https://www.traditionrolex.com/8
<p>Кто мы такие и куда идем? - банальный вопрос, набивший оскомину уже не одному поколению. И все же мы продолжаем вопрошать, так и оставаясь без ответа. "Мы, белорусы, мирные люди" - поется в гимне. Мирные ли? И если да, то почему? Нам часто кто в вину, а кто и в заслугу ставит то, что сегодняшняя белорусская реальность похожа на "усовершенствованный совок". Да, мы, белорусы, - народ консервативный, резких перемен не любим. Но ведь если задуматься, эта наша черта появилась не вчера и даже не в советское время. "Старины не рухати, новины не вводити" - обещали великие князья литовские, вступая на престол. И народ ликовал, выражая одобрение.</p>

Светлана КИРПА

pog1 Кто мы такие и куда идем? - банальный вопрос, набивший оскомину уже не одному поколению. И все же мы продолжаем вопрошать, так и оставаясь без ответа. "Мы, белорусы, мирные люди" - поется в гимне. Мирные ли? И если да, то почему? Нам часто кто в вину, а кто и в заслугу ставит то, что сегодняшняя белорусская реальность похожа на "усовершенствованный совок". Да, мы, белорусы, - народ консервативный, резких перемен не любим. Но ведь если задуматься, эта наша черта появилась не вчера и даже не в советское время. "Старины не рухати, новины не вводити" - обещали великие князья литовские, вступая на престол. И народ ликовал, выражая одобрение.


Как бы мы порой не противились и не отвергали свое прошлое в Великом княжестве Литовском, все мы родом оттуда - по крови, по генетике, по сознанию. И не стоит резать по живому, отделяя "белорусских крестьян" от якобы "литовских князей" и от "польских помещиков". Мы и тогда были одним народом. А все эти приставки и оттенки прилагательных были добавлены теми, кто хотел навязать обратное.

К чему сейчас это все рассказываю? Часто нам кажется, что история - это мертвый груз, который тянет непонятно куда, что это просто библиотечные талмуды и пыльные бумажки, хранящиеся в архивах, что это нудные уроки в школе и скучные лекции в университете. Это все давно умерло и к нам, сегодняшним, не имеет никакого отношения. И только душой каждый чувствует, что это не так. История - наука не о том, когда и что произошло в прошлом. Это знание, почему произошло именно это и именно в тот момент. Говорят, историки не могут предугадать будущее. Возможно. Но они могут понять происходящее и предостеречь от тех ошибок, которые уже совершало человечество.

Но вернемся к тому, с чего начали. Кто мы такие? Что определяет нашу нацию? Сегодня у нас фактически нет общего, узнаваемого во всем мире символа. Но пришло время, когда мы активно взялись за его поиски. Конечно, как историк, я предлагаю начать поиски в прошлом.

Первый, и, пожалуй, главный символ нашего прошлого - это герб "Погоня".

pog2 "Классическая" "Погоня" выглядит следующим образом: на красном фоне верхом на серебряном коне с голубой сбруей рыцарь в серебряных латах с поднятым мечом и щитом, на котором на голубом фоне размещен золотой шестиконечный крест. Герб появился в конце XIV - начале XV века, а вот само название "Погоня" возникло значительно позже. Даже польский хронист Ян Длугаш, описывая через 50 лет после Грюнвальда хоругви Великого княжества Литовского, присутствовавшие на поле битвы, не называет "рыцаря на коне" "Погоней". Само изображение служило первоначально символом суверенной власти князя и могло иметь определенные различия. Например, под копытами коня мог находиться дракон, у всадника мог отсутствовать щит с изображением шестиконечного креста, а вместо меча могло быть копье. Также могли быть различными изображения на щите, чаще всего это были гербы "Бойча" или "Колюмны". Историки считают, что свой окончательный вид и название герб Великого княжества Литовского обрел в конце XV - начале XVI века. Считается, что название герба произошло от известной в княжестве с конца XIV века военной повинности - "погони", согласно которой каждый боеспособный мужчина должен был на коне участвовать в преследовании врага. Изображение рыцаря верхом на коне и стало символом защиты Родины. Естественно, великим князьям хотелось представить герб более древним, что в то время означало и более "престижным".

pog4 Поэтому авторы летописей первой половины XVI века принялись доказывать, что герб "Погоня" появился еще в XIII веке, а создателем его под их пером стал мифический князь Наримонт Романович. "А то знаменуючы через тот герб пана, хто бы мог боронити мечом отчизны своее" - объясняли летописцы значение герба. В 1562 году польский король и великий князь литовский Жигимонт Август, последний из династии Ягеллонов, приказал чеканить монеты-трояки, "а на сем з одное стороны два першие слова, которими ся починаеть писати имя нашо господарское, а з другое стороны ... герб Погоня". Этот приказ является свидетельством того, что "Погоня" уже понималась не столько как династический, сколько как общегосударственный герб. Все эти изменения были зафиксированы в Статуте Великого княжества Литовского 1566 года: "Теж мы Господарь даем под гербом того паньства нашого Великого князства Литовского Погонею печать до каждого повету". В таком статусе герб и просуществовал до конца XVIII века на канцелярских печатях, монетах, воеводских и поветовых гербах и хоругвях Великого княжества Литовского.

Итак, мы видим, что "Погоня" возникла как политический символ и изначально не имела этнического оттенка. После присоединения белорусских земель к Российской империи в 1772-1795 годах "Погоня" продолжала некоторое время использоваться в государственных документах. Напомним, что и Статут 1588 года использовался в делопроизводстве белорусских губерний до вплоть до 1840 года. В том или ином виде "Погоня" вошла в гербы Полоцка, Витебска, Вильни и их губерний.

В 1918 году после объявления Белорусской Народной Республики "Погоня" стала символом молодого государства, которому, однако, недолго суждено было просуществовать на карте Европы.

pog3Образовавшаяся в 1920 году Республика Литва с фактической столицей в Каунасе, считая себя наследницей Великого княжества Литовского, выбрала "Погоню" в качестве государственного герба. Однако в Литве существовали справедливые мнения о том, что славянский символ вовсе не подходит их государству. Так, в 1935 году премьер-министр г-н Тубалис официально заявил о необходимости заменить "Погоню" на "литовский символ" и принял решение начать работу над созданием нового герба на основе исторического герба Жемайтии "Черный медведь". Осуществиться этим планам помешало начало Второй мировой войны.

Во время немецкой оккупации генеральный комиссар Вильгельм Кубе активно поддерживал национальные движение в Беларуси, видя в нем своего рода союзника в борьбе с большевизмом. "Погоня" развевалась на знаменах коллаборационистов, что и способствовало дальнейшему негативному восприятию этого национального символа белорусами, пережившими войну.

После падения фашистской Германии "Погоня" была вновь забыта. В Советском Союзе формировали новый тип человека - без национальности и самобытности. Классовые, а не национальные символы занимали в СССР главенствующее положение.

После распада СССР 19 сентября 1991 года белорусский парламент закрепил решение о принятии в новой Беларуси герба Великого княжества Литовского. Но и Республика Литва, которая, в свою очередь, считала себя преемницей Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского, после провозглашения независимости тоже объявила "Погоню" своим государственным символом. Возникла редкая в истории ситуация, когда два соседних государства имели один и тот же герб. Несколько позже Литва изменила цвет щита всадника, попоны и упряжи - с серебряного на синий.

14 мая 1995 на национальном референдуме было поддержано предложение Президента Беларуси A.Лукашенко о восстановлении государственных символов на основе символов БССР. Белорусская "Погоня" вновь ушла в историческую тень...

pog5 Сегодня герб "Погоня" внесен в Государственный список историкокультурных ценностей Республики Беларусь. Кроме того, этот геральдический символ остался на гербах таких белорусских городов, как Витебск, Верхнедвинск, Лепель и Речица. Нам остается надеяться, что у будущих поколений сформируется правильное понимание и все предрассудки и спекуляции со временем канут в Лету. А настоящие символы останутся, как и чудесные строчки Максима Богдановича:

Толькi ў сэрцы трывожным пачую
За краiну радзiмую жах -
Ўспомню Вострую Браму святую
I ваякаў на грозных канях.
Ў белай пене праносяцца конi,
Рвуцца, мкнуцца i цяжка хрыпяць...
Старадаўняй Лiтоўскай Пагонi
Не разбiць, не спынiць,
не стрымаць.

 

pog6 В тему
Одним из самых древних изображений «Погони» считается рисунок герба Витовта в хронике Съезда Констанца Ульриха Рихенталя. Хроника была опубликована в 1483 г. в Аугсбурге и сейчас  хранится в библиотеке Конгресса США. Также герб Витовта встречается в баварских гербовниках
1475 года, которые сейчас хранятся в Государственной библиотеке Баварии.

Кстати
Указом Президента Республики Беларусь №277 от 2 июня 2009 года был утвержден герб Витеб-
ской области, в основу которого положен исторический герб «Погоня». На современном гербе области на красном поле французского щита изображен серебряный всадник в доспехах, держащий в правой руке над головой меч, в левой – щит с золотым шестиконечным крестом. Герб венчает большая золотая городская корона с пятью зубцами, снизу его обрамляют две золотые дубовые ветви, увитые и соединенные голубой орденской лентой.

https://www.traditionrolex.com/8