https://www.traditionrolex.com/8
<p>Лицензирование туристической деятельности отменили, и не стало смысла вести дискуссии о том, благо это для отрасли или зло. Факт свершился, и теперь больше вопросов вызывает механизм контроля, который изберет государство вместо лицензирования. Специалисты отрасли уже практически смирились с неизбежностью введения фингарантий. О том, смогут ли они защитить туристов от недобросовестности турфирм, корреспондент газеты «Туризм и отдых» побеседовала с заместителем председателя Общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» Тамарой Бельской.</p>

Тамара Валерьяновна, с какими претензиями в «Белорусское общество защиты прав потребителя» обычно обра­щаются туристы?

belskaya

-    Буквально перед вашим прихо­дом нам позвонила женщина, чья дочь уже третьи сутки находится в Москве, в то время как турфирма ни­как не может исполнить свои обяза­тельства по организации трансфера «Москва - Минск». Есть обращения, касающиеся незаселения: к приме­ру, на ток-шоу «Выбор» не так дав­но выступали туристы, которым при­шлось двое суток ночевать на пляже, - их жалоба также попала к нам. Есть обращения, касающиеся несоответ­ствия договора условиям прожива­ния. Один из последних случаев - две туристки были заселены в номер без окон - видимо, переоборудо­ванную кладовку. Сейчас туристы в меньшей степени жалуются на отдых в Крыму, так как сервис там развива­ется, а раньше часто поступали жа­лобы на проблемы с горячей водой.

-   Недавняя отмена лицензиро­вания туристической деятельно­сти вызвала дискуссии в профес­сиональной среде: большинство специалистов восприняло ее с подозрительностью, хотя и при­знало, что лицензирование как инструмент никого не защища­ло...

-    Скажите, пожалуйста, а почему специалисты посчитали, что лицен­зирование никого не защищало?

-   Лицензию было очень просто получить.

-     Но это уже совершенно другой вопрос! Я не склоняюсь к позиции, что лицензирование нужно было от­менить. Действительно, у нас до­вольно легко получить лицензию на осуществление определенного вида деятельности, и я думаю, что если бы этой легкости не было, мы бы сняли часть проблем. Пример не из тури­стической сферы. Те же американцы, которые хотят получить разреше­ние на отлов рыбы в определенный, очень короткий сезон, должны за­платить миллион долларов за раз­решение. И это не произвол - обе­регается возможность отлова рыбы в следующем сезоне, то есть думают о продовольственной безопасности. Почему у нас сегодня по отношению к банкам, чья деятельность также ли­цензируется, введены требования, связанные с собственным капиталом банка? Потому что благодаря этому исчез беспредел, существовавший в 90-е годы, когда новый банк через полгода мог исчезнуть вместе с вкла­дами населения. Для страховых ком­паний также существует требование, согласно которому они должны рас­полагать собственным капиталом, часть которого - резервный фонд - должна храниться на счетах Мини­стерства финансов. Зато в Беларуси не было таких случаев, как в России, когда страховые компании, вме­сто того чтобы выполнять свои обя­зательства перед клиентами, просто исчезали. Хотя по сути - лицензиро­вание ли, какая-либо сумма на счету, - ни один механизм не способен на 100% защитить ваши интересы. По одной простой причине - из-за лег­кости, с которой у нас сейчас мож­но зарегистрировать субъект хозяй­ствования практически в любом виде деятельности.

-   То есть вы не поддерживаете отмену лицензирования?

-    В настоящее время - нет, пото­му что за 18 лет работы в «Белорус­ском обществе защиты потребите­лей» видела не одну финансовую и торговую пирамиду. И прекрасно от­даю себе отчет, во что такая отмена может вылиться.

-   Правила регистрации турфир­мы сегодня должны ужесточать­ся?

-     Безусловно. Замечательной га­рантией для туриста была бы не про­сто регистрация каждого субъекта, а предъявление ему определенных требований. Как минимум к его про­фессиональной подготовке, потому что она все-таки должна быть у чело­века, который планирует заниматься работой в сфере туризма - особен­но выездного, представляющего не­которую опасность для наших граж­дан. Сегодня в Беларуси требование к наличию специального образова­ния не выставляется нигде, за исклю­чением риэлтерской и юридической деятельности. В туризме это тоже должно быть. Второй критерий, который нужно ввести, это требование к наличию собственного значитель­ного капитала. Каков должен быть его максимальный размер, мож­но обсудить, но не 2 и не 4 миллио­на рублей уставного фонда, который может быть внесен в течение года, причем в этом качестве могут высту­пать и неденежные активы. Увели­чить уставный фонд соразмерно де­нежному обороту мы предложили еще в 1996 году, когда на рынке ста­ли разваливаться всевозможные фи­нансовые пирамиды, но, к сожале­нию, тогда на это не пошли. Но как так может быть - фирма заключает миллиардные сделки, а ее уставный фонд при этом равняется 4 миллио­нам рублей? Эта сумма должна быть больше! Понятно, что если значи­тельную сумму полностью положить в банк мертвым грузом, это создаст препятствие в деятельности турфир­мы, так как деньги должны работать, но какая-то часть собственного ка­питала должна находиться на счетах предприятия.

-    По сути, мы сейчас говорим о банковских гарантиях?

-   Это не совсем банковские гаран­тии, это скорее требование, которое должно быть введено, чтобы услож­нить возможность осуществления деятельности туристической фирмы. Все-таки 1200 субъектов, которые сейчас на белорусском рынке зани­маются оказанием туристических ус­луг, - это немало.

-     В качестве возможного ме­ханизма финансовых гарантий сегодня называют страхование ответственности турфирм. На­сколько оно будет эффективно в плане защиты туриста?

-     Хорошо. От чего страхование? Будет оно обязательным или добро­вольным? Прежде чем отменять ли­цензию, опубликуйте условия этого страхования! Что будет относиться к страховым случаям, какой будет ми­нимальный и максимальный размер страховой суммы? Если мы возьмем обязательное страхование граж­данской ответственности, то в этом случае у нас будет указ президен­та, который определяет лимит от­ветственности и расписывает всю процедуру от А до Я: сроки, пакет до­кументов и так далее. Я не могу оце­нивать страхование ответственно­сти турфирмы: чтобы сказать, что это великолепно и прекрасно, я долж­на знать его условия. Если оно бу­дет добровольным, значит, каждая страховая компания сможет разра­ботать собственные правила страхо­вания. Да, они будут согласованы с Министерством финансов, но каки­ми будут основные условия - что от­носится к страховому случаю, что не относится, каковы сроки рассмотре­ния претензии? Не секрет, что зна­чительная часть денежных средств у многих туристических фирм про­ходит мимо кассы. Турист заключа­ет договор, оплачивает фирме тури­стическую услугу в размере 80 тысяч рублей, но за 2-3 тысячи долларов или евро, отданных за тур, он не по­лучает чека - только надпись на до­говоре «Оплачено». Это значит, что при обращении к страховщику ту­ристу всегда могут ответить: «Изви­ните, этот случай не страховой, пото­му что непонятно, какое лицо взяло у вас деньги и вообще, платили вы их на самом деле или нет». Распро­странена на рынке и ситуация, осо­бенно в случае автобусных туров, когда деньги за поездку передают­ся на территории другой страны во­обще без каких-либо документов, подтверждающих оплату тура. Что в этом случае может возместить тури­сту страховая компания?

-     То есть, на ваш взгляд, си­туация с выплатой компенса­ции туристу только усложнится с введением страхования ответ­ственности турфирм?

-     100%-ной гарантией не может быть ни один механизм. Не было та­кой гарантией и лицензирование де­ятельности, но, по крайней мере, оно имело определенные рычаги влия­ния. Если на фирму начинали идти нарекания и фирма приостанавли­вала свою деятельность, это хотя бы оберегало тех туристов, которые еще только собирались в нее обратиться. Конечно, это не решало вопрос с вы­платами компенсаций туристам, но при этом хотя бы не нарастал снеж­ный ком.

-     Эксперты турбизнеса обсуж­дают вариант страхования ри­

сков каждого отдельного путеше­ственника. Что по этому поводу думаете вы?

-    Обсуждать - это очень хорошо. Но скажите, пожалуйста, если я по­ехала отдыхать, к примеру, в Еги­пет в индивидуальный тур, при этом плохо изъясняюсь на английском и столкнулась с проблемой, связан­ной с незаселением в отель, как я получу документы, подтверждаю­щие, что меня не заселили? Я ведь не могу просто вернуться в Беларусь и сказать: «Меня не заселили». Мо­жет, я за углом нашла что-то получ­ше и подешевле? Или, к примеру, претензии туриста к качеству пита­ния. Что значит хорошее или плохое питание? Это очень субъективная оценка, которую сложно доказать. Каким может быть критерий «ка­чественной» или «некачественной» еды? У нас, к примеру, были жало­бы на организацию шведского сто­ла в одном из отелей - немецкие ту­ристы могли наливать себе столько сока, сколько хотели, а русские ту­ристы - только один стакан. Или во время завтрака корзины с продук­тами не обновлялись, и когда люди появлялись в ресторане, практиче­ски все было разобрано. Но скажи­те мне, пожалуйста, какими доку­ментами можно это зафиксировать? Меня как юриста это интересует. Что должен будет предоставить ту­рист в качестве доказательства и где он сможет заполучить эти докумен­ты? Ведь голословное утверждение о том, что еда была неудовлетвори­тельной, не пройдет. Сейчас для на­ших туристов при выезде за рубеж стало обязательным добровольное страхование от несчастных случаев и болезней. По данному виду стра­хования я могу сказать, что это хо­рошая норма. Тем не менее, и здесь периодически возникают вопросы. Могу посоветовать всем туристам заранее обращать внимание, что предусматривает такая страховка: оказание экстренной медицинской помощи или возмещение затрат на оказание экстренной медицинской помощи, когда туристу изначально за все приходится расплачиваться из своего кармана, а компенсацию он получает дома. И обязательно следует заранее уточнять, куда вам обращаться, какой номер службы поддержки в той стране, куда вы едете.

-    Можно ли как-то уберечь ту­ристов от мошенничества?

-     Еще раз повторяю - 100%-ная гарантия, к сожалению, невозмож­на ни при каких обстоятельствах. Совершение мошеннических дей­ствий - это преступление, и ни один вид страхования от преступления не страхует.

-      Иногда случается, что обя­зательства перед белорусской турфирмой не выполняет фир­ма-партнер, а в итоге страдают туристы. Такую ситуацию можно предотвратить?

-    Мы сейчас говорим о защите ин­тересов граждан здесь, в Белару­си. При взаимодействии нашего тур­оператора с иностранным возмож­но страхование предприниматель­ских рисков. Но это вопрос каждого отдельного субъекта хозяйствова­ния - каким образом минимизиро­вать свои возможные финансовые потери в результате сделки с партне­ром. Обязать предприятия страхо­вать свои риски никто не может - это вопрос их деятельности.

-      То есть позиция «Белорус­ского общества защиты потре­бителей» - это в первую очередь ужесточение требований реги­страции турфирм?

-     Даже не ужесточение, а четкий перечень этих требований. В отрас­ли не должны работать случайные люди. Если у человека есть образо­вание, опыт, наработанные контак­ты с партнерами, то при выполнении определенных финансовых требо­ваний пусть регистрирует турфирму и осуществляет свою деятельность. Студент, который закончил вуз и по­лучил туристическую специальность, имеет только представление об от­расли, в которой он будет работать. Этого недостаточно для начала соб­ственного дела.

https://www.traditionrolex.com/8