https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>От редактора</strong><br />По официальным сообщениям, ситуация с поставками гречневой крупы в белорусские торговые точ­ки стабилизировалась. А вот обста­новка в отечественном турбизнесе на сегодняшний день, по моим лич­ным наблюдениям, разбалансирована донельзя. Все сметено могучим ураганом - ваучер, договор, лицен­зия, сертификат... Вся привычная до­кументальная база приказала долго жить. Что взамен?</p>

gl-red1 Лилия КОБЗИК

По официальным сообщениям, ситуация с поставками гречневой крупы в белорусские торговые точ­ки стабилизировалась. А вот обста­новка в отечественном турбизнесе на сегодняшний день, по моим лич­ным наблюдениям, разбалансирована донельзя. Все сметено могучим ураганом - ваучер, договор, лицен­зия, сертификат... Вся привычная до­кументальная база приказала долго жить. Что взамен?

Пока только слухи. Реально лишь поручение главы государства разра­ботать механизмы регулирования туристической отрасли. Честно го­воря, слово «регулирование» как- то смущает и, по-моему, откровенно плохо совмещается со словом «ли­берализация», под маркой которой в отрасли отменили лицензирование.

Но давайте все же разберемся: с помощью каких механизмов можно заниматься «регулированием» от­расли и турбизнеса?

Два ключевых момента. Первый - это «вход» фирмы в рынок. Напом­ню, что в данное время он свобод­ный. После отмены лицензирования действует заявительный принцип ре­гистрации - то есть заявился и рабо­тай: ни опыта, ни образования уже не надо, тренируйся на туристах, как на кошках. Второй момент - это соб­ственно контроль над уже работаю­щей организацией. Знаете, что бы там ни пело Минэкономики устами уважаемого замминистра Андрея Тура, ясно, что от своего участия в обоих моментах государство не от­кажется. И в данное время идет, ве­роятно, весьма активная и явно ку­луарная деятельность по разработке соответствующих механизмов.

Далее действительно могу опери­ровать только постоянно обновляю­щимися слухами.

Возможно, для осуществления ту­ристической деятельности фирмам (точнее - туроператорам) понадо­бится некий патент либо сертификат. Насколько мне известно, такой вари­ант прорабатывается. Он недешевый, этот вариант, по времени и силам до­статочно трудоемкий. Касается непо­средственно качества турпродукта. И кстати, позволю себе напомнить, что сертификация уже имела место в за­конодательной практике нашего тур- бизнеса. Затем, напоминаю, обяза­тельная сертификация была в стране отменена - по нашей традиции все отменять и вводить нечто другое (ве­роятно, для того, чтобы директорам и бухгалтерам фирм не приходилось скучать). Патент или сертификат - это так называемая молдавская законот­ворческая модель. Но, судя по все­му, без «российского вектора» и мо­сковского опыта дело в Беларуси, как всегда, не обойдется. А это означа­ет введение фингарантий, необходи­мых фирме для вхождения в некий реестр компаний, то есть для «входа» в рынок.

Думаю, что у нас применят, так сказать, смешанный российско-мол­давский вариант законодательно­го регулирования. То есть будет и сертификат (либо патент), и фингарантии. И если сертификация - это нудный, но понятный процесс, то о фингарантиях мало кто может сказать что-то внятное. Судя по ком­ментариям некоторых чиновников, общественных деятелей в сфере ту­ризма да и бизнесменов, люди не понимают ни смысла фингарантий, ни механизма их действия. Как же тогда все это будет применяться на практике?

Для чего фингарантии? У финан­совых гарантий двойная функция. Во-первых, они должны расставить по местам туроператоров и тур- агентов. Во-вторых, служить «мягкой подстилкой» в случае невыполнения оператором своих договорных обя­зательств. Тут важный момент. Во­преки распространенному заблуж­дению, фингарантии существуют не для компенсации просто некаче­ственно оказанных по договору ус­луг, а для случаев официального банкротства либо мошеннического исчезновения фирмы.

В каком виде существуют финга­рантии? Это либо банковский депо­зит (то есть сумма, «замороженная» на счету), либо страхование туропе­раторской ответственности (если белорусские страховые компании за­ймутся этим!). Сумма фингарантий зависит от того, въездным, внутрен­ним либо выездным туризмом зани­мается фирма, а также (российский опыт) - от оборота компании.

При этом совершенно непонят­но, что в наших условиях понадо­бится турагентам для того, чтобы за­ниматься своей работой. По поводу турагентов даже слухов никаких нет. Неужели ничего? А ведь именно тур- агенты делают погоду на белорус­ском рынке в последние годы!

Самый муссируемый в отрасли и волнующий турфирмы вопрос - это, конечно, размер фингарантий. В России для крупных операторов он адский - сотни тысяч и даже не­сколько миллионов долларов.

Ясно, что у нас подобные финга­рантии «положат» рынок. В этом слу­чае жизнь смогут сохранить 5-7 опе­раторов, причем исключительно российского происхождения.

Кстати, только 10% операторов России воспользовались банков­ским депозитом, остальные прибег­ли к услугам страховых компаний. А поскольку страховые случаи по фингарантиям за два года наступа­ли в России всего несколько раз, то рентабельность страхового бизнеса в этой части оценивается почти как 100%-ная!

Скажу откровенно, что более-ме­нее крупные белорусские туркомпа- нии вовсе не против фингарантий. Они еще питают надежды, что в этом случае рынок немного «почистит­ся» от явных дискаунтеров, непро­фессионалов, а возможно, и кон­курентов. Но и суммы фингарантий предлагаются достаточно неболь­шие - приблизительно несколько десятков тысяч долларов. Могут ли служить такие деньги прикрытием для фирмы и «мягкой подстилкой» для клиентов на случай упомянутых форс-мажоров? Вряд ли! Также, от­кровенно говоря, эта сумма не в со­стоянии сыграть роль «фильтра» для вхождения в рынок и пребывания в нем огромного количества игроков. Не будем забывать, что когда разно­калиберный белорусский турбизнес не в состоянии самостоятельно ре­шить проблему, на помощь прихо­дят российские, сербские, турецкие, греческие и прочие деньги. И кто по­сле этого скажет, что в Беларуси ни­чего не продано?

В общем, четко стабилизировать в нынешних условиях ситуацию в бе­лорусском турбизнесе будет очень сложно. Это вам не гречка, которую, кстати, я очень люблю и которая на моей памяти зловещим образом ис­чезает уже не в первый раз.

https://www.traditionrolex.com/8