- Валентин Викторович, на смену лицензированию придет единый реестр турфирм. Что он будет из себя представлять?
- На рабочем совещании по поводу проекта типового договора мы касались в том числе и этого вопроса. Поскольку туристическая деятельность относится к видам деятельности с повышенными предпринимательскими рисками как для туристов, так и для турфирм, она не может быть оставлена государством без внимания и пущена на самотек. Сейчас туристические компании находятся в ожидании и задаются вопросом, что придет на смену лицензированию. Мне кажется, что лицензирование как таковое будет сохранено, только под другим названием. Либо будет выдаваться патент на занятие данной деятельностью, как это делается в Молдове, либо это будет российский вариант - единый реестр туроператоров и турагентов нашей страны. Подобный реестр нельзя назвать новинкой на нашем рынке - мы часто получали запросы от коллег из России, которые просили предоставить сведения о том, что та или иная компания находится в реестре туроператоров Беларуси. Мы в этом случае брали справку в Министерстве спорта и туризма, так как в процессе прохождения лицензирования каждая турфирма заносилась в специальный журнал, то есть определенный реестр уже существовал. Сейчас турфирмы будут заносить в него без использования слова «лицензирование», но наверняка они должны будут выполнить определенные условия для такой регистрации. Я думаю, что обязательно останутся требования к образованию и опыту работников туристической сферы, возможно, будет введена обязательная аттестация. Это тоже не новость для отрасли - когда-то аттестацией занималась компания «Белинтурист», снимая нагрузку с органов государственного регулирования. Кто будет заниматься ею сейчас, пока неизвестно, но сами профессионалы отрасли к такой перспективе, скорее всего, отнесутся благожелательно, так как вопросы компетенции сотрудников турфирм нельзя оставлять без внимания.
- На ваш взгляд, требования к вхождению в единый реестр турфирм должны быть мягче или жестче тех, которые предъявлялись для их лицензирования?
- Мы полагаем, что они должны быть жестче, так как на сегодняшний день сфера туризма уже сформировалась и все ее ниши заполнены. То есть та организация, которая сейчас хочет работать в отрасли, должна иметь опыт и квалифицированных сотрудников. Легкость вхождения новых игроков в туристический рынок, которая существовала при лицензировании, привела к его разбалансированию, большое количество фирм вызвало на рынке демпинг и не способствовало его корпоративной консолидации - сейчас наступил момент, когда государство должно с помощью своих рычагов ввести ситуацию в цивилизованное русло.
- Введение финансовых гарантий эксперты рынка оценивают сейчас как неизбежное. На ваш взгляд, какой их форме отдаст предпочтение государство?
- Изначально рассматривались варианты банковской гарантии и страхования профессиональной ответственности турфирм - по образу и подобию российского рынка, где эти процедуры были начаты в 2007 году. В целом в Беларуси склоняются скорее к введению обязательного страхования, так как банковская гарантия - это «мертвые» деньги на счету, которые мало какая из турфирм может себе позволить. Такая форма регулирования чрезвычайно накладна для участников рынка. Что касается страхования ответственности, то в России страховаться обязали только туроператоров, а с тур- агентов ответственность перед туристом была фактически снята. Пока неизвестно, кого будут страховать в Беларуси: туроператоров и турагентов или только туроператоров, но Закон о туризме возлагает одинаковую ответственность перед туристом и на тех, и на других. То есть если будет введено страхование только туроператоров, в законодательстве может появиться противоречие. В России против финансовых гарантий в свое время выступали из боязни монополизации рынка. И действительно, на первых порах, когда был введен финансовый депозит, рынок в России несколько укрупнился, а некоторые тамошние туроператоры приезжали к своим партнерам в Беларуси, чтобы попросить их о небольшой финансовой поддержке. К таким же последствиям могут привести и страховые взносы, если их размер будет слишком высоким: мелкий и средний бизнес может быть вымыт из отрасли. Последняя страховая сумма, которая была озвучена для туристических компаний, равнялась 5 тысячам минимальных зарплат. Такое покрытие рисков требует страхового взноса около 2-3 тысяч евро в год. В принципе, такие деньги в начале сезона сможет изыскать большинство туристических компаний, а государство в итоге получит не очень существенное вливание в бюджет. Если же сумму страхового взноса в ходе закрытой от общественности дискуссии установят более высокую, тогда мы и получим монополизацию рынка: даже крупные отечественные турфирмы не все смогут застраховаться, наш тур- бизнес будет подкошен, а в страну придет иностранный капитал. Ведь недаром Бонапарт заявлял в свое время: «...Государство, которое не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Точно так же может сложиться ситуация на нашем рынке: преимущество получат иностранные компании, а отечественные будут работать только в качестве агентов.
- Сможет ли страхование ответственности турфирм сделать туристов более защищенными?
- Я в этом сомневаюсь. В случае страхования ответственность перед туристом будет возложена на страховую компанию, которая, во-первых, слабо знает специфику туристической отрасли, а во- вторых, располагает опытными юристами, которые сделают все, чтобы доказать несостоятельность претензий туриста. Судиться со страховой компанией гораздо сложнее, чем с турфирмой, которая может признать справедливость недовольства клиента и, что называется, не захотеть «выносить сор из избы», чтобы сохранить репутацию. Чтобы иметь аргументы для страховой компании, туристу придется фиксировать каждое нарушение, превращая свой отпуск в сбор документации. Он не сможет обратиться с претензией, какой бы обоснованной она не была, в турфирму, так что определенную головную боль финансовые гарантии в виде страхования их деятельности с турфирм бы сняли. Вопрос только - какой ценой?
- Должен ли размер страховой суммы зависеть от оборота турфирмы и от направления, которым она занимается?
Определенно должен, так как нецелесообразно и нелогично по отношению к мелким, но профессионально работающим на протяжении многих лет турфирмам устанавливать такой же страховой взнос, как и для крупных компаний. Обязательно должны быть льготы для турфирм, основная деятельность которых - внутренний и въездной туризм. Как известно, сегодня от всего объема организованного въездного туризма в стране 25% приходится на 4 туроператора, занимающихся приемом в Беларуси, а это вид туризма, развитие которого находится под патронатом государства в первую очередь. Основные игроки на этом рынке должны получать какие-то преференции - вплоть до снижения ставок арендной платы, введения упрощенной схемы налогообложения и так далее. Да, в Беларуси приемом обязаны заниматься все без исключения туроператоры, но это, в общем-то, неправильно. Эта та сфера туризма, которая требует специально подготовленных людей, знающих иностранные языки, особенности иностранного сервиса, умеющих правильно представить и подать нашу страну. Нужно поддерживать турфирмы, специализирующиеся на приеме, а со всех остальных снять «повинность» по привлечению туристов, так как без должных навыков они могут и дискредитировать Беларусь в глазах иностранцев.
- На ваш взгляд, какая форма финансовых гарантий была бы оптимальна на нашем рынке?
- Да никакая из перечисленных. Если мы не страхуем собственно риски туриста, который едет в поездку, то никакое страхование ответственности турфирмы не поможет. Это не более чем посредник, аккумулирующий услуги сторонних организаций, его запросто может «кинуть» иностранная компания, и если мы в арбитражном порядке не можем разобраться внутри страны, то что говорить о ситуации, затрагивающей интересы международных туроператоров? Нельзя говорить, что финансовые гарантии больше защитят туриста - просто ему придется преодолеть больше бюрократической волокиты для взыскания денег за некачественное выполнение услуги. Как это будет происходить практически, мы пока не знаем, и вопрос еще в том, сколько туристов решится связываться с подобной процедурой защиты их интересов.
- Хорошо, а в чем вы видите плюсы страхования рисков каждого отдельного клиента?
- Это общепринятая норма в западноевропейских странах. У нас она могла найти отражение в создании специального закона о страховании рисков путешественника. К сожалению, наш страховой рынок к этой норме может быть не готов - в свое время большинство страховых компаний, к примеру, зареклись страховать клиентов от неполучения визы, когда нашим студентам, выезжающим за границу на учебу или работу, в ряде консульств стали отказывать в массовом порядке. Само по себе страхование в туристической сфере не может предусмотреть все, но определенный перечень рисков можно было бы зафиксировать: незаселение в выбранный отель из-за овербукинга, поломка автобуса в дороге, отравление некачественными продуктами, несчастный случай и так далее.
- Разве несчастные случаи не должна покрывать медицинская страховка?
- Здесь есть свои особенности. Не всегда та сумма, на которую застрахован человек, может оказаться достаточной, так как страховать все риски по полной программе очень дорого, и не все страховые компании на это решаются - клиент может отказаться. К тому же в страховании часто половина суммы закладывается на лечение, а половина - на транспортировку, и этой суммы может быть недостаточно. Турист, который покупает страховку в турфирме, может и не знать об этой особенности, и если страховой случай наступает, ему приходится искать помощи у родственников либо просить вмешательства государственных органов. В любом случае введение страхования рисков путешественника - повод для дискуссии. Неясно, готовы ли страховые компании к чему-то подобному, должно такое страхование быть добровольным или обязательным - все это требует тщательного анализа и проработки в среде профессионалов и общественности.
- Вопрос в связи с богатым на скандалы в отрасли летом: можно ли застраховать туриста от банкротства турфирмы или мошенничества?
- В ряде цивилизованных стран страхование предприятий от банкротства по линии государства существует. В этом случае предприятие, естественно, платит страховые взносы, и клиент может получить компенсацию, если компания станет финансово несостоятельной. Но поскольку у нас такого механизма нет, остаются вопросы. К примеру, придет на рынок новая турфирма, найдет 2-3 тысячи евро, чтобы застраховаться, зарегистрируется в реестре, поднакопит денег и исчезнет в середине сезона в неизвестном направлении. И что? Да, ее деятельность была застрахована, но что с того в конечном итоге потребителю, если страховка на подобные случаи не распространяется? Пока мы не видим практической проработки подобных вопросов в финансовых гарантиях, и напрашивается вопрос: а для чего тогда они нужны? Что касается случаев мошенничества, то если на турфирму заведено уголовное дело, ее вину должен доказывать суд. И вопрос, сможет ли клиент в этом случае рассчитывать на компенсацию, также должен быть продуман и проработан. По большому счету, о финансовых гарантиях сейчас можно сказать следующее: они не защищают туристов должным образом, и в том виде, в котором сейчас обсуждается, не могут значительно пополнить государственный бюджет и тем более способствовать интересам отечественного туризма.
Подготовила Ирина ШПАКОВСКАЯ