https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Всемирная реликвия и белорусский талисман<br /></strong>Следующий символ, о котором мы погово­рим, появился тогда, когда на карте восточной Европы еще не существо­вало Великого княжества Литовского. Речь идет о знаменитом кресте преподобной Евфросинии По­лоцкой, который считается величайшей христианской реликвией. По преданию, внутри креста хранится кровь Иисуса Христа и ча­стица креста, на котором он был распят. Искусствоведы называют его непревзой­денным ювелирным шедев­ром Древней Руси. Судьба креста достойна пера рома­ниста. И, что самое главное, точка в этой истории, судя по всему, будет поставлена еще нескоро.</p>

Всемирная реликвия и белорусский талисман

Светлана КИРПА

Следующий символ, о котором мы погово­рим, появился тогда, когда на карте восточной Европы еще не существо­вало Великого княжества Литовского. Речь идет о знаменитом кресте препо­добной Евфросинии По­лоцкой, который считается величайшей христианской реликвией. По преданию, внутри креста хранится кровь Иисуса Христа и ча­стица креста, на котором он был распят. Искусствоведы называют его непревзой­денным ювелирным шедев­ром Древней Руси. Судьба креста достойна пера рома­ниста. И, что самое главное, точка в этой истории, судя по всему, будет поставлена еще нескоро.

efr

Крест Евфросинии Полоцкой - это напрестольное распятие, ко­торое, согласно православным канонам, должно храниться на престоле в алтаре храма и является обязательной его частью. Релик­вия была изготовлена для церкви Святого Спаса по заказу преподоб­ной Евфросиньи Полоцкой масте­ром Лазарем Богшей в 1161 году.

Основа шестиконечного креста была выполнена из кипарисово­го дерева, а сверху и снизу покры­та 21 золотой пластиной. Крест был украшен драгоценными камнями, орнаментом и 20 серебряными по­золоченными пластинками, а край передней стороны креста обрам­ляла нитка жемчуга. На верхних концах креста, высота которого со­ставляла 51,8 см, были изображе­ны до пояса Иисус Христос, Ма­терь Божия, Иоанн Предтеча. В центре нижнего перекрестия на­ходились лики четырех еванге­листов, а на концах - архангелов Михаила и Гавриила. Ниже пе­рекрестия были нарисованы свя­тые покровители заказчицы и ее родителей: Евфросиния Алексан­дрийская, великомученик Георгий и София. К верхнему перекрестию был прикреплен небольшой 4-конечный, а к нижнему - 6-конечный крестик. На обороте креста нахо­дились изображения отцов церкви - святого Иоанна Златоуста, свято­го Василия Великого, святого Гри­гория Назианзина (Богослова), апостолов Петра и Павла, святого Стефана, святого Димитрия, свя­того Пантелеймона. Над каждым ликом частично греческими, ча­стично славянскими буквами шли надписи.

efr-kr В середине креста было пять специальных квадратных выемок, куда поместили священные релик­вии: кусочки креста Господня с ка­плями его крови, кусочек камня от гроба Божией Матери, частицы мощей святого Стефана и целителя Пантелеймона, кровь святого Ди­митрия Солунского. Часть святынь прибыла в Полоцк из Византии благодаря обращению Евфроси­нии к императору Мануилу Ком- нину и патриарху Луке Хризовер- ху. Надо заметить, что Евфросиния была не просто настоятельницей монастыря. Даже будучи постри­женной в монахини, она остава­лась дочерью княжеской четы, по­этому высокопоставленные особы к ее просьбам прислушивались. Но за самыми главными реликви­ями для креста Евфросинии при­шлось отправиться в Иерусалим.

Внизу креста была сделана над­пись мелким шрифтом, в которой указывалось имя автора, что было нехарактерно для того времени: «Господи помози рабоу своемоу Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи». Была на кресте еще одна надпись, кото­рая размещалась на боковых тор­цах креста, по спирали в два ряда (приводится в переводе на совре­менный язык): «В год 6669 кладет Ефросинья святой крест в своем монастыре, у церкви святого Спа­са. Дерево святое бесценное, об­рамление его из золота и серебра, и камни и жемчуг на 100 гривен, а до. 40 гривен, пусть не выно­сят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не по­слушается кто и вынесет из мона­стыря, пусть не поможет ему свя­той крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами. и пусть постиг­нет его доля Иуды, который про­дал Христа. Кто осмелится учинить такое. властитель или князь или епископ или игуменья, или дру­гой какой человек, да будет на нем это проклятие. Ефросинья же, раба Христова, которая справила этот крест, обретет вечную жизнь со всеми святыми...»

Каких же огромных затрат, уси­лий мастера, дипломатических та­лантов самой Евфросинии стоило создание этого креста! Он стал ве­личайшей святыней своего време­ни, хранителем народа Полоцкого княжества в те беспокойные вре­мена. Равных ему не было!

Во время своего паломниче­ства в Иерусалим преподобная Евфросиния умерла. Крест, в ко­торый на тот момент уже были инкрустированы величай­шие реликвии христианского мира, согласно завещанию привезла назад в Полоцк двоюрод­ная сестра Евфросинии Полоц­кой Евпраксия. Святыня была помещена в  Спасо-Преображенский храм и  оставалась там до 17 января 1222 года, когда По­лоцк захватили войска смолен­ского князя Мстислава Давыдовича. Крест был вывезен в Смоленск, где хранился вплоть до XVI века. Как свидетельствуют хроники, в 1495 году в Смоленске была изго­товлена его копия, чтобы во вре­мя обряда водосвятия не опускать бесценный крест в воду - ведь его основа была изготовлена из де­рева. После захвата Смоленска в 1514 году московским князем Василием III реликвия была доставлена в Москву. По при­казу Ивана Грозно­го крест был рестав­рирован. Следы этой реставрации очень хорошо видны на фо­тографиях, сделанных до исчезновения реликвии В 1563 году крест вернул­ся в Полоцк, но его возвраще­ние было свя­зано с весьма драматическим моментом нашей истории. Московский царь Иван Гроз­ный, поклявшись, что вернет крест на его законное место в случае победы, взял его с со­бой в поход на Полоцк. После осады, длившейся пятнад­цать дней, Полоцк пал. И, не­смотря на огром­ную ценность реликвии, Иван Гроз­ный выпол­нил свое обещание, отдав крест в храм, который Евфросиния назначила местом его хранения. Позже крест был пе­ренесен в Софийский собор, кото­рый после заключения Брестской церковной унии в 1596 году был отдан униатам. Почти два века он хранился в Полоцке. Во время вой­ны 1812 года священную реликвию вмуровали в стену Софийского собора, отстроенного после взры­ва 1710 года. Французские вой­ска использовали храм в каче­стве конюшни, не подозревая, какие ценности хранят его сте­ны. С окончанием вой­ны собор был вновь освящен, а крест вер­нулся на свое закон­ное место. После лик­видации унии в 1839 году крест Евфросинии Полоц­кой снова перешел в ведом­ство православ­ной церкви. В 1841 году святыню для поклонения ве­рующих возили в Москву и Петербург. По воз­вращении в Полоцк крест по­местили на его законное ме­сто в Спасо-Преображенский храм Спасо-Евфросиниевско- го монастыря, где он и пробыл почти 90 лет. В 1921 году крест был реквизирован и находился в местном финотделе. Семь лет спустя директор Белорусского государственного музея Вацлав Ластовский отправился с экспе­дицией в Полоцк, чтобы оты­скать реликвию. Найденный крест отправили в Минск, а за­тем в Могилев, где он хранился в комнате-сейфе Могилевско- го обкома и горкома партии. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, крест бес­следно исчез. Что произошло в те дни в Могилеве - вероятно, из­вестно лишь очень узкому кругу людей.

Доктор филологических наук, профессор Адам Мальдис пред­принимал неоднократные попытки найти крест, много раз поднимал этот вопрос в прессе. К сожалению, существенных результатов это не дало. Согласно его расследовани­ям, крест не был похищен немец­кими войсками, как заявляли со­ветские партийные деятели. Уже в наши дни исследователь Сергей Крапивин нашел в архивах стено­граммы высказываний предсе­дателя Совета Министров БССР П.К. Пономаренко, которые косвенно указывают на то, что советское руководство знало, где находится крест. Вероят­нее всего, крест был вывезен во время эвакуа­ции в Москву.

Возможно, был продан в США в качестве расче­тов по ленд-лизу, возможно, так и остался в столице России. Интерес­но, что в те памятные дни 1941 года из Могилева вместе с крестом ис­чезли и другие ценности. В дека­бре 1944 года был составлен спи­сок предметов, исчезнувших из Могилева в первые дни войны. В нем крест Евфросинии Полоцкой был записан под №3, а под №21 находилась не менее ценная ре­ликвия - Слуцкое Евангелие 1581 года.

Невероятно, но в 2003 году на Епархиальных чтениях, посвящен­ных 210-летию Минской епархии, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белару­си Филарет представил Слуцкое Евангелие на суд общественности. По его словам, реликвию передал ему один из священников, которо­му Евангелие отдал прихожанин. В связи с этим возникает множество вопросов: кто же этот прихожанин, каким образом такая ценность по­пала к нему и где Евангелие нахо­дилось более 60 лет? Возможно, найдя ответы на эти вопросы, уда­лось бы обнаружить и следы кре­ста Евфросинии Полоцкой. Есть еще один момент в этой истории, который кажется любопытным. Ка­кова судьба копии креста, изготов­ленной в 1495 году в Смоленске? Была ли уничтожена или с тех пор на исторической сцене фигуриро­вали два креста? Вопросов возни­кает множество, а вот ответов пока ни на один нет.

А пока следы настоящего креста прячутся во мраке истории, было принято решение восстановить его. Трудность заключалась в том, что техника перегородчатой эмали, в которой был создан крест, утрачена. Но совместными усили­ями историков и брестского юве­лира-эмалировщика, члена Союза художников Республики Беларусь Николая Петровича Кузьмина крест был восстановлен. Сегодня он хранится в Спасо-Преображен- ском храме Спасо-Евфросиниев- ского монастыря рядом с мощами преподобной Евфросинии Полоц­кой.

Что же значит для нас этот крест? Самое главное - что он был изго­товлен белорусской святой для белорусов. Он задумывался пре­подобной Евфросинией Полоц­кой как защитник и хранитель на­рода Полоцкого княжества. Он содержал в себе реликвии миро­вого значения, вписывая тем са­мым Беларусь и белорусов в ев­ропейскую историю. Крест был уникален. Полоцкий ювелир Ла­зарь Богша не только сделал его по канонам средневекового евро­пейского искусства. Он привнес в крест национальный колорит, вы­делявший его среди подобных ре­ликвий. Факт восстановления кре­ста свидетельствует о важности его для православных верующих Беларуси. Утрачен ли для белору­сов настоящий крест Евфросинии Полоцкой навсегда? Полагаю, что нет. Как показывает история, рано или поздно все возвращается на круги своя. Придет время, ког­да крест Евфросинии Полоцкой - бесценная реликвия белорусско­го народа - вновь будет положен в храм.

https://www.traditionrolex.com/8