https://www.traditionrolex.com/8
<p>Анализ работы туристической отрасли за первое полугодие принес немало загадок. Казалось бы, в этот период приехало на 8 тысяч меньше организованных иностранных туристов, чем в 2007 году, но вырасти выручке турагентств это, тем не менее, не помешало. Необъяснимым образом интерес к Беларуси появился у граждан Турции и Великобритании и пропал у немцев, итальянцев и наших ближайших соседей - латышей, литовцев и эстонцев. Впрочем, необъяснимым ли? Свет на динамику сухих цифр пролили ведущие турагентства страны, занимающиеся приемом иностранцев.</p>

Ирина ШПАКОВСКАЯ

Анализ работы туристической отрасли за первое полугодие принес немало загадок. Казалось бы, в этот период приехало на 8 тысяч меньше организованных иностранных туристов, чем в 2007 году, но вырасти выручке турагентств это, тем не менее, не помешало. Необъяснимым образом интерес к Беларуси появился у граждан Турции и Великобритании и пропал у немцев, итальянцев и наших ближайших соседей - латышей, литовцев и эстонцев. Впрочем, необъяснимым ли? Свет на динамику сухих цифр пролили ведущие турагентства страны, занимающиеся приемом иностранцев.

40-5a

"Последние 2 года мы практически больше не работаем с группами туристов, - Владимир Маковский, директор компании "Внешинтурист", охотно принялся за объяснения. - Для статистических отчетов и массовости, они, конечно, гораздо лучше, но не для финансовой статистики. 70% наших клиентов - это бизнес-туристы, приезжающие в страну по делам, они и обеспечивают прирост наших доходов в среднем на 10-15% в год".

Бизнес-туризм в условиях белорусской реальности был и остается самой прибыльной статьей въездного туризма. Вопервых, этот сектор сейчас активно развивается. Во-вторых, он не настолько чувствительно реагирует на удорожание, ему вполне по карману гостиницы 4 и 5 "звезд". Возможно, именно благодаря этим людям выручка турфирм не съехала на фоне 8 тысяч "недоехавших". Впрочем, что касается экскурсий, то такие туристы ими интересуются мало - они и в стране-то задерживаются ненадолго. А показатель по объему платных туристско-экскурсионных услуг все-таки был выполнен на 146%. Так что и на собственно туристических группах можно сделать не только статистику, но и деньги.

Во "Внешинтуристе" заодно разрешили загадку и с резким увеличением количества турецких туристов в Беларуси. "Это направление сейчас очень сильно активизировалось, в первую очередь благодаря удобным чартерным рейсам. В Турции достаточно состоятельных людей, они приезжают к нам на уик-энд, а потом дома устраивают стране лучшую рекламу - из уст в уста. Очень интересно сейчас работать с иранцами, после того как мы сменили партнеров, с их стороны уже 3 года больше нет нарушений и попыток нелегально иммигрировать в Европу, как это было с первыми группами. Они охотно покупают экскурсии, посещают Хатынь и "Линию Сталина". Но если в прошлом году был организован чартерный рейс Тегеран-Минск, то в этом году переговоры с "Белавиа" не удались, так что сейчас иранские туристы в Беларусь добраться могут с помощью "Турецких авиалиний". Учитывая, что их рейсы и без того перегружены, нет ничего удивительного, что количество этих туристов у нас уменьшилось".

Возросший интерес британцев к Беларуси объяснился до банального просто. "В октябре состоится матч отборочного турнира чемпионата мира между сборными Англии и Беларуси, - рассказала Марина Кондрашова, директор турагентства "Вокруг света". - Визовая поддержка и оплата ведутся с начала года, так что все эти туристы уже попали в статистику. Что касается наших ближайших соседей, латышей, литовцев, то, думаю, их количество на самом деле сильно не изменилось. Просто сейчас они проходят не как туристы. В этом случае имеет смысл сравнивать число переходов через границу. То же самое можно сказать и об итальянцах. Да, они традиционно посещали детей, бывших у них на оздоровлении, но делать это можно и по гостевым визам, что к собственно туризму имеет отдаленное отношение. Кроме того, вполне возможно, что итальянцы с осторожностью отнеслись к самолетам "Белавиа", заменившим "Алиталию" на маршруте Милан-Минск. К сожалению, наш основной козырь - относительная дешевизна турпакетов - все больше теряется, цены на гостиницы приближаются к европейским. Впрочем, в условиях ограниченного предложения и они заполнены до отказа".

Но даже не на дороговизну гостиниц в один голос жалуются туроператоры, а на их неправильную политику ценообразования. Дело в том, что все цены на следующий сезон иностранные партнеры запрашивают уже в августе-сентябре текущего. Это и понятно - им нужны конкретные цифры, которые можно опубликовать в каталоге. "Свои расценки гостиницы могут дать и в декабре и в феврале, - рассказала Елена Водопьянова, начальник отдела приема туристической компании "АлатанТур". - Поэтому эти цены в турпакет часто приходится закладывать "на глазок", учитывая возможное удорожание, а значит, завышая стоимость тура. В столице острая нехватка хороших трехзвездочных отелей, доступных обыкновенному европейскому туристу, этим летом очень сложно было найти места. Да и в областях ситуация катастрофическая. Иногда такое ощущение, что чем дальше от Минска, тем дороже гостиница, и это при том сервисе, который они предлагают! Хорошо еще, что по размеру оплаты иностранцев уравняли с белорусами, и к тому же им теперь не нужно платить в полтора раза дороже за первые сутки".

Так что развитие белорусского въездного туризма очень сильно обуславливает материальная база. Считается само собой разумеющимся, что белорусские туристы, выезжающие за рубеж, с каждым годом становятся все более требовательными к уровню обслуживания. Наивно полагать, что недостаточный сервис устроит европейцев, объехавших полмира.

В то же время в политике государства в сфере туризма появляется все больше положительных моментов. В турфирмах сейчас чуть ли не молятся на апрельское изменение в порядке выдачи виз иностранцам. С тех пор как основанием для выдачи визы вместо ваучера стало ходатайство туристической фирмы, документооборот значительно упростился. Отпала необходимость высылать ваучеры зарубежным партнерам, которые не понимали, для чего этот документ, собственно, нужен, и относились к нему с подозрением.

"Значительно улучшилась и работа наших консульств, - считают в "АлатанТуре". - В последнее время они стали быстрее работать с визами, идут нам навстречу, если ситуация срочная. Кроме того, они все больше занимаются популяризацией страны, устраивают презентации. Это очень кстати, потому что наша репутация за рубежом пока не самая лучшая".

Еще одной версией, почему европейцы в этом году к нам не доехали, поделилась Нона Товмасян, начальник отдела въезда компании "Белинтурист". "В этом году проходила Олимпиада, понятно, что не Беларусь была основной целью туристов со всего мира. Мы пока еще мало приспособлены к менталитету западного человека. Готовые пакеты не востребованы, потому что эти туристы предпочитают свободу выбора и передвижения и обычно все планируют самостоятельно. Кроме того, автобусные цепочки сейчас часто делают в обход нашей страны, что тоже не может не сказываться на статистике".

К сожалению, наша страна сама по себе все еще гораздо реже привлекает внимание зарубежных туристов, чем "в комплекте" с ближайшими соседями. С удорожанием российского направления дорожает тур в целом, а если туриста перестают интересовать Москва и Санкт-Петербург, то и шансы, что он доедет до Минска, увы, не увеличиваются.

В то же время, если присмотреться к отдельным цифрам, то они теряют большую долю своей тревожности. Количество бельгийцев, посетивших нашу страну в первом полугодии, в 5 раз ниже прошлогоднего показателя. Но стоит оглянуться еще на год назад, как выясняется, что в 2007 году нас посетило в 6 раз больше бельгийских туристов, чем в 2006-м. По сути, их количество вернулось к прежним цифрам. Можно сказать и о неготовности нашей страны удерживать новых гостей. Но не следует забывать, что бельгийские семьи, приехавшие по гостевой визе навестить детей, бывших у них на оздоровлении, могли быть также не учтены как туристы.

К сожалению, в сфере въездного туризма у нас еще масса вопросов, решить которые за один день невозможно. Новые гостиницы построить в столице обещают, но ориентируются больше на высокий уровень "звездности". Хорошо, если к нам соберется такое количество бизнесменов, но три "звезды", судя по заполнению гостиниц, все-таки предпочтительнее для среднестатистического иностранного туриста. Несмотря на постепенное улучшение государственной политики в сфере въездного туризма, нам еще далеко до Украины, лихо отменившей визы для большинства европейских стран. И пока украинские туроператоры не справляются с потоком туристов, хлынувшим к ним сейчас, можно только надеяться, что подобная ситуация когда-нибудь озаботит их коллег в Беларуси.

КОММЕНТАРИЙ

40-5b Директор турфирмы "Виаполь" Галина ПОТАЕВА: "Для начала нужно построить у дорог туалеты"

- Въездной туризм - это чистый доход страны. Во многих странах мира прибыль от въездного туризма больше, чем от сельского хозяйства. Показателен расчет количества иностранных туристов на 1000 жителей страны - это абсолютно реальный показатель, который учитывает и поток туристов, и размеры страны. Я рассчитала этот показатель для Беларуси и стран-соседей. В Беларуси - провал, туристский поток в десятки раз меньше. Можно много говорить о том, что в Литву едут потому, что там есть море и памятники, в Польшу - потому, что там есть горы и море, в Россию - из-за привлекательности Москвы и Санкт-Петербурга. Но этим нельзя оправдать нашу аморфность, нужно искать свои ниши. Пустота посреди Европы - это ненормально. О том, что мы фактически пребываем в таком состоянии, говорит вот эта таблица.

Почему так происходит? Потому что чудес не бывает, начинать надо с элементарного - построить вдоль туристических трасс и у экскурсионных объектов туалеты. Казалось бы, что может быть проще: сделать суперльготное налогообложение для тех, кто займется этой сферой. Туалеты могут быть платными, но они должны быть! Нам, по сути, рановато строить 5-звездочные гостиницы. Наш туристический продукт таков, что он не тянет на 5 "звезд" и в массовом варианте никогда не потянет. Наш туризм - камерный, это тонкое сочетание мягкой природы, обилия разноконфессиональных памятников, высокого мастерства экскурсоводов, невысокой плотности населения, вкусной еды, интересной анимации, чистых дорог и красивых девушек. У нас туризм "городской", а для городского туризма не нужны 5 "звезд". Белорусский туризм групповой, а не индивидуальный. Индивидуальный туризм требует совсем другого обеспечения - возможности все заказывать по интернету, легкой транспортной доступности, возможности в любое время и в любом месте покушать, купить сувенир, иметь информацию на иностранном языке. Наш туризм групповой, городской, а такие туристы живут в гостиницах 2-3 "звезды" - и в Вене, и в Париже, и в Лондоне. Гвоздем в гроб белорусского туризма я называю намерение снести гостиницу "Беларусь". Сносите! Но тот поток туристов, который есть, мы уничтожим. Это в Париже или Лондоне можно жить на окраине, а для гостей Беларуси важно проживание в центре города.

- Как можно объяснить факт массового интереса российских туристов к Беларуси?

- Сейчас в России установилась мода, что ли, на туризм в Беларусь. В нашу фирму с просьбой организовать тур на выходные обращается по несколько групп из Москвы, других городов России. Джентльменский набор: обзорные экскурсии Мир-Несвиж, Дудутки, Будслав-Мосар. И везде надо иметь под рукой "рояль в кустах": продумать питание -главный враг туризма - свадьбы, из-за которых в провинциальных городах в субботу-воскресенье туристов негде покормить); найти хороший автобус, хозяин которого согласится ехать по Беларуси, а не в Париж; оплатить музей, администрация которого будет находиться не в головном здании, а где-нибудь "неизвестно где", и еще попробуй получи счет на оплату: Кстати, о музеях. На днях все белорусские турфирмы получили письмо: "Настоящим предупреждаем о том, что с такого-то числа мы расторгаем с вами договор на обслуживание в Несвиже туристов: Предлагаем заключить новый договор на новых условиях:" Так пишут партнерам, с которыми хотят разорвать отношения. Радзивиллам и ЮНЕСКО было бы стыдно за такой объект культуры!

Беседовал Виктор КОРБУТ

https://www.traditionrolex.com/8