В структуре делового туризма (индустрии MICE- блок "Выставки" является одним из наиболее стабильных компонентов. Несмотря на то, что в последние годы для белорусских частных, да и государственных, предприятий стало хорошим тоном проводить за границей конференции, корпоративные мероприятия и "тимбилдинги", поездки на международные выставки не потеряли своей актуальности. Основная причина этому - глобализация экономики и, как следствие - необходимость постоянного мониторинга рынка. Один из лучших способов обмена информацией между компаниями, причем как партнерами, так и конкурентами, это участие в выставках. О нюансах организации работы на крупнейших выставочных мероприятиях нашему изданию рассказал руководитель компании "Экспобизнестур" Юрий Акудович.
- Осень, так же как и весну, можно назвать "высоким" сезоном для различных выставок-ярмарок?
- Действительно, осень - активное время для всевозможных выставок. Лето и отпуска заканчиваются, народ "просыпается" и вспоминает, что надо куда-то ехать. Одна из первых крупнейших выставок сентября - это автомобильная выставка IAA2008 в Ганновере. Впервые в данной выставке принимает участие Минский автомобильный завод. Представители этого крупнейшего производителя, а также специалисты БелАЗа, завода колесных тягачей и других производственных объединений едут туда, чтобы показать свою продукцию, и главное - посмотреть на зарубежные новинки.
По опыту скажу, что подобные поездки для главных инженеров, техников-конструкторов - это потрясение. То, над чем мы в Беларуси еще можем год-два ломать голову, там стоит уже полностью готовенькое. Я как-то общался с одним из представителей нашего белорусского предприятия, который два года бился над какой-то деталью. Так вот, он рассказывал, как приехал в Ганновер и нашел там не один, а 10 вариантов нужной ему модели! Говорит, сначала не знал, как подступиться к стенду с заинтересовавшей его продукцией, - боялся даже сфотографировать. В итоге ему не только разрешили сделать фото, а даже принесли чертежи этой детали.
- Что, бесплатно?
- Да, совершенно бесплатно. В этом атмосфера ганноверской выставки - доброжелательная и открытая. Ведь, согласитесь, одна деталь погоды фирме не сделает. Поэтому, зная особенности немецких выставок, мы уже не предлагаем нашим деловым туристам экскурсии - они все равно не успевают на них. Ведь у того, кто едет на выставку работать, просто глаза разбегаются от возможностей.
- Какие еще мероприятия присутствуют в осеннем календаре?
- Через несколько дней в Дюссельдорфе откроется Международная выставка оборудования для отелей, кулинарии и общественного питания, кроме того, там же пройдет Международная ярмарка мяса, охлажденных мясных продуктов и колбасных изделий, а также ярмарка молочных продуктов. В принципе, в Германии каждый месяц проходит ряд специализированных выставок. Поэтому если компании сложно самой сориентироваться, то мы с удовольствием поможем новичкам разобраться в специфике выставочных предложений. Ведь в спектр услуг, оказываемых нами, входят не только технические моменты: заказать транспорт, гостиницу и подготовить документы для посольства, но и консультационная деятельность. Подскажем, куда лучше поехать в первый раз, поможем определиться в ценах. Традиционно самое большое внимание у белорусов вызывают ярмарки металлообработки, медицинская выставка MEDIKA, а также промышленная ярмарка, выставка информационных технологий CEBIT и туристическая ярмарка в Берлине, которые проходят весной.
- Как менялось отношение к выставкам за годы вашей работы?
- Первоначально, когда мы только начинали заниматься деловым туризмом, в подобные поездки ездили исключительно директора или персоны, приближенные к ним. Тогда подобная поездка была своеобразным поощрением и воспринималась как приятное путешествие за границу. Конечно, за последние годы ситуация изменилась. Большинство руководителей понимают, что большую пользу принесет участие в таком мероприятии специалистов - то есть тех людей, которые будут реализовывать идеи на практике.
Признаться, в 90-х были разные забавные случаи. Тогда, официально представляя Ганновер в Беларуси, мы сталкивались с тем, что соотечественники, услышав название этого города, спрашивали: "Это в Голландии?", "Да нет, я знаю, это в Америке!". Сейчас, надеюсь, уже все производители знают, что ганноверские ярмарки - это ярмарки "номер 1" в мире. Если взять наш самый крупный выставочный центр, то, по сравнению с Ганноверским, он окажется меньшим в сотни раз. Площадь местных павильонов составляет 400 тысяч квадратных метров, а площадь "Белэкспо" всего 3 тысячи. Естественно, эти объемы впечатляют.
Так, как-то к нам позвонила женщина, которая попросила отправить ее на ярмарку информационных технологий CEBIT (Ганновер-, причем не в качестве посетителя, а в качестве участника. Я поинтересовался, чем же она занимается. Оказалось, шьет платья. Узнав, что там соберется огромное количество народу, предпринимательница собиралась засесть в уголочке со своей продукцией и "чуть-чуть" поторговать. Конечно, я объяснил ей, что на CEBIT даже с самыми распрекрасными платьями ее вряд ли пустят. Так что было всякое. Что говорить, если на первых выставках на наших стендах действительно торговали и оптическими биноклями, и удочками, и прочим. Все это было, но, к счастью, осталось в прошлом.
Сейчас люди уже понимают, что выставка - это определенное направление, определенные условия и определенные требования.
- Есть ли какой-то "кодекс правил" для участника выставки?
- Вообще тем, кто едет в первый раз, я советую сначала съездить на выставку в качестве посетителя - провести разведку боем, посмотреть, что к чему, оценить работу коллег. Анализируя, я вижу, что те, кто ездят, развиваются быстрее конкурентов. При этом нужно понимать, что для того, чтобы запомниться партнерам, нужно ездить на выставки постоянно. Ведь полноценная работа на выставках начинается не с первого, не со второго, а только с третьего или даже четвертого раза - тогда, когда приходят опыт, нарабатываются связи, устанавливаются контакты. Сегодня большинство участников крупнейших немецких выставок - это постоянные клиенты. Представьте, что если какая-то известная фирма не приезжает, проводится журналистское расследование на тему "Почему это произошло?".
Приятно говорить о том, что белорусские предприятия тоже становятся полноправными участниками ряда международных выставок. Так, если за три года на различные ярмарки мы отправили 500 человек, то в прошлом году эта цифра уже перевалила за тысячу. Кроме того, расширяется и география поездок. Помимо Германии, на которую приходится 75% всех посещаемых нами выставок, представители белорусской промышленности и бизнеса осваивают Китай и другие регионы.
- Как оцениваете уровень стендов белорусских участников?
- Если честно, плохо. Конечно, можно оправдываться тем, что на Западе выставочной деятельностью занимаются целые подразделения, а у нас специалисты каждый раз начинают работу с нуля. Но, на мой взгляд, нужно просто более тщательно готовиться. Да, это кропотливая работа, но без нее - никуда. Надо собирать справочную информацию, делать рекламные ролики, думать над тем, кто и как будет работать с посетителями. Возможно, даже не лишними будут специальные курсы о том, как вести себя на стенде. Так, к нам часто накануне выставки приходят информационные письма от зарубежных партнеров с приглашением посетить их стенд. Почти всегда эти письма заканчиваются фразой: "Просим заранее сообщить время, удобное для посещения". То есть у людей за несколько месяцев до начала мероприятия все встречи будут расписаны буквально по минутам. И это совершенно нормальная практика. У нас же участники могут попросту оставить свое рабочее место, уйти гулять по выставке. Ну, а тот инцидент на прошлой туристической выставке в Берлине, когда наш стенд представлял собой просто голые стены, - это вообще из ряда вон.
Напомню, тогда участники успели приехать, а строители, которые должны были монтировать стенд - нет. В итоге Беларусь стала "белым пятном"...
- С какими еще проблемами приходится сталкиваться при ор# ганизации поездок?
- Главная проблема - это время. Впервые за 16 лет работы мы в этом году собрали необходимые документы за шесть месяцев до начала выставки. Думали - ну неужели получилось? Так представьте, за эти месяцы один из участников умудрился потерять свой паспорт: В итоге нам пришлось переделывать документы, вновь открывать визу и прочее. Поэтому, дабы избежать проблем с посольством, с транспортом, с бронированием гостиниц и успеть подготовиться к работе на своем стенде, лучше начать беспокоиться об участии в любой из международных выставок - заранее.
Цифры и факты
Немецкий город Ганновер приобрел всемирную известность именно благодаря проведению промышленных ярмарок.
Первая выставка здесь открылась 18 августа 1947 года на территории пяти старых цехов завода по производству изделий из легких металлов. На этой выставке была представлена послевоенная продукция с маркой "Made in Germany". Экспозицию 1300 немецких фирм, развернувшуюся на площади 30 тысяч квадратных метров, посетили более 700 тысяч человек. Именно тогда в качестве логотипа выставки было выбрано изображение головы греческого бога торговли Гермеса.
Позже выставка была переименована в "Немецкую промышленную ярмарку", а в 1961-м трансформировалась в Ганноверскую ярмарку, которая вскоре завоевала международное признание.
Сейчас в Ганновере традиционно проводится пять из десяти крупнейших выставок мира.
Беларусь участвует в Ганноверской промышленной ярмарке с 1996 года.
Беседовала Екатерина АПАРИНА