https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Без отрыва от производства </strong><br />Работать в большой компании престижно. Еще лучше, если работник чувствует внимание к своей персоне со стороны руководства. Тогда уж точно не возникнет ощущения, что ты - "винтик" в большой машине, а не самое необходимое звено в большом общем деле. В западных корпорациях давно практикуют поощрение отличившихся сотрудников заграничными корпоративными поездками, в которых совмещаются занятия по повышению квалификации и развлечения. Сегодня корпоративные туры по Беларуси и за ее пределы еще не самое массовое "направление": спрос на такие путешествия есть, но больше в частном и "иностранном" секторах экономики.</p>

Без отрыва от производства

Виктор КОРБУТ

Работать в большой компании престижно. Еще лучше, если работник чувствует внимание к своей персоне со стороны руководства. Тогда уж точно не возникнет ощущения, что ты - "винтик" в большой машине, а не самое необходимое звено в большом общем деле. В западных корпорациях давно практикуют поощрение отличившихся сотрудников заграничными корпоративными поездками, в которых совмещаются занятия по повышению квалификации и развлечения. Такой отдых сплачивает коллектив благодаря проведению времени в неформальной обстановке, в стороне от "станка", но все-таки - вместе с коллегами. И что важно: все или почти все за счет фирмы. Сегодня корпоративные туры по Беларуси и за ее пределы еще не самое массовое "направление": спрос на такие путешествия есть, но больше в частном и "иностранном" секторах экономики.

34-4

Четыре важных буквы

Впрочем, нет правил без исключений. Несколько лет назад государственная структура, в которой я работал, организовала для членов "корпорации" однодневный тур в Вильнюс. Провести выходные не в Минске для многих оказалось счастливой возможностью вырваться за пределы привычной действительности. Дом, работа - эта схема жизни действует у большинства людей, путешествия остаются неосуществимой мечтой из-за нехватки "лишних" денег и просто нежелания обращаться самому в турфирму. Неудивительно, что из-за редкого посещения заграницы некоторые сотрудники старшего возраста даже захватили в Вильнюс старые карты столицы Литовской ССР!

И вот мы едем, едем, едем: Ожидания, впечатления от дороги, семичасового(!) стояния на границе, угощения "ссобойками", планы на несколько "несчастных" часов, остававшихся на собственно прогулку по городу - все это заставило людей, прежде годами сидевших в закрытых кабинетах и не знавших коллег за стенкой даже по имени, наконец разговориться, по-настоящему познакомиться. Назад в Минск возвращались уже не случайные соседи по месту работы, а сплоченный коллектив.

Поэтому, несомненно, права Марина Кондрашова, директор компании "Вокруг света", формулируя смысл корпоративных поездок: "Люди, отдаляясь от привычного места обитания, теряют связь с домашними заботами и проблемами, которые их окружают. Оказываясь за границей с сотрудниками своей корпорации, коллеги еще больше сближаются в личностном и профессиональном планах".

Все виды корпоративных туров в западной терминологии обозначаются аббревиатурой MICE: M - meeting (заседание, собрание): организация деловых встреч за рубежом, проведение бизнес-семинаров и корпоративных выездов; I - incentive (побуждение, стимул): поощрительные поездки для сотрудников и партнеров; С - conference (конференция, встреча): организация посещения и участия в международных выставках и конференциях; Е - events (события): организация индивидуальных или групповых туров с целью посещения международных мероприятий.

По наблюдениям Татьяны Белоусовой, главы минского представительства аirBaltic, среди корпоративных клиентов авиакомпании преобладают следующие группы: 1) посещающие выставочные мероприятия за рубежом - преимущественно руководители госпредприятий (по схеме MICE это буквы С, Е); 2) сотрудники представительств международных компаний, отправляющиеся за границу с целью отдохнуть и подвести итоги своей деятельности, в основном работники фармацевтической отрасли (M); 3) выезжающие за пределы родины с целью отвечься от привычной атмосферы, наградить лучших сотрудников (I); 4) клиенты фирм, поощряемые за сотрудничество (I); 5) спортсмены (Е).

Как подсказывает опыт М. Кондрашовой по организации таких поездок, корпоративные туры типов M и I проходят обычно по следующему сценарию: 3-4 дня - конференция с участием всех сотрудников фирмы, 1 день - работа внутри групп, 1-2 дня - отдых. Больше недели подобные мероприятия не занимают.

По количеству участников туров нет ограничений - может быть и 20, и 90 человек. Если это большая группа, тем более состоящая из руководителей компании, то сотрудники корпорации не должны находиться в одном транспортном средстве - автобусе или самолете: на случай возможной катастрофы, - одно из обязательных правил, усвоенных Галиной Воробьевой, директором компании "Элио тревел", когда семь лет назад она взялась за организацию корпоративных туров для бизнесменов.

34-4a

Свободные деньги

Корпоративные туры с выездом за границу стали появляться на нашем рынке с приходом сюда иностранных предприятий. "В деятельности зарубежных фирм само собой разумеющееся - организовывать для сотрудников отдых "за счет учреждения", - говорит Г.Воробьева. - Даже больше: в бюджеты крупных компаний изначально заложены социальные пакеты для сотрудников, в т.ч. поощрения выездами за границу. Был случай, когда я готовила корпоративный тур в ОАЭ. Он предусматривал три экскурсии, потому что у минского офиса западной корпорации была большая сумма, которую следовало потратить на мероприятие по уже определенному бюджету. Если бы они использовали меньше средств, то головной офис выдал бы на следующий год меньше средств на аналогичное мероприятие".

Со "Внешинтуристом" не первый год сотрудничают операторы сотовой связи, банки, крупные иностранные предприятия. Авторитет среди столь солидных компаний турфирма завоевала в "честном бою". "Фирмы, ставшие нашими партнерами, - вспоминает Владимир Маковский, генеральный  директор "Внешинтуриста", - рассылали тендерные предложения по разным компаниям. Предложившая наиболее оптимальный вариант, была выбрана в качестве постоянного партнера. Пройдя сложные тендеры, мы завоевали авторитет среди ряда солидных корпораций. Сотрудничество с ними приносит нам не только деньги. "Внешинтуристу" почетно иметь в клиентах преуспевающую компанию. Если нас выбирают - что ж, будем считать это признанием собственной надежности на рынке".

М. Кондрашова подтверждает, что корпоративные туры востребованы в первую очередь в крупных компаниях: "Прибыльные предприятия, где значительную долю имеет иностранный капитал, занимаются активным обучением своих сотрудников на выездных мероприятиях, в каждой такой корпорации существует система поощрения работников зарубежными поездками, организация корпоративных туров на Новый год, Рождество, с привлечением членов семей. Наиболее развиты такие отношения в сферах медицины, промышленности и торговли".

"Массовым явлением корпоративные туры назвать пока трудно, - считает В.Маковский. - Позволить себе такую роскошь могут организации, имеющие "свободные" деньги. Кстати, эти же корпорации идут далеко в развитии социальных гарантий для своих служащих - помогают им строить жилье и т.п.".

От заводов "Внешинтурист" заказов не получал. В компанию "Виаполь", напротив, часто обращаются профсоюзы промышленных предприятий. Впрочем, интересы этих организаций касаются в основном отдыха и экскурсий по Беларуси. "Также среди наших клиентов - Белпочта, медучреждения, вузы, - перечисляет заказчиков корпоративных туров Галина Потаева, директор "Виаполя". - Некоторые предприятия отправляют на уик-энды своих сотрудников по 4-5 раз за лето".

Со всеми удобствами


В "Виаполе" предлагают насыщенные по содержанию корпоративные туры по Беларуси: экскурсии рассчитаны на два дня, с ночевкой. "Сначала казалось, это не воспримет широкая публика, - вспоминает о первых шагах Г.Потаева. - Все вышло наоборот. Стало модно, что ли, проводить летние выходные в компании коллег. Те, кто уже с нами съездил, просятся еще и еще, требуют, чтобы с ними ехал именно тот экскурсовод, который был в прошлый раз. Мы постарались, чтобы у участников корпоративных туров было хорошее питание в дороге, общение со священниками у храмов, визит в ставшие знаменитыми усадьбы "Бенюны", "Гиппика".

Если "Виаполь" делает акцент на экскурсионные туры, то "Мастер путешествий" предлагает своим корпоративным клиентам развлекательные - причем как белорусам, так и иностранцам. Туры выходного дня организуются в Дудутках, Строчицах - музеях материальной культуры, где есть на что посмотреть, а фирма позаботиться о том, чтобы гостей как надо угостили и повеселили.

Евгения Зубкова, директор фирмы "Мастер путешествий", сама когда-то занималась организацией праздников еще в пионерлагерях, и теперь, работая в турбизнесе, продолжает лично участвовать в разработке сценариев корпоративных туров - не только занимается вопросами, связанными с проездом, питанием, проживанием, но сама привлекает лучших артистов, музыкантов, придумывает игры а-ля "Форт Баярд" и т.п.

"Внешинтурист" сейчас готовит корпоративный выезд группы из 60 человек на турбазу под Минском. По словам В. Маковского, специалисты турфирмы разрабатывают программу отдыха, начиная от проезда, заканчивая сценарием семинаров, вечеринок, спортивных состязаний. Однако корпоративный отдых в Беларуси по популярности уступает зарубежному.

"С одной стороны, нет разницы, где проводить мероприятие, - рассуждает М.Кондрашова. - С другой, для заказчика важно увидеть новую страну, вернуться домой с незабываемыми впечатлениями из "другого мира". Совет директоров одной компании по этой причине попросил нас устроить инсентив-тур в Грузию. Поездка должна была состояться в сентябре: отель, билеты - все забронировано: Но тут случилась война".

Хоть на край света

Новые впечатления, неожиданные открытия важны в развитии человека, дают ему толчок к движению вперед. Посещение диковинных напитка. Впрочем, и белорусская экзотика настраивает обитателя каменных джунглей на размышления и развитие интеллекта. Но заграница в предпочтениях заказчиков корпоративных туров по-прежнему в лидерах. Правда, выбор стран, удобных для проведения мероприятий в духе MICE, очень непостоянен.

С конца прошлого года турагентствам и клиентам пришлось практически отказаться от организации корпоративных туров в некогда очень востребованные Польшу и Литву. То, что раньше было недорого в плане билетов, виз и близко по расстоянию и языку, стало труднодоступным регионом. Понятно, что по шенгенской визе теперь лучше ехать в "настоящую" Европу. Куда именно предпочитают отправлять сотрудников белорусские компании? По словам Т. Белоусовой, филиал Volvo везет своих сотрудников в Швецию, немецкая фирма, производящая краски, - на фестиваль пива в Мюнхен. Фирма "Вокруг света", соответствуя своему названию, уже организовывала выезды сотрудников отечественных компаний по всей планете - от Камчатки до Кубы, от Китая до Эмиратов. "В Китае чаще бывают делегации предприятий, бизнесмены", - уточняет М. Кондрашова. "Три года подряд вывозим сотрудников одной строительной корпорации в Великобританию, Скандинавию", - говорит В.Маковский.

После очередного ужесточения визового режима с Западом белорусы начали осваивать подзабытые Москву и Киев. Однако в крупных российских городах много высококлассных, но слишком дорогих отелей 5*, и не хватает доступных баз для отдыха и проведения конференций, чем выгодно отличались Польша и Литва. Впрочем, по мнению Г.Воробьевой, Вильнюс, а также Рига по-прежнему интересуют клиентов. Одним из наиболее привлекательных нынче мест директор "Элио тревел" считает Кипр - по погодным условиям и возможностям размещения гостей равных ему нет: не в каждую точку, как сюда, круглогодично летают самолеты из Минска.

Трудно ли организовать корпоративный тур в Великобританию? По мнению В. Маковского, в этом нет особой сложности: "Если компания, известная на международном рынке, посылает туда своих сотрудников, а за дело берется авторитетная турфирма, то и в посольстве не возникнет подозрения, что кто-то из туристов нелегально останется на Альбионе и не вернется домой".

Проблемы возникают чаще на уровне сбора документов, особенно если одна международная компания организует выезд коллег, работающих в разных странах и имеющих не одинаковое гражданство. Но именно эти "технические нюансы", как считает В. Маковский, идут на пользу профессионализму сотрудников турфирмы: организация столь сложного тура существенно повышает престиж туристической компании.

"Как-то пришлось заниматься визитом руководителей мясо-молочных предприятий нашей страны во Францию, - делится опытом Г. Воробьева. - Пришлось потрудиться, чтобы совместить посещение нашими клиентами всех интересующих их выставок, заводов с развлекательной и экскурсионной программой. Но после каждого сложного тура чувствуешь, как готовность браться за еще более масштабные проекты".

Сложные вопросы


Если за границу своих сотрудников посылает государственное предприятие, то сложности по организации тура увеличиваются в два раза: "коммерсанты" не ограничены в средствах и могут позволить себе все или почти все - любую страну, высший класс обслуживания. У официальных структур очень строгая система отчетности за каждую копейку. Это - один из тормозов развития корпоративного туризма в нашей стране, где государство контролирует еще многие сферы экономики. Поэтому неудивительно, что профсоюзные организации, имеющие возможность тратить коллективные деньги, редко организуют поездки за рубеж. "Но зато не жалеют денег на выезды по Беларуси", - отмечает Г.Потаева. Двухдневная экскурсия с "Виаполем" обходится в 60-70 долларов, и люди готовы платить за интересное путешествие с коллегами не только из коллективного, но и из собственного кармана.

М. Кондрашова рассказывает, что когда готовился четырехдневный тур для 90 членов одной корпорации на Кубу, стоимость участия одного человека в путешествии составляла около 2000 долларов, однако большую часть оплатила компания. Впрочем, возможны разные схемы оплаты: 100% за счет организации, 50 на 50 и др.

Насколько прибыльна организация "корпоративов" для турфирмы - вопрос дискуссионный. По подсчетам В. Маковского, финансовая выгода подобных проектов не всегда стоит на первом плане: "Мы не стремимся нажиться на дорогих клиентах, заказывающих разовые сложные туры. Намного важнее, чтобы они к нам возвращались и становились постоянными клиентами. Кроме того, "апробировав" новое для нас направление на корпоративном заказчике, мы с большей легкостью сможет предложить его на массовый рынок".

Из-за сложности организации корпоративных туров даже фирмам, "сидящим" на данном виде услуг, в год удается обслужить не много клиентов. Беларусь еще пока далека даже от России, где ряд компаний специализируется только на коллективных выездах от организаций. В России больше денег, зажиточных людей и богатых компаний, могущих позволить себе тратить крупные суммы на семинары, отдых и прочие мероприятия для своих сотрудников. Г. Воробьева считает, что на белорусских предприятиях преобладает другая "традиция" поощрения работников: лучше дать денег в конверте, чем организовать поездку всем коллективом, скажем, на Рождество в Прагу или на обучающий семинар в Киев. Очевидно, корпоративный туризм станет обычным явлением с развитием рыночных отношений и осознанием, что динамичное развитие страны невозможно, если все время держать народ в "четырех стенах" родной "хаты".

https://www.traditionrolex.com/8