https://www.traditionrolex.com/8
<p>О Беларуси мало знают. И мало думают. Звучит неутешительно, но это факт. Вполне, к слову, закономерный. Сведения, формирующие ее имидж за рубежом, сумбурны и противоречивы. Что такое Беларусь в глазах иностран­цев? Какой родину видим мы? Почему о нас не пишут в GEO?  Кто работает над имид­жем страны? И почему зверь не может стать ее полноцен­ным символом? Раскрывая тему национального имиджа Беларуси, мы искали ответы на эти вопросы.</p>

Яна ШИДЛОВСКАЯ, фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА

О Беларуси мало знают. И мало думают. Звучит неутешительно, но это факт. Вполне, к слову, закономерный. Сведения, формирующие ее имидж за рубежом, сумбурны и противоречивы. Иногда соответствуют действитель­ности, иногда, напротив, существенно приукрашива­ют ее. В те минуты, когда о нас все-таки думают, ассо­циативный ряд не превы­шает двух-трех символов, среди которых неизменным лидером остается снискав­ший почти мировую славу трактор «Белорус». Что такое Беларусь в глазах иностран­цев? Какой родину видим мы? Почему о нас не пишут в GEO? Кто работает над имид­жем страны? И почему зверь не может стать ее полноцен­ным символом? Раскрывая тему национального имиджа Беларуси, мы искали ответы на эти вопросы.

bel

Принцип мозаики

Три года назад я работала в од­ном из магазинов курортного го­родка на побережье Атлантики. Вместе со мной за прилавком тру­дились молодые люди из Чувашии. Приходя в магазин, американцы редко упускали возможность по­общаться с обслуживающим пер­соналом. Вежливая беседа, как правило, начиналась с вопроса, из какой страны приехал их юный собеседник. После тщетных по­пыток объяснить, что это за стра­на - Чувашия, мои друзья ограни­чивались словом Russia. Услышав знакомое географическое назва­ние, американцы одобрительно кивали головой, одаривая чуваш­ских «россиян» лучезарной улыб­кой. Между тем Чувашия оказа­лась интереснейшей страной, не имеющей с русской культурой ни­чего общего. Когда очередь дохо­дила до меня, моим собеседни­кам приходилось вспоминать, где же находится центр Европы, и на ее карту наносить маленькую Бела­русь. Я не сдавалась принципиаль­но, изо дня в день упрямо объяс­няя, откуда прилетел мой самолет. К концу лета результат потешил мое самолюбие: в глазах отдыхаю­щих я была истинной европейкой, многие даже запомнили и выучили труднопроизносимое для носите­лей английского языка слово «дзя- куй».

Имидж любой страны, как мо­заика, отчасти складывается ее же жителями, пусть даже покинувши­ми пределы родины лишь на вре­мя. К сожалению, самой неодно­кратно приходилось слышать, как наши соотечественники, будучи за рубежом, идут по пути наимень­шего сопротивления, как и мои чу­вашские друзья. С разными целя­ми границы Беларуси ежегодно пересекает более шести миллио­нов наших граждан. К сожалению, нет статистики, показывающей, ка­кая часть из них за границей назы­вает себя белорусами.

Журналисты, СМИ и имидж

Путешествовать по Белару­си приезжает мало иностранцев. Чаще к родственникам. Еще чаще - транзитом, хотя мы так и не ста­ли страной придорожного сервиса: вдоль дороги трудно отыскать еду и ночлег. Дальнобойщики меж­ду собой даже называют Беларусь «белым пятном». Как правило, ин­формацию о Беларуси иностран­цы черпают из СМИ, которые фор­

мируют общественное мнение и в отношении стран. Судя по реак­ции иностранцев на название на­шей родины, имидж Беларуси за рубежом сильно персонифици­рован и уже немыслим без главы государства. Большинство статей неизменно пишется на политиче­ские темы, обходя все остальное. Мы, к счастью, не Северная Ко­рея, где, как пишут побывавшие там корреспонденты GEO, «ино­странные журналисты - явление нежелательное и крайне редкое». И зарубежные «акулы пера» при­езжают, чтобы развенчать мифы о Беларуси или, наоборот, их соз­дать довольно часто. «Для меня Беларусь была продолжением России», - признается Эрик Аль­брехт, независимый корреспон­дент немецких СМИ. Журналист интересуется странами постсовет­ского пространства и, выучив рус­ский язык, несколько лет назад

переехал в Москву. Беларусь впер­вые открыл два года назад. С тех пор побывал у нас дважды. «О Бе­ларуси в Германии знают не мно­го, - признает Эрик. - В частности, потому, что здесь нет собственных немецких корреспондентов. Образ Беларуси в наших СМИ чаще нега­тивный, показывающий несовер­шенство политики, проводимой государством. О туризме не пи­шут вообще. Если сложить отры­вочные сведения, получаемые из СМИ, Беларусь мало чем отличает­ся от России. Хотя, побывав в стра­не, могу теперь сказать, что это не так». А как? Первое, что приходит на ум моему коллеге, - неизменно чистые улицы... Хотя чистота - это естественное условие для жизни.

Законодателем географической моды искушенные читатели спра­ведливо считают журнал GEO. Ев­ропоцентризм на страницах из­дания сменился публикациями о бывших советских республиках, которые, получив независимость, сумели ее доказать. Журналисты по-новому открывают Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Грузию и Азербайджан, делая акцент на богатой культуре населяющих их

народов. Беларуси в этом списке пока нет. Для журналистов, ищу­щих аутентику, мы - страна с евро­ремонтом и потерей исторической памяти.

Игра в ассоциации

В детстве мы играли в игру: ус­лышав как можно больше ассоци­аций, нужно было угадать, о ком или о чем идет речь. Если бы участ­никами игры стали страны, у Бела­руси ассоциативный ряд, пожалуй, был бы одним из самых коротких. Италию неизменно характеризуют паста, вино, кофе, Сильвио Берлу­скони, Пиноккио, Колизей. Фран­цию - haute couture, Коко Шанель, Кристиан Диор, аккордеон, Эйфе- лева башня. А Беларусь - трактор, зубр и аист. Но эти символы зна­ем мы. Иностранцы, повторюсь, ассоциируют Беларусь с пустыми и чистыми улицами. Поиски но-

вых символов, увы, пока резуль­татов не дают. Возможно, мы че­ресчур хорошо забыли старое. «В качестве новых символов, форми­рующих имидж страны, я бы хо­тел предложить многое, - говорит историк и краевед Алесь Белый.

-     Но дело здесь не сводится к «ге­ниальным» озарениям одного че­ловека или открытию магическо­го кода. Что бы ни было выбрано в качестве символов, нужна дол­гая и кропотливая коллективная работа по их культивации. Так, хо­рошими символами стали бы гора Святая (ныне, к сожалению, Дзер­жинская) - высшая точка Бела­руси, водораздел Немана и Дне­пра, Балтийского и Черного морей

-     там должен быть целый наци­ональный парк, демонстрирую­щий его символическое значение. Мне бы хотелось, чтобы кулинар­ным символом стали колдуны (не столько картофельные, сколько мучные). Только это должно под­тверждаться наличием колдунов в заведениях общепита и кули­нарных книгах. Символом Белару­си мог бы стать город Гродно как одна из фактических столиц ВКЛ и Речи Посполитой, но тогда это

должно подтверждаться культур­ной ситуацией в городе. Новое в символике должно иметь знако­вую связь со старым, и четко рабо­тающие структуры и организации должны это подтверждать».

Блестящее белорусское будущее часто связывают с деревней, сель­ским хозяйством, агротуризмом, и нередко поиск символов при­водит в лес. Экскурсовод Ана­толий Варавва, однако, придер­живается мнения, что Беларуси не хватает городских символов. «Го­род динамичен, он горит идеями и дает выход на международную арену, - говорит он. - С конца XIV века любой город стремился полу­чить Магдебургское право, пото­му что оно давало свободу. Город порождает элитарную культуру, а с комбайном и трактором на меж­дународный уровень не выйдешь. Более того, животное не может быть символом страны. Аисты есть не только у нас, а зубр ходит че­рез границу. У зверей своя жизнь, и для них административное де­ление существует условно. Символ должен быть рукотворным».

Поиск национального символа и разногласия по поводу его выбора многие связывают с тем, что Бела­русь пока сама не определилась, что она такое. Поэтому и имидж ее за рубежом зачастую выглядит «за­комплексованным»: это особен­но заметно по желанию на месте старого воздвигнуть новое, кра­сивое, престижное. «Пстарычна, культурна i ментальна Беларусь - еурапейская кража, - рассуж­дает историк и писатель Вла­димир Орлов. - 1ншая рэч, што свядомасць беларусау перажы- ла дэфармацыю за часы Расшскага панавання. Вялкая частка на- шых суайчыннкау знаходзщца у рускамоуным полк Таюм чы- нам, астэма пстарычных каар- дынат з большага грунтуецца на ?старый Расп. Адзж з найбольш красамоуных прыкладау - увя- дзенне пасады гарадавых, яюя бу- дуць ахоуваць пстарычны цэнтр Мжска. 1х з'яуленне будзе свед- чыць, што Мжск не еурапейская сталща, а раайсю губернск го- рад. А увогуле я мару пра той час, ^i у Беларус з'явщца сур'ёзны пстарычны канал, як ёсць у кражах Еуразвязу. Пстарычныя перадачы у нас з'яуляюцца раз-пораз. Выпад- кова. I часцей за усё зробленыя дылетантамi у пстерыи».

Создатели имиджа

Безусловно, в создании наци­онального имиджа - косвенно

ли, прямо ли, порой сами того не зная - участвуют все. «Позитив­ный имидж страны в равной сте­пени необходим и полезен всем гражданам Беларуси независимо от религии, политической ориен­тации, возраста, рода занятий, - говорит начальник управления информации, пресс-секретарь МИД РБ Андрей Савиных. - По­этому над его созданием должны работать все. Однако «все» зна­чит «никто», поэтому прежде всего я говорю об органах государствен­ного управления. Всех без исклю­чения. В условиях глобализации международных отношений меж­дународной деятельностью зани­маются все министерства и ведом­ства, а не только Министерство иностранных дел. Мы больше ра­ботаем в сфере межправитель­ственных политических контактов, в то время как отраслевые ми­нистерства работают на отрасле­вом уровне. Роль в формирова­нии внешнего имиджа страны у Министерства спорта и туризма, если учесть их туристическую на­правленность, даже больше, чем у МИДа. Однако наша работа бу­дет неполной, если к ней не под­ключатся простые люди и не ста­нут этот образ распространять. Мы должны действовать сообща, и этому может быть масса приме­ров. Так, иностранец прилетает в минский аэропорт, и первые бе­лорусы, которых он видит, - это пограничники и таможенники. Важно, чтобы они улыбались при­езжим, ведь мрачный погранич­ник заведомо создает негативный имидж принимающей стороны. Далее следуют встречи с таксиста­ми, официантами и только потом

-     с компанией или органом гос­управления. У приезжего туриста больше неформального общения, во время которого и складывает­ся главное впечатление о стране

-     более сильное, нежели на осно­ве информации из справочников и Интернета». Чтобы узнать, какой нашу страну видят иностранные туристы, достаточно почитать бло- говые отзывы. Безусловно, сколь­ко людей, столько и мнений. Од­нако в свете последних событий

-     долгосрочные упорные попыт­ки попасть в Беларусь американца Криса Гильбо и австралийца Дени Джорджа Вэтика, ситуация с виза­ми в аэропорту, уровень сервиса, и этот список можно продолжить

-      образ складывается далеко не заманчивый. Как это исправить? «У нас много недоработок в ин­формационной инфраструктуре, - считает Валерий Болдырев, на­чальник отдела маркетинга и издательской деятельности УП «Национальное агентство по туризму». - Нам нужна единая туристическая информационная сеть, доступная на многих языках, где бы иностранный турист мог по­лучить исчерпывающую информа­цию о том, где и как отдохнуть в Беларуси. Однако пока мы доволь­но часто сталкиваемся с нежела­нием представителей турбизнеса участвовать в проектах. Напри­мер, из 250 объектов размещения в международных системах online- бронирования зарегистрировано не более десяти, и то в основном в Минске. Очень важно провести качественное маркетинговое ис­следование, чтобы понять, кто наш турист и какой имидж у Беларуси в разных странах. Мы часто ез­дим на международные туристи­ческие выставки, и белорусский стенд в Москве существенно отли­чается от стенда, представленного в Лондоне: уровень знакомства с Беларусью в этих странах разный. По итогам исследования в форми­рование имиджа можно вносить корректировки и впоследствии со­ответствующим образом органи­зовывать пресс-туры. Увы, пока все упирается в финансовые воз­можности».

Между тем, говорят, что имидж Беларуси - в его отсутствии. Одна­ко я придерживаюсь мнения, что тем, чего нет, гордиться нельзя.

https://www.traditionrolex.com/8