https://www.traditionrolex.com/8
<p>Наша семья отправилась отдыхать в один из лучших санаториев Беларуси, имея за плечами солидный багаж путешествий. У меня - семилетний стаж работы в туризме и больше двух десятков посещенных стран, даже мои двухлетние Марья и Катя отдыхали в прошлом году в Турции. Тем не менее, отдых в государственном учреждении в родных пенатах произвел на наше семейство довольно сильное впечатление. Итак, наиболее запоминающиеся моменты. Замечу, что уровень суточных цен в санатории сопоставим со стоимостью номера в отеле 4 "звезды" в Турции или Египте, разумеется, с питанием по системе "все включено".</p>

Ксения Демьяченко

Наша семья отправилась отдыхать в один из лучших санаториев Беларуси, имея за плечами солидный багаж путешествий. У меня - семилетний стаж работы в туризме и больше двух десятков посещенных стран, даже мои двухлетние Марья и Катя отдыхали в прошлом году в Турции. Тем не менее, отдых в государственном учреждении в родных пенатах произвел на наше семейство довольно сильное впечатление. Итак, наиболее запоминающиеся моменты. Замечу, что уровень суточных цен в санатории сопоставим со стоимостью номера в отеле 4 "звезды" в Турции или Египте, разумеется, с питанием по системе "все включено".

34-5

Сheck-in или регистрация

Первый контакт клиента с персоналом. Излишне писать о том, насколько он важен. Вполне в духе соцреализма, нас и еще пять семей ждали одно окно с надписью "Регистратор" и сурового вида дама с пышной укладкой "а-ля 80-е".

Муж простоял в очереди за ключом от номера и медкарточками час с небольшим. Без комментариев. Общение с регистратором, как позднее выяснилось, дело нелегкое. Простые, на мой взгляд, вопросы типа: "Сколько стоит аренда гаража в сутки?" - ввергали даму сначала в ступор, а затем вызывали плохо скрываемое раздражение. Регистратор честно отвечала грозным голосом: "Не знаю!" И очень удивлялась, зачем я ее отвлекаю от просмотра телепередач и стараюсь еще что-то выяснить. Объективности ради нужно отметить очень профессионального и доброжелательно охранника на въезде. Но больше всего меня поразил плотник, который склеивал кровать в нашем номере в день прибытия (почему это нельзя было сделать заранее, так и осталось загадкой). Уходя, работник извинился за беспокойство и пожелал нам приятного отдыха. Встретив наше семейство через пару дней, вежливо поинтересовался, все ли в порядке в номере, и искренне улыбнулся. Нам было приятно, ведь из таких мелочей и складывается такое понятие, как "хороший сервис".

Территория и номерной фонд

Размер территории поражает воображение. Примерно два парка Челюскинцев.

Большая часть - это огороженный участок соснового леса, с цветами, ягодами и прочими дарами. Меньшая - ухоженный парк с дорожками, беседками, водопадами и ручейками. На территории санатория есть озеро с оборудованным пляжем и одним туалетом, спрятанным глубоко в лесу. Можно гулять, любоваться природой и слушать тишину. При этом нужно активно пользоваться средствами против комаров, которые грызут нещадно. Номера огромные. У нас был двухкомнатный с кухней и двумя лоджиями. Дизайн привел бы в восторг мою бабушку лет 20 назад. Паркет, кухня "Вязанка", дубовая "стенка" с хрусталем на полках, мягкая мебель и ковры. На мой взгляд, мебели явный переизбыток, в дорогих дубовых шкафах отклеены ручки. На прикроватных тумбочках в спальне симпатичные лампы. Правда включить можно только одну, на месте розетки для второй лампы в стене зияет дыра...

Горничная исправно пылесосила номер и выносила мусор. Заправлять кровати в номерах, видимо, горничных у нас еще не учат.

Контингент отдыхающих

Публика очень спокойная. Преобладают солидные пары лет 45-60, бабушки с внуками, разбавленные небольшим количеством молодежи. После ужина все разбредаются по огромной территории санатория, и встретить кого-либо из отдыхающих не так уж просто. Аниматоры, то бишь работники клуба, честно крутят ежевечернюю дискотеку, которая, как правило, пустынна. Жизнь в санатории бурлит на территории лечебного корпуса. Медицинская составляющая является как раз самым притягательным в отдыхе.

Лечение и оздоровление


В стоимость путевки входят 4-5 процедур ежедневно. Это массаж, различные ванны, аромотерапия, электролечение, фитобар. Плюс пользование бассейном и источником минеральной воды.

Ряд процедур предлагается на платной основе. Цены очень гуманные. Например, сеанс подводного массажа стоит 3 000 рублей, УЗИ-обследование на современном аппарате - менее 10 000.

Неизгладимое впечатление произвела на меня своим натурализмом процедура под пафосным названием "Ванна Клеопатры".

Вы ложитесь в джакузи, а медсестра вливает вам в ванну концентрированное молоко из жестянки, пробитой двумя дырками. Затем в фаянсовой кружке в горошек размешивает оловянной ложкой мед и тоже выливает в джакузи. Конечно, это замечательно, что все подготовительные процедуры проходят на глазах у клиентки. Но почему бы не перелить сию смесь заранее в изящный кувшин?! Или хотя бы в медицинский сосуд.

Но если не придираться, то медицинские процедуры выполняются очень скрупулезно и качественно. Врачи доброжелательны и компетентны, медсестры любезны и внимательны. Чувствуется, что люди дорожат работой и относятся к ней ответственно.

Непонятно только, почему в санатории нет косметолога, ведь женщины составляют большинство отдыхающих? Заботясь о здоровье тела, почти каждая с удовольствием уделила бы внимание и уходу за лицом. А для санатория это еще одна статья доходов.

Питание


В буклетах питание заявлено как "диетическое". Конечно, так оно и есть. Но нам с мужем оно до боли напоминало столовую в пионерском лагере. Особенно полдник - сок из трехлитровой банки и непритязательная булочка. Дамы за соседним столиком к концу недели начали ворчать и мечтать: "Нам бы маленький кусочек тортика или пирожное:" От себя замечу, что существует масса полезных и недорогих десертов типа муссов, желе и суфле.

Мясо можно заказывать три раза в день, но порции по 70 - 100 г (так указано в меню) достаточны для Марьи, которая весит 13 кг, но никак для ее папы, который весит 83. Почувствовать себя сытым в обед можно, съев все предложенное - суп, гарнир и компот с батоном. Чтобы не сгущать краски, замечу, что можно просить добавки, и в большинстве случаев вам не откажут.

Как известно, в пионерском лагере без передач от родителей живется голодно. То же можно сказать и о санатории. Роль родителей здесь играет расположенный на территории магазин.

Таким, как я, любителям мяса, рыбы и овощей приходится туго. Как тут не вспомнить шведский стол в турецком, а еще лучше - в испанском отеле...

Но если объем мясных и рыбных блюд изменить сложно, то оформление и подача хромает на обе ноги. Все слишком просто и незатейливо. То же касается и интерьера столовой. Ведь мы живем в Беларуси, где столько народных промыслов и мастеров! Даже вареную картошку жевать веселее в аутентичном интерьере белорусской избы, чем в безликой "столовке", пусть и отделанной евроматериалами.

Резюме

Отдых в своей климатической зоне, в сосновом бору вкупе с умеренным питанием и медицинскими процедурами, безусловно, производит огромный оздоровительный эффект. Гораздо больший, чем при поездках на жаркое море, в отели по системе "все включено".

Пропадает синдром хронической усталости, пение птиц и шелест ветра успокаивают нервы. А целебный хвойный воздух подзарядил моих детей такой энергией, что они бегали и прыгали в два раза активнее, чем в городе. Мы с мужем подумываем, а не съездить ли нам семьей еще раз в белорусский санаторий поздней осенью, чтобы оздоровить детей перед началом осенне-зимних простуд.

Существует много нюансов в обслуживании, на которые могут закрыть глаза белорусы, не ожидающие от отечественного сервиса многого. Также довольны россияне, по словам которых, уровень цен в белорусском санатории в два раза ниже, чем в аналогичном российском.

Но чтобы привлечь к нам на отдых жителя Евросоюза, нужно еще очень много и кропотливо трудится.


Комментарий специалистов


У санаториев отсутствует стимул к развитию - спрос и так огромный


Евгений Зубович, "Белинтурист": - Исходя из общения с нашими клиентами (а это как белорусы, так и отдыхающие из других стран), туристы, выбирая санаторий, в первую очередь обращают внимание на возможности для лечения, на обстановку номеров, на качество питания, а только уж потом - на особенности сервиса. А точнее - на общение с персоналом, которое, как я понял, и вызвало негативные эмоции у автора. На мой взгляд, ситуация по белорусским курортно-санаторным учреждениям на данный момент несколько другая. Конечно, отголоски "советского прошлого" кое-где все еще встречаются, но мне кажется, что это все-таки скорее исключение, чем правило. Над многими вопросами еще предстоит работать, в целом наши санаторно-курортные учреждения явно меняются в лучшую сторону: постоянно совершенствуется техническая и материальная база, улучшается организация питания, "подтягивается" сервис. Проблемы же, описанные в статье, возможно, связаны с тенденцией последних лет, когда наши санатории (особенно - ведущие) круглый год забиты, что называется, "под завязку". В итоге, придумывать что-то новое, развиваться или удивлять отдыхающих - вроде как и нет смысла: туристы все равно приедут. Это - не очень хороший знак, но с такими можно столкнуться в любой стране. При этом, каких-то глобальных нареканий по организации отдыха в наших санаториях мы не наблюдаем. Ведь отдыхающие в Беларусь все-таки едут не за круглосуточными развлечениями, не за питанием "все включено", а за размеренным спокойным отдыхом в красивых заповедных местах и возможностью недорого поправить здоровье.

Независимо от интерьера, качество медицинского обслуживания у нас великолепное


Татьяна Левша, "Сантарен": - Начнем с того, что в Беларуси на сегодняшний день работают совершенно разные по уровню санатории. Есть ряд учреждений, которые с "советских" времен практически не изменились, есть санатории среднего уровня, есть комплексы действительно высокого класса. Естественно, когда клиент приходит к нам в компанию, мы в первую очередь спрашиваем, на какую категорию по цене и по необходимым процедурам он рассчитывает. Подбирая варианты, менеджер предоставляет человеку, собирающемуся на отдых, полную информацию об особенностях каждого из санаториев. Мы показываем туристам фотографии и заранее ориентируем их на то, что именно они могут получить в различных учреждениях.

То есть такого, чтобы человек ожидал номер с "евроремонтом", а приехал в комнату со старенькой мебелью, быть не может. Обо всех нюансах он будет знать заранее. Интересно, что россияне и белорусы, отдыхающие в одном и том же санатории, оценивают этот отдых по-разному. Так, у нас есть санаторий, который отличается прекрасным обслуживанием, но при этом не может похвастаться новым оборудованием, свежим ремонтом и т.д. Так вот, если гости из России практически всегда хвалят и сервис, и цены, и питание, то белорусские туристы зачастую остаются недовольными. Можно сделать вывод, что основная проблема - разница в восприятии соотношения "цена/качество". Получается, что для россиян, приезжающих к нам, между ними стоит знак "равно", а для отечественных туристов они являются несопоставимыми. При этом, к чести наших санаторно-курортных учреждений могу сказать, что в какой бы санаторий ни приехал турист, он точно останется довольным уровнем медицинского обслуживания. Компетентные специалисты у нас работают во всех учреждениях, независимо от их уровня. Конечно, приятно, когда все процедуры проходят в новых помещениях с соответствующим интерьером и атмосферой, но следует признать, для большинства наших санаториев - это пока еще "задача на завтра".

Подготовила Екатерина АПАРИНА

https://www.traditionrolex.com/8