https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Новый туристический веломаршрут «По Северной Латвии и Южной Эстонии» получил самые высокие оценки участников международного веломарафона «Tour de LatEst»<br /></strong>Велосипед в Латвии – больше, чем просто велосипед: сегодня это не только одно из популярных средств передвижения, но и самый излюбленный вид активного отдыха, познавательного туризма или уик-энд-релакса на природе. В относительно небольшой стране предлагается более 150 действующих веломаршрутов – с картами, описаниями, схемами и, по желанию,  сопровождением велогидов. Практически везде велодорожки обозначены на местности.<em></em></p>

Елена ТЕРЕНТЬЕВА, фото автора

Новый туристический веломаршрут «По Северной Латвии и Южной Эстонии» получил самые высокие оценки участников международного веломарафона «Tour de LatEst»

Велосипед в Латвии – больше, чем просто велосипед: сегодня это не только одно из популярных средств передвижения, но и самый излюбленный вид активного отдыха, познавательного туризма или уик-энд-релакса на природе. В относительно небольшой стране предлагается более 150 действующих веломаршрутов – с картами, описаниями, схемами и, по желанию,  сопровождением велогидов. Практически везде велодорожки обозначены на местности.

vel1

В Риге, например, экскурсионные веломаршруты разработаны гидами Латвийского центра туринформации. Обзорный велотур  длится 2,5–3 часа, выезд с Ратушной площади, мимо Национальной оперы, деревянной застройки Московского форштадта и далее по узеньким улочкам Старого города...  Что интересно, велосипедные экскурсии заказывают не только гости Риги, но и сами рижане.

Лучшие юрмальские веломаршруты, конечно же, проходят у самой воды, по плотной песчаной полосе пляжа. Вдоль моря можно отправиться к устью Лиелупе, где находятся Юрмальский музей под открытым небом и природный парк дюны Рагас (всего 15 км). Примерно 2,5 часа потребуется, чтобы прокатиться по другому популярному маршруту вдоль Балтийского моря «Вайвари – Яункемери – Кемери» (20 км). Он хорош тем, что большую часть пути можно ехать по велодорожке.

Большинство юрмальских улиц тоже подходит для езды на велосипеде. Кстати, через город-курорт проходят и трассы общеевропейской сети «Евровело» (EV-10 и EV-11), общая протяженность которой по всей Европе составляет 1200 км.
Пунктов проката велосипедов много, цены договорные и зависят от количества участников и от того, включена ли в экскурсию стоимость аренды велосипеда.  

Веломаршрут «Валмиера–Цесис» (до 42 км) справедливо считается «самым красивым» в Латвии: дорожка для велосипедистов здесь проходит по Национальному парку вдоль реки Гауи – заповедным тенистым аллеям и лесным тропинкам, рядом с интересными природными достопримечательностями. В окрестностях Сигулды предлагаются маршруты разной категории сложности, в том числе и специальные сложные трассы для горных велосипедов, и простые для неспешного семейного отдыха.

Кстати, в Латвии в пунктах проката всегда есть велосипеды, оборудованные багажником с детским сиденьем. Карты с обозначенными на них объектами для познавательного осмотра и устройство GPS выдаются вместе с велосипедом. Сопровождение велогида нужно заказывать заранее, и зачастую эта услуга оправдывает себя: ведь о местных достопримечательностях, камнях-валунах, пещерах, средневековых замках, родниках и целебных источниках вы услышите столько легенд и сказаний, что ваш отпуск и путешествие приобретут вдруг совершенно невероятное, магическое значение. Как знать, может быть, именно вам удастся разгадать таинственную загадку природы: почему озеро Линэзерс время от времени уходит под землю?..

Латвия сегодня действительно богата веломаршрутами, проехавшись по которым, можно насладиться как шармом маленьких городков, так и прекраснейшими видами латгальской природы. Однако почивать на лаврах здесь не привыкли, и стремление удивить чем-то необычным приводит к неординарным решениям.  Так, по предложению Ассоциация туризма Видземе возник проект «Tour de LatEst» – сверхдлинный трансграничный велосипедный маршрут протяженностью более 1000 км, пролегающий по территории двух прибалтийских государств.

Марафон как презентация

Проект «Tour de LatEst» был поддержан и осуществлен в рамках эстонско-латвийской международной программы по сотрудничеству. Специалисты разработали уникальный познавательный тур, включающий 77 историко-культурных объектов для осмотра и примерно столько же природных объектов, находящихся вблизи маршрута. Весной 2010 года на туристической выставке в Риге была представлена карта с описанием велосипедного тура «По Северной Латвии и Южной Эстонии». Тираж брошюры впечатляет – 92 тыс. экземпляров, она издана на семи языках: латышском, русском, эстонском, литовском, английском, немецком и финском. Карта быстро разошлась по информационным туристическим центрам Латвии и Эстонии.

Однако, по задумке организаторов, необычный проект должен и заявить о себе нестандартным способом.

Международный 24-дневный веломарафон «Tour de LatEst» стал своеобразной презентацией нового веломаршрута. Еще весной на сайте Ассоциации туризма Видземе началась регистрация желающих участвовать в открытии «Tour de LatEst». Организаторы обеспечивали участников велосипедами, ночлегом, питанием, а также гарантировали массу приятных впечатлений.

На участие в марафоне было получено более 100 заявок – преимущественно из Латвии и Эстонии, но также и из Великобритании, Германии, Франции, Беларуси, Литвы, Украины, Бельгии и Турции. На начальном этапе к ним присоединились десятки любителей велосипеда из Сигулды и Риги.

vel2 В день старта мы встретились с белорусским участником заезда Анатолием Вертовским:

– Жду необычных впечатлений, я же ведь посвятил этому мероприятию свой отпуск! Работаю менеджером по торговле электротехникой, а в свободное время обожаю «покатушки» на велосипеде. По родной Беларуси поездил очень много: с друзьями, а теперь вот с сыном. Велотуризм – мое давнее увлечение, очень сожалею, что в Беларуси с велодорожками дела обстоят не лучшим образом. Это мешает велосипеду стать поистине массовым средством активного отдыха.

Жарким днем 11 июля веломарафон «Tour de LatEst»  стартовал с центральной площади Сигулды. Его участники должны были не спеша преодолеть 1296 км и познакомиться с природой, культурными и историческими достопримечательностями Латвии и Эстонии. При этом вовсе необязательно было ехать в группе: преодолевать дистанцию можно и индивидуально, так как маршрут оснащен всем необходимым, чтобы путешествующие могли спокойно ориентироваться самостоятельно, – информационными стендами, схемами, указателями, местами для размещения велосипедов. Все зоны отдыха оборудованы в соответствии с международными стандартами. Дорожное покрытие примерно половины маршрута – асфальт, другой половины – гравий.

Это очень разнообразный маршрут с точки зрения смены пейзажей: он проходит по нескольким охраняемым природным территориям европейского значения – Национальный парк Гауя, группа озер Вестиенас, холмы Гайзинькалнс, территория для наблюдений за птицами Илматсалу, знаменитое Чудское озеро и большие болота Эмайыги, Межмуйжские родники и карстовой провал Эзерниеку, а также два ландшафтных и один биосферный заповедники. В Латвии туристам предлагается осмотреть городки Сигулду, Цесис, Валмиеру, Валку, Алуксне, Гулбене, Мадону, Эргли и Лиелварде, в Эстонии – Валгу, Вильянди, Элву, Тарту и др.  Красивая природа, богатая древняя история края и самобытная народная культура – открытия на маршруте гарантированы любому путешественнику.

Например, Национальный парк Гауя. Его по праву называют «жемчужиной Видземской Швейцарии». Причудливо петляет меж лесов и холмов живописнейшая река, магическая сила которой воспета в песнях-дайнах, и ты вдруг действительно ощущаешь необычайное внутреннее притяжение. Вероятно, вовсе не случайно рядом столько чарующих уголков – пещеры и скалы, водопады и живые подземные источники, водяные и ветряные мельницы, рыцарские замки и… ведьмины поселения.

Своей популярностью среди туристов парк обязан в первую очередь утесам из девонского песчаника и многочисленным водопадам. Высота этих утесов может доходить до 90 м, и самые высокие из них находятся в районе Сигулды.

А вот самый красивый водопад, поднимающийся на 2 м над землей, находится на небольшой речушке Дауде, притоке Гауи. После Видземской возвышенности берега Дауды сплошь – отвесные ярко-красные скалы.

По-своему интересны и другие места парка: овраги Инциемс, Рочи, Судас (являются уникальными биотопами), «Языческая тропа», что ведет прямиком к Ведьминому котлу – древнему месту шабаша балтийских колдуний. Побывав здесь, говорят, становишься невосприимчивым к любому колдовству.

Всего же на территории Национального парка Гауя распложено около 500 природных и культурно-исторических памятников. Не правда ли, начало для туристического маршрута захватывающее!

Международным веломарафоном «Tour de LatEst» руководил известный биатлонист Якобс Накумс. Как в день старта, так и в день финиша присоединиться к участникам праздничного мероприятия на своих «железных конях» могли все желающие. Организаторы не единожды подчеркивали: «Tour de LatEst» – это не соревнование, а призыв к активному отдыху с семьей и друзьями.

vel3

Новый туристический веломаршрут «По Северной Латвии и Южной Эстонии» опробован велосипедистами разных стран и получил их восторженные отзывы. Что ж, путь открыт – и каждого из вас на нем ждут свои удивительные открытия.

 

Да здравствует велосипед!

Вы не догадываетесь, почему велосипед так любим и популярен в Латвии? Мы тоже не смогли правильно ответить на этот вопрос, пока не побывали в единственном в странах Балтии Музее велосипедов в Саулкрасты.

Владельцами уникальной коллекции являются Янис и Гунтис Серегины. Все началось в 1977 году, когда Янис вступил в Клуб старинных автомобилей, где впервые познакомился с историей латвийской промышленности и узнал, что маленькая Латвия не боялась «изобретать свои велосипеды». И этими велосипедами можно гордиться!

Коллекция отражает историю производства велосипедов в Латвии, в ней представлены наиболее технически интересные образцы латышского велосипеда. Но есть и другие старинные модели. Впечатляет двухколесник-«паук» Simplex, изготовленный в 1886 году в Голландии, или английский Coventry, на котором поставлены первые пневматические (надувные) шины.

vel4

Уникальным является деревянный велосипед, изготовленный в 1940 году в одном экземпляре в мастерской спортивных самолетов завода  «ВЭФ». Сконструировал его самый известный в то время латвийский авиаконструктор Карлис Ирбитис, используя авиационные строительные материалы.

Однако основу экспозиции составляют велосипеды довоенной Латвии. Особая гордость – выпущенный в 1888 году на рижской фабрике А. Лейтнера велосипед типа Safety. Это один из самых первых отечественных экземпляров! Ведь только двумя годами раньше с фабрики купца Александра Лейтнера (1886 г.) «съехал» первый на территории Российской империи «двухколесный транспорт». Поначалу в небольшой мастерской велосипеды типа «паук» собирали всего трое рабочих. Но «двухколесный транспорт» вскоре заимел много поклонников, и предприятие пришлось расширить. Были приобретены необходимые станки и оборудование, выросло число работников. Александр Лейтнер был не только успешным предпринимателем, но и технически высокообразованным человеком, конструктором, изобретателем, спортсменом. Он входил в правление 1-го Рижского велосипедного общества, постоянно бывал на выставках и фабриках в странах–законодателях велосипедной моды: Англии, Германии, Франции, внимательно следил за новинками и оценивал тенденции развития велопроизводства.

Когда в Европе на смену «паукам» пришли велосипеды типа Safety – машины с колесами одинакового диаметра и низкой рамой, А. Лейтнер перешел на их производство, взяв за образец модель Ароllо английской фирмы Singer. Спустя 10 лет на Всероссийской выставке-ярмарке в Нижнем Новгороде на стенде Рижской фабрики было представлено десять дорожных и две гоночные машины. Всего же фабрика выпускала около 15 моделей велосипедов общим количеством более 1000 в год! На выставке А. Лейтнеру была присуждена золотая медаль со следующей формулировкой: «За хорошую работу и чистую отделку велосипедов, а также за почин производства велосипедов в России».

К началу ХХ века Рига превратилась в «город велосипедов»: здесь существовало более 30 подобных фирм, в том числе несколько довольно крупных и преуспевающих производств. Акционерное сообщество «Омега» по выпуску дорожных велосипедов постоянно конкурировало с другой известной рижской фирмой «Латвелло». Еще одним важным производителем велосипедов в Латвии и Европе в 1920–1940-е гг. было предприятие «Эренпрейс», третий конкурент на велосипедном рынке. Эта фирма специализировалась на изготовлении мужских и женских велосипедов несложной, но удобной в эксплуатации конструкции, которые собирались из импортируемых из Англии и Германии деталей. Но именно велосипеды под маркой «Эренпрейс ориджинал» были широко известны вплоть до начала Второй мировой войны во многих странах Европы, и это случилось благодаря Густаву Эренпрейсу, талантливому инженеру, чьи технические новинки и оригинальные изобретения обусловили успех марки.

В советские годы на базе предприятия «Эренпрейс» был создан рижский велосипедный завод «Саркана звайгзне» («Красная звезда»), который называли «главным велосипедным предприятием СССР»: к концу 1950-х с конвейера сходило около 220 000 велосипедов в год. Здесь же было освоено первое в стране производство мопедов «Рига», а затем мотовелосипеда «Гауя». Но вскоре – к  середине 1960-х – собственно велосипеды в Латвии перестали выпускать, сейчас производится сборка из китайских комплектующих, и это уже совсем другая история… 

В Музее латышского велосипеда представлено более 60 (в основном довоенных) моделей и около 1000 аксессуаров к ним: значки, вымпелы, эмблемы и другие детали.

 

Автор благодарит Ассоциацию туризма Видземе и компанию AirBaltic за отлично организованную поездку и содействие в подготовке материала.

https://www.traditionrolex.com/8