Дмитрий МЫШКОВСКИЙ
Жители крупных белорусских городов уникальны тем, что условно их можно распределить по шести категориям.
По-моему, мало где в мире можно четко разделить людей по способам их перемещения в городском пространстве сразу на шесть сегментов.
Если взять, к примеру, Данию, то в Копенгагене главенствуют велосипедисты; водители автомобилей такого размера, что их спокойно можно считать велосипедами с моторчиком и с крышей; пешеходы и пассажиры общественного транспорта. Всего четыре категории. В небольших городах Европы, обходящихся без общественного транспорта, и того меньше.
В крупных городах России расклад иной: есть категория людей, по различным причинам вообще не покидающих стены своего дома и даже квартиры; есть крупные и важные персоны, которые всегда ездят не за рулем, так как в процессе перемещения мыслят, будем надеяться, о том, как улучшить жизнь людей; есть водители, пешеходы и пассажиры, но практически нет велосипедистов как отдельного слоя участников дорожного движения.
В городах нашей страны нет только велорикш и торговцев мелочами на лодках. Все перечисленные выше категории участников и не участников движения у нас присутствуют в обилии; поэтому их шесть.
За множество лет нас уверили, а мы поверили, что являемся цивилизованными людьми в полной мере. По крайней мере в той степени, которую каждый из нас считает для себя достаточной. А что говорят факты?
Вернемся к нашим категориям. Отбросим из рассмотрения две крайние, как варианты патологии, и остановимся на взаимоотношениях оставшихся четырех групп участников дорожного движения: пешеходы, пассажиры общественного транспорта, водители и велосипедисты.
Написал и усмехнулся: не на слишком ли широкую тему, к тому же хорошо освещаемую в телепередачах вроде «Зоны Х» и по интернету, взялся вести дискуссию?
Итак, наша тема – велосипедный трафик в стране; плюсы, минусы, проблемы настоящие и будущие. И плюс некоторые заметки, касающиеся общественного транспорта.
Пример первый. Недавно построенный подземный пешеходный переход; длинный, с наклонными пандусами для удобства пожилых людей, да и тех же велосипедистов, пешком ведущих своего двухколесного друга по переходу. В «кармане» перехода-тоннеля (подчеркиваю – тоннеля!) работают железнодорожные кассы, постоянно от них отходят купившие билеты на поезд люди. Они проверяют правильность заполнения билетов, пересчитывают и укладывают в кошелек деньги… они заняты своими делами.
И вдруг! Перед самым, как говорится, носом пулей пролетает велосипедист, через две секунды так же, не обращая внимания ни на кого и ни на что, катится и барышня, пытающаяся в пешеходном тоннеле догнать своего приятеля. Даже после «разъяснительной работы» об опасности их действий таких случаев становится с каждым днем все больше и больше.
Пример второй. Минская велодорожка в первые дни, еще до завершения строительных работ и до официального открытия, радовала самим фактом своего появления; верилось, что ее чистота, новые скамеечки и фонари сохранятся, приумножатся, что сама дорожка станет не только прекрасным местом отдыха, по возможности приближенным к природе, но и наполнится определенным функциональным содержанием, какой-то своей идеологией позитива.
Через две недели на дорожке лежали коровьи лепешки, осколки бутылок. По ее проезжей части как ни в чем не бывало прогуливались молодые мамы с колясками по одной и группками; школьники устраивали на дорожке сдачу норматива по бегу на уроке физкультуры…
Пример третий … и двадцатый можно здесь не приводить: картинка везде похожа. Правда, если вспомнить эпоху зарождения автомобильного движения (сто с лишним лет назад), то и тогда поначалу вовсе не уделялось серьезного внимания появившейся аварийности с участием «самобеглых колясок». Но к концу двадцатого века картина изменилась…
Большинство из нас обожает велосипед. Все мы любим пройтись пешком, подышать свежим воздухом, хоть это уже становится практически невозможным – сигаретный дым уже не пахнет табаком, он в чистом виде химикат и распространяется вокруг с интенсивностью хлора, на 25 метров в радиусе. Так вот о велосипеде. У меня, к примеру, их несколько, есть и почти девяностолетний. Уже сам факт такого долголетия механизма подтверждает, что велосипед в ближайшие сто лет не уйдет в небытие, за ним хорошее и уверенное будущее. Опыт Европы и Азии убеждает в этом.
Для Минска и крупных наших городов, несмотря на полувековые традиции изготовления мотовелотехники, велосипед очень долгое время был в положении Золушки на фоне всеобщего желания стать гордым обладателем автомобиля. Желания исполнились у всех. Бензин дорожает. Все довольны. Надолго?
На днях в столице официально объявлено об открытии велоклуба «Минск» с огромным бюджетом, есть несколько велодорожек (правда, часто не всегда понимаешь – ты на тротуаре или на проезжей части для велосипедистов), есть грандиозный велотрек. Остается вопрос: а зачем горожанину велосипед? Куда мы уедем по велодорожке? На работу, в магазины, в пригород к озеру, или к интересному объекту туризма она нас приведет?
Мы в самом начале пути. Если правильно выбрать направление, четко размерить темп движения, не шарахаться и не мешать при этом друг другу (это касается и ответственных организаций, и простых людей), то можно сделать именно то, что позволит Беларуси обогнать по привлекательности велодвижения любую из стран, сделает в этом вопросе нас примером для подражания под боком у Европы.
Итак… Википедия дает определение:
тротуар (фр. trottoir) – каменная, деревянная или асфальтовая пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку или по бокам улицы, приподнятая над проезжей частью и обрамленная бордюром для функционального отделения от нее.
Тротуар предназначен только для пешеходов; движение транспортных средств по тротуарам запрещено, за исключением работы машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и объектам. Стоянка транспортных средств на тротуаре разрешена только в местах, указанных соответствующими знаками.
Правила дорожного движения:
2.5. велосипед, веломобиль (далее – велосипед) – транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем;
2.6. велосипедная дорожка – выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения водителей велосипедов (далее – велосипедисты), обозначенный дорожным знаком «Велосипедная дорожка».
На практике в наших городах существуют тротуаро-дорожки, где опасности подвергается как велосипедист, так и любой пешеход. При этом опасность явно нами всеми недооценена. Современные горные велосипеды бесшумны, обладают большой скоростью, инерцией и в основном слабыми тормозами. Посадка на преобладающих в нашем пользовании горных велосипедах не предназначена для езды по городу, более того, при резком торможении перед препятствием, а пешеходы по тротуару далеко не всегда идут по струнке ровно и прямо, велосипедист на горном байке с большой вероятностью сам может вылететь вперед из седла…
Мне известны еще давние случаи, когда наезд на пожилого человека, совершенный ребенком на «Школьнике» (велосипед габаритами похож на маленький складной «Аист») приводил к трагедии. Даже простой травматизм чреват существенными потерями как для любого из нас, так и для бюджета страны. В каждой семье сейчас есть экономист, он посчитает для домочадцев, стоит ли серьезно относиться к велотрафику.
Риск очень велик. Надо серьезно озаботиться тем, как сделать «волков и овец сытыми и целыми».
Конечно, нужны велодорожки. Не одна, не пять, не только для прогулок. Они должны стать самостоятельной проезжей частью, желательно не на основных городских магистралях, но на параллельных улицах с менее интенсивным движением. Водители должны привыкать к самостоятельному, равноправному с ними движению велосипедов, они привыкнут, можно не сомневаться. Дорожки надо окрашивать в отличный от полос для автомобильного движения цвет, уровень их должен на несколько сантиметров быть выше полос основного движения, чтобы наезд на велодорожку был чувствителен, в опасных местах просто установить ограду. Светофоры, разметка, минимум пересечений с тротуарами – все это, как показывает чужой опыт, вполне воплотимо.
Тротуар – место, где правит бал пешеход. В случаях, когда велосипедист попадает на него (этого исключать не нужно), бесспорным правом приоритета должен обладать пешеход. Вплоть до права не уступать дорогу, если на то нет его желания.
Велодорожка – это дорога только для велосипедистов. По ней не могут двигаться другие транспортные средства, не могут ходить пешеходы. Собаки и кошки…. Ладно уж… И все, кто является помехой для велосипедиста на велодорожке, обязаны уступить ему путь.
По этому вопросу можно дискутировать, но важно не потерять время. Сейчас мы вполне можем сделать верные шаги, а чтобы довести дело до логического завершения, требуется расширить ассортиментный ряд выпускаемых байков. На дорогах должно больше появляться городских моделей велосипедов, приспособленных для езды в деловых костюмах, оборудованных корзинами для небольших грузов и миниатюрными недорогими GPS-датчиками для определения с помощью мобильного телефона местоположения угнанного велосипеда. Обязательно должны выпускаться грузовые модификации «Аистов» с удлиненной базой, кузовом, запираемым в виде клетки, и грузоподъемностью не менее 80 килограмм. Только когда с помощью велосипеда можно будет перевезти диван или холодильник, эти модели найдут своих многочисленных покупателей.
Сейчас проходит реконструкция главных автомагистралей страны. Используются кредитные деньги. Почему не воспользоваться моментом и одну из обочин дорог между населенными пунктами, например правую, если двигаться от столицы в любом направлении, не сделать велодорожкой с правом заезда на нее автомобиля для аварийной остановки? Такого нет в Европе, но будет у нас. Современные велосипеды способны держать скорость более тридцати километров в час достаточно долго. То есть, устроив частные кемпинги для велосипедистов (палаточные в том числе – зимой они не нужны) через каждые 100 километров, у нас появится очень яркая туристическая изюминка, резко возрастет интерес к велодвижению не просто как к средству для «покатушек», а как к интересному и полезному для здоровья и, зачастую, для профессионального дела занятию. Мы сможем сравнить себя с полным на то основанием с путешественниками из века девятнадцатого, неторопливо пересекающих страну от станции к станции, набирающихся впечатлений и потом пишущих заметки на потребу дня вроде этой…
Здоровья и интересных путешествий всем нам!
P. S. Как возможно было сделать такие высокие ступеньки в минских трамваях и такие низкие перроны на железнодорожных станциях?!