https://www.traditionrolex.com/8
<p>Совсем недавно, с неделю тому назад, сидел у костра, и случайно взгляд поймал обычного муравья, ведущего борьбу с несколько необычным грузом. Муравей пытался затащить на лежащий на земле лист жести мертвого комара… Муравья можно было понять. Он пытался дотянуть груз не длинным путем в обход препятствия, но, как будто изучал модные нынче логистические схемы, – напрямую. Я искренне радовался за маленького труженика, когда он почти добивался решения своей задачи, но тельце комарика каждый раз срывалось вниз.</p>

Дмитрий МЫШКО

Совсем недавно, с неделю тому назад, сидел у костра, и случайно взгляд поймал обычного муравья, ведущего борьбу с несколько необычным грузом. Муравей пытался затащить на лежащий на земле лист жести мертвого комара… Муравья можно было понять. Он пытался дотянуть груз не длинным путем в обход препятствия, но, как будто изучал модные нынче логистические схемы, – напрямую. Я искренне радовался за маленького труженика, когда он почти добивался решения своей задачи, но тельце комарика каждый раз срывалось вниз. 

Через минуту появился другой муравей, который, обежав дважды рабочее место первого, взялся тому рьяно помогать. Очень быстро они подняли свою ношу на заданную высоту, затем так же быстро ее уронили, опять подняли и снова уронили… После этого братья наши совсем уж меньшие просто разошлись в разные стороны.

Возникли вопросы. Можно назвать их производственными.

Грамотно ли мы строим свою трудовую деятельность, те ли пути выбираем для достижения целей, да и те ли цели ставим перед собой?..

Разумеется, почти каждый из нас, слегка подумав, будет готов дать свои ответы. Но мы не сильно рискуем, если сначала попробуем посмотреть со стороны на решение этих вопросов в странах со сравнимым с белорусским уровнем квалификации (количество дипломов на душу населения), со схожей площадью и численностью населения.

Первая страна, на которую мы обратим внимание, не имеет выхода к морю, не имеет больших запасов природных ископаемых, на протяжении веков ее территория была ареной битвы более мощных держав. Да что уж там говорить – даже транзитные возможности у нее невелики. Что за страна? Чехия? Сербия?...

Швейцария. Молиться и трудиться

В Швейцарии четыре официальных языка, более двадцати кантонов.

Мне показалось, что именно в государственной символике швейцарцев сконцентрирован тот дух, который и привел, не будем лукавить, к поразительным достижениям. О флаге отдельно. Он почти квадратный. Экскурсоводы не давали ответ – отчего так? Допускаю, что для аэро­динамики! Зрелище, когда местные горожане во время праздников подбрасывают государственный флаг и флаги всех кантонов высоко над головами, грациозно и с гордыми лицами их ловят и вновь бросают ввысь, даже иностранца приводят к осознанию высокой степени общественного самосознания швейцарцев. Простой белый крест на пламенеющем алом фоне флага напоминает о кальвинистском завете, по которому страна живет уже четыреста лет.

Люцерн,_Швейцария

Молиться и трудиться.

Первое слово из этого главенствующего лозунга подвигло людей избавиться в служении Богу от всяческого украшательства храмов (если развернуть любую денежную купюру – а швейцарские франки очень яркие – в суровом интерьере храма, издалека кажется – залетели тропические бабочки). Именно религия запретила перебравшимся в страну французским и немецким ювелирам изготавливать украшения, в результате чего они и занялись часовым ремеслом. Теперь местные жители соблюдают традицию: на руке у них часы стоимостью в среднюю месячную зарплату, средняя стоимость часов на прилавках пять с половиной тысяч швейцарских франков.

Второе слово лозунга – трудиться. Здесь мы уйдем от лирики и остановимся на проблемах и задачах швейцарского коммунального хозяйства.

Швейцария – достаточно снежная страна, но только на высотах от 2500 метров над уровнем моря снежный покров устойчив, ниже снег лежит месяц-полтора. Тем не менее состояние дорожно-транспортной системы в стране под постоянным контролем.

Ведущей швейцарской компанией, производящей коммунальную технику, является Boschung Mecatronic. Ею разработана и внедрена система раннего оповещения об образовании гололеда (GFS), которая является важной составной частью Boschung Surface Condition Management (SCM) (менеджмент состояния покрытия), комбинация которых считается лучшей в мире внедренной программой по повышению безопасности движения в зимнее время, а также защите окружающей среды и своей экономичности.  Система раннего оповещения об образовании гололеда состоит из элементов регистрации данных, их передачи и обработки. Встроенные в дорожное полотно датчики регистрируют температуру покрытия, температуру точки замерзания, а также данные по состоянию дорожного покрытия (сухое, влажное, мокрое, иней, лед или снег). Другие датчики, метеорологические, регистрируют вид и интенсивность осадков, условия видимости, температуру воздуха, относительную влажность воздуха, а также другие параметры по желанию заказчика. Уборочные машины и распределители противогололедной смеси оснащены датчиками контроля дорожного покрытия и представляют встречно данные в онлайн-режиме. Службе по содержанию дорог передается вся информация о маршруте уборки и противогололедной обработки, названии и категории улицы, виде работ, использованных агрегатах, количестве распределенного противогололедного материала; указываются плотность распределения, ширина распределения, а также условия окружающей среды (температура дорожного покрытия, температура воздуха). Такая концепция, с привязкой к географической карте, позволяет коммунальным и дорожным службам в нужный момент принять правильное решение в управлении работами по зимнему содержанию улиц и дорог.

Столица страны – город Берн. Газоны скошены выборочно. У правительственных зданий. В местах отдыха бернцев, на разделительных полосах дорог цветет и пахнет клевер. Работают преимущественно рабочие из северной Африки, но есть много французов и итальянцев. Впрочем, более тридцати тысяч «гастарбайтеров» приезжают из Франции и Германии и для работы в банковской сфере… Через каждые триста метров фонтанчики с альпийской питьевой водой. Находясь в стране, задумываешься над фразой «счастливые часов не наблюдают» – ведь в каждом швейцарском городе всегда в поле зрения городские часы разнообразного вида, показывающие всегда точное время. Почему так? Зачем?

Нигде в стране не встретишь нищих, бесцельно проводящих время людей. Даже туристы настраиваются на волну деловитости и какой-то задумчивости, ведь не зря же уровень оформления патентов на душу населения в Швейцарии в двести раз превышает показатель по нашей стране.

В Берне есть район Марцелл, своего рода нижний город в городе, вечный антагонист респектабельным районам, расположенным не в долине реки. В этом районе я сделал фото скульптуры величественного таракана и контейнерной площадки с женщиной, методично раскладывающей расфасованный дома мусор по 17 (!) специализированным контейнерам. Что заставляет человека из «трущоб» так ответственно относиться к общественным требованиям? Штрафы? Вряд ли, ведь над контейнерами нет видеокамер, в округе не видно ни полиции, ни дружинников. Тогда что? Для себя я нашел ответ несколько метафизический, но без метафизики и психологии жизнь в Швейцарии не понять.

Мы в Люцерне. Считается самым красивым городом в стране. Расписанные фресками стены домов; два замка, приобретенные московскими богачами, гора Пилат над городом с проложенной на вершину железной дорогой, красивейшее озеро… В Люцерне жил Лев Толстой. Гостиница, в которой он останавливался, теперь имеет пять звезд и своими окнами сквозь подрезанные корявые стволы платанов смотрит на озеро и Пилат.

Тайны жизненной философии швейцарцев стали более понятны мне именно в этом месте, на полоске земли между отелем и озером. Через философию великого писателя. Нет, они не ходят теперь в холщовых рубахах и босиком, но вспомним кальвинистское «молиться и трудиться», ведь внешняя ухоженность сочетается с высоким уровнем самосознания (можно сказать – полетом мысли), и явный, никем не оспариваемый, недостижимый для нас уровень дохода жителей основан вовсе не на банковских спекуляциях. Банковский сектор в экономике менее 20%, а ставки по кредитам не превышают 3%, по депозитам очень часто они отрицательные в силу высочайшего доверия к банковской системе… Вы улыбнулись?..

Но Л.Н. Толстой полтора века назад своими работами, своим примером сильно и убедительно очертил тот сектор развития, которым шла четыреста лет и идет сейчас Швейцария. Работай осмысленно и меньше думай о сиюминутных деньгах – и деньги не сразу, но придут. Меньше озирайся на мнение «тусовки», знай досконально свою работу и не давай ее никому испортить. Живи в чистоте и в гармонии с окружающим миром, не доводи себя до состояния, когда тебя захочет и сможет сожрать таракан бюрократии.

Ну а мы отправляемся далее. Впереди у нас Норвегия.

Норвегия. Родная каждому белорусу благодаря Саше Рыбаку

Мы философствовали, когда изучали швейцарскую модель жизни. У норвежцев жизнь устроена иначе; им присуще расслоение общества. Нет, не по имущественному и даже не по расовому или религиозному принципу. Норвежцы делятся на патриархальных домоседов и на викингов по духу. Первые бесконечно рады приплюсованному в 1960-е годы к патриархальному быту нефтедолларовому богатству, а вторым по-прежнему неймется. Для первых и для вторых истинное раздолье: денег действительно от нефтедобычи, рыболовства и туризма много, как ни странно, хватает их самим норвежцам, их только родившимся младенцам-гражданам, многочисленным выходцам из Азии, Африки, Восточной Европы.

А к услугам непосед – типичных викингов – все разнообразие ландшафтов страны. Чего стоит хотя бы путешествие через двадцатишестикилометровый тоннель, с одной стороны которого типичная Норвегия с фьордами, с другой – настоящая Монголия с полупустынными сопками и редкими жилищами. Норвежская поговорка «лучший сосед – это сосед, которого не видно» для местности Хемседал подходит как нельзя лучше.

Какое оно – норвежское ЖКХ? Сначала о жилье. Очень много красивых бревенчатых, сборно-щитовых деревянных домов. Покрашены ярко, расположены на берегах стремительных речушек или даже поблизости от высоких и, так и хочется сказать, поджарых норвежских водопадов… Дома в сельской местности часто имеют укрытую ярко-зеленой травкой крышу, это – дань традициям и просто тепло и красиво. Хозяйственные постройки стоят на сваях, позволяющих охранять припасы от многочисленных косуль, оленей, кабанов и завезенных сюда овец и лам.

В городах чисто, говорят, этому способствует климат с частыми дождями и морским бризом. Возможно, это и не шутка…

В Бергене, в день, когда мы приехали в город, случилось сразу четыре знаменательных события: приезд группы белорусов, заход в порт теплохода «М. Горький» под карибским флагом, рождение 250-тысячного жителя и по этому поводу, наверное, пожар в самом центре преимущественно деревянного города. Можете в произвольном порядке разместить события по их значимости…

Площадь города Берген в разы превышает площадь Минска, разбросан он, кроме материковой части, и по нескольким островам, на каждый из которых (!) переброшен вантовый автомобильный мост.

Интересно, что парк коммунальной техники в норвежских городах практически отсутствует; работы по очистке и содержанию улиц, мостов выполняются с привлечением частной сельскохозяйственной техники, которую городские службы арендуют у фермеров и переоборудуют для выполнения текущих задач. Ручной труд в коммунальной службе таких городов, как Осло или Берген, не применяется, кроме как на прокладке коммуникаций. На строительных работах задействованы преимущественно поляки, во всяком случае, на глаза попадались только они. О соблюдении требований техники безопасности при производстве работ зачастую речь не идет, люди без средств защиты работают под ковшом экскаватора, и только у заезжего белоруса это вызывает страх и возмущение!  

Города Норвегии изобилуют пожарными гидрантами, что понятно при преобладании деревянных строений, причем при попытке покурить в гостиничном номере или в коридоре моментально срабатывает сирена, и все постояльцы, кроме белорусов, уже через минуту стоят с наскоро схваченными документами на улице.

Разнообразны местные малые архитектурные формы. Мимо них трудно пройти, они исключительно привлекательны. Сказывается работа знаменитых скандинавских дизайнеров. Устройство тротуаров продумано таким образом, чтобы в случае их обледенения ногам было на что опереться…

Норвежцы производят впечатление очень спокойных и довольных жизнью людей. Это неспроста. В момент рождения каждый получает «приданое» в эквиваленте 900 евро, столько же ежемесячно перечисляется на счет ребенка до его совершеннолетия (наступает в 16 лет); обучение в университетах, кроме медицинских и экономических специальностей, бесплатное, размер стипендий – те же 900 евро. Студент на каждый учебный год может взять кредит в эквиваленте 1000 евро под 1% годовых.

Стоит ли нам равняться на норвежцев или завидовать им? Не будем повторять действия шведов, которые пользуются похожими с соседями правами, но в уменьшенном размере, 7 к 9. Наверное, по этой причине они очень часто выносят на обсуждение вопрос о необходимости отчислений на содержание королевской семьи. Норвежцы этого не обсуждают.

Непривычно не видеть в такой горной и туристической стране внедорожники и навороченные автомобили бизнес-класса, вместо них множество авто 50–70-х годов и тысячи людей по всей стране, занимающихся пешим трекингом.

Пусть деньги пришли в страну неожиданно и в большом количестве, но норвежцы научились разумно ими распоряжаться и, главное, с мудростью к ним относиться. У нас гораздо меньше нефти, природных красот, рыбных запасов и китового жира, да и викингов раз-два и обчелся… Нам норвежский опыт во многом не подойдет. Поэтому обратимся к исландскому…

Исландия

Исландия. Мусора нет

Здесь все гораздо проще и понятнее нам. Работу коммунальных служб выполняют сами жители каждого жилого квартала. Иногда им помогают чайки и альбатросы… Ощущение такое, что мусора нет. Но, конечно, это обманчивое впечатление. Каждый домовладелец обязан ежемесячно сдавать в специализированный фонд своего квартала около 230 долларов США на отопление, водоснабжение, уборку и вывоз бытовых отходов. На газ, воду и свет приходится из этой суммы не более 75 долларов.

Добиться такой сравнительной дешевизны отопления и электроснабжения небольшой северной стране удалось за счет использования тепла геотермальных источников и чрезвычайно эффективной системы жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, жители Исландии привыкли беречь тепло, и дома отличаются очень высоким уровнем энергосбережения. Пожалуй, и исландский опыт хоть и греет, но не применим там, где живем мы. Норвежская поговорка о соседях, о которой упоминалось, в Исландии принимает гипертрофированный образ в силу очень низкой плотности населения.

В заключении хочу сказать, что каким бы далеким и недостижимым казался нам зарубежный опыт труда, досуга, туризма и жизни в целом, нам нужно равняться на лучшие образцы. Это значит – в первую очередь менять свои взгляды на отношение к труду. Понять, что труд уборщицы или грузчика не менее ценен для общества, чем труд руководителя. Если вы не будете уважать других, никто не будет уважать вас. Вне зависимости от вашего благосостояния и положения в обществе. Это аксиома!

https://www.traditionrolex.com/8