https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Туристов теперь пускают не только во двор Несвижского замка<br /></strong><strong></strong>26сентября состоялось официальное открытие "первого пускового комплекса" - въездной брамы и корпусов дворца Радзивиллов, примыкающих к ней. Теперь здесь музей, и в старинные покои, где прежде жили князья, а затем размещались пациенты санатория, наконец вошли туристы. Что же там, за воротами замка?</p>

Туристов теперь пускают не только во двор Несвижского замка

Виктор КОРБУТ, фото автора

26сентября состоялось официальное открытие "первого пускового комплекса" - въездной брамы и корпусов дворца Радзивиллов, примыкающих к ней. Теперь здесь музей, и в старинные покои, где прежде жили князья, а затем размещались пациенты санатория, наконец вошли туристы. Что же там, за воротами замка?

39-1

Исключительная роскошь

Открылись шесть залов: 1-й - зал рекреации, 2-й - экспозиция "История строительства и реставрации Несвижского замка", 3-й - "Интерьеры замка в конце XIX - ХX веков", 4-й - "История архива и библиотеки Радзивиллов", 5-й - конференц-зал и 6-й - выставочный. 3-й и 5-й залы расположены непосредственно над въездной брамой. В 1-м зале оборудована столовая, украшенная новым резным расписным потолком, стены декорированы дорогими тканями, деревянными панелями, помещение освещено люстрами. Все эти элементы интерьера - современные, выполненные по старинным образцам, так же, как и убранство других помещений. Чудом уцелевшие считанные вещи, принадлежавшие бывшим владельцам, составляют исключение.

Галина Кондратьева, замести" тель директора Национального историко"культурного музея"за" поведника "Несвиж", насчитала 445 оригинальных вещей из 600 представленных в экспозиции. Но в большинстве это - мелкая "рыбешка": археологические находки, книги из бывшей дворцовой библиотеки, документы, рассказывающие о прошлом магнатской резиденции. По подсчетам ученых, около 90% имущества, находившегося в замке до 1939 года, хранится за пределами Беларуси. То, что осталось на нашей территории, нынче или демонстрируется, или находится в фондах Национального музея истории и культуры (НМИКБ-, Национального художественного музея (НХМ-, Национальной библиотеки (НББ-. Галина Кондратьева знает точно, что, например, два зеркала из дворца сегодня украшают вестибюль Национального академического театра имени Я. Купалы в Минске, и очень надеется, что когда в 2010 году начнется реставрация театра, зеркала вернутся все-таки на родину, в Несвижский замок.

Украшать радзивилловские залы оригинальными предметами - пока исключительная роскошь. Утраченное приходится замещать копиями. В 4-м зале по фотографиям начала ХХ века восстановлена библиотека, в которой шкафы - точно такие же, как и сто лет назад. Даже архивные папки расставлены на полках так, как в княжеские времена. Оригиналы некоторых папок обнаружились в Национальном историческом архиве и были в точности, сантиметр к сантиметру, изготовлены заново. Конечно, "восстановление" - совсем не то, если бы во дворецы вернулись оригинал. Однако муляжная реставрация - увы, пока вынужденная необходимость в нелегких условиях. Даже несколько оригинальных портретов из коллекции Радзивиллов, некогда украшавших замок, с трудом удалось перевезти в замок - даже не из-за границы - из минского НХМ.

Для сохранности полотен пришлось пойти на соблюдение строгих требований музея: в частности, создать в 6-м зале необходимый температурно-влажностный режим. В ближайшее время здесь появятся еще и слуцкие пояса - тоже из НХМ. 4-й зал украшает резной стол XIX века, переданный из НМИКБ и прежде принадлежавший Радзивиллам. Здесь же хранятся четыре книги с печатями Несвижской ординации 30-х годов ХХ века: их купил в Польше в букинистическом магазине белорусский коллекционер, а затем перепродал заповеднику "Несвиж".

Частично уцелел в зале каменный пол, выложенный черными и белыми квадратиками плитки. Вот и все великолепие, дошедшее до наших времен. Все остальное - новое. Даже в 6-м зале, где экспонируются картины из бывшего замкового художественного собрания, нет ощущения, что находишься во дворце. Здесь чувствуется музейный дух: все не на своих местах, а как на выставке - красиво, но пока неестественно. В поисках утраченного Конечно, Радзивилловская резиденция должна быть со временем восстановлена по образу, скажем, Версаля. Всяк входящий сюда будет чувствовать, что князья лишь на время покинули пределы своего дома - как раз для того, чтобы дать туристу возможность посмотреть, как жили здесь люди из высшего общества, потомственные аристократы.

Музейные работники наверняка с удовольствием возьмутся за восстановление быта минувших веков в этих прекрасных залах. Но из чего лепить "картинку", если те самые 90 процентов убранства дворца бог знает где? В музейной экспозиции замка хранится любопытный документ - выписка из протокола No 42 заседания Бюро ЦК КПБ(б- от 3 января 1941 года "О передаче имущества и ценностей бывшего замка Радзивилла". Тогда планировалось следующее: библиотеку и архив перевезти в Академию наук (так и случилось-, "ценные художественные картины и скульптуры" - в Государственную картинную галерею, предшественницу НХМ (передача состоялась-, "рыцарские доспехи, оружие и другое имущество рыцарского зала" передать "историческому музею БССР и киностудии", "коллекции охотничьего зала - музею Белостокского государственного заповедника", "костюмы, мебель - Большому театру оперы и балета БССР, БДТ-1, Дому работников искусств". Решение подписано Пантелеймоном Пономаренко, тогдашним руководителем республики. БДТ-1 - это старая аббревиатура нынешнего Купаловского, и зеркала в нем остались, видимо, со времен той, предвоенной экспроприации имущества из замка. Где остальное? В Польше - Белостоке? В Германии - немцы-то во время войны вывозили из Минска целые вагоны добра к себе в рейх? России - во время послевоенной реэвакуации из Германии многие белорусские сокровища проезжали на Восток без остановки в Минске?

Пока ответы на все вопросы не найдены, приходится фантазировать, чтобы наполнить старинные стены достойным содержанием. Во 2-м зале установлены стеклянные стенды с макетами радзивилловского дворца в разные эпохи. "Стенды необычные, - отметила Алла Сташ" кевич, один из ведущих специа" листов страны в области музей" ного дела, - они исполнены в стиле тех, что в середине XIX века украшали знаменитый Виленский музей древностей братьев Тышкевичей".

Итак, в отреставрированных залах Несвижского дворца сегодня остро чувствуется нехватка оригинальной мебели и предметов декоративноприкладного искусства, прежде составлявших его гордость. Откуда их брать? Руководство заповедника "Несвиж" полагается на помощь государства в приобретении антиквариата на рынках страны и за рубежом, а также на первоочередное право претендовать на исторические ценности, задержанные таможенными органами на госгранице. "Замок не должен стать бутафорией", - судя по этим словам Галины Кондратьевой, несвижские историки и реставраторы очень трепетно относятся к тому, что осталось им от Радзвиллов. Но не все зависит от голоса знатоков прошлого. Порой им приходится трудно: особенно сейчас, особенно тем, кто отвечает за реставрацию Несвижского замка. Историки хотят как лучше, а значит, скрупулезно и медленно копаются в глубинах минувших веков. Государственный интерес требует быстрых ответов на конкретные вопросы. Есть срок - завершить реставрацию замка точно к 9 мая 2010 года. Чтобы успеть, приходится идти на авральные методы работы, ради сроков жертвовать качеством. О противоречивых тенденциях восстановления бывшей резиденции Радзивиллов - в следующем номере газеты.

Краткая биография замка Радзивиллов


1583 - год рождения: Николай Криштоф Радзивилл Сиротка повелевает начать строительство каменного замка.

1586-1599 - строительство курирует итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони.

1706 - шведские войска разрушают бастионные укрепления замка (теперь восстанавливаются-.

1812 - во время войны с Наполеоном русские войска занимают замок. Радзивиллы как союзники французов вынуждены покинуть свою резиденцию до 1875 года. Здесь размещается кадетский корпус.

1913 - к этому времени восстановлено около 100 залов дворца (из примерно 170-, пустовавших до конца XIX века.

1914 - во время Первой мировой войны замок приспособлен под лазарет. В 30-е годы правое крыло дворца Радзивиллы передали учительской семинарии.

1939 - после вхождения западнобелорусских земель с Несвижем в состав СССР и БССР Радзивиллы эмигрировали на Запад. Замок национализирован.

1941 - почти все имущество из Несвижского дворца перевезено в Минск и распределено между различными учреждениями культуры.

1941-1944 - немецкие оккупанты устроили в замке госпиталь.

1944 - во дворце создан санаторий "для обслуживания руководящих партийных и советских работников Белорусской ССР".

1979 - Совет Министров БССР принимает решение заняться "капитальным ремонтом и реставрацией здания санатория "Несвиж".

1988 - ЦК КПБ и Совет Министров БССР принимают совместное решение о переносе санатория из замка "на новую площадку" - "в целях сохранения уникального памятника градостроительства и архитектуры: и активного использования его в культурной жизни республики".

1997 - Президент Беларуси издает распоряжение о закрытии санатория и начале реставрационных работ во дворце, общая площадь которого составляет 5435,23 кв. м, в т.ч. 1412 кв. м подвалов.

2002 - на католическое Рождество в пустующем замке случается пожар, который, однако, дает толчок началу реальных восстановительных работ.

2004 - барочный купол так называемой часовой башни дворца Радзивиллов реконструирован в стиле ренессанса (по гравюре Томаша Маковского начала XVII века-. 2005 - бывшая резиденция Радзивиллов включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

2008 - открыты первые залы музейной экспозиции замка. 2010 - год возрождения: к этому времени Несвижский дворец будет восстановлен

https://www.traditionrolex.com/8