В Гродно прошла заключительная конференция по проекту международной технической помощи программы добрососедства Польша - Беларусь - Украина «Неизвестная Европа»
Я держу в руках путеводитель по белорусско-польскому пограничью «Сказочный край» и туристическую карту «Августовский канал». Это реальное визуальное подтверждение: завершена более чем двухлетняя работа над проектом «Неизвестная Европа».
Программы добрососедства, в рамках которых осуществлялся проект, ставят своей целью сплочение приграничных территорий Европейского Союза и его новых соседей на востоке и юге, реализуя тот принцип, что государственные границы не должны быть препятствием для равномерного развития и интеграции европейской территории. Поэтому основное внимание проекта было обращено в сторону туристической инфраструктуры приграничного региона Августовского канала и реки Нёман. Кроме уже упомянутых изданных на шести языках путеводителя и туристической карты была выработана стратегия развития туризма на приграничной территории Августовского канала и реки Нёман; в городе Гродно создан туристическо-инфор- мационный центр; было приобретено самое современное туристическое оборудование - велосипеды, байдарки, прицепы для транспортировки снаряжения; разработана документация для обозначения и маркировки, а также промаркировано приблизительно 180 километров туристских маршрутов (водные, велосипедные, пешеходные), разработанных в ходе реализации проекта; построен парк активного отдыха, обучающий центр. К слову, практическую и теоретическую подготовку прошли как представители государственных органов управления туризмом, так и владельцы агро- усадеб (обучение прошли владельцы 24 из 48 усадеб, зарегистрированных в регионе), инструкторы-организаторы активного туризма, а стажировку в Европе - 48 студентов из профильных факультетов гродненских университетов.
На финансирование проекта было выделено 740 000 евро, белорусской стороне - около 440 000 евро. Основная работа проведена партнерами проекта: Сувальской палатой земледелия и туризма (Республика Польша), Гродненским областным отделением общественного объединения «Республиканский туристско-спор- тивный союз», управлением физической культуры, спорта и туризма Гродненского облисполкома.
На заключительной конференции звучали позитивные рапорты, а также состоялась практическая презентация для польских и белорусских гостей, профессионалов турбизнеса. Самой острой и яркой частью меропри
ятия стало обсуждение существующих проблем и выработка совместных путей их решения. Главными назывались пересечение границы и визовый вопрос. И если польская сторона в данном случае охотнее шла навстречу - участникам проекта за два года было безвозмездно открыто около 200 виз, то белорусское консульство в Белостоке оказалось менее податливым, мотивируя это тем, что структура находится на хозрасчете. Потому- то в бесплатных визах (кроме членов официальной делегации) было отказано 31 польскому участнику заключительной конференции, 9 000 евро за проведение которой, между прочим, остались на белорусской земле. Интерес польской стороны подтверждается тем, что делегацию возглавили маршалок сейма Подлясского воеводства Яцек Пёрунек и бургомистр города Августова Казимеж Кожухов- ски. В составе делегации - директора Бебжанского и Вегерского национальных парков, 4 бургомистра, руководители и собственники всех основных туристических фирм, работающих на Августовском канале.
«На земле Сувальщины ежегодно гостит около 300 тысяч туристов, - сказала Эльжбета Недзейко, координатор проекта и председатель Сувальской палаты земледелия и туризма. - 78 процентов опрошенных нами заявили, что хотели бы путешествовать дальше, по белорусской территории. Эффект принесло бы упрощение процедуры пересечения границы. Мы должны активно развивать туризм обоих регионов!»
«На территории Августовского канала слабо развита инфраструктура!»
- это высказывание было основным лейтмотивом. Потому что понятно, как подытожил национальный руководитель проекта Сергей Коледа, как только появится инфраструктура
- появятся и туристы, а коль появятся туристы - не заставят себя ждать и инвесторы. А пока что инвесторы не торопятся...
В ряду первоочередных задач организации инфраструктуры региона называлась и необходимость сооружения АЗС в Сапоцкине, и разрешение торговать частникам на территории Августовского канала, и не обходимость прокладки асфальта на небольших отрезках, оставшихся незаасфальтированными: мелкая пыль напрочь забивает воздушные фильтры, и водители автобусов отказываются эксплуатировать транспорт в подобных условиях. Поднимался и вопрос темпов ведения реконструкции четырех шлюзов на польской части канала - были предъявлены документальные свидетельства, что в будний день на многих участках не было видно ни работающей техники, ни людей. Состояние же этих участков вызывает сомнение, что их сдача, до которой остается около трех месяцев, будет произведена в срок. Обсуждалась также проблема малого пограничного движения, в частности по- гранпереходов Липшаны - Софиево, Синевичи - Варвишкес, Кадыш - Кап- чаместис, Рудавка - Лесная, Привалка - Швяндубре. Как только они заработают, поток туристов - особенно активных туристов! - в регионе Августовского канала и на Понёманье резко увеличится. Кстати, по свежим следам, 30 августа, в Гродненской пограничной группе прошло совещание по вопросам реализации государственной пограничной политики в Гродненской области, в ходе которого вырисовались перспективы открытия некоторых из вышеназванных погранпереходов.
«80 процентов туристов никогда не сядут в каяк», - признал Сергей Коледа. Мосты же на польской территории расположены так низко, что корабль под ними не пройдет. Значит, кем-то заведомо поставлен крест на самой многочисленной части туристов.
Тот факт, что участников конференции принял председатель Гродненского облисполкома Семен Шапиро, подтверждает интерес к проекту и проблемам туризма на Августовском канале на государственном уровне.
Практическая же часть конференции вылилась для участников в возможность лично опробовать один из маршрутов: велосипедный, водный или пешеходный, ознакомиться с парком активного отдыха.
Могу на собственном опыте подтвердить: польские каяки - очень маневренные, легкие, с хорошей проходимостью благодаря плоскому дну, к тому же яркие, красивые! Маршрут лежал по реке Осташанка через Нёман вверх по каналу и снова в Осташанку - своего рода «Августовское колечко», живописное и нескучное. Помню, как сокрушались специалисты три года назад, когда берега отстроенного канала лишились своих красочных «дебрей». Хочу успокоить любителей первозданности: сегодня берега заросли кустистым ивняком, в котором уже гнездятся сладкоголосые птицы. Все практически такое, каким было до реставрации. Только гораздо лучше!