6 сентября в Минске состоится семинар «Основные факторы, сдерживающие развитие въездного туризма в Республике Беларусь». Организатором семинара является резидент Парка высоких технологий - компания «ДЖЕНЕРЭЙШН-ПИ КОНСАЛТИНГ». Главной темой мероприятия станут современные IT- разработки в области туризма - в частности, вопросы аффилирования сайтов белорусских отелей в глобальные системы дистрибьюции. О возможностях бронирования, которые сегодня предлагают сайты отечественных гостиниц, о том, как автоматизировать работуинкаминговой компании, и о вызовах, которые в наше время технологии бросают классическим туроператорам, мы беседуем с генеральным директором компании «ДЖЕНЕРЭЙШН- ПИ КОНСАЛТИНГ» Родионом ЖИТОМИРСКИМ.
-Родион, расскажите о компании и ее разработках.
- Наша компания была основана в 2004 году в Беларуси. Собственно, сейчас это уже группа компаний, которая объединяет четыре фирмы в трех странах Европы. Мы занимаемся разработкой программного обеспечения и с самого начала сконцентрировались на области туризма. Я об этом и жалею и не жалею. Скажу откровенно, заниматься разработкой IT-продуктов для банков и телекоммуникационных компаний гораздо более выгодно. С другой стороны, мы верим в то, что туризм будет развиваться, и нам приятно, что с нашей помощью люди могут посмотреть мир. Кстати, многие бизнесмены, связанные с туризмом (не обязательно в сфере IT), говорят то же самое - не о прибылях, а в первую очередь об удовольствии, которое приносит работа... Но мы не жалуемся. Потому что за 6 лет с нуля, без первоначальных инвестиций, мы создали компанию, в которой работает более 80 человек с офисами в трех странах мира: в 2007 году мы открыли офис в Мюнхене для продаж в Западной Европе, в прошлом году - в Москве, потому что российский рынок очень динамично развивается. Мы начали с того, что разрабатывали программное обеспечение под заказ для туркомпаний по всему миру; в основном это была Западная Европа. И теперь у нас клиенты в 25 странах мира - это туристические компании, а также технологические компании, которые разрабатывают программное обеспечение опять-таки для туркомпаний. Наши программы работают у двух крупнейших туроператоров мира -TUI и Thomas Cook. Несколько лет назад мы делали проекты для авиакомпании Lufthansa - тогда переделывался их сайт. Это был большой проект, над которым трудился консорциум из пяти компаний, одна из них - наша. Сейчас мы занимаемся сайтом British Airways, работаем с ними уже три года, и сотрудничество будет продолжаться, поскольку у авиакомпании появляются все новые и новые идеи.
Работали мы также с компанией Galileo, интегрировали в сервис 20 авиалиний, сотрудничали с компанией Air Canada и многими другими именитыми заказчиками. Но все это клиенты, которым мы делали программное обеспечение под заказ, при этом все права на продукт передавались заказчику. В 2007 году мы начали выпуск собственного программного продукта, на который мы выдаем лицензии - и все права принадлежат нам. На сегодняшний день у нас 19 лицензиатов (в основном в Восточной Европе) программного комплекса, который называется Travel Suite. Комплекс состоит из сотни модулей, которые комбинируются в решения для различных компаний. Выпускается комплекс либо в виде лицензий (компания покупает лицензию, устанавливает программное обеспечение и работает с ним), либо в виде модели SaаS, при которой клиенту не надо даже арендовать или покупать сервер, достаточно лишь заключить с нами договор: все устанавливается на наших серверах, мы даем доступ в систему, и можно начинать работать. Travel Suite позволяет автоматизировать работу широкого круга компаний - мы можем автоматизировать въездного, выездного туроператора, бизнес-трэвел компанию либо гостиницу.
- Работая здесь, в Беларуси, вы наверняка искали белорусских заказчиков своих программных комплексов, в том числе и среди турфирм?
- Год назад мы предлагали белорусским операторам нашу систему. Но, скажу откровенно, интереса мы не почувствовали. Видимо, причина в том, что наш комплекс рассчитан непосредственно на туроператоров. Наша задача, собственно, в том и заключается - с помощью технологии помогать создавать турпродукт. Но в Беларуси операторов практически нет, отечественного турпродукта мало, вот и получается, что наши интересы с рынком туроператоров слабо пересекаются.
- Выездного турпродукта, принадлежащего белорусским операторам, в стране действительно мало, но по объективным причинам - нам просто очень тяжело конкурировать с тем же российским рынком. Но зато есть область, где турпродукт создают (возможно, надо добавить - пока еще создают) только отечественные фирмы. Это инкаминг!
- Самый большой потенциал в программном обеспечении я вижу именно в этой нише - технологии для въездных туроператоров. Причем не только на белорусском рынке, но и на всех прочих. Выездному туроператору нужно вложить большое количество денег в торговую марку, чтобы его узнавали. У той же TUI самое дорогое - это не собственные гостиницы и авиакомпании, а бренд. А въездному оператору достаточно снять офис, образно говоря - «отполировать ручки гостиниц» в своем городе, чтобы получить хорошие цены, сформировать экскурсии, договориться по трансферам и разослать предложения всем именитым операторам мира: «Велком, у нас классные программы - «Немецкое наследие в Каунасе» или «Литовское наследие в Гродно». В общем, чтобы создавать инкаминговый турпродукт, не нужны большие инвестиции. Зато фирмы, которые занимаются въездом, быстрее других сталкиваются с проблемой автоматизации работы, ведь партнеры находятся в Китае, Канаде, Японии, во многих других странах, отделенных расстояниями, границами, часовыми поясами.
- Какой программный комплекс для гостиниц вы будете презентовать на семинаре?
- Это новый проект. В нашей системе есть модуль управления гостиничными квотами и ценами. Этот модуль можно использовать как локальную систему для продвижения и дистри- бьюции. Мы можем помочь белорусским гостиницам организовать он- лайн-бронирование как в режиме B2B, так и в режиме B2C. То есть клиент может забронировать гостиницу не только на сайте самой гостиницы, но и на всех прочих аффилированных сайтах, подтвердив банковской картой свою платежеспособность. Система также дает доступ к бронированию операторам-партнерам.
- Каковы в настоящее время возможности онлайн-брониро- вания у белорусских отелей?
- В Беларуси около 340 гостиниц. Есть хорошие гостиницы в районных центрах, но забронировать их в режиме онлайн невозможно. Впрочем, похожая ситуация и в столице. Единственная гостиница, у которой действительно работающая инвен- торная система бронирования, - это «Кроун Плаза». Сайт этой гостиницы работает с реальным мгновенным подтверждением: ввели номер банковской карточки - и бронировка номера подтверждается.
- А как обстоят дела с онлайн- бронированием в другой пятизвездочной гостинице - «Европа»?
- Сайт «Европы» показывает реальную цену, которую вы будете платить, но ведь это все равно не онлайн. Нужно послать имейл в гостиницу, менеджер проводит номер банковской карты, проверяет карту через банк и т.д. Насколько мне известно, гостиница «Виктория» в настоящее время двигается в направлении реального онлайна - по крайней мере, она начала работать с одной из двух компаний в Беларуси, предлагающих соответствующие платежи. Первая задача, которую мы перед собой ставим, - это дать возможность гостиницам бронировать на их сайте. Вторая задача будет реализована по мере того, как в системе появится хотя бы с десяток гостиниц. У нас есть договоренность с рядом порталов, в том числе с www.belarus. by, которые представляют страну в Интернете, о том, чтобы организовать на этих порталах онлайн-бро- нирование белорусских гостиниц. То есть, с одной стороны, мы хотим создать локальную систему дистрибьюции для белорусских гостиниц, с другой - она не будет успешной, если мы не внедрим ее в глобальные системы. И у нас уже есть договоренность с одной из пяти самых крупных мировых систем дистрибьюции о том, что, как только у нас появляется как минимум 10 гостиниц с реальным бронированием, они готовы интегрировать нашу систему в свою. На сегодняшний день только несколько гостиниц Минска есть в подобных глобальных системах.
- Я так понимаю, что сотрудничество с белорусскими турфирмами пока не планируется?
- Мы думаем, что белорусские въездные операторы сами нас найдут. Ведь они очень нуждаются в технологиях. По сути, они без технологий жить не могут. И так во всем мире - операторы, работающие на инкаминг, весьма прогрессивны, они заинтересованы в программном обеспечении своего бизнеса. Например, белорусские въездные операторы наверняка рассчитывают на английских болельщиков, которые, как правило, бронируются через компанию Thomas Cook, или на немецких пенсионеров, которых обслуживает TUI. Но эти мэтры мирового турбизнеса привыкли к тому, что у въездных операторов есть системы, с которыми можно работать. Причем если 15 лет назад TUI и Thomas Cook ожидали от партнеров факс, 10 лет назад рассчитывали на имейл, еще не так давно надеялись, что могут зайти в Интернет и найти там интересующее предложение, то сейчас они вправе рассчитывать, что непосредственно в их системе появится предложение туроператора из Беларуси. Это как раз те возможности, которые наши программные продукты могут предложить въездным туроператорам.
- Какова, на ваш взгляд, роль турфирм в будущем?
- Думаю, для операторов существует два сценария развития событий. Один - немецкий, другой - англо-саксонский. Германия преимущественно все-таки сохранила пакетные туры. Туроператоры не выпали из рынка, но они кардинально перестроили свою работу - они консолидировались. Поскольку этот бизнес стал очень сильно ориентирован на онлайн, сегодняшние туроператоры Германии - это, по сути, не группа людей, а большие сервера, на которых просчитываются цены. Если, к примеру, в компании Neckermann лет десять тому назад работали полторы тысячи человек, то сейчас количество сотрудников сократилось в три раза, и это при том, что компания поглотила некоторое количество не очень маленьких туроператоров. Зачем много туроператоров, когда достаточно существующему сильному туроператору прикупить еще 2-3 сервера и просчитывать больше туров?! Самый большой удар в Германии пришелся на агентский рынок: люди стали больше покупать онлайн, но у операторов. Те турагентства, которые все-таки пережили глобальный сброс клиентов, остались на рынке благодаря двум факторам. Первый - госрегулирование (в Германии государство следит за тем, чтобы оператор не продавал дешевле, чем тур- агент). Второй фактор - сервис. Агенты предоставляют качественный сервис и за счет этого держатся в своих нишах.
А вот в Соединенных Штатах и Великобритании наблюдаются абсолютно другие тенденции, и тут я не вижу ничего утешительного для туроператоров. Англосаксонский мир пошел по пути развития динамических туров. Это, по сути, случилось еще до Интернета и онлайн-брони- рования и связано с тем, что американцы привыкли сами составлять тур - без готовой пакетной цены и пакетных услуг. Американцы любят свободу. Они получают права в 16 лет и без автомобиля нигде и никогда не чувствуют себя комфортно. Например, европеец готов поехать трансфером на большом автобусе в гостиницу, а американцу непременно нужно авто в аренду. Но даже если американец приедет в гостиницу на автобусе, он все равно скажет гиду или портье: «Я хочу взять напрокат автомобиль, потому что чувствую себя как без рук». Американцам не нужны гиды с табличкой в аэропорту, и пакетные туры им не требуются. В отличие от немцев, которые отдыхают по шесть недель в году, у американцев очень короткий отпуск в строго определенное время. Американцы неплохо зарабатывают и не будут считаться с расходами, как прижимистые немцы, которые, как известно, много путешествуют, но экономят каждую копейку. Американцу нужно много успеть, и денег он не жалеет, потому что на работе его ждет новый проект, и за одну неделю ему нужно отдохнуть по полной программе. При этой склонности нации к индивидуальным турам постепенно теряется смысл и в тураген- те. Американец заходит на Expedia, подбирает отель, перелет, страховку, билеты в театр, экскурсию - такова сегодняшняя технология покупки тура в Америке.
- А что же в перспективе ожидает белорусский рынок, по какому пути пойдем мы?
- Наверное, нужно говорить о том, что будет происходить в России. Потому что Беларусь идет вслед за Россией, к сожалению. Причем мы развиваемся скорее как российские регионы, а не как Москва и Санкт- Петербург. В целом, думаю, и Россия, и Беларусь идут по немецкому пути развития туризма. То есть в обозримом будущем пакетные туры и туроператоры сохранятся. Стремление экономить, языковые и визовые проблемы по-прежнему заставляют людей обращаться к операторам. Но вот интересная вещь. Сегодня и в России, и в Германии основными он- лайн-игроками туристического рынка становятся не маститые туроператоры, а молодые компании, которые недавно открылись и начали работать. Надо сказать откровенно, что туроператоры не смогли вовремя распознать тренд, не осознали, что надо как можно скорее выходить онлайн, что нужны технологии, в том числе и для внутренней автоматизации бизнеса. Если сравнивать с гостиницами, то отели в этом смысле гораздо более продвинуты. Менеджмент гостиниц понимает - как бы дорого ни стоило программное обеспечение, оно того стоит. Потому что купить дорогую программу и получить эффективное управление своей компании и технологичный бизнес - выгодно. Операторы этого до сих пор не осознали. Наверно, у них есть на это причина. Возможно, это связано с тем, что они не планируют свое будущее. Это вообще свойственно российскому и белорусскому бизнесу. Зачем вкладывать в долгосрочные проекты, когда надо заработать здесь и сейчас?! А чтобы стать лидером онлайн-продаж, надо верить в будущее и четко видеть перспективу!
Беседовала Лилия КОБЗИК