https://www.traditionrolex.com/8
<p>6 сентября в Минске состоится семинар «Основные факторы, сдерживающие разви­тие въездного туризма в Республике Беларусь». Организатором семинара является резидент Парка высоких технологий - ком­пания «ДЖЕНЕРЭЙШН-ПИ КОНСАЛТИНГ». Главной темой мероприятия станут современные IT- разработки в области туризма - в частности, вопросы аффилирования сайтов белорусских отелей в глобальные системы дистрибьюции. О возмож­ностях бронирования, которые сегодня пред­лагают сайты отечествен­ных гостиниц, о том, как автоматизировать работу инкаминговой компании, и о вызовах, которые в наше время технологии бросают классическим туропе­раторам, мы беседуем с генеральным директором компании «ДЖЕНЕРЭЙШН- ПИ КОНСАЛТИНГ» Родио­ном ЖИТОМИРСКИМ.</p>

jitomirsky 6 сентября в Минске состоится семинар «Основные факторы, сдерживающие разви­тие въездного туризма в Республике Беларусь». Организатором семинара является резидент Парка высоких технологий - ком­пания «ДЖЕНЕРЭЙШН-ПИ КОНСАЛТИНГ». Главной темой мероприятия станут современные IT- разработки в области туризма - в частности, вопросы аффилирования сайтов белорусских отелей в глобальные системы дистрибьюции. О возмож­ностях бронирования, которые сегодня пред­лагают сайты отечествен­ных гостиниц, о том, как автоматизировать работуинкаминговой компании, и о вызовах, которые в наше время технологии бросают классическим туропе­раторам, мы беседуем с генеральным директором компании «ДЖЕНЕРЭЙШН- ПИ КОНСАЛТИНГ» Родио­ном ЖИТОМИРСКИМ.

-Родион, расскажите о компа­нии и ее разработках.

- Наша компания была основана в 2004 году в Беларуси. Собственно, сейчас это уже группа компаний, ко­торая объединяет четыре фирмы в трех странах Европы. Мы занимаем­ся разработкой программного обе­спечения и с самого начала сконцен­трировались на области туризма. Я об этом и жалею и не жалею. Ска­жу откровенно, заниматься разра­боткой IT-продуктов для банков и телекоммуникационных компаний гораздо более выгодно. С другой стороны, мы верим в то, что туризм будет развиваться, и нам приятно, что с нашей помощью люди могут посмотреть мир. Кстати, многие биз­несмены, связанные с туризмом (не обязательно в сфере IT), говорят то же самое - не о прибылях, а в пер­вую очередь об удовольствии, кото­рое приносит работа... Но мы не жа­луемся. Потому что за 6 лет с нуля, без первоначальных инвестиций, мы создали компанию, в которой рабо­тает более 80 человек с офисами в трех странах мира: в 2007 году мы открыли офис в Мюнхене для про­даж в Западной Европе, в прошлом году - в Москве, потому что россий­ский рынок очень динамично разви­вается. Мы начали с того, что разра­батывали программное обеспечение под заказ для туркомпаний по все­му миру; в основном это была Запад­ная Европа. И теперь у нас клиенты в 25 странах мира - это туристиче­ские компании, а также технологи­ческие компании, которые разраба­тывают программное обеспечение опять-таки для туркомпаний. Наши программы работают у двух круп­нейших туроператоров мира -TUI и Thomas Cook. Несколько лет назад мы делали проекты для авиакомпа­нии Lufthansa - тогда переделывал­ся их сайт. Это был большой проект, над которым трудился консорци­ум из пяти компаний, одна из них - наша. Сейчас мы занимаемся сай­том British Airways, работаем с ними уже три года, и сотрудничество бу­дет продолжаться, поскольку у авиа­компании появляются все новые и новые идеи.

Работали мы также с компани­ей Galileo, интегрировали в сервис 20 авиалиний, сотрудничали с ком­панией Air Canada и многими дру­гими именитыми заказчиками. Но все это клиенты, которым мы дела­ли программное обеспечение под заказ, при этом все права на про­дукт передавались заказчику. В 2007 году мы начали выпуск собственно­го программного продукта, на ко­торый мы выдаем лицензии - и все права принадлежат нам. На сего­дняшний день у нас 19 лицензиатов (в основном в Восточной Европе) программного комплекса, который называется Travel Suite. Комплекс состоит из сотни модулей, кото­рые комбинируются в решения для различных компаний. Выпускает­ся комплекс либо в виде лицензий (компания покупает лицензию, уста­навливает программное обеспече­ние и работает с ним), либо в виде модели SaаS, при которой клиенту не надо даже арендовать или покупать сервер, достаточно лишь заключить с нами договор: все устанавливается на наших серверах, мы даем доступ в систему, и можно начинать рабо­тать. Travel Suite позволяет автома­тизировать работу широкого круга компаний - мы можем автоматизи­ровать въездного, выездного туро­ператора, бизнес-трэвел компанию либо гостиницу.

-    Работая здесь, в Беларуси, вы наверняка искали белорусских заказчиков своих программных комплексов, в том числе и среди турфирм?

-    Год назад мы предлагали бело­русским операторам нашу систему. Но, скажу откровенно, интереса мы не почувствовали. Видимо, причи­на в том, что наш комплекс рассчи­тан непосредственно на туроперато­ров. Наша задача, собственно, в том и заключается - с помощью техноло­гии помогать создавать турпродукт. Но в Беларуси операторов практиче­ски нет, отечественного турпродукта мало, вот и получается, что наши ин­тересы с рынком туроператоров сла­бо пересекаются.

-    Выездного турпродукта, при­надлежащего белорусским опе­раторам, в стране действительно мало, но по объективным при­чинам - нам просто очень тяже­ло конкурировать с тем же рос­сийским рынком. Но зато есть область, где турпродукт создают (возможно, надо добавить - пока еще создают) только отечествен­ные фирмы. Это инкаминг!

-      Самый большой потенциал в программном обеспечении я вижу именно в этой нише - технологии для въездных туроператоров. При­чем не только на белорусском рын­ке, но и на всех прочих. Выездному туроператору нужно вложить боль­шое количество денег в торговую марку, чтобы его узнавали. У той же TUI самое дорогое - это не собствен­ные гостиницы и авиакомпании, а бренд. А въездному оператору достаточно снять офис, образно гово­ря - «отполировать ручки гостиниц» в своем городе, чтобы получить хо­рошие цены, сформировать экскур­сии, договориться по трансферам и разослать предложения всем име­нитым операторам мира: «Велком, у нас классные программы - «Немец­кое наследие в Каунасе» или «Литов­ское наследие в Гродно». В общем, чтобы создавать инкаминговый тур­продукт, не нужны большие инве­стиции. Зато фирмы, которые за­нимаются въездом, быстрее других сталкиваются с проблемой автома­тизации работы, ведь партнеры на­ходятся в Китае, Канаде, Японии, во многих других странах, отделенных расстояниями, границами, часовы­ми поясами.

-   Какой программный комплекс для гостиниц вы будете презенто­вать на семинаре?

-   Это новый проект. В нашей систе­ме есть модуль управления гостинич­ными квотами и ценами. Этот модуль можно использовать как локальную систему для продвижения и дистри- бьюции. Мы можем помочь белорус­ским гостиницам организовать он- лайн-бронирование как в режиме B2B, так и в режиме B2C. То есть кли­ент может забронировать гостиницу не только на сайте самой гостиницы, но и на всех прочих аффилированных сайтах, подтвердив банковской кар­той свою платежеспособность. Систе­ма также дает доступ к бронирова­нию операторам-партнерам.

-     Каковы в настоящее время возможности онлайн-брониро- вания у белорусских отелей?

-    В Беларуси около 340 гостиниц. Есть хорошие гостиницы в район­ных центрах, но забронировать их в режиме онлайн невозможно. Впро­чем, похожая ситуация и в столице. Единственная гостиница, у которой действительно работающая инвен- торная система бронирования, - это «Кроун Плаза». Сайт этой гостини­цы работает с реальным мгновен­ным подтверждением: ввели номер банковской карточки - и брониров­ка номера подтверждается.

-    А как обстоят дела с онлайн- бронированием в другой пяти­звездочной гостинице - «Европа»?

-     Сайт «Европы» показывает ре­альную цену, которую вы буде­те платить, но ведь это все равно не онлайн. Нужно послать имейл в го­стиницу, менеджер проводит но­мер банковской карты, проверя­ет карту через банк и т.д. Насколько мне известно, гостиница «Виктория» в настоящее время двигается в на­правлении реального онлайна - по крайней мере, она начала работать с одной из двух компаний в Белару­си, предлагающих соответствующие платежи. Первая задача, которую мы перед собой ставим, - это дать воз­можность гостиницам бронировать на их сайте. Вторая задача будет реа­лизована по мере того, как в системе появится хотя бы с десяток гостиниц. У нас есть договоренность с рядом порталов, в том числе с www.belarus. by, которые представляют страну в Интернете, о том, чтобы организо­вать на этих порталах онлайн-бро- нирование белорусских гостиниц. То есть, с одной стороны, мы хотим создать локальную систему дистри­бьюции для белорусских гостиниц, с другой - она не будет успешной, если мы не внедрим ее в глобальные системы. И у нас уже есть договорен­ность с одной из пяти самых круп­ных мировых систем дистрибьюции о том, что, как только у нас появляет­ся как минимум 10 гостиниц с реаль­ным бронированием, они готовы ин­тегрировать нашу систему в свою. На сегодняшний день только несколь­ко гостиниц Минска есть в подобных глобальных системах.

-    Я так понимаю, что сотрудни­чество с белорусскими турфирма­ми пока не планируется?

-      Мы думаем, что белорусские въездные операторы сами нас най­дут. Ведь они очень нуждаются в технологиях. По сути, они без техно­логий жить не могут. И так во всем мире - операторы, работающие на инкаминг, весьма прогрессивны, они заинтересованы в программ­ном обеспечении своего бизнеса. Например, белорусские въездные операторы наверняка рассчитывают на английских болельщиков, кото­рые, как правило, бронируются че­рез компанию Thomas Cook, или на немецких пенсионеров, которых об­служивает TUI. Но эти мэтры миро­вого турбизнеса привыкли к тому, что у въездных операторов есть си­стемы, с которыми можно рабо­тать. Причем если 15 лет назад TUI и Thomas Cook ожидали от партне­ров факс, 10 лет назад рассчитыва­ли на имейл, еще не так давно на­деялись, что могут зайти в Интернет и найти там интересующее предло­жение, то сейчас они вправе рассчи­тывать, что непосредственно в их системе появится предложение тур­оператора из Беларуси. Это как раз те возможности, которые наши про­граммные продукты могут предло­жить въездным туроператорам.

-     Какова, на ваш взгляд, роль турфирм в будущем?

-      Думаю, для операторов суще­ствует два сценария развития со­бытий. Один - немецкий, другой - англо-саксонский. Германия пре­имущественно все-таки сохранила пакетные туры. Туроператоры не вы­пали из рынка, но они кардиналь­но перестроили свою работу - они консолидировались. Поскольку этот бизнес стал очень сильно ориенти­рован на онлайн, сегодняшние тур­операторы Германии - это, по сути, не группа людей, а большие сер­вера, на которых просчитывают­ся цены. Если, к примеру, в ком­пании Neckermann лет десять тому назад работали полторы тысячи че­ловек, то сейчас количество сотруд­ников сократилось в три раза, и это при том, что компания поглотила некоторое количество не очень ма­леньких туроператоров. Зачем мно­го туроператоров, когда достаточно существующему сильному туропе­ратору прикупить еще 2-3 сервера и просчитывать больше туров?! Са­мый большой удар в Германии пришелся на агентский рынок: люди ста­ли больше покупать онлайн, но у операторов. Те турагентства, кото­рые все-таки пережили глобальный сброс клиентов, остались на рынке благодаря двум факторам. Первый -    госрегулирование (в Германии го­сударство следит за тем, чтобы опе­ратор не продавал дешевле, чем тур- агент). Второй фактор - сервис. Агенты предоставляют качествен­ный сервис и за счет этого держатся в своих нишах.

А вот в Соединенных Штатах и Ве­ликобритании наблюдаются абсо­лютно другие тенденции, и тут я не вижу ничего утешительного для тур­операторов. Англосаксонский мир пошел по пути развития динамиче­ских туров. Это, по сути, случилось еще до Интернета и онлайн-брони- рования и связано с тем, что амери­канцы привыкли сами составлять тур  -  без готовой пакетной цены и пакет­ных услуг. Американцы любят свобо­ду. Они получают права в 16 лет и без автомобиля нигде и никогда не чув­ствуют себя комфортно. Например, европеец готов поехать трансфером на большом автобусе в гостиницу, а американцу непременно нужно авто в аренду. Но даже если американец приедет в гостиницу на автобусе, он все равно скажет гиду или портье: «Я хочу взять напрокат автомобиль, по­тому что чувствую себя как без рук». Американцам не нужны гиды с та­бличкой в аэропорту, и пакетные туры им не требуются. В отличие от нем­цев, которые отдыхают по шесть не­дель в году, у американцев очень ко­роткий отпуск в строго определенное время. Американцы неплохо зара­батывают и не будут считаться с рас­ходами, как прижимистые немцы, которые, как известно, много путеше­ствуют, но экономят каждую копейку. Американцу нужно много успеть, и денег он не жалеет, потому что на ра­боте его ждет новый проект, и за одну неделю ему нужно отдохнуть по пол­ной программе. При этой склонности нации к индивидуальным турам по­степенно теряется смысл и в тураген- те. Американец заходит на Expedia, подбирает отель, перелет, страхов­ку, билеты в театр, экскурсию - тако­ва сегодняшняя технология покупки тура в Америке.

-    А что же в перспективе ожи­дает белорусский рынок, по како­му пути пойдем мы?

-       Наверное, нужно говорить о том, что будет происходить в Рос­сии. Потому что Беларусь идет вслед за Россией, к сожалению. Причем мы развиваемся скорее как российские регионы, а не как Москва и Санкт- Петербург. В целом, думаю, и Рос­сия, и Беларусь идут по немецкому пути развития туризма. То есть в обо­зримом будущем пакетные туры и туроператоры сохранятся. Стремле­ние экономить, языковые и визовые проблемы по-прежнему заставля­ют людей обращаться к операторам. Но вот интересная вещь. Сегодня и в России, и в Германии основными он- лайн-игроками туристического рын­ка становятся не маститые туропера­торы, а молодые компании, которые недавно открылись и начали рабо­тать. Надо сказать откровенно, что туроператоры не смогли вовремя распознать тренд, не осознали, что надо как можно скорее выходить он­лайн, что нужны технологии, в том числе и для внутренней автоматиза­ции бизнеса. Если сравнивать с го­стиницами, то отели в этом смысле гораздо более продвинуты. Менед­жмент гостиниц понимает - как бы дорого ни стоило программное обе­спечение, оно того стоит. Потому что купить дорогую программу и полу­чить эффективное управление своей компании и технологичный бизнес - выгодно. Операторы этого до сих пор не осознали. Наверно, у них есть на это причина. Возможно, это связа­но с тем, что они не планируют свое будущее. Это вообще свойственно российскому и белорусскому бизне­су. Зачем вкладывать в долгосроч­ные проекты, когда надо заработать здесь и сейчас?! А чтобы стать лиде­ром онлайн-продаж, надо верить в будущее и четко видеть перспективу!

Беседовала Лилия КОБЗИК

https://www.traditionrolex.com/8