Рубрика Олега ПАВЛОВА
Пишет Сrazy-Reader (Московская область):
«Очень много солнца и очень много воды – так можно выразить впечатления от трех дней, проведенных в небольшом городке Туров, что в Житковичском районе Гомельской области Беларуси. Название города будило смутные воспоминания из детства и отсылало к русским былинам, в которых в дремучих лесах, среди могучих дубов разворачивались какие-то действия. Наверняка героические.
Но интернет не дал подтверждения зыбким образам моего воспаленного сознания, и поэтому ограничусь краткой справкой. Население Турова в настоящее время около трех тысяч человек. Правда, один из сайтов утверждал, что летом его население увеличивается раз в пять, что вызывало определенные опасения, но никакого подтверждения этому не обнаружено – ни в результате визуального осмотра городских улиц, ни при анализе заселенности гостиницы «Туров».
В летописях Туров впервые упоминается в 980 году, и был он в то время единственным городом у племени дреговичей, а в XII–XIII вв. стал центром Туровского княжества. С 988 года княжили в Турове Рюриковичи, борясь за самостоятельность с Киевом и другими соседними княжествами. С 1320 года – в составе Великого княжества Литовского, а с 1793 года, после раздела Речи Посполитой, вошел в состав Российской империи. Войны часто прокатывались через Туров, оставляя на нем следы разрушения и гибели. Но такова участь всей Беларуси, обусловленная ее местоположением, политической картой мира и телодвижениями ее соседей.
Несмотря на небольшое количество интересных для туристов мест (они есть, одни плавающие по воде или растущие из-под земли кресты чего стоят), город создает ощущение умиротворенности. А для любителей птиц здесь вообще раздолье, ведь буквально в ста метрах от города расположен знаменитый Туровский луг, место привала перелетных птиц. Как пишут, весной они собираются здесь тысячными стаями, гоняясь друг за другом в поисках добычи. В августе здесь, конечно, нет такого птичьего многообразия, но и местное «малообразие» доставляет удовольствие своим щебетом и треском. Что касается аистов, то это отдельная песня.
Мы приехали в Туров в воскресенье, часов в 10 утра. Солнце жарило на полную катушку, и в его лучах город показался ослепительно белым. А все потому, что мы оказались у нового храма, расположенного рядом с гостиницей. Кафедральный собор святителей Кирилла и Лаврентия Туровских освящен совсем недавно – 11 мая 2013 года и выглядит сейчас великолепно. Надо сказать, что он вытягивает низкорослый Туров вверх и делает центр города гораздо привлекательнее, придавая значимость всей композиции.
Храм Всех Святых начала XIX века. Синий, как и подавляющее большинство белорусских храмов с деревянными стенами. Достопримечательностью этой церкви являются два двухметровых каменных креста, которые, по преданию, приплыли (против течения) в Туров из Киева. Сам я их не видел, поскольку церковь была закрыта, но если пишут, что они есть, значит, они есть.
На Борисоглебском кладбище был обнаружен еще один крест с необыкновенными способностями. Утверждают, что он вырастает из земли, постоянно увеличиваясь в своих размерах. Теперь он стал объектом массового поклонения.
С городом тесно связана и личность Кирилла Туровского, известного церковного деятеля и писателя Древней Руси XII века. Он был епископом Турова, и в его честь воздвигнут семиметровый памятник на Замковой горе.
Здесь же, на Замковой горе, есть и еще одна реликвия. Внутри находится остов церкви XII века, разрушенной землетрясением 3 мая 1230 года. Это вообще выше моего понимания. Мне проще поверить в кресты, плывущие против течения из Киева в Туров, чем в землетрясение такой разрушительной силы на Полесье. Мощнейшая каменная кладка – какой же силы должен был быть этот «землятрус»?
А теперь самое время посмотреть на улицы города, и начну я, естественно, с гостиницы. Очень приличная гостиница. Во всяком случае, двухместный номер повышенной комфортности (однокомнатный). Внизу ресторан, тоже очень приличный.
На приколе стоит плавучая гостиница «Полесье». Интерес заставил подняться к ним на борт и поинтересоваться порядком их работы. Они, как такси, могут отвезти в любое физически доступное место. Час прогулки стоил (5 августа 2013 года) 600 000 белорусских рублей, то есть примерно 2300 наших. Стоимость не зависит от численности – хочешь, поезжай один, а хочешь – собери компанию из десятка хороших людей и катайся за те же деньги, сколько сможешь. Завезут и на остров, и рыбу дадут половить, и, наверное, каюты есть. Не зря же плавучая гостиница.
Велосипед в Турове – не развлечение, а средство передвижения. Используют его люди самого разного возраста – и женщины, и мужчины. Причем женщины даже чаще. Велосипеды стоят на улицах без привязи. Правда, все они белорусского производства, то есть обычные дорожные, и, может быть, красть их нет смысла.
Минутах в сорока ходьбы краем Туровского луга течет река Припять (около Турова – ее протоки). Почему-то я представлял Припять тихой речкой среднего размера, но оказалась она широкой, с быстрым и могучим течением. Около берега видна какая-то пленка. В некоторых местах около воды чувствуется своеобразный запах, причину появления которого я не знаю. Или это пахнет почва, заливаемая каждую весну и не успевающая полностью высохнуть, или запах идет от воды, или от водорослей, или есть какие-то иные причины? На пляже, правда, и воздух, и вода чистые».