<p>Все началось, когда я узнала, что мама решила сделать мне необычный подарок на мое двадцатилетие – путевку в молодежный лагерь в Болгарии на две недели. Сказать честно, это не слишком обрадовало. Во-первых, это была моя первая поездка без родителей в другую страну. Во-вторых, среди отдыхающих будет не так много людей моего возраста, то есть будут либо подростки до восемнадцати, либо люди старше тридцати. И, в-третьих, еду я на автобусе, а это – 36 часов сидения без дела. Поэтому я не так сильно ждала поездки.</p>

Фаина НАКОНЕЧНАЯ

И вот этим летом, десятого августа, в день моего рождения, я ехала в автобусе на отдых. Так что теперь, если кто-нибудь из моих знакомых жалуется, что день рождения у него не удался, я рассказываю, как свой провела на сиденье автобуса, поджимая под себя опухшие ноги.

Но если говорить серьезно о комфорте в поездке, то все было не так уж плохо. Кондиционеры работали нормально, можно было посмотреть телевизор, водитель останавливался по любой надобности. Ну а в том, что расстояние между сиденьями слишком маленькое, следует винить людей, сконструировавших автобус. Или мои слишком длинные ноги.

Гонки на дороге. Украинский вариант

Для того чтобы попасть в Болгарию, нужно ехать через Украину и Румынию. А для этого требуется пройти границы: белорусско-украинскую, украинско-румынскую, румынско-болгарскую. Несмотря на границы, пейзажи за окном менялись постепенно. Например, невозможно отличить украинский и белорусский лес. Но когда проезжаешь Карпаты и видишь Днепр – сразу понимаешь, что в другой стране. Закладывает уши, а дорога невероятно ухабистая. Когда проезжали мост через Днепр, автобус так качало из стороны в сторону, что вспоминался «Форсаж» и не менее знаменитая гоночная игра Need for speed. Дополняли этот колорит фуры, водители которых без зазрения совести ехали больше ста километров и старались обгонять при первой же возможности.

Дорогой «железный конь»

Та же история с дорогами и в Румынии. Когда смотришь из окна, вспоминается анекдот:

«Когда в Монголии рождается мальчик – сажают дерево. Если мальчик оказывается дураком – дерево срубают» – «Видел я Монголию – степь до горизонта». Шутка, конечно же.

Румыния не Монголия, и о людях я ничего не знаю, но что половина всех полей там засеяна подсолнухами и кукурузой – это факт. И тут интересна одна особенность: румыны – люди по своей природе кочевники. Дома у них, в большинстве своем, не слишком ухоженные (хотя коттеджи, как в любой другой стране, тоже есть). А многие жители попросту ставят летом большие палатки среди поля, чтобы лучше присматривать за урожаем. Но у каждого уважающего себя румына есть машина, а иногда две, три, которые по белорусским меркам кажутся сверхдорогими и престижными. Для примера: проезжая небольшое селение в Румынии, самой «дешевой» машиной, которую я увидела, оказалась ауди «восьмидесятка». А это значит, что румыны, как и их предки цыгане, обожают хороших коней. Только теперь предпочитают живым железных.

И тут я хочу рассказать об интересном происшествии в Румынии. После длительной езды водитель объявил о получасовой остановке. Я решила время зря не терять и попробовать впервые что-нибудь из национальной кухни. В небольшом кафе предлагался стандартный обед: котлета, пюре, салат из капусты. Однако мое внимание привлек горшочек с желтой кашей. На вопрос: «Что это?» повар ответила: «Десерт». Я решила попробовать «десерт» и попутно еще захватила три маленькие «пирожинки», лежащие на тарелке и завернутые в пищевую пленку. И вот я подхожу к кассе с едой. По удивленным глазам местных жителей я начала подозревать, что что-то не так. Ем и понимаю: это слишком сладко! Десертом оказалось молоко с медом и сахаром, а пирожными – слоеное тесто, пропитанное медом и корицей. Позднее знакомая рассказала, что одно из блюд называется «душа». Кстати, стоило мне это сладкое удовольствие 4 евро.

Интернациональный отдых

Наконец после длинного пути приехали мы в Болгарию, а именно в город Бургас.

С пяти утра и до двух дня мы ждали заселения в номер. Оказывается, это европейский стандарт: выселяют из номера в 12, а заселяют только после 14.00. Позднее, при отъезде, я убедилась, что это правило точно соблюдается. После заселения и сытного «шведского стола» захотелось искупнуться в море. Однако, вспоминая отдых в Крыму, мне стало не по себе. Если в Крыму с местами на пляже напряженно, то что же тогда в Болгарии? Место с утра занимать? Все оказалось гораздо лучше, чем я себе представляла. Пляж, который находился рядом с местом, где я остановилась (300 метров), недавно открыли, и людей там было сравнительно немного. Самая интересная особенность: именно на пляже понимаешь, кто приезжает отдыхать в Болгарию. А это немцы, англичане, румыны, украинцы, русские, белорусы. Лежишь себе, справа немцы что-то говорят, слева – украинцы. Неописуемое ощущение.

Неподалеку от моря, в нескольких метрах, было озеро с лечебными грязями. Многие отдыхающие намазывали себя грязью, ожидая целебного эффекта. Не знаю, как насчет излечения от всех болезней скопом, но одной заболеть можно было сразу. Достаточно было не обращать внимания на табличку «Купаться запрещено» и нырнуть в мутные воды. А все потому, что в озере охотились змеи. И одну из них я видела сама. Но, в общем, вода теплая и чистая.

Когда лень было ходить на пляж, я плавала в бассейне отеля-лагеря Star Club. Бассейн чистый, но маленький и неглубокий, поэтому, когда дети приходили с обеда и места не оставалось, я ходила загорать у бассейнов других отелей. С этим проблем не возникало. Если территория не закрыта, как в четырех­звездочных отелях (или пяти­звездочных), то можно спокойно плавать и загорать. Я, например, плавала у отеля «Палазо». Там отдыхают в основном немцы и англичане. Но большой группой ходить в другие отели не стоит – можно вызвать подозрение администрации.

Старый Город

Если пройти вдоль берега минут двадцать-двадцать пять, можно попасть в Старый город, или Несебр. В Новом Несебре – современные дома и отели, курорт «Солнечный берег», где я отдыхала. И что интересно: нет местного населения. Работающий персонал либо приезжает и уезжает каждый день на машинах и автобусах, либо живет в специальных гостиницах «для своих». Старый Несебр расположен на маленьком полуострове. Население его около 10 000 жителей. В основном это рыбаки. Старый Город является одним из старейших городов Европы. Существовал с первого тысячелетия до н. э. С 1983 года включен в список мирового наследия ЮНЕСКО. В Старом Несебре до сих пор ведутся археологические раскопки на месте руин крепостных стен. Это поистине необычное место. Все дома сохранились с одиннадцатого века, это огромные каменные строения с красными черепичными крышами. Местное население в курортный период торгует всевозможными сувенирами, связанными с Несебром. Красивые настенные часы с изображением основных достопримечательностей можно купить за 10 левов – это равно нашим 60 000 рублей (1 лев = 6000 руб.). Да и цены на другие товары сравнительно небольшие. Например, можно было приобрести настоящие жемчужные бусы за 25 лев, а серебряную цепочку от 17 лев. Мне повезло еще и потому, что я попала на День города, увидела салют, послушала болгарские народные песни. Каждый день проходил по-своему необычно: начиная от пробежек утром, заканчивая дискотеками вечером. И, как обычно бывает, не успеешь только приехать, а уже вещи нужно собирать.

Обратная дорога прошла не без небольших приключений. В Украине, проезжая небольшой город, автобус попал в пятикилометровую пробку. Как оказалось, 24 августа – День Независимости Украины. И это еще чудо, что простояли мы в пробке всего два часа. Вечером, 25 августа, экскурсовод сообщил, что через несколько часов мы подъедем к границе. Но проехать по намеченному маршруту не получилось. Путь загородила полиция. Оказывается, произошла серьезная авария и нужно поворачивать и ехать другим путем. А это еще три-четыре часа дороги. Но спасибо хорошим водителям и экскурсоводам: доехали домой в целости и сохранности.

После двухнедельного отдыха уезжать было довольно легко. И не потому, что мне не понравилось, просто поняла, что еще вернусь отдыхать в Болгарию. Но в следующий раз полечу на самолете.