Винно-гастрономические туры сегодня можно назвать одним из самых динамично развивающихся сегментов туристического рынка во всем мире. Так, по данным российских экспертов, если еще пять лет назад "пробовать страны на вкус и алкогольный градус" отправлялось не более 1-2 тысяч человек в год, то в 2007-м - уже не менее 17-20 тысяч. Конечно, белорусские объемы пока еще нельзя сопоставить с соседскими, тем не менее, тех, кто пресытился традиционными туристическими направлениями и готов погрузиться в тайны заморской кулинарии и виноделия становится все больше и среди белорусов. Александр Ванюков, директор компании "Санни Трэвел" (лидирующей в организации подобных туров) рассказал нашему изданию об особенностях проведения гурман-туров.
- Скажите, что может считаться гурман-туром? Путешествие по стране с дегустациями? Уроки от известного шеф-повара на "его территории"?
- Если говорить о том, что делаем мы, то это гастрономические туры, преподносимые в формате: вино + кухня. Именно такие путешествия мы называем "гурман-турами" или "гастрономическими" турами. Главный их принцип - знакомство с технологией винного производства, сопровождающееся дегустацией различных сортов вин. Благодаря этим познавательным турам люди начинают лучше ориентироваться в винном продукте, понимают, что с чем пьется, какие блюда с каким напитком подаются, как выбрать хорошее вино. В дополнение к винным экскурсиям туристы также посещают хорошие рестораны - это, как правило, или звездные "мишленовские" заведения, или приятные местные ресторанчики с национальной кухней. Проводиться такие туры могут в совершенно разных странах. Мы в первую очередь делаем упор на регионы, которые славятся своей кухней и винами. Это Италия, Франция, Испания, Португалия.
- На кого рассчитаны такие путешествия?
- На мой взгляд, гурман-туры - это удовольствие для искушенных туристов. В программе любого подобного путешествия клиента ждут интересные отели, лучшие вина и самые известные рестораны. Конечно, в первую очередь гурман-туры рассчитаны на тех, кто хочет лучше разбираться в винах и гастрономии. Скорее всего, это - активные, увлекающиеся персоны, часто посещающие различные рестораны, уже имеющие понятие о винодельческой культуре, но желающие приобрести дополнительные знания в этой области. Подобные путешествия для таких людей - возможность перейти на новый, более высокий уровень гастрономической культуры. К тому же, винно-кулинарные туры позволяют наилучшим образом почувствовать особенности того или иного народа, познать ту или иную страну. А так как к гастрономической составляющей мы обязательно добавляем и экскурсионную программу, турист получает полноценное путешествие. Конечно, прежде чем отправить куда-то клиентов, я еду в такой тур сам. Смотрю винодельни, выбираю отели и экскурсионную программу. Здесь такая специфика, что нужно обязательно увидеть и прочувствовать то, что ты будешь предлагать туристам.
- Сколько обычно длится такой тур?
- Около недели. В зависимости от региона туристы или живут в одной местности, или переезжают в разные города. Конечно, охватить в одном путешествии всю страну невозможно, поэтому мы стараемся составлять программу так, чтобы погрузить отдыхающего в гастрономическую и винную культуру одного конкретного региона. Так, наша компания в рамках нескольких поездок уже знакомила клиентов с Бордо (Франция), Пьемонте и Тосканой (Италия). На эту осень у нас запланирована поездка в Долину Луары (Франция) и совершенно новая программа "Страна басков" (Испания).
- Есть ли сезон у гастрономических путешествий?
- Как правило, мы стараемся проводить такие туры осенью. Помимо того, что турист попадает в страну в сезон сбора винограда, его путешествию еще и сопутствует комфортная и нежаркая погода. На мой взгляд, это самое благоприятное время для экскурсий и поездок. К тому же, отдохнув летом на каком-то пляжном курорте, осенью можно позволить себе поездить с познавательными целями. Если же говорить об организации таких туров в целом, то, в принципе, их можно делать практически круглый год.
- Расскажите подробнее, что ожидает туристов в стране басков?
- Этот тур подойдет тем, кто хочет изучить испанские вина, гастрономию и искусство. Путешествие включает в себя посещение самых известных винодельческих регионов Испании Ribera de Duero и Rioja. Во время тура туристы будут жить в великолепных дизайнерских отелях, под руководством опытных сомелье посещать знаменитые винодельни, винные хозяйства и музеи вина и, конечно, обедать и ужинать в лучших национальных ресторанах. Это будут и трапезы в рыбацкой деревне на свежем воздухе, и визиты в заведения, отмеченные "звездами" в знаменитом справочнике Мишлен, и лучшие местные рестораны. Помимо многочисленных винных дегустаций, туристов ждет еще посещение колоритного приморского городка Сан-Себастьян, экскурсия в музей Гуггенхайма, заезд в средневековый город Бургос, а также два дня в Мадриде (музеи Пикассо, Прадо и многое другое). Кстати, винная тема будет сопровождать туристов повсюду. Ведь в отелях, в которых будет жить наша группа, работают комплексы винотерапии (то есть, spaпроцедур, основанных на использовании виноградной лозы).
- Я читала в интернете статистику, что гастрономические туры чаще выбирают женщины, чем мужчины. У вас так же?
- Нет. У нас инициаторами подобных туров скорее выступают представители сильной половины. И мне кажется, эта тенденция верна и для всего мира. Например, у американских туристов (в основном, мужчин) такой отдых называется wine vacation (винные каникулы). В наши туры ездят как мужчины, так и дамы. Обычно это семейные пары или компании друзей, которые уже видели египетские пирамиды, французские замки, немецкую готику и теперь хотят попробовать чтонибудь новое. Например, гастрономический тур. Это свежо, модно и необычно. В таких поездках люди не просто едят и пробуют вина, они действительно отдыхают и наслаждаются. Оптимальная группа для гурман-тура - 6-10 человек. Для комфортной экскурсионной программы такое количество участников более, чем достаточно.
- У каждого винного региона наверняка существуют свои особенности. Как вы рекомендовали бы выбирать страну с точки зрения вин и гастрономии?
- Конечно, каждый регион - это своя атмосфера, своя кухня и вина. В данном случае, мои клиенты уже попробовали итальянские и французские вина, поэтому сейчас решили продегустировать испанские. Сравнить. Поэтому на первом месте при выборе того или иного региона стоят винно-гастрономические предпочтения, на втором - экскурсионные возможности местности. По нашему опыту, бывает так, что человек съездил во Францию, попробовал местные вина и захотел узнать, чем же от них отличаются итальянские. Дальше, посетив Италию, ему интересно сравнить местные напитки с испанскими и так далее. Чем он больше пробует, погружается в эту атмосферу, становится более искушенным в вопросах кулинарии и вина, тем больше ему хочется ощутить новый вкус. Попробовать что-нибудь новенькое.
- Каких гастрономических проектов стоит ожидать от "Санни Трэвел" в будущем?
- Может быть, поедем в ЮАР. Многие пробовали вино из этой страны, да и регион сам по себе весьма интересный. Возможно, соберемся в Австралию или даже в Чили с Аргентиной. Вообще, стран, где производится великолепное вино и с которыми мы еще не знакомы - много. Так что, будем разрабатывать и планировать туры.
Беседовала Екатерина АПАРИНА