https://www.traditionrolex.com/8
<p>В один прекрасный момент я осознал, что время проносится мимо меня со скоростью лета: ждешь его, ждешь, оно приходит, а видеть его не успеваешь. Вот тогда-то и встретились мне добрые люди и рассказали, что человек не имеет никакого права превращать свою жизнь в череду незапоминающихся будней.</p>

Сергей МИЛЮХИН, фото автора

В один прекрасный момент я осознал, что время проносится мимо меня со скоростью лета: ждешь его, ждешь, оно приходит, а видеть его не успеваешь. Вот тогда-то и встретились мне добрые люди и рассказали, что человек не имеет никакого права превращать свою жизнь в череду незапоминающихся будней.

– Серега, – напутствовали они, – в своей жизни ты должен увидеть большую африканскую пятерку и три главных водопада нашей планеты.

Тогда я не знал, что большая пятерка животных – это не более чем маркетинговый ход африканских туркомпаний, потому что когда ты увидишь в дикой природе льва, буйвола, носорога, леопарда и слона (они якобы и составляют пятерку), то незамедлительно появляется большая десятка, а потом и двадцатка животных Африки. Да и с водопадами примерно такая же история: кроме рекомендованных опытными путешественниками Ниагарских водопадов, водопадов Виктории и Игуасу, есть немалое количество менее известных, но оттого более загадочных мест на планете, где реки обрываются в пропасть, поднимая тучи водяной и прозрачной, как кристалл, пыли. Но после того как я побывал на тех трех водопадах, я совершенно точно знаю, где рождаются радуги.

К водопадам Игуасу я летел из Салвадора. Четыре часа полетного времени отделили меня от Атлантического океана и перенесли в бразильские тропические леса, чем-то схожие с лесами Амазонки. Каким бы реалистом ни оказался человек, попавший туда, он все равно сравнит  Игуасу с райским уголком. В окрестностях этого маленького городка, который стоит на границе трех стран – Бразилии, Аргентины и Уругвая, хоть и широкая, но довольно спокойная река сбрасывает свои воды по базальтовым уступам с 80-метровой высоты, образуя настоящий амфитеатр из 275 водопадов. Длина водопадов около 4 км. Зрелище, которое очень трудно описать. Буйство стихии в заповедных лесах субтропических джунглей на территории чудесного национального парка, где на фоне оглушительного грохота и водной пыли за сутки сбрасывается до миллиарда тонн воды. Эпицентром этого, несомненно, чуда природы по праву является целый каскад водопадов под названием Глотка Дьявола, глядя на который думаешь о том, что если преисподняя где-то и существует, то, наверное, здесь.

Водопады

Я был у водопадов Игуасу только один день. К сожалению, этот день был немного пасмурным и ветреным, даже вертолеты не могли подняться в небо. Зато я вдоволь нагулялся по загадочным джунглям в буйстве красок трав и цветов, увидел танец желтых бабочек над бурыми блестящими базальтовыми камнями. Долго сидел на берегу неумолимо и навсегда уносящей свои воды уже бурной реки Игуасу, в которую уж точно не войти дважды. Я видел радугу, переливающуюся своими цветами в лучах солнца, восхищался отчаянными и отважными ласточками, которые буквально подныривали под гигантские струи воды и гнездились на влажных прохладных скалах, смеялся над ручными носухами коати и дразнил  забавного красавца тукана. Хотелось остаться здесь на час, на день, на неделю, на месяц – и все будет мало. Всего один день, а запомнился он так, что ни одно его мгновение до сих пор не стерлось из моей памяти.

Через один год после свидания с Игуасу я полетел в Южную Африку с конкретными намерениями увидеть водопады Виктории. Путь был неблизким: сначала ЮАР, потом Ботсвана, затем Замбия с рекой Замбези.

Эта река несет свои воды по африканскому континенту, чтобы через почти три тысячи километров стать частью Индийского океана. Там, где течение ее ровное и спокойное, она мало чем отличается от какой-нибудь европейской реки, но там, где она перекатывает свои воды через пороги или обрывается водопадами, равной ей в изысканности не отыскать. Она течет по базальтовой долине, изредка образуя песчаные острова, ее воды и берега поделены крокодилами, бегемотами и другой агрессивной живностью, и появление там посторонних по крайней мере не приветствуется.

На самом берегу реки расположен отель TheRoyalLivingstone. В целях безопасности его территория со стороны реки ограждена проволочным забором, находящимся под напряжением, но со стороны буша к окнам жилых домиков совершенно беспрепятственно могут прийти зебры, жирафы или бабуины. Последних местные называют бабунами, от английского baboon. Основное занятие этих маленьких обезьян – воровство и попрошайничество, и, когда они становятся слишком назойливыми, служащие отеля отгоняют их с помощью обыкновенных мальчишеских рогаток. Надо сказать, что этот отель – воплощение лучших колониальных традиций и тонкая стилизация Англии. Персонал носит белые гольфы, белые перчатки и пробковые шляпы, тоже, конечно, белые, что в контрасте с черной кожей выглядит, безусловно, очень эффектно. Здесь даже есть служба батлеров – личных дворецких, но, если честно, за два с половиной дня, проведенных в отеле, я не научился ими пользоваться. Батлер-дворецкий настойчиво называл меня джентльменом, стараясь чаще попадаться на глаза, а мне, собственно, и попросить его было не о чем. Не приучен, как оказалось, к дворецким. Хотя признаюсь: приятно, когда тебя называют джентльменом. Кажется, в этих местах еще не забыли о первых европейцах, которые появились здесь в середине XIX века.

бразилия

1841 год. Из Англии впервые в Южную Африку прибыл миссионер доктор Дэвид Ливингстон для того, чтобы через пятнадцать лет вернуться на родину национальным героем. Из миссионерского лагеря, находившегося на территории современной Ботсваны, он проделал фантастический путь от Атлантики до Индийского океана через весь материк. Он отправился проповедовать Евангелие, а стал настоящим исследователем, причем каким образом ему удалось избежать малярии или укуса мухи цеце, как он договаривался с вождями племен, почему, наконец, его не съели дикие звери – до сих пор загадка. Он искренне верил, что река Замбези может быть судоходна от устья и до водопадов и именно по ней в самую середину африканского континента попадет христианство и цивилизация. Он верил, что христианская мораль поможет искоренить рабство, а африканцы, освоив земледельческие технологии, будут на этих землях выращивать хлопок.

Не всем мечтам Ливингстона суждено было сбыться, но в 1855 году он совершил открытие, благодаря которому его имя золотыми буквами вписано в историю. Он первым из белых людей увидел то, что местные аборигены называли «грохочущим дымом» и даже боялись на это смотреть. Он открыл красивейшие в мире водопады и назвал их именем своей королевы Виктории. Сообщая о своем открытии королеве, он писал, что «…никто еще не может сравнить эту красоту ни с чем увиденным в Англии. Этого никогда не видели глаза европейцев. Столь прекрасным зрелищем наверняка восхищались пролетавшие мимо ангелы».

Водопады2

И это правда. В этом месте широкая, с многочисленными островами река Замбези, собрав свои воды, подходит к краю пропасти и с грохотом сваливается в бездну. В результате каких-то подземных тектонических процессов крепчайшая горная порода, базальт, раскололась, образовав поперек течения реки гигантскую трещину длиной около двух километров и шириной более ста метров. В дождливый сезон, когда Замбези наиболее полноводна, со 120-метровой высоты в ущелье сбрасываются до 14 тыс. куб. метров воды в секунду. Цифры просто невероятные, зрелище просто фантастическое! Миллиарды капель, составляя водяные потоки, срываются с базальтового плато и, перегоняя друг друга, летят вниз. Там они разбиваются о каменные глыбы и гранитные скалы, чтобы подняться водяной пылью высоко над пропастью. Солнечный свет, преломляясь во влажном воздухе, раскладывает составные части спектра своих лучей, образуя радужное свечение. Радуги постоянно живут на водопадах Виктория, они своими теплыми цветами соединяют два края пропасти. Иногда радуга одним краем ныряет в эту пропасть, и тогда ее можно потрогать рукой, она рядом, теплая и мягкая. Можно проследить, откуда она появляется и где заканчивается. Говорят, что ночью, когда все спят, сюда прилетают ангелы, милые мальчуганы с крылышками. Они акварелью подкрашивают радуги, восстанавливая выцветшие за день цвета. Я хотел было сходить к водопадам ночью, чтобы посмотреть, какого цвета сами ангелы, белые или черные, но, увы, проспал.

Магическая сила водяных потоков, срывающихся со скал, облака из брызг, парящих над пропастью, тихая лагуна вверх по течению, божественные радуги завораживают, и можно часами ходить по длинным каньонам, любуясь этим величайшим природным чудом света. И самое главное – это живая природа, доступная всем, а не чья-то, пусть даже гениальная, пятизвездочная выдумка за отдельную плату.  

Прошел еще один год.

Следующими водопадами, которые мне надо было увидеть, стали Ниагарские.

В посольстве США спросили:

 – Какова цель вашей поездки в Соединенные Штаты?

Я достал опубликованные в газете «Туризм и отдых» свои рассказы о прошлых путешествиях на водопады и сказал, что мне надо на Ниагару. Сотрудник посольства попросил оставить ему газеты, чтобы их почитать, а взамен предложил мне годовую мультивизу в его страну.

На Ниагару я приехал ночью и прежде, чем поселиться в отель, поехал к самим водопадам.

Ниагарские водопады находятся на границе США и Канады вблизи пяти крупнейших пресных озер земного шара. На канадской стороне были включены разноцветные прожекторы, направленные на Американские водопады. И в темноте над рекой развернулось поистине сюрреалистическое представление из разноцветных струй падающей воды.

Постояв немного на мосту, я, совершенно обалдевший от увиденного зрелища, поехал в отель с твердым решением вернуться сюда на следующее утро с первыми лучами солнца. Так и случилось.

Ниагара

Ниагарские водопады, пожалуй, одни из красивейших водопадов в мире, и наличие вблизи цивилизации ничуть их не испортило, а наоборот – придало какой-то колорит. Высота падения воды до 50 метров. Водопады состоят из двух частей – американской (American falls) и канадской (Canadian falls), разделенных островом. То есть река разделяется на два русла, а посередине находится остров километра два, а может, и три по периметру, на котором расположились туристический центр, кафе, большая автостоянка.

В нескольких сотнях метров ниже по течению между США и Канадой перекинут «Радужный мост» (RainbowBridge), открытый для передвижения легкового автотранспорта и пешеходов между двумя странами.

До 15 миллионов туристов ежегодно приезжают сюда. Надо сказать, для их удобства и безопасности на водопадах сделано все возможное. Высоко над рекой нависает смотровая площадка, с которой прекрасно видны все водопады и два городка по обоим берегам реки. И канадский, и американский города именуются одинаково – Ниагара Фолз.

Что объединяет эти три водопада, о которых я рассказал? То, что сколько о них ни говори, какие слова ни находи, никогда не передать чувство восхищения этими поистине чудесами природы. Я понял, почему мои друзья посоветовали побывать именно на этих водопадах. Они находятся на разных материках, в разных полушариях. Чтобы добраться до них, надо пролететь и проехать немало. А сколько, помимо водопадов, можно увидеть во время путешествий, потому что наш мир – это прекрасное, удивительное и чудесное место!

И он всегда больше, чем мы можем узнать о нем.

https://www.traditionrolex.com/8