https://www.traditionrolex.com/8
<p>Собственно, через этот украинский город все мы проезжали тысячи раз - железнодорожный путь в Крым лежит именно через него. Но стоянка в Запорожье короткая, минут пять, много ли увидишь за это время? Разве что красивый "сталинский" вокзал постройки 1952 года. А между тем, родина украинского казачества в последнее время активно превращается в один из крупнейших туристических центров Украины...</p>

Вячеслав БОНДАРЕНКО

Собственно, через этот украинский город все мы проезжали тысячи раз - железнодорожный путь в Крым лежит именно через него. Но стоянка в Запорожье короткая, минут пять, много ли увидишь за это время? Разве что красивый "сталинский" вокзал постройки 1952 года. А между тем, родина украинского казачества в последнее время активно превращается в один из крупнейших туристических центров Украины...


35-3

История у здешних мест давняя и красивая. Когда-то именно здесь заканчивался судоходный Днепр и начинались гибельные пороги, грохот воды от которых разносился на полсотни верст вокруг. Отсюда и название местности - Запорожье. А на огромном острове Хортица размещалась главная база запорожского казачества, колоритно описанная Гоголем в "Тарасе Бульбе".

Вольная жизнь для чубатых парубков продолжалась до конца XVIII столетия, когда Екатерина II решила освоить здешние пространства и закрепить их за Россией. Так выросла на берегу Днепра маленькая крепость Александровск, а Хортица перешла во владение трудолюбивых немцев-меннонитов. Мало-помалу крепость разрослась до городка, хотя воевать ей пришлось только в Гражданскую войну - Александровском владели и красные, и белые, и махновцы. В 1921 году город обрел новое (и одновременно древнее) название - Запорожье. А еще через восемь лет о нем услышала вся страна - на берегах великой реки началось возведение Днепрогэс...

Огромная бетонная плотина сдержала бег Днепра, и смертоносные для кораблей пороги навсегда ушли под воду. Сейчас они находятся на глубине примерно 37 метров, и только над водой кое-где выступают верхушки самых высоких скал. Плавать вблизи них опасно - запросто может затянуть в подводный омут, из которого не выберешься...

Гидроэлектростанцию, в то время крупнейшую в Европе, возводили далеко от старого Александровска. Рядом с ней постепенно рос и жилой массив для строителей ГЭС - "образцовый город социалистического будущего". Но у городских властей все же хватило ума не резать по живому, старое и новое Запорожье решили объединить. В результате город приобрел уникальный в своем роде проспект Ленина - длиннейшую 13-километровую магистраль, на которую как бы нанизана растянутая в длину центральная часть Запорожья. Сначала идут одно-, двух- и трехэтажные каменные дома дореволюционного Александровска (четырехэтажных в городе было всего три, все они сохранились), потом - район, застроенный в 1950-х, потом "хрущевки"... Затем проспект пересекает огромный овраг длиною несколько километров, отданный во власть частных домов, и снова начинается город. Застройка брежневских времен, сталинский ампир 1950-х, тот самый "образцовый город" 1930-х, снова ампир и - порт. Одним словом, скучать в Запорожье некогда, только смотри по сторонам!

Экскурсоводы с гордостью расскажут вам о том, что запорожский проспект Ленина упирается в площадь Ленина, на которой высится памятник Ленину; рядом - Днепрогэс имени Ленина, порт Ленина и водохранилище имени Ленина, посреди которого - остров Ленина! Честное слово, до такого большевистского заповедника даже Минску далеко... На просьбу внятно объяснить причину такого почтения к человеку, никогда не бывавшему в здешних местах, экскурсоводы четко отвечали заученной фразой: "Это наша история". Можно подумать, что Ленин основал Запорожье или лично вбивал первый гвоздь в основание будущей плотины...

Отсутствие тяги к переменам легко объясняется тем, что Запорожье входит в так называемый "русский пояс" Украины. В отличие от Киева, здесь практически не слышна на улицах чистая украинская речь, да и многие вывески - на русском. Запорожье гордится званием "самого интернационального города страны" - среди 800-тысячного населения здесь можно встретить представителей 120 национальностей. Поэтому над "щирыми украинцами" запорожцы склонны скорее посмеиваться и считать их в лучшем случае чудаками. Ведь и запорожские казаки были когда-то в высшей степени равнодушны к национальному вопросу: отбор шел по религиозному признаку, казаком мог стать только православный.

Впрочем, никакого особенного почтения и к Ленину запорожцы тоже не испытывают. Некогда оживленный речной порт, по которому сновали "метеоры" и "кометы", пуст - разве что баржа с углем пройдет с верховьев Днепра. Памятник Ленину одиноко высится посредине заросшей травкой площади. И только плотина по-прежнему выглядит оживленной - по ней непрерывным потоком несутся машины, следующие с Правого Берега в центр.

Таково нынешнее Запорожье - не удержусь от цитаты, "город контрастов". "Обилие" Ленина и могучий Днепр, казаки и McDonald's, гигантские металлургические заводы и заброшенный аэровокзал, продавцы бычков и супермаркеты на каждом шагу. Город находится на полпути от прошлого к будущему.

Главный туристический бренд Запорожья - это, конечно, казачество. Относительно недавно в городе появился весьма качественный музей истории запорожских казаков, восстановлена стоянка запорожцев, со дна Днепра регулярно поднимают древние "чайки" - запорожские суда (в одной такой экспедиции участвовал Андрей Макаревич). Остров Хортица, где селились казаки, объявлен заповедником. И побродить по нему в жаркий летний день - одно удовольствие.

Хортицу охватывают с двух сторон рукава Днепра - собственно Днепр и Старый Днепр, древнее русло, которое немного уже нового. Днепр в Запорожье, конечно, не сравнится по ширине с тем, что течет в Днепропетровске, но не уступит в размерах и красоте киевскому. До сих пор ученые спорят, что же означает название самого большого на Днепре острова, но большинство все же сходятся в том, что в старину на нем водилось много волков ("хортых"), отсюда и Хортица - волчица. Да и очертаниями длинный, чуть изогнутый остров напоминает бегущую волчицу. Как и положено заповеднику, остров, в общем, пустынен - здесь не ведется строительство, нет частных садов и огородов, зато дикорастущих деревьев и трав хоть отбавляй. Северные берега острова скалистые - древние камни нависают над Днепром на высоте 30-40 метров. А чем дальше к югу, тем больше Хортица становится похожа на украинские "джунгли" - сплошные заросли зелени вперемешку с маленькими озерами, болотцами, песчаными намывами, которые в половодье исчезают бесследно. Точной карты южной оконечности острова нет до сих пор. А местные рыболовы там днюют и ночуют...

Есть на Хортице и пляжи, хотя основные городские точки для купания расположены в центре. Учитывая, что в разгар лета в Запорожье нередко бывает +40, а вода в Днепре прогревается до +26, купание для местных жителей - чуть ли не единственный способ поддерживать себя в рабочей форме. Впрочем, Днепр нередко приносит к пляжам тонны водорослей, плавать среди которых - удовольствие относительное.

Центров города в Запорожье как минимум пять (вспомним 13-километровый проспект), но "самым главным" считается все же отрезок от улицы Гагарина до площади Фестивальной. Это застройка 1949-55 годов - величественные "сталинские" дома-дворцы, которые возводили для себя возрожденные после войны запорожские заводы. Именно эту часть проспекта сняли в 1956 году в легендарном фильме "Весна на Заречной улице". Благодаря мэру города все старые дома прекрасно отреставрированы, да и вообще центральная магистраль города в этой части выглядит очень уютной. Цветущие липы на тротуарах, залитые светом витрины бутиков, дорогие кафе... На площади Маяковского, у фонтана "Жизнь", можно приобрести местные сувениры. Ну, и, конечно, устав от жары, взбодриться местным "Славутичем" - хорошо знакомой нам маркой запорожского пива. В последнее время этот бренд, пожалуй, начал вытеснять былую славу "Запорожцев".

Тем более, что и "Запорожцев" местный автомобильный завод не выпускает с 1994 года. Да и разнообразные "Таврии" пользуются все меньшим спросом. Сейчас на ЗАЗе выпускают лицензионные "Шевроле", так что именно эта марка автомобилей встречается в городе чаще всего. Еще среди местных жителей очень популярны китайские машины. А на старых "Запорожцах" передвигаются разве что пенсионеры.

Впрочем, если уж речь зашла о транспорте, то упомянем неизбежный минус Запорожья - его маршрутки. Общественный транспорт в городе представлен до предела раздолбанными троллейбусами и трамваями, а вот автобусы вымерли как класс еще в начале 1990-х - их полностью вытеснили собой маршрутные такси. И путешествовать в них - удовольствие ниже среднего. Особенно, когда в 40-градусную жару в "Богдан" набивается сотня пассажиров... Есть в городе еще одно место, которое обязательно нужно посетить. Это частный музей холодного оружия, расположенный на втором этаже оружейного магазина на проспекте Ленина.

Слава об этом музее распространилась далеко за пределы Украины. Но пока я сам не повидал коллекцию, собранную запорожским бизнесменом, ни за что не поверил бы в то, что одному человеку под силу сделать такой потрясающий музей...

Небольшая комната набита холодным оружием до отказа. Здесь есть все, начиная с бронзовых наконечников стрел и заканчивая парадными шпагами венгерских и болгарских дипломатов 1980-х годов... Палаши, шашки, кортики, сабли, японские, китайские и африканские мечи... Многие экспонаты именные, с документами бывших владельцев. Общая стоимость коллекции, думаю, измеряется в десятках миллионов евро. И все это выставлено на общее обозрение. Вход - 10 гривен. Гуляя по этому хранилищу, я не раз и не два тихим словом поминал наши минские музеи, время от времени устраивающие выставки под пышными названиями, вход на которые стоит втрое дороже, а экспонатов - раз в двести меньше...

...А еще были местные фрукты - сезон винограда, слив и персиков только начался. И после возвращения в Минск я не могу смотреть на тот виноград, который продается у нас. Потому что теперь я знаю, что настоящий виноград - гораздо, гораздо больше по размеру...

https://www.traditionrolex.com/8