https://www.traditionrolex.com/8
<p>Рубрика <strong>Олега ПАВЛОВА</strong> <strong>«</strong>Кинотуризм<strong>»<br /></strong>Приключенче­ский боевик. Формально фильм по­ставлен по одноимен­ной (2006 г.) книге, но ею стал сценарий, сочи­ненный деятелем контр­культуры Владимиром Нестеренко (род. в 1964 г. в Киеве) по прозвищу Адольфыч (от реально­го отчества).</p>

Рубрика Олега ПАВЛОВА

«ЧУЖАЯ»

kino Россия, 2010, 110 мин., R. Реж. Антон Борматов («Хиромант», «План «Б»); в рол.: Наталья Романычева (Анжела - Чужая), Евгений Ткачук (Шустрый), Кирилл Полухин (Малыш), Анатолий Отраднов (Гиря), Александр Голубков (Сопля), Евгений Мундум (Рашпиль), Дмитрий Ратомский (Бабай), Дмитрий Поднозов (Карасик), Сергей Сипливый (колхозник)

Жанр. Приключенче­ский боевик.

Первоисточник.

Формально фильм по­ставлен по одноимен­ной (2006 г.) книге, но ею стал сценарий, сочи­ненный деятелем контр­культуры Владимиром Нестеренко (род. в 1964 г. в Киеве) по прозвищу Адольфыч (от реально­го отчества). Его попро­сил об этом знакомый режиссер, захотевший в США снять фильм а-ля «Бумер», «но по-настоящему», а затем охладевший к идее, вот Несте­ренко и выложил «Чужую» в Интернете. 3 года спустя ее заметили изда­тели, а затем и топ-продюсеры И.Толстунов и К.Эрнст. Причем Констан­тин Львович самолично поставил несколько сцен. Права на постановку обошлись в $0,1 млн, что рекорд для России.

О сюжете. 1993 год. Украина. По ТВ молодой Жириновский уверя­ет, что бывшие советские республики вот-вот упадут на колени перед Россией, а молодой бандит Бабай не успевает сделать контрольный вы­стрел. Вот и попадается. Опасаясь, что он не выстоит под ментовскими пытками, Рашпиль посылает Малыша в Прагу. Тот с тремя парнями дол­жен доставить оттуда сестру Бабая. Главарь надеется, что если Анжела по прозвищу Чужая (как героиня фильма ужасов) будет в его руках, то Бабай будет молчать. Принимающая сторона - обосновавшийся в Пра­ге ветеран-рецидивист Карасик - обеспечивает гостей информацией, гостиницей и стволами. А также учит, как не выделяться. Добыть Чужую сложно. Прежний сутенер продал ее отмороженным польским цыганам. Так что без боя не обойтись. Из фильма можно сделать вывод, что су­щественная часть нынешнего бизнеса родом из криминала, но строгие ограничения показа связаны не с этим, а с обилием ненормативной лек­сики, а также насилия и эротики. Хотя нет ничего такого, чего мы еще не видели.

90-е годы. Их принято именовать «лихими». Разумеется, я не согла­сен, когда эти времена сравнивают с войной или эпидемией чумы, но было в них и немало объективно плохого. Причем часто завязанного, как это ни парадоксально звучит, на хорошем. Пример - прорыв «же­лезного занавеса».

После падения Стены. Во времена расцвета социализма, которые ныне многим (даже не жившим тогда) видятся раем, я и не мечтал по­бывать за границей. Она была для меня как ныне Луна, особенно т.н. капстраны. Потом пришла перестройка, власть потеряла хватку, а вой­ной на нас, как предрекали коммунисты, никто не пошел - вот и приот­крылась граница. Хорошо помню свой первый автотур в Польшу (кажет­ся, в 1987 г.). Не требовалось ни виз, ни загранпаспортов, лишь список у групповода. На границе в Бресте было пусто, что-то на продажу вез­ли пару человек, и на них смотрели с недоумением. Как же романтично это вспоминалось через пару лет, когда все бросились торговать! Тур- программы были завязаны на рынках, автобусы забивались под крышу, а на границе приходилось проводить по несколько суток в антисани­тарных условиях. Впрочем, отсутствие ватерклозета пугало меньше, чем буйно размножившаяся преступность. Не знаю, появится ли когда-ни­будь достойная обсуждения лента о челноках, но пока ее нет, восполь­зуюсь «Чужой» как поводом вспомнить недавнюю историю.

Братки. Вынырнувшие из советских реалий многочисленные банди­ты не таились, фактически носили униформу (что блистательно пред­ставлено в «Чужой»). Они контролировали очереди на границе, стоянки у рынков, и не встретить их в пути было счастьем. Пассажиры поездов баррикадировались в купе, но это не всегда помогало. С кого-то про­сто собиралась дань, кого-то грабили по полной. Перегонщики авто­мобилей вынужденно становились гонщиками-трюкачами. Масштабы были такими, что наши спецслужбы получили приказ, застав банди­тов на месте преступления, при малейшем сопротивлении стрелять на поражение. Это все к тому, что дух представляемой ленты - не столь­ко художественная метафора, сколько реализм. А вот в деталях много сомнительного. Так что лучше воспринимать «Чужую» как песню, в ко­торой мотив и исполнение важнее, чем смысл каждой из строчек.

Тур в Чехию. Точнее, набег. Визовые проблемы были решены мгно­венно. Тогда с ними было куда проще, чем сейчас, что прискорбно. От­нюдь не случайно герои фильма с заданием, под видом спешащих на похороны, прибывают именно в Прагу. Бандитские группировки держа­ли в ней свои «представительства», чувствуя себя неуязвимыми. Мест­ная полиция не всегда приходила на помощь, если речь шла о людях с «востока». Именно на пражском вокзале были нагло ограблены пред­ставители «ТиО», прибывшие на отраслевую выставку. Коллега рас­сказывал, сколь противно было ощущать полное бессилие. Четверка экранных братков на иномарке с единственной проблемой в пути стал­кивается на границе. Держащие ее «звери» хотят за срочность $300 (тог­да это было куда больше, чем сейчас), но парни Малыша не намерены делиться. Выручают понты и азарт, которые запросто переходят в наси­лие. Боюсь, что этим людям оно было важнее денег, о чем могу судить и по дедовщине всех видов, ставшей питательной средой для появления братков. В Праге наши герои ведут себя нагло, без уважения к обычаям. Хамят в отеле и кафе, а опасность видят только в себе подобных. Как вы понимаете, Чужую они добывают, а вот выбираться приходится через третьи страны. В туристическом плане любопытна поездка в спальном выгоне Шустрого и Чужой.

Прочая информация. Сборы в России $1,7 млн. **1/2

https://www.traditionrolex.com/8