести для журналистов экскурсию по залам дворца, где еще продолжаются ремонтные работы. Мне ответили, что это невозможно по соображениям техники безопасности и вообще, мол, "нечего там толпой ходить".

Правда, Галина Кондратьева, замдиректора заповедника "Несвиж", все-таки пообещала через какое-то время организовать для сотрудников СМИ посещение "закрытой зоны" радзивилловской резиденции. Во всяком случае, журналисты обязаны донести до народа, что на самом деле происходит в замке, а народ имеет право знать это не по официальным прессрелизам, а по свидетельствам очевидцев. У нас, репортеров, такая работа - свидетельствовать.

Быть безразличным к происходящему не патриотично ни в коем случае. Иначе такие энтузиасты, как С. Друщиц, даже при большом желании не смогут осуществить хотя бы малую часть своих благих начинаний по возрождению памятника архитектуры. Дворцовые тайны Планы на будущее грандиозны. Нужно ведь не только стены укрепить, отстроить, но и украсить их - живописью, мебелью, картинами. Г. Кондратьева и В. Столярчук призывают граждан нести в замок все, что они могут пожертвовать для экспозиции. Пока, увы, в фондах заповедника "Несвиж" больше крестьянской этнографической фактуры, чем магнатской роскоши. А надеяться, что поляки или россияне поделятся музейным добром, особо не приходится -см. в прошлом номере газеты статью "Почувствуй себя Радзивиллом!", в которой, кроме прочего, шла речь о ценностях, находившихся в замке до 1941 года, а во время и после войны, вероятно, вывезенных в соседние страны). Сегодня максимум, что можно заполучить, - копии оригинальных вещей.

Роман Мотульский, директор Национальной библиотеки, поставил перед своими сотрудниками, на первый взгляд, недостижимую цель - сосчитать книги, бывшие в Несвижском замке: "Мы знаем все 390 экземпляров книг Скорины, знаем, где они хранятся, как выглядят, теперь наша задача - хотя бы приблизительно выяснить судьбу радзивилловских". К слову, этой проблемой в главном книгохранилище страны занимаются еще с советских времен. Архивисты тем временем уже точно знают, по каким городам Европы разбросаны фрагменты архива и библиотеки Радзивиллов. Это следующие пункты: Несвиж, Минск, Вильнюс, Киев, Москва, Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Краков, Познань, Курник -Польша), Кобленц -Германия).

Архивисты продолжают уточнять сомнительные факты из истории Несвижа. Не так давно было установлено, что грамота, по которой власти Речи Посполитой еще в XVI веке якобы "поручили" Радзивиллам хранить часть государственного архива Великого княжества Литовского, оказалась поддельной, и это дело рук великого фальсификатора Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку. Все выяснилось в результате экспертизы грамоты - химический анализ датировал пергамент не ранее XVIII века.

Продолжаются археологические работы. Найденные при раскопках предметы станут дополнительным источником обогащения экспозиции. Обнаруженные ранее в замке вещи, хранящиеся теперь в Минске, пообещал помочь вернуть на их прежнее место А. Коваленя. Это уникальные предметы хотя бы потому, что, как говорят историки, в замке горничные всегда тщательно выметали мусор из покоев, а экономы следили за тем, чтобы внутренний двор содержался в идеальном порядке. Поэтому за прошедшие века не так и много артефактов осталось в земле - а обычно археологам попадаются как раз случайно утерянные в прошлом предметы, закатившиеся за углы и в ямки...

В ближайшие дни сотрудники заповедника "Несвиж" отправляются на стажировку в Польшу. А значит, то, о чем говорила А. Сташкевич, - учеба за границей - не только идея, но и реальность. Впереди еще много работы. 20 залов -из них 12 интерьерных, т.е. реконструированных в том виде, как они были при Радзивиллах), или 4000 кв.м дворца нужно привести в порядок, заполнить экспонатами, мебелью, декорировать, отреставрировать.

Несвижский дворец - наш Версаль, единственная в стране уцелевшая с XVI-XVIII веков княжеская резиденция. Аналогичного архитектурного комплекса нет больше нигде в Беларуси. С ним сравнится разве что ансамбль гродненских Старого и Нового замков и Мирский замок, но они относятся к совершенно другому типу строений, у них и история, и судьба другие. Ведь Несвижский дворец с 1583 до 1939 года -лишь с небольшими перерывами), дольше, чем любая панская усадьба в Беларуси, использовался по назначению и потому не погиб, не превратился в руины.

Хочется верить, что 9 мая 2010 года станет не финалом реставрации, а датой отсчета новой, лучшей жизни замка. Ведь место это - не просто один из замечательных уголков нашей родины, а, как и Радзивиллы, один из символов страны.

https://www.traditionrolex.com/8