https://www.traditionrolex.com/8
<p>15 лет назад, в октябре 1998 года, на факультете международных отношений Белорусского государственного университета была организована кафедра международного туризма. Накануне юбилея мы беседуем с заведующим кафедрой доктором исторических наук, профессором Леонидом ГАЙДУКЕВИЧЕМ о том, чего удалось достигнуть и над чем еще предстоит работать учебному заведению.</p>

15 лет назад, в октябре 1998 года, на факультете международных отношений Белорусского государственного университета была организована кафедра международного туризма. Накануне юбилея мы беседуем с заведующим кафедрой доктором исторических наук, профессором Леонидом ГАЙДУКЕВИЧЕМ о том, чего удалось достигнуть и над чем еще предстоит работать учебному заведению.

Леонид-Гайдукевич – Леонид Михайлович, возникновение подобной кафедры тогда, в 1998-м, было ответом на вызов времени – нужны были специалисты в турбизнесе. На ваш взгляд, какими главными достижениями были отмечены эти 15 лет?

– Проанализировав ситуацию на начальном этапе, мы поняли, что отрасли прежде всего необходимы специалисты, хорошо владеющие иностранными языками и обладающие принципиально новыми экономическими знаниями. Мы решили сделать два этих фактора фундаментом для подготовки новых кадров в туризме. На сегодняшний день блок экономических знаний, который мы преподаем, дает возможность хорошо разбираться в современных экономических тенденциях, организации малого и среднего бизнеса. Что касается языковой подготовки, в данное время на факультете международных отношений мы преподаем 16 различных иностранных языков, поэтому у студентов есть возможность выбрать.

Я считаю, что нам удалось достичь поставленных некогда целей – обеспечить подготовку специалистов именно в русле двух главных поставленных задач и обеспечить высокое качество этой подготовки. Разумеется, это не значит, что мы насытили отрасль кадрами или что наши выпускники уходят работать только в туристическую сферу. За все эти годы наша кафедра подготовила более 350 специалистов. Но мы же даем студентам сдвоенную квалификацию, пишем в дипломе: «экономист-менеджер» и «переводчик со знанием двух иностранных языков». Наши выпускники имеют специализацию в области туризма, но, кроме этого, они хорошие специалисты в целом во внешнеэкономической деятельности. Поэтому подготовленные нами кадры находят широкое применение на рынке труда. Мы проводили статистическое исследование и выяснили, что 55% наших выпускников уходят в туристические предприятия, более 10% – в различные банковские, финансовые структуры, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, остальные находят себе применение в малом и среднем бизнесе. Есть выпускники, которые работают в семейном, родительском бизнесе, и это, мы считаем, тоже очень хорошо.

В данное время много внимания в процессе обучения мы уделяем экологическому туризму, тесно сотрудничаем с общественным объединением «Отдых в деревне». Это направление в стране, как все знают, динамично развивается. Мы данную тенденцию учитываем, на рынке есть спрос на соответствующих специалистов, и мы их готовим. Буквально на днях поступила заявка из Сморгонского района на дипломные работы, в которых разрабатывалась бы концепция продвижения местного агротуристического продукта. То есть сейчас мы подошли к соединению теории и практики, наши студенты могут оказать конкретную помощь развивающемуся отечественному турпродукту. Мы мечтали об этом 15 лет назад – совместить теорию и реальный сектор – и многого в этом направлении добились!

К безусловным достижениям кафедры я бы отнес и отличные отзывы о наших выпускниках. Ежегодно мы проводим так называемые дни карьеры, а также анкетирование работодателей и видим, что наших специалистов достаточно высоко оценивают в реальном секторе. Выпускники кафедры туризма успешны и востребованы на рынке, это главное!

Коллеги из Германии, Италии, Словакии, с которыми мы сотрудничаем по различным международным программам, тесно общаются с нашими выпускниками и всегда дают им только самые высокие оценки. Отличная экономическая подготовка, свободный английский, высокий уровень эрудиции – таковы отзывы. Конечно, такие специалисты способны выдерживать конкуренцию на рынке труда, и мы этому очень рады.

– А с какими самыми острыми проблемами пришлось столкнуться за эти 15 лет?

– Как любое учебное заведение на стадии становления, мы столкнулись с отсутствием учебных пособий. Мы адаптировали лучшие иностранные методики. Вместе с экономическим университетом, с другими вузами участвовали в реализации проекта по модернизации учебного процесса. Именно тогда мы создали новые экспериментальные планы по подготовке специалистов и внедрили их посредством введения системы кредитно-модульной оценки знаний студентов. Мы взяли из опыта стран, с которыми сотрудничали, все самое лучшее. Переводили англоязычную литературу в области туризма. Много учебных пособий было подготовлено в рамках совместных международных проектов, в том числе программы TEMPUS. Скажу откровенно, что на самом первоначальном этапе мы пробовали использовать наработки Российской академии туризма. Но очень быстро убедились в том, что у Беларуси есть своя специфика, и механический перенос российского опыта на нашу почву не всегда был удачен. Поэтому все силы профессорско-преподавательского состава были брошены на подготовку своих учебников.

– А в чем наша специфика?

– Необходимо учитывать, что Беларусь – страна не с такими финансовыми возможностями, как Россия. Их Академия туризма сразу, еще в 90-х, организовала учебный процесс с учетом предоставления студентам обязательных зарубежных практик. За счет студентов! Мы тоже прорабатывали эти варианты, но очень быстро выяснилось, что на том этапе это невозможно. Ни студенты, ни их родители не могли себе позволить платить четыре с половиной тысячи долларов в год за обучение с учетом зарубежных стажировок. Поэтому нам пришлось иным способом привносить зарубежный опыт в наши программы обучения. Мы тесно сотрудничали с пражской школой туризма, с другими зарубежными вузами, брали у них материалы, адаптировали к нашей практике и в результате издавали совместные учебники. Практиковали зарубежные стажировки в рамках известной программы TEMPUS. А в настоящее время наши студенты уже активно пользуются возможностью программы Erasmus Mundus. На этот момент около 10 студентов выиграли гранты по этой программе и обучаются за рубежом – в Финляндии, Швеции, Германии. Мы же прекрасно понимаем, что стажировать студентов там, где давно и успешно развивается турбизнес, оте­льный бизнес, просто необходимо. Они должны знать зарубежный опыт и овладевать современными технологиями.

– Леонид Михайлович, с чего должна начинаться практическая подготовка специалистов в такой сфере услуг, как туризм? Какова соответствующая концепция кафедры?

– Конечно, эта подготовка должна начинаться с освоения самых азов. Студенты младших курсов проходят учебную практику, старшекурсники – производственную: в фирмах и отелях. Буквально на этой неделе гостиница «Виктория» приняла наших первокурсников на ознакомительную практику. Плотно сотрудничаем с «Кроун Плазой», «Европой». Эти отели сами проявляют заинтересованность, и мы благодарны им за это. Причем в этих организациях очень грамотно поставлена работа с персоналом, они владеют методиками, знают, как знакомить студентов с азами будущей профессии. Кстати, в дальнейшем некоторые наши студенты там и трудоустраиваются. Но чтобы работать менеджером в звездном отеле, нужно знать весь технологический процесс – от технологии уборки номеров и функционирования ресторанной кухни до продвижения отеля на внешних рынках. На это и направлены все этапы практической подготовки наших студентов.

 – Существует ли какое-то жесткое распределение студентов, обу­чающихся на бюджетной основе?

– Да, но запросы на распределение, как правило, приносят сами студенты. Они просят распределить их в те структуры, где они уже работали, проходили практику, стажировались и хорошо себя зарекомендовали. Конечно, нам поступают заявки из различных организаций, и мы также предлагаем их студентам. Например, в прошлом году «Белшина» запросила 3-4 человека, им нужны маркетологи. Мы ведь готовим и таких специалистов тоже. Что касается непосредственно туризма, то запросы на наших студентов присылали такие компании, как «Трэвел», «Топ-Тур», гостиница «Виктория». Сейчас у меня лежит заявка от компании «Вокруг Света». С «Вокруг Света» у нас сложились очень тесные и плодо­творные отношения. Например, в октябре прошлого года они прислали своих специалистов по персоналу, которые присутствовали на лекциях, выбирали способных студентов. В итоге выбрали четырех человек и пригласили к себе в фирму. Насколько мне известно, два наших выпускника в настоящее время работают в компании. Это говорит о том, что сегодня и предприятия совершенно по-другому подходят к вопросу подбора кадров.

– На самом деле, это одна из самых больных тем в турбизнесе – нет кадров! Многие директора, учредители фирм просто плачут – работа есть, работать некому. Отрасль до сих пор так и не насыщена кадрами. Что нужно делать? Как вузы призваны решать эту проблему? Что вообще происходит с системой подготовки специалистов в плане баланса кадрового спроса и предложения?

– На мой взгляд, суть проблемы заключается в том, что белорусский туристический рынок сам по себе еще структурно не обозначился. Он, по сути, до сих пор формируется. Нельзя называть развитым рынок, где функционируют 600-700 фирм, в которых работает в лучшем случае несколько десятков, а во многих – всего лишь два-три сотрудника. Абсолютно очевидно, что такое может быть только на этапе формирования рынка. У подобных турфирм нет перспектив работы с персоналом и с кадрами. Конечно, такие компании, как «АлатанТур», «Топ-Тур», «СМОК Травел», сегодня очень серьезно занимаются кадрами и вопросами профессиональной подготовки молодых специалистов, они имеют соответствующие возможности. И молодые, амбициозные специалисты, естественно, видят свои профессиональные перспективы в подобных компаниях.

– А в маленькие турфирмы, где работают два-три менеджера и бабушка директор, молодые специалисты, соответственно, идти не хотят?

– Откровенно говоря, да. По­этому мне кажется, что в Беларуси структурно рынок еще не оформился – очевидно, что ему необходимо укрупнение. Тогда у фирм появятся другие возможности организации обучения персонала, зарубежных командировок. А на сегодняшний день многие наши выпускники предпочитают серьезно заниматься внешнеэкономической деятельностью в торговых и промышленных структурах, где существуют другие материальные возможности и качественно иные перспективы роста.

– Каков в этом году был проходной балл на специализацию «туризм»?

– К нам приходят очень подготовленные абитуриенты, об этом говорят проходные баллы: 373 балла на бюджетную форму обучения и 252 – на платную. В этом году на бюджет мы приняли 8 человек, 84 – поступили на платную форму обучения.

– Всего 8 человек имеют возможность учиться туризму в БГУ бесплатно?

– Да, к сожалению. В прошлом году мы приняли на бюджет 12 человек. Но в этом году по распоряжению Министерства образования нам выделили на бюджет только 8 мест, поскольку в целом было принято решение об увеличении квоты для бюджетного обучения IT-специалистов. Но я хочу отметить, что каждый год к нам приходят очень целеустремленные абитуриенты. Эти молодые люди хотят получить хорошее образование и впоследствии найти адекватную работу с хорошим вознаграждением.

В 2012 году мы выпустили 65 специалистов. Из них 40% защитили дипломные работы на девятки и десятки! 17 человек мы рекомендовали в магистратуру. То есть потенциал у наших выпускников очень высокий. Поэтому ничего удивительного в том, что, приходя на турпредприятия, они хотели бы видеть достойное вознаграждение. С другой стороны, анализируя ситуацию, мы понимаем, что и у турфирм тоже могут быть определенные претензии к нам. Бизнесменам хотелось бы видеть уже целиком подготовленных молодых специалистов, чтобы они могли сразу выполнять поставленные задачи. К сожалению, несмотря на производственную практику, которую студенты проходят в процессе обучения, настоящие знания приходят только с опытом, в процессе работы. Турфирмы должны это понимать.

Хотелось бы еще затронуть такую проблему отрасли, как недостаток кадров в регионах. Мы прекрасно понимаем, что основной потенциал и главные ресурсы белорусского туризма находятся именно в регионах. Но на сегодняшний день региональный персонал явно не готов справиться с многочисленными задачами, стоящими перед нашей развивающейся туриндустрией. В областях есть специалисты, но их явно не хватает. Наши выпускники также отправляются в различные регионы, некоторые начинают карьеру в родительском бизнесе, процесс идет, но до насыщения рынка еще очень далеко.

– Вы готовите специалистов с учетом той ситуации в туризме, которую мы сегодня имеем в Беларуси, или с расчетом на будущее, для той модели туризма, которая, возможно, появится в стране через 5–10 лет?

– Не будем забывать, что у нашей страны есть внешнеэкономическая концепция развития, которая заключается в многовекторности. И наша задача эту многовекторность обеспечить кадрами. Мы исходим из того, что туристический потенциал Беларуси еще далеко не реализован. У нас еще все впереди. Наши специалисты должны будут и завтра, и через пять-десять лет продвигать страну на мировом туристическом рынке, в том числе используя зарубежный опыт. Лучший зарубежный опыт мы преподносим студентам через систему привлечения зарубежных преподавателей. Мы приглашаем знаковых специалистов в области маркетинга, в сфере менеджмента. Эти специалисты рассказывают о мировых тенденциях в турбизнесе, о том, как все должно функционировать. Естественно, мы нацеливаем студента на завтрашний день. Например, в ближайшем будущем в Беларуси появятся и начнут работать гостиничные цепи мировых брендов, и мы уже начали соответствующую подготовку студентов. Еще один важный аспект работы: мы обеспечили стажировку всех преподавателей за рубежом, например в Германии, Италии, Словакии. Наши специалисты увидели, что модели развития туристского комплекса могут быть совершенно разные, в том числе и неожиданные. В той же Словакии до недавнего времени существовали абсолютно депрессивные шахтерские районы, которые удалось реанимировать именно с помощью туризма. Оказывается, это можно делать! В Беларуси также можно было бы вдохнуть жизнь в те же заброшенные деревни именно с помощью создания различных туристических аттракций на основе местного колорита и нашей неповторимой аутентичности. Но все это вопросы того самого будущего, кадры для которого нужно готовить уже сегодня.

– Леонид Михайлович, на ваш взгляд, каким должен быть путь развития туризма в Беларуси? Может быть, стоит ориентироваться на некую готовую модель? Развивать наш туризм так, как это делают коллеги в Польше, Литве, то есть в странах, схожих с нашей Беларусью по историческим и природным условиям?

– Знаете, я читаю на старших курсах лекции по такому предмету, как геополитика. Его мало читают в других вузах страны, но мы считаем, что он крайне необходим нашим выпускникам. Так вот, после прохождения этого курса мы проводили опрос среди студентов, во время которого задали им похожий вопрос. Большинство из них ответили следующим образом: мы должны найти свою собственную модель развития туризма, учитывая лучший мировой опыт – и западный, и восточный. Современный мир взаимозависим, но у нас своя специфика, своя природная среда, собственная тема коммуникаций, которая будет развиваться. Вот и я точно так же ответил бы на ваш вопрос. Пользуясь передовыми технологиями в туризме, мы должны показать свое национальное свое­образие. Именно этим своеобразием мы будем интересны и Западу, и Востоку.

– А как вы считаете, в данный момент белорусскому турпродукту не хватает национального свое­образия?

– Думаю, что да. В то же время, мне кажется, есть положительные тенденции – через событийный туризм, через этнотуризм, через агро- и экотуризм этнографическая составляющая национального турпродукта демонстрирует явный рост. И у Беларуси здесь огромный потенциал. Взять то же белорусское Полесье – колоритное, живое, аутентичное. Сегодня все удивляются, как такое вообще могло сохраниться?! Вот в эту сторону и надо двигаться – сохранять наш колорит и демонстрировать его. Вот в чем, на мой взгляд, специфика Беларуси. Но знаете, часто, когда студенты мои восклицают: ну когда же все это будет? – я их успокаиваю. Надо же учитывать, что не может все резко измениться. Ну что такое 25 лет самостоятельного развития туризма и страны?! У нас все еще впереди, мы только на этапе становления. Частенько у нас бывают дискуссии с зарубежными коллегами, которые считают, что у нас уже должны были быть и звездные гостиницы, и высокие стандарты, и отличный сервис. Я на это отвечаю: а сколько лет вашей туристической индустрии и сколько нашей? Ну не можем мы за одну ночь стать такими же! Но мы потихоньку движемся вперед. Конечно, большой тормоз для развития туризма – закрытые границы, визовые барьеры. Если бы они были сняты и с нашей стороны, и с западной – появились бы колоссальные возможности для двустороннего туристического обмена. В своих научных публикациях я уже неоднократно предлагал поэтапно открывать границы – и с нашей стороны, и с их. Причем давайте мы первыми начнем. Для начала отменим визы для граждан ближнего западного зарубежья – хотя бы для поездок на уик-энд! Можно сделать следующий шаг – отменить визы для граждан стран ЕС. Ведь далеко не все сегодня на Западе вообще знают о существовании нашей страны, по-прежнему нередко можно слышать вопрос: а где это? Над этим нам надо усиленно работать.

– Какие самые насущные задачи стоят сегодня перед вашей кафедрой?

– В первую очередь это постоянное совершенствование образовательного процесса. Наша первоочередная задача – вносить в студенческую аудиторию новые образовательные технологии. Сегодня должны эффективно работать мастер-классы, малые образовательные проекты. Классическая курсовая работа теряет свою актуальность, хотя мы, конечно, используем ее в учебном процессе. Но в то же время должны быть мобильные курсовые и дипломные проекты на заданную тематику под запросы реального сектора. Над этим мы активно работаем. Включаем интеллект молодежи в научный поиск, в исследования. Более 30% студентов участвуют в различных формах студенческой науки. Студент должен уже в аудитории думать о завтрашнем дне. Будем продолжать формировать у студентов понимание того самого национального свое­образия, о котором мы уже говорили. Если студент знает и любит свою родину, все будет в порядке и с туризмом. Таким образом, воспитание национально сознательного специалиста – также наша задача. Беларусь имеет уникальный потенциал, но мы сегодня формируемся как нация в очень сложных условиях. И студенту надо объяснить, в чем наше свое­образие. Чтобы через понимание этого своеобразия студент уважительно относился к богатой белорусской истории, к старшим поколениям. Хочу отметить, что недавно мы впервые получили грант ЮНЕСКО на реализацию проекта «Участие студенческого сообщества в сохранении и использовании культурного наследия в целях поощрения культуры мира и устойчивого развития». Очень рады тому факту, что у нас теперь есть возможность этот проект реализовать с активным участием студенческого сообщества.

На мой взгляд, крайне важно привить студенту уважительное отношение к обществу – через гуманизацию и интеллектуализацию, через культуру. Может быть, это звучит и примитивно, но мы пытаемся донести до будущих специалистов туристической отрасли элементарные вещи: встречайте и провожайте человека с улыбкой. В принципе не важно, где вы будете работать – в банке, турфирме или гостинице, к вам пришел клиент – улыбайтесь! Несмотря на кажущуюся простоту и элементарность, все эти и многие другие воспитательные и образовательные вопросы требуют кропотливой работы. Этим мы и занимаемся на кафедре. Слава Богу, уже многое получается!

– Благодарим за беседу и поздравляем с юбилеем!

Беседовала Лилия КОБЗИК

https://www.traditionrolex.com/8