«СЕМЕЙКА ДЖОНСОВ»
The Joneses, США, 2009, 96 мин., R. Реж. Деррик Борте (дебют); в рол.: Деми Мур (Кейт), Дэвид Духовны (Стив), Эмбер Хёрд (Дженн), Гэри Коул (Ларри), Гленн Хедли (Саммер), Бен Холлингсворт (Мик), Лорен Хаттон (KC), Крис Уильямс (Билли), Катрин Дайер (Сильвия), Кристин Евангелиста (Наоми)
Жанр. Сатирическая производственная трагикомедия со слоганом «Некоторые семьи слишком идеальны».
Предостережение. Это тот самый случай, когда, представляя фильм, крайне сложно избежать спойлеров (т.е. преждевременно раскрытой важной информации, что лишает зрителя части удовольствия от просмотра). Ведь главная интрига, причем очень эффектно преподнесенная, да еще и украшенная броской сексуальной сценой, не продержится и трети часа. Учитывая это, как и то, что «Семейка Джонсов» вряд ли привлечет широкие массы, я пойду на «страшное». Но те, кому нравится разгадывать загадки самостоятельно, могут на этом абзаце остановиться…
Роскошь. Сей фильм доставит много удовольствия тем, кто любит «глянец». Подобные ленты нет смысла прерывать рекламными паузами. В ткани фильма настолько много разного рода брендов, свидетельствующих о принадлежности к «высшему обществу» и «сладкой жизни», что в сумме складывается полноценная картина внешнего облика благополучного американского обывателя. Впрочем, есть место в картине и внутреннему содержанию, порой резко контрастирующему с «витриной».
Представление. Семья Джонсов переезжает на новое место жительства в престижный загородный район, где ей спешно готовят шикарный дом, смахивающий на декорации. Особенно с учетом того, что заселение происходит в готовый до последнего нюанса интерьер. Джонсонов четверо. Глава семьи Стив (48-летний Д.Духовны, «Секретные материалы»), его жена Кейт (46-летняя Д.Мур, «Стриптиз») и дети-старшеклассники Дженн и Мик. Они ласковы, вежливы и интеллигентны, а в присутствии посторонних поистине лучезарны. Все настолько приторно, что поначалу представляешь Джонсонов то ли шпионами (конечно же, русскими), то ли вообще инопланетянами. Тем более что, на первый взгляд, наши герои совсем не думают о бренном. Муж первым делом собирается поиграть в гольф, жена – навести красоту в салоне, ну а детям хочется произвести впечатление в школе. За всем этим явно кроется нечто иное. Причем мне удалось понять суть происходящего до того, как ее изложили на экране. Возможно, потому, что я неплохо знаком с миром рекламы.
Скрытый маркетинг. Именно в рамках этого комплексного мероприятия, направленного на формирование устойчивого положительного имиджа бренда, товара или услуги среди всех целевых аудиторий, действует семейка Джонсов. Она на самом деле напоминает заброшенную в тыл врага диверсионную группу. Но не для того, чтобы нечто повредить, а чтобы заставить окружающих потратить деньги на то, что им нужно. Как вы поняли, члены семьи Джонсов – это чужие люди, у каждого из которых обнаружено умение, во-первых, стать лидером мнений, а во-вторых, ловко преподнести нужный заказчику товар. Правда, туристических путевок в их «меню» я не обнаружил, хотя публика была подходящей. Смысл действий Джонсов заключается в том, чтобы обаять окружающих, дабы тем захотелось стать похожими на них.
Внутренние противоречия. Как известно, люди не роботы, и трудно постоянно поддерживать себя в тонусе настолько, чтобы вызывать всеобщее восхищение. И быть душкой для всех тоже непросто. А тут еще и плоды твоего труда словно на ладони. Ежедневно подводятся итоги, насколько подросли продажи за счет усилий каждого из Джонсов, отвечающего за свои группы товаров. По сути это похоже на спорт, и нравы столь же суровы: выкладывайся, а сдаешь позиции – уходи... Начальником среди Джонсов является Кейт. Для нее Стив уже 7-й подобный «муж». Он ей очень симпатичен, она пытается ему покровительствовать, понимая, сколь сложно приходится дебютанту. Для Стива, недавнего торговца автомобилями, а в прошлом неудачливого гольфиста и заядлого бабника, важно не ощущать себя пешкой в чужой игре. Поэтому он мягко демонстрирует Кейт собственную независимость, но его задевает, что спят они в разных комнатах. А уж как ее раздражают сексуальные атаки на Стива со стороны его «дочки» Дженн!.. У «сына» же другая проблема. Он острее других переживает «разводку», а собственная «голубизна» нередко мешает делу…
Социальная подоплека. На мой взгляд, самая слабая линия фильма – разоблачительная. Мол, от действий подобных шулеров страдают простые люди. Продемонстрирована даже конкретная жертва в лице соседа Ларри, кстати, супруга одержимой торговки косметикой. Сей давно взрослый человек настолько увлекается чужой жизнью, что доходит до беды. Вышло неубедительно – кажется, что Ларри был рожден, чтобы стать обманутым. А времени его история заняла много, да и фильм с избранного жанра сбила. Невольно подумалось, что у нас тактика скрытого маркетинга едва ли была бы настолько успешной. И не только потому, что мы беднее американцев, но и стадное стремление быть такими, как те, что лучше выглядят внешне, как мне видится, у нас развито слабее.
География. Съемки проводились в городе Мариетта (штат Джорджия) с населением 60 тыс. человек, фактически пригороде Атланты. Любопытно, что Мариетта еще в середине XIX века обрела статус курорта. Будучи самым высоким (300 м) населенным пунктом на железной дороге, она летом привлекала окрестных землевладельцев, спасавшихся от жары и малярии. Ныне Мариетта известна военным авиазаводом.
Прочая информация. Сборы в США $1,5 млн. Сборы за рубежом $1,3 млн. Бюджет $10 млн. Рейтинг IMDb – 6,6/2103 голоса. **1/2
Смотрите в кинотеатрах Минска с 19 августа