РУБРИКА Олега ПАВЛОВА
Борис Мовчан
Еду в «Бригантину». Десять дней нереального загородного отдыха с блэкджеком и щуками.
Спустя некоторое время
Туризм по-белорусски: в оздоровительном центре возле Минска, где путевка стоит 2,5 млн на неделю, доп. туалетная бумага – 18 тыс.
***
Елена Адамчук
Брестская крепость просто великолепна вечером. Чистенько, людей нет, а церковь будто светится от заката. Прелестно, это правда.
Теперь я понимаю, почему туристы говорят, что в Бресте очень чисто. Правильно, они зашли в крепость – главную достопримечательность города – и свалили.
А еще не понимаю, зачем на новом мосту такие широкие пешеходные дорожки. Лучше бы еще по две полосы на проезжей части сделали.
Пишет Alexander Romanov (Владимир)
Ездил в начале августа в Беларусь.
«Погоня» – исторический герб этой территории. Ставлю его в начало поста, передающего общие впечатления, потому что нынешний герб к геральдике не относится.
Впечатления от поездки остались самые теплые. Прекрасная природа, прекрасные люди, в глаза бросается общая аккуратность. Не видел вывесок выше второго этажа. Города, в которых я был, очень зеленые. Полно мест для прогулок, великолепные парки.
Языкового барьера нет никакого, все говорят на русском. Как я понял, Лукашенко не заинтересован в национальном языке, и используется тот крайне редко. Мне повезло, и я столкнулся с белорусской «мовой», она очень приятно ложится на слух. В ней осталось множество старых русских (или общеславянских) слов. Например, названия месяцев остались славянские, а не латинские, как у нас. То, что у нас заменялось на иностранные слова, здесь сохранялось (да и во многих других славянских языках).
Особо примечательна белорусская провинция. Запомнилась женщина с милейшим акцентом, которая спросила, что я фотографирую. Когда ответил, что я турист, она предположила, что я из Гродно. Сказала, мол, типаж такой. Забавно.
Ответил, что из России, на что она мне напоследок сказала: «Не забывайте нас там». Вообще люди довольно словоохотливы, можно спрашивать, что угодно. Меня совсем незнакомые ребята, например, поводили по городу. Было очень приятно.
Очень интересна архитектура Беларуси. У нас плохо знают эту страну и поэтому удивляются, когда видят остатки белорусской старины, говорят, что это западная или европейская. Я обычно разделяю архитектурное наследие разных стран и для себя назвал ее литовской или литовско-русской. Когда-то и Минск был городом красных крыш.
Далее я расскажу о городах, где я был. Это, естественно, Минск, Мир, Несвиж, Новогрудок и Гродно. Действительно, список вполне баянный, но всегда бывает, что кто-то чего-то не видел, а про Беларусь у нас вообще мало знают. К слову сказать, историю этих земель в Российской империи считали частью российской. Некоторые исторические личности изображены на памятнике «1000-летие России». В Новгороде, точно знаю, князь Ольгерд изображен.
Ночевал я в Минске в хостеле Sky. Прекрасное место, правда, находится далеко от центра. Персонал приветливый, а один из плюсов – можно услышать белорусскую речь.
Минск ведет свою историю с 1067 года. За это время он множество раз сжигался, разрушался и, словно феникс, возрождался из праха, отстраивался заново. Для города с такой историей в нем крайне мало сохранилось архитектурных памятников. И пока поляки скрупулезно восстанавливали довоенный центр, в Советах просто строили новый город. Поэтому порой Минск производит впечатление уральского или сибирского города, где из советской застройки скромно выглядывают обломки старины.
Первое, чем встречает современный Минск, – это так называемые «Минские ворота». Часы на левой башне когда-то отсчитывали время в Германии. Честно говоря, «сталинки» мне всегда казались жуткой пародией на классическую архитектуру. Огромные, помпезные, но без души. Даже заурядная «дореволюционка» выглядит гораздо легче визуально, как, например, бывшая Алексеевская частная женская гимназия. Минск не лишен и так называемой гражданской скульптуры. После Москвы в глаза бросается аккуратность всего, от тротуаров до деревьев, а также малое количество автомобилей на улицах.
Минск мне запомнился как город-парк. Много парков, по которым приятно прогуливаться. Велодорожки и водные велосипеды. Гулять можно, просто переходя из одного парка в другой. Причем оформлено все очень приятно, глаз радует. Сами же улицы показались слегка пустыми и неуютными. И в целом есть ощущение случайной столицы. Не хватает парадности, что ли. Нет нарастания столичности ближе к центру, нет по-настоящему великого собора. Да и сами белорусы говорят, что настоящая столица – в Вильне. Тем не менее город очень красивый, приятный и обязателен к посещению.
Мир – это небольшой поселок на востоке Гродненской области. Так бы и оставаться ему обычным поселком, если бы однажды семья Ильиничей не построила тут замок.
Дорога в Мир занимает от Минска примерно два часа. Я ехал на электричке до Столбцов, от Столбцов до Мира можно доехать на автобусе. Можно и на такси (что я и сделал), получилось недорого.
Я много раз видел этот замок на снимках, но вживую он все равно ошеломил.
Еще в замке есть музей геноцида. Во время немецкой оккупации в нем находилось еврейское гетто, а до 1956 года просто жили люди. Вот интересно, каково им было?
В самом поселке, как в любом нормальном местечке, парочка синагог. К сожалению, мне не хватило времени даже на парк, нужно было уезжать в Несвиж. Здесь очень красиво. Я думаю, это одно из тех мест, которые, бывая в Беларуси, нужно увидеть обязательно. Из Мира я приехал в Несвиж ближе к вечеру, и времени оставалось мало. Лучше не совмещать эти два потрясающих места, иначе можно не успеть насладиться «гением места». Когда-нибудь я планирую вернуться сюда для более детального осмотра.
Вначале был небольшой сюрприз. Обычный водитель обычного рейсового автобуса, двигавшегося по направлению Мир – Несвиж, не нашел в Несвиже вокзала и заблудился среди домиков. Никогда бы не подумал, что такое возможно, ему пассажиры подсказывали, куда ехать.
К Несвижу я подошел с тыла, а не с парадного входа, и это подарило несколько интересных видов. Территория парка огромна, по ней хотелось гулять и гулять, но, к сожалению, был уже вечер, народу мало, да и на воротах было написано «Замок закрыт». Однако дядечка-охранник по доброте душевной (бывает же у охранников!) провел на бастионы. Со временем начинаешь присматриваться, и окружающее воспринимается не как историческая ценность, а как игрушка. Нет никаких следов времени, как и в московском Кремле. Как будто «Диснейленд». Все это, конечно, не умаляет красоты Несвижа…