В разгар вступительных экзаменов вопрос образования становится особенно актуальным для абитуриентов и их родителей, а перспективы на рынке труда волнуют, пожалуй, еще более широкую аудиторию. Старший преподаватель кафедры международного туризма факультета международных отношений БГУ Наталья Полещук рассказывает об образовании в туризме, а также о том, что ожидает молодых специалистов турбизнеса в начале профессионального пути.
– Наталья, расскажите, пожалуйста, о кафедре международного туризма. Чем образование, полученное у вас, отличается от профессиональной подготовки в других ВУЗах, выпускающих специалистов турбизнеса?
– Кафедра международного туризма была основана в 1998 году на факультете международных отношений БГУ. Сейчас у нас получает образование около 300 человек, включая магистрантов и аспирантов, а также зарубежных студентов. В 2008 году кафедра отмечала 10-летний юбилей. В рамках празднования состоялась презентация книги «Стратегии устойчивого развития экологического туризма Беларуси» и награждение талантливых студентов, а также круглый стол по вопросам развития туризма с представителями посольства Венгрии. Вообще в Беларуси 18 ВУЗов занимаются поготовкой специалистов в сфере туризма. Одно из лидирующих мест занимает БГУ, структурным подразделением которого является кафедра международного туризма, предлагающая подготовку по специальности «менеджмент в сфере международного туризма». Наше преимущество в том, что мы выпускаем разнопрофильных специалистов со знанием по меньшей мере двух иностранных языков – такие специалисты востребованы во многих сферах, не только в туризме.
– Кто обучает будущих специалистов турбизнеса? Расскажите о преподавательском составе.
– Большинство наших преподавателей – выпускники географического факультета БГУ. На кафедре работают доктора и кандидаты наук, имеющие опыт не только в преподавательской, но и в научно-исследовательской деятельности. Преподаватели нашей кафедры принимали активное участие в разработке национальной программы развития туризма на 2006–2010 годы и многих других документов, участвовали в проектах глобального экологического фонда ПРООН. Среди известных практиков, сотрудничающих с нашей кафедрой – председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова, директор туристического портала holiday.by Андрей Барашко, менеджер по рекламе и корпоративным продажам отеля Crowne Plaza Яна Кондрикова.
– Какие еще предметы изучают студенты? Где юные специалисты получают практические навыки?
– Всего для студентов кафедры международного туризма читается более 25 дисциплин. Студенты готовят курсовые и дипломные работы, а также творческие научные проекты по предметам «Организация и управление туристским предприятием», «Международный рынок услуг», «География туризма Беларуси», «География международного туризма, «Экономика международного туризма». Помимо обычных лекционных и семинарских занятий у нас предусмотрены учебные экскурсии, для студентов организуются круглые столы и встречи с представителями туристической сферы – например, с известным экскурсоводом Анатолием Вараввой. Студенты кафедры проходят учебно-производственную практику в таких турфирмах как «АлатанТур», «СМОК ТРАВЭЛ лтд», «Сакуб», «Туссон Вояж», а также в Министерстве спорта и туризма и Национальном агентстве по туризму.
– Уже само название кафедры международного туризма предполагает сотрудничество с зарубежными ВУЗами и организациями…
– В настоящее время кафедра сотрудничает с учебными заведениями России, Германии, Украины, Чехии, Польши. Партнерские отношения связывают нашу кафедру с ВУЗами Словакии, посольством этой страны, Словацкой торгово-промышленной палатой и Представительством Словацкого управления по туризму в Москве. В прошлом году в рамках проекта «Опыт Словакии по членству в ЕС в отношении Беларуси» на кафедре проводилась осенняя школа: преподаватели из университета Комениуса читали лекции по туризму и международному праву. А в рамках летней школы наши студенты ездили на стажировку в Словакию. Кроме того, наши преподаватели и студенты постоянно принимают участие в международных конференциях в России, Польше, Украине и других странах. В прошлом году на семинаре в Цеханове студент нашей кафедры Артем Чудовский в составе белорусской делегации представлял концептуально новый «Путеводитель по Республике Польша для белорусских туристов». К слову, в скором времени путеводитель появится на книжном рынке Беларуси.
– Давайте поговорим о поступлении. Какие экзамены нужно сдавать абитуриентам? Насколько жесткой конкуренции стоит ожидать?
– Чтобы поступить к нам на специальность «менеджмент в сфере международного туризма», нужно сдавать централизованное тестирование по математике, русскому или белорусскому языку, а также иностранному языку. Выпускникам присваивается квалификация «Менеджер-экономист. Переводчик-референт (со знанием двух иностранных языков)». У нас достаточно высокие проходные баллы и большой конкурс: для того чтобы стать студентом бюджетной формы обучения, в прошлом году необходимо было набрать 354 балла, платной - 276 баллов, а средний конкурс по факультету составлял 4,41 человека на место.
– Насколько востребованы выпускники, имеющие туристическую специальность, что ожидает их на рынке труда? Руководители компаний нередко жалуются на нехватку кадров и их «текучесть». Куда деваются молодые специалисты турбизнеса? Уезжают за рубеж?
– Некоторые наши студенты продолжают учебу за границей, но нельзя сказать, что выпускники массово уезжают работать за рубеж: как правило, не возвращаются в Беларусь 3-4 человека из курса. Если судить по прошлому году, только 30% наших выпускников остались работать в области туризма, все остальные предпочли другие сферы деятельности. Дело в том, что уровень зарплаты начинающих специалистов в турфирмах не очень высок: чаще всего сумма не превышает 200 долларов, а ведь наши выпускники имеют отличную подготовку, владеют как минимум двумя иностранными языками, они целеустремленны и хотят видеть более достойную оплату труда и перспективы карьерного роста. Те, кто выбирает работу в турбизнесе, стремятся попасть в отели – там выше зарплата и есть возможность карьерного роста. Но в основном наши выпускники предпочитают работать в банковской сфере, в крупных страховых компаниях, в фирмах, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, становятся высококлассными переводчиками – ведь мы, как я уже говорила, готовим разнопрофильных специалистов.
Беседовала Анна Бодяко
Справка
- Кафедру международного туризма факультета международных отношений БГУ возглавляет кандидат исторических наук, доцент Леонид Гайдукевич.
- Кафедра сотрудничает с Российской академией туризма, Смоленским гуманитарным университетом, Московским институтом гостеприимства, Падербонским университетом (Германия), университетом Комениуса (г.Братислава, Словакия), университетом Матиа Бела (Словакия), Вроцлавским университетом (Польша), Гуманитарной Академией им. Александра Гейштора (г.Пултуск, Польша), Пражским экономическим университетом.
- Кафедрой международного туризма совместно с БГЭУ, Брестским Государственным Университетом, Витебским Государственным Университетом, Гродненским Государственным Университетом, Институтом туризма БГУФК и ВУЗами Словакии, Чехии, Германии, Италии реализуется проект ТЕМПУС «Модернизация и внедрение бизнес-образовательных программ для подготовки специалистов в туристической индустрии Республики Беларусь (MIBET)».
- Направления научной деятельности кафедры:
– анализ региональной туристкой политики Республики Беларусь;
– маркетинговые исследования для оптимизации туристского обмена между Беларусью и Польшей;
– изучение предпосылок устойчивого развития сельского туризма в регионах Беларуси
- Научный студенческий совет кафедры принимал участие в VII Республиканском конкурсе «Познай Беларусь». Студенты были отмечены грамотой «За вклад в развитие туризма в Республике Беларусь» в номинации «Лучшая концепция бренда страны».
КОММЕНТАРИИ
Надежда Лаврентьева, студентка 4 курса факультета международных отношений БГУ: «Турфирмы не заинтересованы в молодых специалистах»
«У меня сложилось впечатление, что турфирмы не заинтересованы в молодых специалистах. Я проходила стажировку в университете имени Матея Бела в Словакии и обнаружила колоссальную разницу: у них на стенде рядом с кафедрой туризма и гостеприимства висит множество объявлений от потенциальных работодателей – крупных туроператоров и турагентств, которые предлагают студентам работу или, например, практику в летнее время. У нас все происходит с точностью до наоборот: студенты рассылают резюме по турфирмам, а потом ожидают, пока кто-нибудь позвонит им и пригласит на работу. Впрочем, предложенная работа, как правило, не оправдывает надежд. Уже на четвертом курсе, проходя практику, студенты узнают внутреннюю жизнь фирмы, и, не видя там особых перспектив роста, выбирают, скажем, строительство или переводческую деятельность. После окончания университета я планирую работать в консалтинговой компании, поэтому сейчас, получая образование, наибольшее внимание уделяю экономике и бухгалтерскому учету. Дело не в том, что я не хочу работать в туризме – напротив, я поступала на эту специальность вполне осознанно и не романтизируя ее, но я трезво оцениваю ситуацию и меня не устраивают ни перспективы развития, ни оплата труда».
Илона Казимирко, студентка 3 курса факультета международных отношений БГУ: «В турфирмах нельзя научиться чему-то новому»
«На рынке труда в сфере туризма предлагается, как правило, неинтересная работа, где выпускники едва ли могут проявить себя и применить знания, полученные в университете. Когда приходишь в фирму как молодой специалист, причем многому научившийся во время практики и постоянно работавший в летний период, а тебе говорят: «отправьте факс» -- это не та работа, которую ты настраивался делать. Я могу отметить, что многие мои однокурсники пробовали сотрудничать с различными туристическими компаниями, и в основном не задерживались там больше года: за этот срок они овладевали всеми необходимыми навыками, но после, не видя никаких перспектив роста и развития, большинство из них начинали искать что-то новое. У нас есть возможность работать переводчиками, бухгалтерами, экономистами – и мы выбираем эту сферу, идем в банки, на предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Те, кто все же намерен связать свою жизнь с туризмом, стремятся остаться в гостиничном бизнесе, попасть в Crowne Plaza или, например, «Планету» – там можно расти профессионально, общаться с иностранными партнерами и клиентами. Но за год в таких отелях могут пройти практику от силы 2-3 человека и еще меньше – остаться на постоянную работу. Многим заманчивой кажется перспектива открыть свою компанию, но тут тоже не стоит питать иллюзий: сейчас туристический рынок переполнен маленькими, недавно открывшимися компаниями – и большинство из них имеют весьма недолгий век, не выдерживая конкуренции с фирмами, давно утвердившими свои позиции».